Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар №12-13 за 14.05.16. «ОЦЕНКА, АУДИТ»

1.Источники правового регулирования оценочной деятельности. Оценочная деятельность является предметом (объектом) публично-правового и частноправового регулирования. Не случайно в литературе выделяют правовые отношения: а) публично-правового характера — между государством и оценщиком; б) частноправового характера — между оценщиком и заказчиком оценочных услуг; в) смешанного характера — между оценщиком и саморегулируемыми организациями, созданными с их участием. В целом отношения, возникающие по поводу оценочной деятельности, носят смешанный характер, а потому регулируются нормами публичного и частного права. Указанная совокупность норм, регулирующих оценочную деятельность, определяется как комплексный правовой институт.Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности (ст. 1 Закона об оценочной деятельности). Основным законодательным актом, непосредственно посвященным оценочной деятельности, является Закон об оценочной деятельности. Данный Закон устанавливает правовые основы регулирования оценочной деятельности, определяя понятие оценочной деятельности, виды стоимости объектов оценки, правовое положение субъектов оценочной деятельности и саморегулируемых организаций оценщиков, основания проведения оценки, требования к документам, составляемым в процессе осуществления оценочной деятельности, и др. (ст. 2 Закона).

Нормы, касающиеся оценочной деятельности, содержатся также в Законе об ООО, Законе об АО, Законе об ипотечных ценных бумагах, Законе об ОСАГО, Законе об исполнительном производстве» и др.К числу подзаконных нормативных правовых актов регулирования оценочной деятельности относятся федеральные стандарты оценки. Глава III Закона об оценочной деятельности предполагает возможность принятия неопределенного числа таких стандартов, но в настоящее время действует только один нормативный акт — Стандарты оценки № 519. Закон об оценочной деятельности предусматривает право саморегулируемой организации оценщиков принимать стандарты и правила оценочной деятельности, обязательные для применения оценщиками, являющимися членами соответствующей организации.Во исполнение п. 2 постановления Правительства от 6 июля 2001 г. № 519 Министерством имущественных отношений РФ утверждены:

  • Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности от 26 ноября 2002 г. № СК-4/21297;
  • Методические рекомендации по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков от 10 апреля 2003 г. № 1102-р;
  • Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков от 6 марта 2002 г. № 568-р.

Отдельную группу источников составляют нормативные акты, регламентирующие профессиональные требования к оценщикам. Прежде всего это: постановление Минтруда России от 27 ноября 1996 г. № 11 «Об утверждении квалификационной характеристики по должности «оценщик (эксперт по оценке имущества)». Данное постановление очерчивает круг должностных обязанностей оценщика и знаний, навыков, которыми он должен обладать; постановление Минтруда России от 24 декабря 1998 г. № 52 «Об утверждении квалификационной характеристики должности «оценщик интеллектуальной собственности».Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности, утвержденные постановлением Минимущества России от 22 мая 2003 г. № ЗР-4/10060. Данные Требования, как указано в п. 1, разработаны в целях лицензирования оценочной деятельности, которое в настоящее время отменено. Требования могут быть применены только в том случае, если они утверждены саморегулируемой организацией оценщиков, имеющей право устанавливать дополнительные требования к оценщикам — членам этой организации (ст. 24 Закона об оценочной деятельности). Правовые нормы, регулирующие оценочную деятельность в Российской Федерации, закреплены в законодательных актах на федеральном и местном уровнях. Основополагающим документом является Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 26 июня 1998 г. № 135-ФЭ, в котором даны понятия оценочной деятельности, определены ее субъекты и объекты оценки. Законом определены случаи обязательного проведения оценки, установлены основания для оценочной деятельности, ее условия и порядок регулирования.Законом установлена система лицензирования и сертификации оценочной деятельности, а также порядок аттестации оценщиков и их аккредитации.Управление оценочной деятельностью со стороны государства заключается в контроле за этим видом деятельности через органы, уполномоченные Правительством РФ и субъектами Российской Федерации.Помимо контроля и регулирования оценочной деятельности уполномоченные органы выполняют следующие функции:
-взаимодействуют с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и ее координации;
-согласовывают проекты стандартов оценки;
-согласовывают перечень требований к образовательным учреждениям, которые осуществляют профессиональную подготовку оценщиков.
Дополнительно к государственному регулированию предусмотрено саморегулирование оценочной деятельности в виде образования ассоциаций, союзов и других коммерческих организаций оценщиков, которые могут:
-защищать их интересы;
-содействовать повышению уровня профессиональной подготовки;
-разрабатывать собственные стандарты;
-разрабатывать и поддерживать системы контроля качества оценочной деятельности и т.д.

2.Субъекты оценочной деятельности. Объекты оценки. Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объектов и субъектов оценки. Субъектами оценочной деятельности являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т. е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

- органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;

- профессиональные объединения оценщиков;

- заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;

- потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценки.

Вместе с тем, действующим сегодня законом об оценочной деятельности регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками процесса оценки — тем, кто оценивает и тем, кто заказывает оценку. Оценивать объекты могут физические лица — оценщики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае, именно оценочная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки.

В Федеральном законе № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ст. 4 субъектами оценочной деятельности признаются с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики — это субъекты оценки «первого уровня», всех остальных можно отнести к субъектам «второго уровня». Органы власти участвуют в формировании порядка и определении требований и условий для осуществления оценочной деятельности посредством разработки, принятия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными органами власти, осуществляющими также и контроль за деятельностью оценщиков. Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных правовых актах органов власти предполагается целесообразным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков. Что касается потребителей оценки, то ими не обязательно являются заказчики. Потребителем оценки, может быть любой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчика оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать. Так, например, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, то в данном случае потребителем услуг независимого оценщика будут являться налоговые органы, использующие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта оценки для контроля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налогоплательщик, и интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответственность за точность полученных в процессе оценки результатов (стоимости) полностью лежит на оценщике. Однако отметим, что на заказчике должна лежать ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и прямой доступ оценщика к объекту. В целях защиты интересов потребителей услуг оценщиков Минимуществом России принято распоряжение № 3062-р «О совете потребителей оценочных услуг». В соответствии с указанным распоряжением Минимуществом России ведется работа по созданию Совета потребителей оценочных услуг, в который будут входить представители крупнейших организаций, пользующихся данными услугами. В случае, когда основанием для проведения оценки является договор об оценке, на отношение сторон в полной мере распространяются требования гражданского законодательства и вышеуказанного Закона в частности. В соответствии с законом в договоре об оценке заказчиком, равно как оценщиком могут являться как физические лица, так и юридические, причем заказчиком в отличие от оценщика может быть физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Отношения между этими двумя сторонами оформляются в договоре об оценке конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. Следует отметить, что термин «оценщик» употребляется в двух смыслах, во-первых, «оценщик» — оценочная фирма или индивидуальный предприниматель, осуществляющий оценочную деятельность, во-вторых, «оценщик» — физическое лицо, профессионально осуществляющее оценочную деятельность. Профессия оценщика появилась в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 37. Таким образом, осуществлять оценочную деятельность могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, обладающие общей правоспособностью, и юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, при условии соответствия этой деятельности их уставным целям и получения лицензии на осуществление оценочной деятельности с учетом соблюдения условий осуществления оценочной деятельности. К субъектам оценочной деятельности ст. 4 Закона отнесены только физические лица, непосредственно осуществляющие оценку имущества (оценщики). Юридические лица в числе субъектов оценочной деятельности не упоминаются. В то же время согласно абз. 2 данной статьи оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом. Причем такое юридическое лицо вправе непосредственно с заказчиками заключать договоры на проведение оценки, если оно отвечает ряду условий, названных в ст. 15.1 Закона, в частности имеет в своем штате не менее двух оценщиков. В итоге складывается парадоксальная ситуация, когда юридическое лицо, являясь стороной — исполнителем в договоре с заказчиком на проведение оценки имущества, не признается субъектом оценочной деятельности. Такая конструкция Закона об оценочной деятельности вряд ли удачна. В соответствии с императивной нормой п. 3 ст. 307 ГК обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. В данной ситуации оценщик, работая по трудовому договору с юридическим лицом, не является стороной в договоре между последним и заказчиком. Однако в силу Закона об оценочной деятельности имущественные последствия такого договора имеют самое непосредственное отношение к оценщику (помимо собственно обязанности провести оценку): он несет имущественную ответственность как перед заказчиком, так и перед третьим лицом за убытки, причиненные им вследствие использования итоговой величины стоимости объекта (ст. 24.6 Закона).Само юридическое лицо, не являясь субъектом оценочной деятельности, не может по логике Закона принимать на себя обязанность проведения оценки, что делает неясным его правовое положение как стороны — исполнителя в договоре на проведение оценки. Представляется, что было бы более правильным (и, главное, соответствующим положениям Гражданского кодекса) законодательно признать субъектами оценочной деятельности и юридические лица, которые, заключив договор с заказчиком, принимали бы на себя обязанность по выполнению оценки (а также ответственность за нарушение договора).В этом случае оценщик, являющийся работником юридического лица, будет отвечать не перед заказчиком, а в порядке регресса перед работодателем, что вполне укладывается в конструкцию ответственности должника — юридического лица за действия своих работников (ст. 402 ГК).Статья 4 Закона об оценочной деятельности предъявляет два требования к субъектам оценочной деятельности: обязательное членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков; страхование своей ответственности. Рассмотрим эти требования более подробно.Закон содержит значительное число норм посвященных саморегулируемым организациям, некоторые из которых фактически представляют собой дополнительные требования к оценщику. Так, для вступления в члены саморегулируемой организации заявитель обязан представить документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ст. 24 Закона).Саморегулируемая организация при приеме физических лиц в члены организации вправе предъявить иные требования, связанные с осуществлением оценщиком оценочной деятельности и не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.В литературе дана неоднозначная оценка статуса саморегулируемой организации оценщиков. Было высказано мнение о том, что оценщиков (физических лиц) фактически принуждают вступать в саморегулируемое объединение. В связи с этим предлагается внести в Закон об оценочной деятельности правило, согласно которому юридическая обязанность быть членом саморегулируемой организации должна распространяться только на оценочные организации. Кроме того, считается логичным рассматривать саморегулируемые организации оценщиков в качестве самостоятельного вида субъектов оценочной деятельности.На наш взгляд, обязательное вступление в члены саморегулируемой организации оценщиков — это необходимое условие деятельности оценщиков — физических лиц. Поэтому правило об обязательном членстве должно действовать и в отношении физических лиц, и в отношении юридических лиц (если последние будут признаны субъектами оценочной деятельности). Что касается статуса саморегулируемых организаций как субъектов оценочной деятельности, то вряд ли можно согласиться с этим мнением.Надо четко проводить разграничение между понятиями «субъекты оценочной деятельности (оценки)», «субъекты оценочных правоотношений», «участники отношений, регулируемых Законом». С этой точки зрения саморегулируемые организации оценщиков не оказывают оценочных услуг и не являются субъектами оценочной деятельности. Напротив, они выступают субъектами оценочных правоотношений, а также участниками общественных отношений, регулируемых Законом.Далее, в силу со ст. 4 Закона по договору обязательного страхования ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам (ст. 24.7 Закона).

Страховым случаем по договору является установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба.Статьей 14 Закона предусмотрены следующие права оценщика:

 применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

 требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

 получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

 запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной;

 в случае если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

 привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

 отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

 требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда.

Наряду с правами оценщик несет ряд обязанностей (ст. 15 Закона):

  • быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
  • соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;
  • соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков;
  • сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
  • обеспечить сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
  • представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;
  • представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе и информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным ст. 15.1 Закона об оценочной деятельности, а также сведения о любых изменениях этой информации;
  • представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;
  • не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;
  • по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.

Одной из составляющих характеристики статуса оценщика является специфика его имущественной ответственности. Как указано в ст. 24.6 Закона, ответственность наступает за убытки, причиненные заказчику или третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете оценщика. Представляется, что данная формулировка не корректна, так как ее буквальный смысл позволяет привлечь оценщика к гражданско-правовой ответственности за любое использование итоговой величины стоимости, повлекшее причинение убытков. Дело в том, что одним из условий гражданско-правовой ответственности является неправомерность действий нарушителя. Соответственно для возложения на оценщика ответственности за убытки потерпевший обязан обосновать, в чем именно состоит противоправность действий оценщика, какие нарушения им допущены. В утратившей ныне силу ст. 16.1 Закона об оценочной деятельности в качестве условия ответственности оценщика указывалось на признание недостоверной указанной в отчете итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки. Данное положение совершенно обоснованно было исключено из текста Закона, поскольку оценочная стоимость объекта представляет собой не точную, а вероятную величину.Специалистами в области оценочного дела отмечается, что средств объективного измерения (контроля) отклонения стоимости, определенной оценщиком, от гипотетической «истинной» стоимости не существует, поэтому ориентироваться приходится на контроль за соблюдением оценщиком нормативов, стандартов, правил, процедур и т. д. В связи с этим полагаем, что в качестве условия гражданско-правовой ответственности оценщика можно использовать положение, которое содержится в ст. 24.7 Закона, применительно к характеристике страхового случая — нарушение оценщиком требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, повлекшее причинение ущерба. Необходимо помнить, что риск ответственности оценщика должен быть им застрахован. Кроме того, имущественные притязания заказчика, третьих лиц обеспечены наличием компенсационного фонда саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, и формируемого из обязательных взносов членов организации. Фонд предназначен для компенсации третьим лицам убытков, причиненных оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации. В соответствии со ст. 24.8 Закона основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.Как указано в этой статье Закона, требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков только в случае совпадения следующих условий: для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности; оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование. Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать 600 тыс. руб. (ст. 24.8 Закона).В ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности содержится указание на то, что убытки заказчика, третьего лица возмещаются за счет имущества не только оценщика, но и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Таким образом, в данной норме юридическое лицо определено как ответственное за действия оценщика. Не ясно только, являются ли юридическое лицо и оценщик солидарно ответственными либо ответственность юридического лица носит дополнительный (субсидиарный) характер по отношению к ответственности самого оценщика. Вместе с тем согласно абз. 2 ст. 24.6 Закона юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

В публикациях по данной теме это положение истолковано таким образом, что для возложения на юридическое лицо ответственности за действия оценщика соответствующее указание должно быть прямо предусмотрено в договоре между юридическим лицом и заказчиком на проведение оценки.Полагаем, что в абз. 2 ст. 24.6 Закона идет речь о возможности включения в договор на проведение оценки неких дополнительных условий принятия юридическим лицом на себя обязанности по возмещению убытков за оценщика, а не о том, что без указания на то в договоре ответственность юридического лица не наступает вовсе.Что касается вида ответственности оценщика и юридического лица, необходимо учитывать следующее. В абз. 1 ст. 24.6 Закона ответственность юридического лица не названа в качестве дополнительной. Структурно-логический анализ нормы позволяет судить о том, что ответственность оценщика и ответственность юридического лица существуют одновременно. Обязательство, возникающее из договора на проведение оценки, связано с предпринимательской деятельностью (по крайней мере как минимум одного субъекта — юридического лица — исполнителя по такому договору), а значит, обязанности должников по нему согласно ст. 322 ГК являются солидарными. В связи с этим юридическое лицо — исполнитель и оценщик являются солидарно ответственными перед заказчиком и третьим лицом. Объекты оценочной деятельности, как отмечалось выше, названы в ст. 5 Закона. Их перечень является открытым, о чем свидетельствует следующая формулировка: «иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте». Как видим, в составе объектов оценки названы почти все объекты гражданских прав (вещи, в том числе предприятия), имущественные права, работы, услуги, информация. Среди объектов оценки (по известным причинам) отсутствуют денежные средства. В то же время в Законе (наряду с правом требования) упоминаются обязательства (долги), что не совсем укладывается в классификацию объектов гражданских прав, включая такой их вид, как вещи. В литературе отмечается, что в последнее время набирает популярность оценка бизнеса. Однако бизнес, предприятие и имущественный комплекс суть разные понятия. Бизнес — это и организация предпринимательства на предприятии, и фактические отношения предприятия со своими контрагентами. Поэтому нельзя ставить знак равенства между смежными понятиями «объект оценки» и «объекты гражданских прав».В отношении ряда объектов Закон об оценочной деятельности (ст. 8) устанавливает обязательность проведения оценки. Проведение оценки объектов оценки является обязательным:

1) в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду; использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога; продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям; переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям; передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

2) при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе: при национализации имущества; ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки; составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества; выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Следует отметить, что действие ст. 8 Закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений. Кроме того, правило настоящей статьи не применяется на случаи, установленные Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».Предусмотренный ст. 8 Закона перечень случаев обязательной оценки не является закрытым. Такие же требования могут быть установлены в других федеральных законах. Например, правило об обязательной оценке в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков содержатся в п. 2 ст. 12 Закона об ОСАГО. В этом случае потерпевший обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) для проведения оценки.

3.Виды стоимости. Государственное регулирование оценочной деятельности. Оценочная деятельность в условиях рыночной экономики является важнейшим элементом инфраструктуры имущественных отношений. Развитие оценочной деятельности – составная часть процесса реформирования экономики, формирования правового государства. В современных условиях существенную роль в развитии оценочной деятельности играет государственное регулирование. Оценочная деятельность регламентируется Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.98. К объектам оценки относятся:

  • отдельные материальные объекты (вещи);
  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • права требования, обязательства (долги);
  • работы, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Назначение оценки – определение рыночной или иной стоимости объекта оценки с целью эффективного управления и распоряжения им. Основания для проведения оценки объекта оценки – договор между оценщиком и заказчиком, определение суда, третейского суда, решение уполномоченного органа.

Система государственного регулирования оценочной деятельности включает:

  • лицензирование оценщиков и контроль за соблюдением ими лицензионных требований и условий;
  • установление требований к профессиональной подготовке специалистов в области оценки стоимости;
  • формирование методологической базы оценочной деятельности.

В соответствии с названным законом, проведение оценки является обязательным в следующих случаях.

1. Определение стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

В случае приватизации государственного или муниципального имущества начальная цена приватизируемого имущества устанавливается на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 31.05.02 № 369 утверждены Правила определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. Под нормативной ценой понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определенная в соответствии с указанными Правилами.

Для выполнения работ по предпродажной подготовке объектов приватизации и в целях повышения эффективности приватизации федерального имущества и формирования начальной цены объектов приватизации в соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ могут быть проведены конкурсы по отбору организаций, занимающихся инвестиционной и оценочной деятельностью.

При приватизации имущественного комплекса УП на основе акта инвентаризации этого предприятия составляется передаточный акт, содержащий расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования УП – сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов предприятия определяется как сумма стоимости его чистых активов, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. Согласно распоряжению Минимущества от 13.05.02 № 1185-р «Об определении величины годовой арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, расположенным в городе Москве» арендная плата за пользование указанным имуществом устанавливается в соответствии с рыночной величиной годовой арендной платы, указанной оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду.

2. Использование объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога. Залогодателем вещи может быть ее собственник (в нашем случае – государство или муниципальное образование) либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения, но только в случае согласия собственника имущества. Залог права аренды или иного права на чужую вещь не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.

В договоре о залоге указываются предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.

3. Продажа или иное отчуждение объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

В субъектах РФ созданы Комиссии по выработке решений о целесообразности и способе отчуждения отдельных объектов недвижимого имущества и имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности, которые:

  • рассматривают предложения о возможности отчуждения излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального имущества, закрепленного за казенными предприятиями или учреждениями;
  • принимают решение о рекомендуемом способе и порядке отчуждения имущества;
  • готовят предложения о распределении доходов от предполагаемой сделки;
  • рассматривают возможность подготовки поручения о принятии решения по поступившему обращению;
  • дают рекомендации о дальнейшем использовании федерального имущества, если придет к заключению о нецелесообразности его отчуждения.

4. Переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Передача объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки.

5. Национализация имущества – обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, производящейся на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков, а также выкуп или иное законное изъятие имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.

Гражданское законодательство предусматривает следующие случаи принудительного изъятия имущества у собственника:

1. обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ);

2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238);

3. отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст. 239);

4. выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (ст. 240 и 241);

5. реквизиция (ст. 242);

6. конфискация (ст. 243);

7. отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293.

РФФИ наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. Привлечение независимых оценщиков также осуществляется РФФИ.Оценка имущества требуется в самых различных ситуациях — главным образом в тех случаях, когда в отношении оцениваемого объекта планируется совершение гражданско-правовой сделки. Так, наиболее часто оценка производится для последующей передачи имущества в залог коммерческому банку, в качестве вклада в уставный капитал, при совершении операций с общим имуществом (раздел, выдел доли), в процессе приватизации, банкротства для последующей реализации имущества должника, с целью определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, для определения цены имущества, выставляемого на торги (в том числе в рамках исполнительного производства), для определения величины ущерба, причиненного обладателю прав на имущество, и во многих других случаях.В ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 157-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Приведенное определение содержит следующие признаки оценочной деятельности:

1. Профессиональный характер деятельности субъектов, означающий ее осуществление лицами, имеющими соответствующую подготовку, обладающими необходимым профессиональным уровнем. Деятельность оценщиков должна соответствовать условиям (требованиям), установленным законодательством. Кроме того, данный признак предполагает независимость оценщиков от лиц, в интересах которых производится оценка (ст. 16 Закона). К оценочной деятельности не относится оценка, производимая самим субъектом самостоятельно, без привлечения оценщиков, для своих внутренних нужд (внутрихозяйственная оценка).

2. Цель такой деятельности — установление в отношении объекта оценки рыночной или иной стоимости.

3. Объектами оценки выступают любые объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В юридической литературе предпринята попытка сформулировать доктринальное определение оценочной деятельности. Так, по мнению О. М. Заславской, оценочная деятельность представляет проведение лицом, обладающим профессиональными познаниями в области оценки имущества, независимой оценки, направленной на установление в отношении исследуемых объектов гражданских прав рыночной или иной стоимости". Соглашаясь в целом с этим определением, отметим, что в данном определении исчезает указание на деятельностный характер оценки. Кроме того, непонятно: оценочная деятельность — это вид предпринимательства или экономической деятельности?В этом плане Закон об оценочной деятельности не содержит четких формулировок. Однако путем анализа положений Закона можно сделать вывод, что оценочная деятельность есть разновидность предпринимательства со всеми вытекающими отсюда последствиями (признаками).

Виды оценочной деятельности. Оценочную деятельность (оценку) можно подразделить на различные виды. В зависимости от вида стоимости имущества, устанавливаемой в ходе оценки, следует выделить оценку, направленную на установление рыночной стоимости, и оценку, направленную на уяснение иной стоимости. При этом под рыночной стоимостью объекта оценки в ст. 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В этой же статье Закона перечислены следующие условия, наличие которых в совокупности означает отсутствие чрезвычайных обстоятельств:

  1. одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  2. стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  3. объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  4. цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  5. платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 7 Закона об оценочной деятельности провозглашает презумпцию установления рыночной стоимости объекта, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, либо в договоре об оценке не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.Виды иной стоимости объекта оценки, отличные от рыночной, содержатся в п. 4 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки». К иным видам стоимости относятся:

  1. стоимость объекта оценки с ограниченным рынком — стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
  2. стоимость замещения объекта оценки — сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;
  3. стоимость воспроизводства объекта оценки — сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
  4. стоимость объекта оценки при существующем использовании — стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;
  5. инвестиционная стоимость объекта оценки — стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
  6. стоимость объекта оценки для целей налогообложения — стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);
  7. ликвидационная стоимость объекта оценки — стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;
  8. утилизационная стоимость объекта оценки — стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
  9. специальная стоимость объекта оценки — стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки.

С учетом вида объекта (оцениваемого имущества) Закон об оценочной деятельности (ст. 5) выделяет оценку:

  1. отдельных материальных объектов (вещей);
  2. совокупности вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, включая предприятия);
  3. права собственности и иных вещных прав на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  4. прав требования, обязательств (долгов);
  5. работ, услуг, информации;
  6. иных объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Используя такой критерий, как наличие (отсутствие) обязанности проведения оценки, различают обязательную и добровольную оценку. По общему правилу все субъекты имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов (ст. 6 Закона). Некоторые случаи, когда проведение оценки является обязательным, названы в ст. 8 Закона об оценочной деятельности, которая устанавливает две группы таких случаев:

  1. при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям;
  2. при возникновении спора о стоимости объекта оценки (например, при национализации имущества).

Следует иметь в виду, что установленные ст. 8 Закона об оценочной деятельности случаи касаются лишь обязательности проведения оценки, но не ее результатов, которые носят рекомендательный характер, хотя и могут быть положены в основу соответствующих решений государственного, муниципального органа, суда.

Рекомендуемый характер носят итоги оценки, проводимой страховой компанией на основании п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ); судебным приставом-исполнителем в соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ). Перечень аналогичных случаев можно продолжить.

Рассматриваемое деление оценки напрямую влияет на возможность судебного оспаривания ее результатов. Общие правила, предусматривающие право заинтересованных лиц оспаривать результаты оценки, содержатся в абз. 3 ст. 6 и ст. 13 Закона об оценочной деятельности. Однако более значительными с практической точки зрения являются разъяснения, данные Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 30 мая 2005 г. № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком». Как указывается в информационном письме, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).Интересным является следующее разъяснение. Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то самостоятельное ее оспаривание путем предъявления отдельного иска не допускается. В таком случае вопрос о достоверности величины оценки может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).Практическую ценность представляют также разъяснения, касающиеся правовых последствий неиспользования величины оценки (когда ее использование является обязательным) либо непривлечения оценщика (когда результаты оценки носят рекомендуемый характер). В случае, когда результат оценки обязателен для использования, но при совершении сделки (издании государственным органом акта, принятии должностным лицом или органом управления юридического лица решения) было допущено отступление от стоимости, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы. В то же время непривлечение независимого оценщика в случаях, когда его привлечение обязательно, но результаты носят рекомендуемый характер, само по себе не является основанием для признания сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы. При использовании понятия «стоимость» в оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результатов оценки, т.е. назначением оценки.Существует 4 вида стоимости:

1. Рыночная стоимость

2. Инвестиционная стоимость

3. Ликвидационная стоимость

4. Кадастровая стоимость

Рыночная стоимость:

Это наиболее вероятная величина, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией и на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства., т.е. когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке по средствам публичного предложения, типичного для аналогичных объектов; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждение к завершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Инвестиционная стоимость:

Стоимость для конкретного лица или группы лиц, при установленных данным лицом инвестиционных целях использования объекта оценки. Инвестиционная стоимость ОИС рассчитывается при обосновании инвестиционных проектов. На нее могут влиять субъективные представления инвестора в отношении будущей прибыльности и возможной степени риска. Также зачастую известны и условия эксплуатации оценивания ОИС на конкретном предприятии, поэтому на инвестиционную стоимость будут влиять факторы, связанные с функционированием этого предприятия.

Инвестиционная стоимость ОИС отличается от рыночной стоимости в прогнозных оценках будущей доходности степенью риска в существующих ставках налогообложения и т.д. Эти различия обусловлены наличием конкретного инвестора.

Ликвидационная стоимость:

Это расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличии от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным. При определении ликвидационной стоимости основная трудность в том, что неизвестен покупатель ОИС, поэтому ликвидационная стоимость может быть существенно заниженной по сравнению с реальной рыночной стоимостью.

Кадастровая стоимость:

Определяется методами массовой оценки, утвержденными в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. (для земельных участков). Есть также такое понятие, как страховая стоимость. Она подразумевает расчет величины выплат по договору страхования. В ряде случаев одновременно с ней рассчитывается также и восстановительная стоимость объекта. Это происходит, например, если соответствующее соглашение со страховой компанией подразумевает не денежную компенсацию, а приведение объекта к изначальному функциональному состоянию по факту повреждения или выхода из строя. Три основных принципа оценки:

1. Принцип полезности.Для ОИС полезность-это способность объекта приносить доход на определенных условиях в течение определенного периода времени.

2. Принцип замещения.Осведомленный покупатель не заплатит за объект оценки больше, чем за аналогичный объект с той же полезностью. Соответственно максимально возможная рыночная стоимость определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

3. Принцип ожидания.Вытекает из принципа полезности и заключается в том, что текущая стоимость будет определяться исходя из ожидаемых выгод.

Отличия оценки объектов ИС от оценки других объектов: (особенности)

1. Недостаточная развитость рынка ОИС

2. Высокая степень конфиденциальности информации об объекте оценки

3. Уникальный характер объекта, что зачастую приводит к невозможности подобрать аналоги на рынке, т.е. применение сравнительного подхода затруднительно

4. В отличии от материальных объектов ИС помимо владельца существует еще и автор и зачастую эти субъекты права не совпадают, что может привести к различным правовым коллизиям, влияющим на стоимость ОИС

5. Обладателями имущественных прав на объект оценки могут являться одновременно несколько юридических или физических лиц

6. С точки зрения оценки наибольший интерес представляют исключительные права, которые обладают рядом отличительных особенностей: они являются абсолютными (возникают независимо от воли 3х лиц) и все остальные обязаны воздерживаться от посягательств на объект. Исключительные права являются имущественными правами, а следовательно они отчуждаемы и передаваемы, и могут включаться в рыночный оборот и создавать стоимость, в отличие от личных неимущественных прав.

7. Территориальный характер

8. Исключительные права являются срочными, т.е. ограниченными по сроку

9. Быстрое функциональное устаревание объекта оценки (особенно для программных продуктов)

10. Один и тот же ОИС на одну и ту же дату может иметь множество стоимостных оценок в зависимости от объема оцениваемых прав, от способа использования объекта, территории использования, а также срока действия прав.

4.Источники правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторское законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области аудиторской деятельности. Оно является комплексной отраслью предпринимательского законодательства. Основой его формирования служит сфера аудиторской деятельности.Акты аудиторского законодательства можно разграничить на специальные и общие. В свою очередь, общие подразделяются на частноправовые и публично-правовые акты. Среди первых актов особое место занимает Гражданский кодекс — продукт цивилизованного рынка, — затем — федеральные законы, содержащие нормы гражданского права (например, законы о хозяйственных обществах). После законов следуют подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), также содержащие нормы гражданского права (ст. 5 ГК).В силу п. 1 ст. 2 Закона об аудиторской деятельности законодательство об аудиторской деятельности состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Более того, нормы названного законодательства, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону об аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить данному Закону и иным федеральным законам (п. 2 ст. 2). На основании и во исполнение Закона об аудиторской деятельности и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы об аудиторской деятельности.Как видим, правило, изложенное в п. 1 и 2 ст. 2 Закона, во многом похоже на положения ст. 3 ГК с той лишь разницей, что в одном случае «первым среди равных» является Гражданский кодекс, во втором — Закон об аудиторской деятельности. При этом разработчики Закона, а также законодатели, по всей видимости, забыли, что все федеральные законы, действующие на территории России, юридически равны, а потому не может быть первых, вторых и т. д. Кроме того, законодательство об аудиторской деятельности состоит не только из нормативных правовых актов частного права, но и значительного блока актов публичного права.Таким образом, публично-правовое регулирование отношений в области аудиторской деятельности выстраивается по схеме «федеральные законы — указы Президента РФ — постановления Правительства РФ». Однако при отсутствии предпринимательского кодекса центральные функции в регулировании вертикальных отношений выполняет Налоговый кодекс. Симптоматично, что Закон об аудиторской деятельности не называет среди иных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, ведомственные акты. Известно, однако, что в соответствии с п. 7 ст. 3 ГК министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Кодексом, другими законами, иными правовыми актами. Тем не менее ведомственные акты принимаются и действуют по вопросам организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям.В литературе чаще всего встречается классификация системы правового регулирования аудиторской деятельности на различные уровни (группы). Так, С. А. Корелина рассматривает три группы нормативных правовых актов. К первой группе относится Закон об аудиторской деятельности, ко второй — подзаконные нормативные акты, определяющие общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, к третьей — правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка, к четвертой группе относятся внутрифирменные аудиторские стандарты, определяющие действия отдельных аудиторских организаций в конкретных условиях.На наш взгляд, указанная классификация выглядит по меньшей мере нелогичной, хотя отмечается, что в России предпринята попытка в соответствии с концепцией правового регулирования аудита построить трезвенную систему его регламентации. Согласно данной концепции верхним уровнем стал Закон об аудиторской деятельности. Второй уровень системы нормативного регулирования представлен стандартам. Документы третьего уровня носят вспомогательный характер, и основная их цель — помощь в технической реализации требований стандарта, в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности.Здесь имеет место смешение нормативных правовых актов разной юридической силы. При этом используется свой (известный только аудиторам) критерий деления нормативных актов на уровни (группы). Несколько слов о правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Статья 9 Закона об аудиторской деятельности гласит: «Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации». Далее, правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются: на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (п. 2 ст. 9).В зависимости от органа (организации), утвердившего правила (стандарты), соответственно различается их юридическая сила. Так, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Эти правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ, а потому они (правила) должны быть отнесены к подзаконным нормативным актам.В силу п. 5 ст. 9 Закона профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам). При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов). По своей юридической природе данные правила аудиторской деятельности можно отнести к локальным актам особого действия. Главная их особенность заключается в том, что они разрабатываются профессиональным аудиторским объединением (читай: caморегулируемой организацией), а их действие распространяется только на членов этого объединения. Статус такого объединения чем-то напоминает ведомство, но иного свойства, нежели государственные министерства (ведомства).Правила (стандарта) аудиторской деятельности, утверждаемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, — это собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам). И не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране. Аудиторская деятельность представляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обесп


<== предыдущая | следующая ==>
Условия подведения итогов спортивного мероприятия | Городских соревнований по плаванию. Городских соревнований по плаванию

Date: 2016-05-25; view: 241; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию