Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Формы гигиенического воспитания





По воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. индивидуальные;

2. групповые;

3. массовые.

1. К индивидуальному воздействию:

Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

2. К воздействию на группу лиц:

Ø лекция, доклад;

Ø групповая беседа;

Ø групповая дискуссия;

Ø групповое практическое обучение;

Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)

3. К массовой коммуникации:

Ø телевидение (телепередачи);

Ø кинофильм;

Ø радио (радиопередачи, прямые линии);

Ø пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

Ø выставки и музеи.

Массовая оздоровительная компанияпроводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровьягрупповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровьягрупповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.

Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.

При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

 

Для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения нужны знания и правильное использование соответствующих методов и средств.

 

Методы Средства  
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи, журнал, методические руководства, доска вопросов и ответов.
Наглядный Плоскостные (санитарные бюллетени, плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.); Объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.); Натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.) ТВ, кино, ДВД, слайды,  
Смешанный Все средства вместе.  

1. Устные методы:

Средства устной агитации:

Ø Лекцияпроводится врачами ЛПУ или фельдшерами (мед.сёстрами) на объектах (вне ЛПУ).

Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек.

Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии.

В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Ø Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).

Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая).

Темы бесед могут быть самые разнообразные.

Беседа предполагает активное участие слушателей.

 

Ø Круглый стол, часы вопросов и ответовэто групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями.

В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

 

2. Печатный метод:

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность. Даются советы здоровым и больным.

Средства печатной продукции:

Ø Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Памятки имеют конкретного адресата (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями).

Ø Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья.

Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

Ø Доска вопросов и ответовэто форма заочных консультаций.

 

3. Наглядные методы:

Средства наглядной агитации:

Ø плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

Ø объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

Ø натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино.

Ø Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровьямассовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.

Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Ø Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Ø Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

 

4. Смешанные методы

Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

Например,

Ø Праздник здоровья (лекция+конкурс детского рисунка+фильм о ЗОЖ);

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

Ø 5% лекция;

Ø 10% чтение;

Ø 20% аудиовизуальные средства;

Ø 30% использование наглядных пособий;

Ø 50% обсуждение в группах;

Ø 70% обучение практикой действия;

Ø 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации.

 

Например,

обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала.

Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.

Возможные гигиенические ситуации:

 

Признак ситуации Градации признака  
Количественный состав аудитории Ø индивидуум Ø группа менее 20 человек Ø группа более 20 человек
Степень важности   (экстремальности)   Эпидемическая обстановка:   Ø экстремальная Ø неэкстремальная
Степень однородности По возрасту, полу, заболеваниям: Ø однородная Ø неоднородная
Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила   Ø Желание познать (есть, нет) Ø Знание (есть, нет) Ø Умение выполнять (есть, нет) Ø Убеждение в готовности выполнять (есть, нет)

 

 

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена:

1. санитарное просвещение в поликлинике,

2. санитарное просвещение в стационаре,

3. и санитарное просвещение на обслуживаемом территориальном участке.

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

 

1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать.

Это обеспечивается:

- наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

- разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

- лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

- демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.








Date: 2016-05-25; view: 468; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию