Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы гигиенического воспитания





По воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. индивидуальные;

2. групповые;

3. массовые.

1. К индивидуальному воздействию:

Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

2. К воздействию на группу лиц:

Ø лекция, доклад;

Ø групповая беседа;

Ø групповая дискуссия;

Ø групповое практическое обучение;

Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)

3. К массовой коммуникации:

Ø телевидение (телепередачи);

Ø кинофильм;

Ø радио (радиопередачи, прямые линии);

Ø пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

Ø выставки и музеи.

Массовая оздоровительная компанияпроводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровьягрупповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровьягрупповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.

Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.

При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

 

Для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения нужны знания и правильное использование соответствующих методов и средств.

 

Методы Средства  
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи, журнал, методические руководства, доска вопросов и ответов.
Наглядный Плоскостные (санитарные бюллетени, плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.); Объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.); Натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.) ТВ, кино, ДВД, слайды,  
Смешанный Все средства вместе.  

1. Устные методы:

Средства устной агитации:

Ø Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами (мед.сёстрами) на объектах (вне ЛПУ).

Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек.

Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии.

В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Ø Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).

Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая).

Темы бесед могут быть самые разнообразные.

Беседа предполагает активное участие слушателей.

 

Ø Круглый стол, часы вопросов и ответовэто групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями.

В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

 

2. Печатный метод:

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность. Даются советы здоровым и больным.

Средства печатной продукции:

Ø Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Памятки имеют конкретного адресата (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями).

Ø Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья.

Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

Ø Доска вопросов и ответовэто форма заочных консультаций.

 

3. Наглядные методы:

Средства наглядной агитации:

Ø плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

Ø объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

Ø натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино.

Ø Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровьямассовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.

Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Ø Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Ø Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

 

4. Смешанные методы

Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

Например,

Ø Праздник здоровья (лекция+конкурс детского рисунка+фильм о ЗОЖ);

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

Ø 5% лекция;

Ø 10% чтение;

Ø 20% аудиовизуальные средства;

Ø 30% использование наглядных пособий;

Ø 50% обсуждение в группах;

Ø 70% обучение практикой действия;

Ø 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации.

 

Например,

обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала.

Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.

Возможные гигиенические ситуации:

 

Признак ситуации Градации признака  
Количественный состав аудитории Ø индивидуум Ø группа менее 20 человек Ø группа более 20 человек
Степень важности   (экстремальности)   Эпидемическая обстановка:   Ø экстремальная Ø неэкстремальная
Степень однородности По возрасту, полу, заболеваниям: Ø однородная Ø неоднородная
Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила   Ø Желание познать (есть, нет) Ø Знание (есть, нет) Ø Умение выполнять (есть, нет) Ø Убеждение в готовности выполнять (есть, нет)

 

 

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена:

1. санитарное просвещение в поликлинике,

2. санитарное просвещение в стационаре,

3. и санитарное просвещение на обслуживаемом территориальном участке.

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

 

1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

- санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать.

Это обеспечивается:

- наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

- разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

- лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

- демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Date: 2016-05-25; view: 8146; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию