Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития мотивации деятельности





15. Мотивация агрессивного поведения. Мотивация (лат.-двигаю)- это совокупность внутренних и внешнихдвижущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Психологическими разновидностями мотивов являются потребности, эмоции (чувства) и интерес. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Для того, чтобы мотив реально вызвал деятельность, нужна постановка определённой, соответствующей мотиву цели. Между мотивом и целью всегда имеется внутренняя связь. Именно цель превращает таящиеся внутри психики влечения, чувства в движущие мотивы.

Агрессивность связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Известный исследователь агрессивного поведения А. Бандура выделил следующие типичные способы оправдания самими агрессорами своих действий:

1. Сопоставление собственного агрессивного акта с личностными недостатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии, с целью доказательства того, что по сравнению с ним совершенные в отношении его действия не представляются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд.

2. Оправдание агрессии в отношении другого человека какими –либо идеологическими, религиозными или другими соображениями, например, тем, что она совершена из «благородных» целей.

3. Отрицание своей личной ответственности за совершённый агрессивный акт.

4. Снятие с себя части ответственности за агрессию ссылкой на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершенно совместно с другими людьми, под их давлением или под влиянием сложившихся обстоятельств, например, необходимости выполнить чей –либо приказ.

5. «Расчеловечивание» жертвы путём «доказательства» того, что она якобы заслуживает такого обращения.

6. Постепенное смягчение агрессором своей вины за счёт нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснить по–разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и человека существует врождённый «инстинкт агрессивности». (Зигмунд Фрейд, Фромм)

Эти теории не могут объяснить возникновение и развитие всех видов агрессивного поведения, но, несомненно, существуют такие агрессивные действия, которые сопровождаются очень высоким уровнем внутренней агрессивности.

В настоящее время, однако, уже почти никто не придерживается подобной точки зрения, считая её слишком биологизаторской и односторонней, отрицающей влияние общества на проявление агрессивности у человека.

Новый взгляд на истории и причины агрессивного поведения у людей появился в 20 в. и был связан с теорией фрустрации. В ней агрессивность рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей. Эта точка зрения, впервые представленная в работе Дж. Долларда и его соавторов (1939), породила множество экспериментальных исследований агрессии.

Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация обязательно влечёт за собой агрессию. Однако оба этих положения не полностью подтверждаются практикой. Далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведёт к агрессии.

Ещё одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Л. Берковитц (1962). Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определённый объект, необходимо соблюсти два условия: (а) чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и (б) чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальное научение: наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностных предрасположенностей отводится социальному окружению.

Четвёртая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов: 1.Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных. 2. Наличие фрустрации. 3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутреннейнапряжённостью, от которой человек хочет избавиться. 4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности –намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достич поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки. Для того чтобы умерить агрессивные побуждения человека, необходимо сделать так, чтобы он мог видеть и оценивать себя в момент совершения агрессивных действий. Установленно, например, что человек, получивший возможность видеть себя в зеркале в раздражённом состоянии в момент, когда он готов или уже совершает агрессивные поступки, быстро успокаивается и лучше контролирует своё поведение. Однако такое происходит только в начале раздражения. Когда же он «вышел из себя» и находится в сильном возбуждении, это не помогает снять агрессивные действия.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к её торможению. Тенденция к агрессии –это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями.

Под тормозящими тенденциями понимают ценностные ориентации человека, связанные с общей гуманистической направленностью, религиозными убеждениями, приверженностью правовым нормам и т.п.. Ценностные структуры подавляют агрессию еще на начальных этапах генеза мотивации. При смысловой оценке наличной ситуации определённую роль играет уровень развития интеллекта, различные защитные механизмы, снижающие значимость фрустрации. На актуальное формирование агрессивной мотивации, целеполагание и вероятностное прогнозирование оказывают тормозящее влияние страх наказания (возмездия), склонность к чувству вины, способность к эмпатии и сопереживанию, потребность в зависимости, высокий уровень тревоги, стремление к социальному одобрению и т.п. Некоторые черты личности могут выступать на разных стадиях развития ситуации и как способствующие проявлению агрессии, и как подавляющие агрессию структуры. На стадии реализации намерения (целедостижения) тормозящую роль выполняют самоконтроль, способность к самокоррекции.

Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определённых поведенческих тенденций. В ряде экспериментальных психологических исследований, в которых для оценки мотива –тенденции к агрессии применялась проективная методика, получен парадоксальный на первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось эту склонность не проявляли, подавляя её даже больше, чем те, чьи показатели мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности, развитостью у них тенденции к торможению внешних проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация агрессии.

Источником торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника –переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушение и находится в местах отбывания наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей.

Под психотравмирующей ситуацией мы понимаем, во-первых, фрустрирующую ситуацию, препятствующую достижению какой-либо цели. Во-вторых, эта ситуация почти всегда конфликтная, вызывающая либо внешнее, либо внутренний, а чаще всего –смешанный (внешний сочетается с внутренним) конфликт. Однако указанных двух составляющих недостаточно для понимания психотравмирующего характера ситуации и объяснения возникновения криминального поведения в ней. Так, желающий разбогатеть человек будет испытывать постоянную фрустрацию и внутренний конфликт (между желаемым и действительным), и для достижения своей цели пойдёт на грабёж. Тем не менее, такую ситуацию нельзя рассматривать как психотравмирующую. При характеристике ситуации как психотравмирующей в контексте анализа криминальной агрессии необходимо учитывать, что она должна реально восприниматься человеком как психическая травма, т.е. обладать высокой субъективной значимостью и обуславливать состояние эмоциональной напряжённости или реакцию эмоционального возбуждения (вплоть до аффекта).

Здесь большую роль играют особенности личности и, соответственно, смыслового восприятия. Так, для беременной женщины, желающей родить ребёнка, является выраженной фрустрацией, обуславливающей глубокий внутренний конфликт, вызывающей состояние эмоциональной напряжённости. А для беременной женщины, страдающей алкоголизмом, с морально-этическим снижением, эмоциональной огрубленностью, аналогичное требование мужа-алкоголика будет выступать только как подтверждение её собственной позиции.

Кроме того, для возникновения криминальной агрессии большое значение имеют такие характеристики фрустрации как её непредвиденность (субъективная неожиданность), длительность (хронический характер). Важную роль играет социальная ситуация, в которой человек сталкивается с фрустрацией: так, в практике комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы чаще встречаются эмоционально обусловленные преступления в армии, в семье. Эти относительно изолированные условия часто определяют ощущение субъективной безвыходности из психотравмирующей ситуации у фрустрированного человека, повышая вероятность аффективной криминальной агрессии, особенно в тех случаях, когда источником фрустрации являются агрессивные действия другого человека.

16. Мотивация конформного поведения.(старшеклассников) Ранее была показана зависимость величины конформизма от различных ситуативных, а также личностных факторов, а также мотивационных, - однако эти результаты были получены без различения типов конформизма (внешний/внутренний) и при неявном принятии ашевской модели дихотомии конформизм-независимость.Учитывая рассмотренные нами подходы Х.Хекхаузена, Р.Виллиса, М.Ягоды, М.Дойча и Г.Джерарда, Г.Келмана и У.Мак-Гвайра, необходимо очертить рамки нашего подхода - т.е. тот круг вопросов, которые мы намерены изучать эмпирически.У.Мак-Гвайр и Х.Хекхаузен подчеркивали необходимость учета взаимодействия личностных и ситуативных переменных. При этом У.Мак-Гвайр (McGuire, 1968) предлагал разделить акт конформизма на две стадии: восприятие чужой позиции и принятие решения об уступке - иначе говоря, он разделил когнитивную и мотивационную стадии. Нам это представляется несколько устаревшей точкой зрения - на мотивационные процессы, согласно современным воззрениям (Гордеева, 2002), оказывают мощное влияние когнитивные факторы, а влияние мотивации на восприятие и внимание было известно уже во времена У.Мак-Гвайра (явление апперцепции). Более глубоким нам представляется разделить весь процесс на мотивационный и волевой этапы (согласно модели «Рубикона» Х.Хекхаузена (2003)): на мотивационном этапе взвешиваются все «за» и «против» уступки группе (независимо от степени осознания влияния) и принимается соответствующее решение; в волевой фазе субъект, уже принявший то или иное решение, может довести его до окончательной реализации, либо изменить свою позицию.Понимая таким образом две стадии конформного поведения, можно увидеть, что первая стадия будет определять, станет ли субъект идти в направлении групповой нормы, либо против нее; вторая стадия покажет степень само-конформизма (верности принятому решению) или само-антиконформизма (изменчивости). Это означает, что на первом этапе определятся степень конформизма-антиконформизма (т.е. положение ответа индивида на вертикальной оси «алмаза» в модели Р.Виллиса (Willis, 1965a,b), на втором -степень независимости-изменчивости.Здесь необходимо заметить, что в настоящем исследовании нас интересует первое измерение модели Р.Виллиса (конформизм-антиконформизм), поскольку именно оно, исходя из приведенных соображений, имеет непосредственное отношение к мотивации (в узком смысле). Измерение независимость-изменчивость может быть объяснено, например, согласно теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера (2000): будет ли субъект последователен сам себе, определяется тем, как он отвечал до этого, публично ли он высказывал свое мнение, тем, насколько он устойчив к когнитивному диссонансу и т.д. Однако мы оставим подобные предположения без какого-либо экспериментального исследования (по крайней мере, в текущей работе).Мы показали также, что современный атрибутивный подход к конформизму утверждает, что приписывание причин конформного поведения другим ситуативным факторам («на них давили») уменьшает конформизм; диспозициональным («им виднее») - усиливает.На наш взгляд, этот феномен может быть проинтерпретирован и с несколько иной точки зрения: ситуативная атрибуция связана с осознанием давления группы, диспозициональная - с неосознаваемым влиянием последней. Действительно, ситуативная атрибуция в данном случае означает приписывание причин чужих ответов внешнему давлению, а своих - свойствам задачи (Ross et al., 1976; Bearden et al., 1994). Очевидно, необходимым условием подобной атрибуции чужих ответов является не просто восприятие, а осознание социального давления. Ситуативная атрибуция собственных ответов - лишь игнорирование этого давления (а игнорировать можно только то, что противоречит мотивации или незначимо). Также осознание влияния понижает общий уровень конформизма. Это обстоятельство заставляет нас предположить, что наряду с силами, действующими на поведение и убеждения субъекта, существует «сила противодействия», общая для всех 4 механизмов конформизма (3 механизма Г.Келмана (Kelman, 1958, 1961) - подчинение, идентификация и интернализация, и инструментальный конформизм МЛгоды (Jahoda, 1959). Исходя из нашей интерпретации атрибутивных детерминант конформного поведения как индикаторов осознания социального влияния, следует предположить, что эта сила противодействия (Fn) будет возрастать с ростом степени осознанности социального влияния (О) и будет варьировать у разных индивидов в зависимости от силы мотива независимости (МН - мотивы здесь интерпретируются согласно Х.Хекхаузену (2003, с.26): как «ценностные диспозиции..., характерные для индивида»), иначе говоря,Мотив независимости здесь понимается как диспозициональная сторона потребности автономии (п Autonomy) по Г.Мюррею, как наиболее релевантной теме сопротивления (Murray, 1938) (см. 1.2 главы 1). Точнее говоря, можно предположить два варианта зависимости: либо во всех случаях сила противодействия будет зависеть от таким образом понимаемого мотива независимости, либо это будет работать только в ситуации нормативного влияния (высказывание субъективного мнения, а цель - единодушие и связность группы - см. Rugs, Kaplan, 1993); тогда как в ситуации информационного влияния (для которой характерны: единственный верный ответ, неясность стимула и стремление к лучшему результату - см. Deutsch, Gerard, 1955; Rugs, Kaplan, 1993) сила противодействия будет прямо пропорционально зависеть от мотива успеха (положительная составляющая мотива достижения по Х.Хекхаузену (2001, 2003)) - поскольку эта тенденция связана со стремлением самостоятельно решить поставленную проблему. Ведь потребность автономии имеет скорее социальную основу, а, как известно, информационное влияние в своих наиболее «чистых» формах характеризуется именно отсутствием озабоченности социальными последствиями действий.Если же рассматривать конформное поведение в более широком мотивационном контексте, необходимо «заменить» мотив в вышеприведенной формуле мотивационной тенденцией, или, иначе говоря, мотивом, актуализированным ситуационными переменными. Тогда гипотеза должна быть переформулирована. Поскольку мы решили придерживаться третьего подхода к мотивационным явлениям (Хекхаузен, 2003), мотивационная тенденция должна быть функцией взаимодействующих ситуационных и личностных факторов. Как известно, еще Дж.Аткинсон создал мотивационную модель деятельности достижения, удовлетворяющую этим требованиям (Хекхаузен, 2001, 2003). В его теории мотивационная тенденция достиженческой деятельности зависит от мотива достижения (диспозициональная переменная), значимости задания и вероятности достичь успеха (фактически, два последних фактора представляют собой взаимодействие ситуационных и личностных переменных).

17. Альтруизм как мотивационная линия поведения. Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, субъект может оказывать помощь и поддержку незнакомому человеку или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является. Принцип альтруизма играет существенную роль в формировании нравственного облика личности.Альтруистическая ориентация является довольно распространенней формой человеческой активности, играющей роль в межличностных контактах, внутригрупповом взаимодействии, общении и совместной деятельности людей.Это относится как к разработке теоретических схем анализа, так и к созданию соответствующих диагностических методик. Один из авторитетных исследователей мотивации Х. Хекхаузен констатирует, что, несмотря на изобретательность в организации ситуационных обстоятельств и их варьировании, до сих пор не удалось создать диагностическую методику измерения "мотива помощи".'Недостаточная экспериментальная изученность альтруистического поведения со сторона его мотивационно-смысловых детерминант, особенно в отношении контингента взрослых испытуемых, определяет важность и актуальность предпринятого исследования альтруистической мотивации.Остановимся сначала на некоторых существенных аспектах, связанных с представлениями о личностных детерминантах альтруистического поведения.Если. используя понятия просоциального и помогающего, поведения исследователи нередко абстрагируются от их мотивационной основы, фиксируя лишь внешние (процессуальные и результативные аспекты), то понятие альтруистического поведения неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, ибо под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не сулящие субъекту никаких внешних наград и поощрений, иными словами, альтруистическое поведение является непрагматическим по своей сути. За пределами альтруизма оказываются формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете и действия, связанные с соображениями затрат и пользы от совершаемых благодеяний. В сферу собственно альтруистических проявлений не включаются также акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции социально-нормативного типа.К ним относятся: Во-первых, шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета), составляющие как бы операциональный состав просоциального стиля поведения.Во-вторых, к социально-нормативным просоциальным действиям, не являющимся собственно альтруистическими, относятся акты помощи, осуществляемые в соответствии с внешними социальными требованиями ж ожиданиями, а не на уровне внутренних личностных детерминант. Примерами такого внешнего выполнения социальных норм при поддерживающем влиянии окружения могут служить: помогающие действия в ответ на демонстрацию модели помощи, следование норме взаимности (расплата за услугу услугой), выполнение нормы ответственности в соответствии с ожидаемым от человека поведением, временное повышение просоциальности членов группы, живущей по принципу "здесь и теперь".

Альтруистическая мотивация - это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация, описываемая понятием смыслообразупцего мотива. Среда внутренних мотивацинных механизмов собственно альтруистического содержания следует различать два мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма - мотив морального долга и мотив сочувствия.Анализ теоретических работ и данных экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов по проблематике альтруистического поведения подтверждает реальность существования альтруистических мотивов как самостоятельных психических образований. Однако, раскрывая содержание мотива бескорыстной помощи, или мотива блага для другого, одни исследователи интерпретируют этот мотив как интериоризованную альтруистическую норму, а другие - как проявление действенного сопереживания или сочувствия. Таким образом, выделяются два основных подхода к пониманию мотиаационной природы альтруистического поведения:1) личностно-нормативный (со стороны нравственных норм и моральных убеждений личностей 2) эмоциональный (со стороны анализа роли альтруистических эмоций - эмпатии, сопереживания, сочувствия, симпатии в реализации альтруистического поведения). Большинство исследователей осуществляет либо личностно-нормативный, либо эмоциональный подход к анализу мотивационных детерминант альтруистического поведения, причем чаще всего эти подходы исключают друг друга. Наиболее перспективными представляются попытки синтеза обоих аспектов (Ш.Шварц, Х.Хекхаузен, Е.Карыловский).

В отношении эмоциональных механизмов следует различать ситуативное влияние альтруистических эмоциональных переживаний на поведение помощи и устойчивое эмоциональное отношение к ситуациям нужды и бедственного положения другого человека, которое выступает как специфический, сформировавшийся на эмоциональной основе мотив (сочувствия, сопереживания).Разработка теоретических представлений о двух смыслообразующих мотивах альтруистического поведения (морального долга и сочувствия) проводилась с опорой на представления зарубежных психологов Ш.Шварца, Я.Аронфрид, Х. Хекхаузена, Я.Рейковского, З.Карыловокого и отечественных исследователей А.В.Запорожца, Я.З.Неверович, Л.И.Божович, Б.И.Додонова, Е.В.Субботского.

Обсуждаемые мотивы трудно различимы по своим внешним поведенческим проявлениям, однако имеют совершенно различное психологическое содержание.

Мотив морального долга по отношению к альтруистическим действиям является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, превращающихся во внутренние императивы, личностно-смысловые регуляторы деятельности. Ведущим чувством в мотивации этого типа является чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Действие этого мотива непосредственно связано с областью моральной самооценки. Его реализация сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышением самооценки. Фрустрация, невозможность реализации этого мотива, связана с ощущением бесчестности, недостойности своего поведения, пониженным самоуважением. Эти моральные чувства выполняют по отношению к альтруистическому поведению две специфические функции: профилактическую, когда предвосхищаются последствия оказания или неоказания помощи, и компенсаторную, когда альтруистический поступок используется как средство восстановления утраченного чувства морального равновесия и благополучия. Постижение внутренних состояний, душевного мира объекта помощи не является необходимым для мотивации этого типа, при этом деятельность может осуществляться и при наличии амбивалентного отношения к объекту помощи и даже при явно негативном отношении к нему. Поведение помощи, детерминируемое исключительно этим мотивом, носит жертвенный характер.Мотив сочувствия, основанный на воспитании идентификационных и эмпатических способностей человека, является второй и весьма существенной смысловой детерминантой альтруизма. Реализация мотива сочувствия невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса вчувствсвания и сопереживания ему. О мотиве сочувствия речь идет тогда, когда проявление сочувствия в ответ на бедственное состояние другого выступает как устойчивая и закономерная тенденция поведения. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и сопереживание возможному улучшению состояния реципиента (объекта помощи), т.е. носит опережающий, предвосхищающий характер, побуждая к совершению акта помощи. Механизм сочувствия основан на идентификационно-эмпатическом взаимодействии, т.е. слиянии, отождествлении внутренних состоянии субъекта в объекта помощи, временном стирании границы между "Я" и "другим Я". Отметим, что носитель мотивации сочувствия может обнаруживать эмоциоцентрическую направленность, когда деятельность сочувствия обрывается на эмоциональном звене и не находит выхода в открытом поведении (сочувствующие, но не помогающие субъекты). В этом случае субъект как бы выходит за пределы своего "Я" и приобщается к жизни и состоянию другого только лишь затем, чтобы вновь вернуться к самому себе и погрузиться в самолюбование своими утонченными гуманными переживаниями (самоценность для человека этих переживаний). В то же время, когда мотив сочувствия играет существенную роль в детерминации реальной деятельности помощи, он лишает ее жертвенного характера, т.к. внутреннее отождествление с объектом помощи предполагает слияние блага для другого и блага для себя.Наиболее альтруистичными оказываются субъекты с гармоничной представленностью в структуре личности обоих смыслообразующих мотивов, когда мотивы долга и сочувтсвия одинаково сильно действуют в ситуациях, аппелирующих к помощи. Диагностика обсуждаемых альтруистических мотивов с применением традиционных методов исследования личности представляет большие трудности, т.к. они могут не различаться с внешней (поведенческой, экспрессивной) стороны. Они могут не различаться также интроспективно, для самого субъекта, т.к. большей частью не являются объектом рефлексивного анализа. Тем более интересной выступает задача диагностики альтруистических мотивов с помощью методики проективных методов, в частности с помощью ТАТ, В отличие от широко распространенных опросников, позволяющих количественно оценивать по набору готовых шкал результат любого индивида на фоне популяции в целом, проективные методы позволяют получить своеобразный "оттиск" внутреннего состояния обследуемого, который затем подвергается качественному анализу и интерпретации.
18. Методы и методики исследования мотивационной сферы человека.

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина). (ТЮФ)—компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Практической задачей ТЮФ является, прежде всего, диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов—юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.В бланке ответов при прочтении очередной юмористической фразы делайте пометку (ставьте номер темы) в той графе, которая соответствует, по Вашему мнению, ее тематике. Каждая фраза должна найти "свое" место. Не раздумывайте долго над фразами. Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из 10 основных). Основные темы: 1.Агрессия (садизм) — самозащита; 2. Взаимоотношения полов (секс); 3.Пагубные пристрастия; 4.Деньги; 5. Мода; 6.Карьера;. 7.Семейные неурядицы; 8.Социальные неурядицы; 9.Бездарность в искусстве; 10.Человеческая глупость.

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина) Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Личностный опросник. Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к избеганию неудач», «Готовность к риску».Инструкция: «Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет». Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс)Личностный опросник. Степень выраженности мотивации к избеганию неудач оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к успеху», «Готовность к риску».Инструкция:«Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его».

Ценностные ориентации Р. Рокича Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Методика: Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности.
(Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения:)Диагностика мотивационной сферы личности - методы в основе лежит тестирование, как процесс количественного измерения индивидуально-психологических различий и включающий репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи методик данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

Date: 2016-05-25; view: 752; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию