Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здания и сооружения транспорта, предназначенные непосредственно для обслуживания населения





План лекции:

1. Размещение на плане города;

2. Классификация вокзальных комплексов по общим признакам;

3. Взаимоувязанные элементы вокзального комплекса;

4. Правила организации пешеходных путей;

5. Объемно планировочные решения;

6. Ж/д вокзалы;

7. Автовокзалы;

8. Речные и морские вокзалы;

9. Аэровокзалы и аэропорты.

Литература:

1. Гельфонд А. Л.: «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений»: Учеб. Пособие – М.:Архитектура-С 2006, с 206-224;

2. Змеул С.Г., Маханько Б.А. «Архитектурная типология зданий и сооружений»: Учеб Для ВУЗов:-М.:Стройиздат 1999, с 201-211;

Размещение вокзалов на плане города

Генеральные планы участков

Участок для строительства железнодорожного, морского, речного или ав­тобусного вокзала рекомендуется выбирать, как правило, со стороны наиболее крупных застроенных районов города с обеспечением относительной равно-удаленности его по отношению к основным функциональным зонам (труда, быта и отдыха) данного города и тяготеющего к нему региона.

Вокзалы должны быть связаны удобными транспортными путями с жилыми районами города, зонами и объектами массового тяготения городского или реги­онального значения, промышленными зонами. Учитывая, что в любом из вокза­лов пассажир не заканчивает своей поездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой — чаще всего внешний транспорт на внутригородской или наоборот, в ситуационных планах вокзалов необходимо показывать:

- территории существующих и проектируемых сооружений внешнего транспорта с определением местоположения всех пассажирских зданий (в том числе железнодорожных вокзалов, речных и морских портов и пристаней, ав­тобусных вокзалов, аэропортов и вертолетных станций, городских аэровокза­лов и транспортных агентств), а также мостов, путепроводов, тоннелей и дру­гих опорных инженерно-транспортных сооружений;

- магистральные улицы и дороги общегородского и районного значения;

- системы общественного транспорта, выделяя линии скоростного движе­ния, с размещением существующих и проектируемых трамвайных, троллей­бусных и автобусных депо, парков, гаражей для легковых и грузовых таксо­моторов, грузовых и специальных автомобилей.

Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам:

- по назначению или видам используемых транспортных средств, ведом­ственной принадлежности и соответствующим им видам пассажирских сооб­щений: железнодорожные, морские, речные и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы:

- по условиям размещения на данной транспортной магистрали, линии, трассе: вокзалы конечные, или тупиковые, на которых основная часть пассажиров заканчивает поездку на внешнем транспорте; узловые, расположенные в местах пересечения линий внешнего транспорта, в которых значительная часть пассажиров совершает пересадки, и промежуточные, расположенные между конечными и узловыми станциями (портами, аэропортами);

- по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров в соответ­ствии с основными видами пассажирских сообщений: международным, даль­ним, местным, пригородным, внутригородским:

- по пропускной способности к соответствующей ей единовременной вмес­тимости: малые, средние, большие и крупные в соответствии с нижеприве­денной таблицей.

Устройство объединенных вокзалов рекомендуется при наличии значитель­ных потоков пассажиров, пересаживающихся в конкретном узле с одного вида магистрального, местного или пригородного транспорта на другой, с учетом соответствующих функционально-технологических и градостроительно - плани­ровочных предпосылок. Объединенные вокзалы возможны преимущественно в следующих сочетаниях: железнодорожно-автобусные, речные - автобусные, морские - автобусные, морские - железнодорожные. Создание объединенных вокзалов кроме градостроительного эффекта (экономия территории, сокраще­ние строительных объемов и протяженности инженерных коммуникаций, по­вышение архитектурно-художественной выразительности застройки и др.) значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками, дает им возможность получить в одном месте всю необходимую информацию, при­обрести билет, сдать багаж и т.п. При этом исключаются затраты времени и сил пассажиров на переезды по городу, снижается загрузка городского транс­порта.

В состав вокзального комплекса входят следующие взаимоувязанные элементы:

- привокзальная площадь с остановочными пунктами общественного транс­порта, автостоянками и другими устройствами;

- основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные зда­ния и сооружения, элементы благоустройства и озеленения, малые архитектур­ные формы;

- перроны (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и речных портов, внутренняя транс­портная территория автовокзалов и пассажирских автостанций, аэропорта).

Перрон — часть территории пассажирской железнодорожной станции, пас­сажирского района морского или речного порта, аэропорта, предназначенная для посадки и высадки пассажиров, стоянки и маневров соответствующих транспортных средств, а также погрузки или разгрузки багажа, почты и т.п.

Участки, предназначенные для размещения вокзалов, следует выбирать с учетом предотвращения отрицательных воздействий, оказываемых средствами транспорта на население, проживающее в районе вокзала, и на окружающую городскую среду (в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм), с обеспечением возможно более полного разделения путей движения массового, индивидуального, специального и другого транспорта и пешеходов во всем привокзальном районе. Для упорядоченного движения в разных уров­нях целесообразно использовать естественные перепады рельефа или созда­вать искусственный микрорельеф с помощью насыпей, подпорных стенок, от­крытых выемок и других искусственных сооружений.

В пределах вокзальных комплексов следует соблюдать основные правила организации главных пешеходных путей:

- пути пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть удобными, короткими и прямыми, без излишних подъемов и спусков; средняя длина пе­шеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского обществен­ного транспорта до места в купе поезда, каюте морского или речного судна, кресле междугородного автобуса или салоне самолета не должна превышать 300 м в крупнейших, крупных и больших городах и 200 м в средних и малых городах;

- пути движения пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть бе­зопасными» с минимальным количеством их пересечений с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта;

- должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в самом здании, на привок­зальной площади и на перроне;

- для инвалидов и престарелых, а также пассажиров с малолетними деть­ми в колясках, необходимо предусматривать дополнительно к лестничным маршам (при небольших подъемах и спусках) специальные пандусы с перила­ми, а при посадке в транспортное средство и высадке из него;

- приставные лестницы и трапы;

- в целях сокращения затрат времени пассажиров на любые операции пло­щади, габариты и пропускная способность всех помещений и элементов вок­зала должны быть пропорциональными его расчетной пропускной способнос­ти с исключением так называемых узких мест и опасности образования скоп­лений, заторов и очередей;

- необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства (на площади, в самом пассажирском здании или в группе зданий и на перроне) должны быть расположены с учетом их последовательной обозреваемости, ис­ключающей возвратное движение.

Объемно-планировочное решение

Объемно-планировочные решения зданий вокзалов должны соответство­вать следующим общим требованиям;

- обеспечивать взаимосогласованную организацию движения пассажиров и посетителей с разделением главным образом в больших и крупных вокзалах потоков прибытия и отправления, а также потоков дальних, местных, тран­зитных и пригородных пассажиров;

- предусматривать расположение операционных помещений и устройств (справочное бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и др.) при­ближенно к главным путям движения основных потоков пассажиров;

- предусматривать расположение помещений, предназначенных для ожи­дания пассажиров, а также предприятий общественного питания и торгово-бытового обслуживания пассажиров приближенно к перрону с отделением со­ответствующих помещений и зон от главных путей движения пассажиров;

- предусматривать расположение комнат длительного ожидания, в том числе предназначенных для инвалидов, а также комнат матери и ребенка изо­лированно от наиболее шумных помещении и зон вокзала, возможно даже с устройством для соответствующих категорий пассажиров специальных выхо­дов на перрон;

- обеспечивать удобства эксплуатации для персонала, а также перронных бригад с устройством для них отдельных выходов на перрон.

Помещения вокзалов различного назначения подразделяются на четыре группы: пассажирские основного назначения; дополнительного обслуживания пассажиров; административно-служебные и подсобно-технические.

1. Группа пассажирских помещений основного назначения:

- вестибюль;

- операционные залы;

- залы ожидания;

- кассовые залы — кассы билетные и багажные;

- распределительные залы;

- комнаты для пассажиров с детьми;

- помещения для приема и выдачи багажа;

- камеры хранения ручной клади:

- санитарные блоки.

2. Группа помещений дополнительного обслуживания пассажиров

- рестораны, кафе-буфеты;

- пассажирские залы:

- торговые киоски;

- справочные бюро;

- отделение банка;

- почта, телеграф, телефон:

- парикмахерские;

- курительные;

- санитарные блоки.

3. Группа административно-служебных помещений:

- диспетчерские;

- комнаты дежурных по станции и по вокзалу;

- комнаты линейного персонала;

- устройства связи.

А. Группа подсобно-технических помещений:

- склады;

- пакгаузы;

- депо;

- котельные:


- бойлерные;

- трансформаторные;

- вентиляционные камеры.

В вокзалах малой вместимости кассы и справочные рекомендуется разме­щать в небольшом вестибюле-холле либо в общем зале таким образом, чтобы возможные очереди не создавали препятствий для пассажиров, имеющих би­леты и идущих на посадку. В вокзалах средней и большой вместимости оп­равданно устройство специальных операционных помещений с последователь­но расположенными по ходу движения пассажиров справочными бюро, касса­ми, комнатами администрации. Предпочтительным является устройство от­крытых касс и справочных бюро банковского типа.

В вокзалах крупнейших и крупных городов при больших расчетных пото­ках различных категорий пассажиров, например дальних и пригородных, для них следует проектировать отдельные операционные залы. Операционные залы следует, как правило, располагать со стороны города и открывать на привок­зальную площадь широким фронтом остекления, облегчающим ориентацию пассажиров еще при их подходах с привокзальной площади. Кассы и пункты приема багажа целесообразно устраивать либо непосредственно против входа,.либо в торцах операционного зала. В отдельных случаях допускается остро­вное расположение касс и справочных бюро, которое позволяет развить про­тяженность фронта касс. В операционных залах крупных вокзалов целесооб­разно расположение почтовых отделений с телеграфом, междугородными и городскими телефонами, сберегательной кассой, а в отдельных случаях агент­ства туристических организаций, помещений или киосков представителей го­стиниц. В расчете на одного пассажира площадь операционных залов по раз­личным ведомственным нормам колеблется от 0,9 до 3 м2.

Помещения для приема и выдачи багажа, а также камеры хранения целесо­образно располагать вблизи основных путей движения потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров. При этом наряду с обычными камерами хра­нения, оборудованными стеллажами для громоздкого багажа, следует проек­тировать и автоматизированные камеры. Пункты приема и выдачи багажа, от­правляемого по билетам, должны иметь удобную связь с привокзальной пло­щадью (хтя беспрепятственного подъезда, разгрузки и загрузки специального грузового транспорта) и с перроном. При устройстве тоннелей для багажа ба­гажные помещения целесообразно располагать в одном уровне с ними.

Большая группа помещений предназначена для ожидания и отдыха пасса­жиров — залы ожидания и комнаты длительного пребывания, комнаты мате­ри и ребенка, представительские комнаты и др. Их целесообразно распола­гать в относительно тихой, иепроходной зоне с обеспечением хорошей види­мости из основных залов перрона. Такие решения позволяют пассажирам на­блюдать за движением автобусов, ожидая отправления в спокойной обстанов­ке. Хорошим резервом увеличения вместимости вокзала является использова­ние, особенно в южных районах, открытых озелененных двориков, защищен­ных от солнца и непогоды террас, плоских крыш и больших балконов. В ма­лых и средних пассажирских зданиях зал ожидания может иметь характер уютного непроходного холла.


Особое значение для создания комфортных условий в залах ожидания имеет мебель: скамьи, кресла и диваны рекомендуется устанавливать группа­ми или секциями в сочетании с вертикальными стендами, рекламными щита­ми, элементами озеленения и малыми формами таким образом, чтобы созда­вать как бы отдельные, изолированные от транзитного движения холлы.

В связи с ростом частоты и регулярности движения площади зоны ожида­ния на вокзалах имеют тенденцию к относительному сокращению. Тем не ме­нее наблюдается тенденция развития зоны разнообразных услуг, способству­ющих повышению общей культуры обслуживания и созданию в вокзалах со­временного комфорта. К основному залу ожидания должны примыкать или располагаться непосредственно в нем торговые киоски для продажи газет и журналов, кондитерских и аптекарских товаров, кабины телефонов-автоматов.

Непосредственно у залов ожидания следует размещать и предприятия об­щественного питания — кафе-буфеты, закусочные, рестораны, которые рассчи­тываются не менее чем на 10 % вместимости вокзала. У залов ожидания обыч­но устраиваются туалетные, иногда небольшие ателье бытового обслуживания и парикмахерские, а у залов прибытия — медицинский пункт с комнатами- боксами для больных и ослабевших пассажиров. В наиболее крупных соору­жжениях, обслуживающих транзитных пассажиров, иногда устраиваются залы просмотра кинофильмов и телепередач.

Кроме основных функций (обслуживание пассажиров, административно­ служебная и подсобно-техническая) в вокзальном комплексе можно выявить и сопутствующие функции: деловую, торговую, общественного питания, гости­ничную, зрелищно-развлекательную, культурно-образовательную, рекреацион­ную. выставочную, спортивную, бытового обслуживания, обслуживания авто­мобилей. Особенность взаимного размещения функциональных групп комп­лекса состоит в наиболее удобной организации связей между ними, при этом самым важным является отсутствие пересечения интенсивных потоков и близ­кое размещение помещений, требующих постоянной взаимосвязи.

Date: 2016-05-25; view: 3693; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию