Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цензура, спецхраны, библиотечные чистки





Достаточно остро встал вопрос ужесточения цензуры. Именно цензурные рычаги позволяли государству делать то, что оно хотело в области книжного дела.

Это был первый фронт, наступивший на частников. Если вернуться назад, то отметим, что Главлит (главный литературный орган) был организован в 1922 году – это была главная цензурная инстанция. Хотя скажем сразу: цензура формально сначала была в ведении наркома просвещения, затем в ведении совнаркома, но основной решающей инстанцией был ЦК ВКПб, прежде всего их отдел печати. Некоторые вопросы решались на уровне Политбюро.

На протяжение 20-х годов политическая, идеологическая цензура не переставала действовать в области книжного дела и принимала самые разные формы. Прежде всего, Она действовала на этапе разрешения открытия издательства. Второй этап – разрешение и утверждение ежегодных планов (т. к. необходимо было представить Главлиту планы выпусков на следующий год). По сути дела, цензурное ведомство утверждало и редакционный состав издательств (необходимо было все равно предоставлять списки). Цензурное ведомство действовало и в области библиотечного дела и в книжной торговли. Уже по факту выпуска книги шла работа с выпущенным изданием, т. к. достаточно часто менялась конъектура и издательства могли изыматься из книжной торговли. Именно в этот период в библиотеках организуются спецхраны, куда переводится та литература, которая признана по какой-то причине идеологически опасной. В основном по инициативе Крупской начались чистки. Т. н. библиотечные чистки возмущали очень многих деятелей, в частности, Горького, который находясь за границей в письме к Вячеславу Федосеевичу писал: «В России запретили читать Платона, Канта, Шопенгауэра и многих других еретиков… я начал писать в Москву об отказе от русского гражданства…». Однако это не помешало Горькому уже в начале 30-х годов говорить о том, что у нас нет никакой цензуры.

После Крупская признавала некую ошибочность этих шагов.

 

Собашников описывает ситуацию, когда их пришли выгонять из типографии и описывать их имущество, изгоняя из Москвы. Издательство Собашниковых – культурнейшее, которое в свое время поддерживал Ленин (но это не помешало 5 раз сажать его в тюрьму), очень были удивлены, что у них всего одна комната 13 метров и ничего больше нет, кроме арендованной пишущей машинки. Был даже предъявлен ордер на арест, но Михаил Васильевич успел при помощи Луначарского незадолго до его снятия в 1929 году их не выслали из Москвы.

 

Методы экономического и административного характера борьбы с частными и кооперативными издательствами в 1927 году Совнарком принял решение о перерегистрации предприятий книжного дела и под видом нее не были выданы разрешения очень многим предприятиям. Было резко сокращено количество частных издательств.

 

В 1926 и 1927 году последовали постановления о предельных, максимальных и минимальных скидках. Было установлено, что необходимо иметь единый номинал (единые цены) на книжную продукцию. Это действительно абсурдно, потому что не может быть единой цены в Москве (минимальные транспортные расходы с типографией) и на Дальнем Востоке.

 

Этими решениями снижались размеры прибыли частных издательств. Это не давало им накапливать капитал. Было установлено, что бумагу частные издательства могут покупать только у государства (Бумсиндикат), печать осуществлять только в государственных типографиях. Таким образом мы видим, что постепенно частные издательства становятся частью государственного аппарата, централизованной системы снабжения, лишаются своей прибыли, существуют только с разрешения Главлита. Государство вело себя по отношению к частникам некрасиво.

 

Если частное издательство выпускало книгу, получавшую большой спрос (т. е. выгодную), на следующий год или следующее издание Госиздат брал себе права (по разным мотивам) на издание этой книги и переиздавал ее. Государственным издательствам и в первую очередь Госиздату давалась возможность выпускать наиболее рентабельную продукцию, ту, которая будет иметь обязательный спрос (учебники), но самое интересно, что лучшие частные издательства так или иначе выдерживали этот административный и экономический пресс. Тогда стали еще более жестко относится к утверждению планов этих издательств. Не разрешали печатать уже анонсированные планы, чтобы не раскрывать покупателю, что они собираются издавать (только автор, название).

Государство боялось конкуренции в области книжного дела, а в экономическом плане с частными издательствами было трудно бороться, т. к. даже в этих условиях, они работали лучше госучреждений, обремененных бюрократией.

Коммунистическая партия может править только монопольно, это же касается и издательской среды.

Date: 2016-05-14; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию