Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Анализ производственно - хозяйственной деятельности





Прежде чем приступать к анализу показателей оценки производственно-хозяйственной деятельности, проведем анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия. Данный анализ позволяет определить сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия, определяет соответствующие угрозы и возможности развития организации, а, следовательно, дает возможность судить о состоянии производственно-хозяйственной деятельности.

SWOT-анализ - это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.

Сила - это то, в чем компания преуспела, особенность, которая представляет ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке.

Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования или то, что ставит ее в неблагоприятные условия в сравнении с другими организациями.

Составим список слабых и сильных сторон ОАО «Смолевичский молочный завод», а также список угроз и возможностей и сведем в таблицу 2.19.

Таблица 2.19 – Список сильных сторон и возможностей ОАО «Смолевичский молочный завод»

Внутренние сильные стороны 1 Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей; 2 Собственная технология 3 Опыт в разработке новых товаров 4 Выход на российский рынок, объем экспорта составляет 6 % 5 Низкие цены высокое качество производимой продукции Возможности предприятия 1 Использование новых технологий 2 Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей потребителя 3 Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка 4 Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом 5 Загрузка производственных мощностей до 100%

 

Таблица 2.19 – Список слабых сторон и угроз ОАО «Смолевичский молочный завод»

Внутренние слабые стороны 1 Недостаточные технологические навыки 2 Внутренние производственные проблемы 3 Недостаточный имидж на рынке 4 Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений 5 Неудовлетворительная сбытовая сеть 6 Устарелая технология производства творога 7 Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности 8 Не используются производственные мощности на 100% Внешние угрозы 1 Перенасыщенность рынков сбыта 2 Выход на рынок конкурентов с более низкими ценами 3 Растущая требовательность покупателей 4 Неблагоприятное изменение торговой политики Республики Беларусь и Российской федерации

После составления конкретного списка слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей, нужно установить связи между ними. Для этого составим матрицу SWOT (таблица 2.20).

Слева на рисунке выделены два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которых соответственно находятся все выявленные ранее сильные и слабые стороны предприятия. В верхней части матрицы также выделены два раздела (возможности и угрозы), в которые включены все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образовались четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угроза); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей рассмотрим все возможные парные комбинации и выделим те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения ОАО «Смолевичский молочный завод» (см. таблицу 2.21 – 2.24).

 

Таблица 2.20 – Матрица SWOT

Возможности 1 Использование новых технологий 2 Пути расширения ассортимента продукции 3 Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка 4 Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом 5 Загрузка производственных мощностей до 100% Внешние 1 Перенасыщенность рынков сбыта 2 Выход на рынок конкурентов с более низкими ценами 3 Растущая требовательность покупателей 4 Неблагоприятное изменение торговой политики Республики Беларусь и Российской федерации
Сильные стороны 1 Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей; 2 Собственная технология 3 Опыт в разработке новых товаров 4 Выход на российский рынок, объем экспорта составляет 6 % 5 Низкие цены и высокое качество производимой продукции. поле «СИВ» поле «СИУ»
Слабые стороны 1 Недостаточные технологические навыки 2 Внутренние производственные проблемы 3 Недостаточный имидж на рынке 4 Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений 5 Слабая сбытовая сеть 6 Устарелая технология производства творога 7 Плохая организация маркетинговой деятельности поле «СЛВ» поле «СЛУ»

Таблица 2.21 - Поле «СИВ»

Опыт в разработке новых товаров Пути расширения ассортимента продукции (простокваша, сырки глазированные)
Собственная технология Использование новых технологий (автоматизированная линия производства творога)
Выход на российский рынок Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом

Итак, для того, чтобы получить отдачу от возможностей ОАО «Смолевичский молочный завод», следует разрабатывать стратегию по использованию следующих сильных сторон: опыт в разработке новых товаров; собственные технологии; выход на российский рынок.

Таблица 2.22 - Поле «СЛВ»

Устарелое оборудование Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка
Неудовлетворительные технологические навыки Пути расширения нового ассортимента продукции
Неудовлетворительная сбытовая сеть Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом

Для того чтобы попытаться преодолеть имеющиеся на предприятии слабости, нужно попытаться построить стратегию, используя все возможности предприятия, а именно: пути расширения нового ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей потребителей; способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка; расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом.

 

Таблица 2.23 - Поле «СИУ»

Неудовлетворительные технологические навыки Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками
Устарелое оборудование Растущая требовательность покупателей
Недостаточный имидж на рынке Падение спроса на выпускаемую продукцию

Для того, чтобы предотвратить угрозы и избавиться от слабостей предприятию необходимо вырабатывать стратегию управления, стараясь увеличить ассортимент продукции, постараться снизить затраты на производство продукции, а также исследовать рынок потребителей.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (таблица 2.24).

Таблица 2.24 – Матрица возможностей

Вероятность Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние
Высокая вероятность ПОЛЕ «ВС» ПОЛЕ «ВУ» ПОЛЕ «КВМ»
Средняя вероятность ПОЛЕ «СС» ПОЛЕ «СУ» ПОЛЕ «СМ»
Низкая вероятность ПОЛЕ «НС» ПОЛЕ «НУ» ПОЛЕ «НМ»

Данная матрица строиться следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).

 

Таблица 2.25 - Матрица возможностей ОАО «Смолевичский молочный завод»

Пути расширения нового ассортимента продукции. Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом Использование новых технологий Возможность загрузки производственных мощностей до 100%
Пути расширения нового ассортимента продукции. Расширение рынков сбыта, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом ПОЛЕ «ВС» ПОЛЕ «ВУ» ПОЛЕ «КВМ»
Использование новых технологий ПОЛЕ «СС» ПОЛЕ «СУ» ПОЛЕ «СМ»
Способность обслужить дополнительные группы потребителей или выйти на новые сегменты рынка Загрузка производственных мощностей до 100% ПОЛЕ «НС» ПОЛЕ «НУ» ПОЛЕ «НМ»

Возможности, которые попали на поля «ВС», «ВУ», и «СС» имеют большое значение для предприятия и их надо обязательно использовать. Следовательно, ОАО «Смолевичский молочный завод» необходимо расширить рынки сбыта продукции, за счет совершенствования товаропроводящей сети за рубежом; расширить ассортимент продукции, путем разработки и освоения производства новых видов изделия.

Составим похожую матрицу оценки угроз (таблица 2.26). Сверху откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).

Таблица 2.26 - Матрица угроз

Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Высокая вероятность ПОЛЕ «ВР» ПОЛЕ «ВК» ПОЛЕ «ВТ» ПОЛЕ «ВЛ»
Средняя вероятность ПОЛЕ «СР» ПОЛЕ «СК» ПОЛЕ «СТ» ПОЛЕ «СЛ»
Низкая вероятность ПОЛЕ «НР» ПОЛЕ «НК» ПОЛЕ «НТ» ПОЛЕ «НЛ»

Таблица 2.27 - Матрица угроз ОАО «Смолевичский молочный завод»

Перенасыщенность рынков сбыта Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками Неблагоприятные изменения торговой политики РБ и РФ Требовательность покупателей
Перенасыщенность рынков сбыта; Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками ПОЛЕ «ВР» ПОЛЕ «ВК» ПОЛЕ «ВТ» ПОЛЕ «ВЛ»
Неблагоприятные изменения торговой политики РБ и РФ ПОЛЕ «СР» ПОЛЕ «СК» ПОЛЕ «СТ» ПОЛЕ «СЛ»
Требовательность покупателей ПОЛЕ «НР» ПОЛЕ «НК» ПОЛЕ «НТ» ПОЛЕ «НЛ»

Те угрозы, которые попали на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Следовательно, чтобы успешно продавать свою продукцию, нужно проводить рекламные акции, выходить на новые рынки сбыта. С выпуском новых изделий, можно более полно удовлетворить новые потребности покупателей, а также приобрести новых потребителей своей продукции. Для ОАО «Смолевичский молочный завод» нужно внимательно следить за поведением конкурентов, которые могут выйти на рынок с более низкими ценами и более высоким качеством.

Таблица 2.28 - Сравнительный анализ цен конкурентов, тыс. р.

Наименование продукции Жирность % Упаковка, ед.изм. ОАО «Смолевичский молочный завод» ОАО «Савушкин продукт» ГМЗ №3
Молоко 3,5 п/пак, 1 л
Молоко в Tetra-Brick 3,1 Tetra-Brick1 л - -
Сметана п/пак 0,5 кг - -
Сметана традиционная п/пак 0,5 кг
Сметана п/пак 0,5 кг - -
Кефир 3,5 п/пак 1 кг
Кефир 3,2 Tetra-rex 1 кг - -
Кефир 3,2 п/пакет 1кг -
Творог 9% вес. 1 кг - -  
Масло крестьянское 72,5 1 кг -
Сыр п/твердый вес 1 кг -

Исходя из результатов оценки по матрице SWOT видно, что предприятие занимает устойчивую позицию на рынке и ресурсы дают предприятию перспективные возможности. Наиболее рационально в настоящее время – использование новых технологий и расширение ассортимента продукции.

Также при анализе факторов внутренней среды следует отметить культуру принятия решений. Этот процесс на ОАО «Смолевичский молочный завод» состоит из нескольких этапов:

— постановка целей и задач;

— сбор информации;

— выработка альтернатив;

— выработка критериев и сравнение альтернатив;

— выбор наилучшей альтернативы;

— конкретизация решения для его исполнителей;

— анализ результатов.

Управление предприятием осуществляет директор и его заместители через функциональные отделы, и руководители основных и вспомогательных подразделений.

Завод имеет следующие структурные подразделения:

а) основное производство:

- цех производства молочной продукции;

- цех производства мягких и твердых сыров;

- цех плавленых сыров;

- цех стерилизованной продукции;

- холодильный цех;

- цех твердых сыров;

- цех готовой продукции;

- производственная лаборатория.

б) вспомогательное производство:

- ремонтно-механический цех;

- паросиловой цех;

- цех амиачно-воздушных компрессоров;

- транспортный участок.

в) функциональные и обслуживающие службы:

- финансово-экономический отдел;

- бухгалтерия;

- отдел продаж;

- отдел материально-технического обслуживания.

Не маловажное значение в производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Смолевичский молочный завод» занимают нормы и ценности, модели поведения, обычаи, нравы, ожидания, которые лежат в основе организационного поведения. Уделяется внимание межличностным коммуникациям, совершенствуется обратная связь, развивается умение избегать недоразумений в рамках отношений руководителя с подчиненными. Большую роль в возможностях предприятия занимает технический уровень производства, немало важным является возраст оборудования, его обновление и выбытие (таблица 2.29).

Таблица 2.29 - Технический уровень производства

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Фондовооруженность труда 33841392,100 37851485,150 39151381,300
Электровооруженность труда 9432,100 9801,980 9987,100
Коэффициент обновления оборудования 0,030 0,056 0,070
Коэффициент выбытия оборудования 0,003 0,004 0,010
Доля оборудования до 10 лет,% 50,000 69,000 80,000
Коэффициент модернизации оборудования 0,020 0,030 0,030
Коэффициент применения прогрессивных технологических процессов 0,009 0,010 0,010
Доля продукции изготовленной на автоматизированном оборудование,% 34,000 40,000 42,000

Исходя из показателей видно, что на начало 2009 года на ОАО «Смолевичский молочный завод» большая часть оборудования в возрасте до 10 лет, однако предприятие практически не использует прогрессивные технологии и не проводит модернизацию устаревшего оборудования, что затрудняет расширение ассортимента производимой продукции. Доля продукции изготовленной на автоматизированном оборудовании также не велика.

Структура основных фондов ОАО «Смолевичский молочный завод» представлена в таблице 2.30.

Данные таблицы свидетельствуют, что 40% основных фондов имеют износ основных средств. Самыми проблематичными для предприятия являются транспортные средства, больше половины из них имеют износ основных средств. Большой износ имеет и оборудование (49%), несмотря на то, что большая часть основных фондов приходится в возрасте до 15 лет (таблица 2.31). Производственное оборудование, используемое на заводе имеет 49 % износа.

Таблица 2.30 – Структура основных фондов ОАО «Смолевичский молочный завод» на 01.01.2009 г.

Наименование Балансовая стоимость, млн. р. Амортизационные отчисления, млн. р. Износ основных средств, %
Основные фонды
В том числе здания 35,4
Сооружения 13,3
Машины и оборудование
Транспортные средства 58,1
Производственный и хозяйственный инвентарь 35,3
Передаточные устройства 48,9
Прочие

Таблице 2.31 – Возрастной состав основных фондов ОАО «Смолевичский молочный завод»

Группа и виды основных фондов Кол-во единиц (шт.) Средний возраст (лет)
Меньше 1 года 11,0 5,0
От 4-х до 5-ти лет 2,0 0,0
От 5-ти до 10-ти лет 115,0 4,0
От 10 до 15 лет 185,0 7,5
От 15-ти до 20 лет 1,0 12,4
От 20 до 25-ти лет 230,0 20,0
От 25-ти до 30-ти лет 1,0 2,0
40 лет и выше 3,0 52,5
Всего 548,0  

Основные фонды предприятия в 2008 г. увеличились за счет приобретения грузового автомобиля «Газель» и ввода в эксплуатацию цеха по производству полутвердых сыров. В дальнейшем предприятие планирует увеличить производственные мощности за счет производства новых видов продукции и увеличения объемов производства полутвердых сыров.

С целью увеличения производственных мощностей на ОАО «Смолевичский молочный завод», улучшения качества, увеличения сроков реализации, уменьшения себестоимости продукции в 2010 г. планируется закупка современного энергосберегающего оборудования. Оборудование, которое необходимо закупить для увеличения объемов производства цельномолочной продукции представлено в таблице 2.32.

Таблица 2.32 - Оборудование, необходимое для увеличения объемов производства цельномолочной продукции

Наименование оборудования Кол-во, шт. Цена, млн. р. Стоимость, млн. р.
Комплекс оборудования для производства йогуртов
Пастеризационная установка
Комплекс оборудования для производства ЗЦМ
Итого  

Данное оборудование планируется приобрести за счет долгосрочных кредитов и собственных средств в виде амортизационных отчислений. Новое оборудование позволит сократить издержки производства и уменьшить время производственного процесса. В основном это отразится на производстве молока. На данный момент технологический процесс производства пастеризованного молока состоит из следующих этапов:

— прием и подготовка сырья;

— очистка;

— нормализация (при производстве нормализованного молока);

— составление смеси (для молока с добавками и наполнителями);

— пастеризация и охлаждение;

— витаминизация (при производстве витаминизированного молока);

— розлив, упаковывание, маркирование;

— хранение и транспортирование.








Date: 2016-05-25; view: 111; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию