Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II глава. Действие нормативных - правовых актов в пространстве





Законы действуют во времени и в пространстве. Во времени они действуют только в настоящем и в будущем с момента вступления в силу. Закон не распространяется на события, происшедшие до этого момента, в прошлом. Это положение выражается формулой закон обратной силы не имеет. Из этого правила есть два исключения. Первое: обратная сила придается уголовному закону, смягчающему наказание за то или иное преступление или вовсе отменяющему его. Второе: если об этом сказано в самом законе. Примером обратной силы закона является отмена статьи УК, каравшей за антисоветскую пропаганду и агитацию: после отмены статьи были прекращены все уголовные дела по этой статье, заведенные до ее отмены. Закон действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим законом либо не истечет срок действия закона, указанный в самом законе. Указание срока содержится обычно в законах временного действия, например в законе о введении чрезвычайного положения.

Действие закона в пространстве определяется двумя принципами: территориальности и гражданства. Российские законы действуют на всей территории России либо на части ее, указанной в самом законе. Республики, входящие в Российскую Федерацию, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие федеральных законов.

Лица, совершившие преступление на территории России, отвечают по уголовному закону места совершения преступления. Экстерриториальностью, то есть неподсудностью, пользуются только дипломатические и консульские представители иностранных государств, и список этих представителей ограничен. Территорией России считаются и суда, плавающие под российским флагом, капитан выполняет консульские и нотариальные функции.

Принцип гражданства означает, что граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы России. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, если это деяние является преступлением в той стране, где он его совершил.

 

 

Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Действие нормативно-правовых актов — это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу ("обратная сила закона").

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);

· согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

В настоящее время в юридической литературе общепризнано, что опубликование нормативно-правового акта есть самостоятельная стадия правотворческого процесса, существенный этап формирования государственной общеобязательной воли. Официальное опубликование (как и другие виды официального оглашения) информирует о вновь принятом акте. При этом происходит формальное подтверждение (удостоверение), что соответствующий акт принят и публикуемый текст является его официальным, аутентичным текстом, достоверным дубликатом оригинала, его точной копией.

Формой официального оглашения федерального конституционного закона, федерального закона, акта палат Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Нормативно-правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Они могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Нормативно-правовые акты передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-исследовательского центра правовой информации «Система». Впервые в нашей стране официальными считаются тексты актов, распространяемые в машиночитаемом виде НИЦ правовой информации «Система».

Официальное опубликование — это, прежде всего, объявление текста нормативно-правового акта для всеобщего сведения; первичное оглашение текста нового нормативно-правового акта после его утверждения; действие от имени и по поручению правотворческого органа; помещение в официальном издании полного текста нормативного акта; действие властно-юридическое с помещением всех требуемых атрибутов акта (наименование правотворческого органа, наименование вида акта; его название; дата принятия; номер; подписи соответствующих должностных лиц).

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

· истечения срока, на который был принят юридический документ;

· объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

· принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

· если в самом законе об этом сказано;

· если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия ("переживание закона"). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов.

В пространстве нормативно-правовые акты действуют по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы). Некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России).

Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Из этого общего правила есть исключения:

· лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

· иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам). Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип - право следует за лицом.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц предопределено по существу территориальным аспектом, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории. Однако из этого правила есть исключения. Существуют такие общественные отношения, участниками которых могут быть только граждане Российской Федерации (служба в Вооруженных Силах, органах внутренних дел). Исключения делаются относительно иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. На таких лиц (послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т. д.) в случае совершения ими правонарушений нормы, устанавливающие ответственность, не распространяются, данный вопрос решается по дипломатическим каналам.

Основания действия актов различны:

· по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние гражданства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства);

· по признаку пола (мужской или женский);

· по возрастному цензу (несовершеннолетние, совершеннолетние);

· по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.);

· иные основания (например, инвалидность, состояние студенчества).

На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.

 

 

Закон и иные нормативно-правовые акты действуют на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип означает, что пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом, то есть НПА государства действуют прежде всего на его территорий [2].

Итак, по общему правилу, исходя из принципов государственного суверенитета и территориального верховенства, законы и иные акты Республики Казахстан действуют на всей территории, на которую распространяется юрисдикция, то есть власть государства. Такой территорией признаются земное пространство в пределах сухопутных границ государства, недра, внутреннее воздушное и водное пространство, а также территория посольств и консульств за границей, территория воздушных и морских судов.

Перечень НПА, которые распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих актах не установлено иное, содержится в статье 41 Закона о нормативных правовых актах Республики Казахстан. Это нормативные акты, принятые Парламентом, Президентом, Правительством, иными центральными исполнительными и центральными государственными органами.

Кроме того, некоторые законы, изданные в порядке текущего законодательства, а также иные подзаконные НПА могут действовать лишь на территории государства, и это указано в самом правовом акте (например, правовой акт об объявлении территории свободной экономической зоной и др.).

Кроме того, в некоторых случаях при рассмотрении споров по внешнеторговым сделкам, по делам о принятии наследства допускается использование иностранного законодательства.

В современных условиях, когда национальные правовые системы стремятся приблизиться к международно-правовым стандартам, расширяются политические, торговые и иные связи государств, а также их сотрудничество в различных областях хозяйственной и экономической деятельности, особую значимость приобретает применение норм международного права ко внутригосударственным отношениям.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Так, наши законы не действуют на территории иностранных посольств и консульств, расположенных в нашей стране, и не распространяются на дипломатических работников и других официальных лиц, представляющих иностранные миссии.

Конституцией Республики Казахстан специально определятся и непосредственное действие на нашей территорий норм международного права, речь идет прежде всего об общепризнанных нормах о правах и свободах человека. Так, в статье 4 конституции говорится: "Международные договора, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона". Это означает, кроме того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. Признаки судебной власти: судебная власть — вид государственной власти; судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами; исключительность судебной власти — признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти; независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др.

Судебная власть осуществляется только судом. Суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд — единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти — правосудие.

Цель, поставленная в начале данной работы, выполнена: подробно изучены таких понятий как «судебная система», «судебная власть», «суд», «правосудие».

В ходе работы выполнены следующие задачи: раскрыты такие понятия, как судебная власть, судебная система и суд; подробно рассмотрен судебный контроль при применении мер процессуального принуждения; дана общая характеристика понятиям «конституционное правосудие» и «законность»; рассмотрен порядок формирования, структура и полномочия Конституционного Суда России.

 

 

Пространственное (территориальное) действие нормативных актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного государства. Иными словами, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определённой её части.

Понятие "территория государства" определяется нормами международного и внутригосударственного права. Согласно территориальному принципу действия нормативных актов, в унитарном государстве есть нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию страны, на территорию административно-территориальных единиц или территориальных автономий. В федеративном государстве, акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом, а акты субъектов федерации действуют в пределах их территориальных границ. В унитарном, федеративном государстве акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующих административных границ.

Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определённых внешнеторговых контрактов (арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства).

Регламентация границ муниципального образования определяется уставом муниципального образования. На практике данное положение реализуется следующим образом: например, в п. п. 1, 2 ст. 6 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края отмечается, что граница города Ставрополя установлена Законом Ставропольского края "Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края". Пункт 1 ст. 7 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края определяет, что изменение границы г. Ставрополя осуществляется законом Ставропольского края по инициативе населения г. Ставрополя, органов местного самоуправления г. Ставрополя, органов государственной власти Ставропольского края, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пункт 2 ст. 7 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края указывает, что изменение границы г. Ставрополя без учета мнения населения г. Ставрополя не допускается. Пункт 1 ст. 8 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края закрепляет положение, согласно которому территорию г. Ставрополя составляют все земли в границах г. Ставрополя независимо от форм собственности и целевого назначения. Пункт 4 ст. 8 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края закрепляет, что границы районов г. Ставрополя определяются решением Ставропольской городской Думы по представлению главы г. Ставрополя с учетом экономических, социальных, географических и демографических особенностей территорий, исторических традиций г. Ставрополя, порядка землепользования и градостроительной деятельности.

Таким образом, действие нормативных правовых актов органов местного самоуправления в пространстве можно определить границами муниципального образования, очерченными линиями, проведенными по поверхности суши и водной поверхности и отделяющими земли одного муниципального образования от другого муниципального образования.


 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9. Ст. 851.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997.

3. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. М., 2002.

4. Батова С.А. Судебная система России. – М., 2001.

5. Галустян О.А. Правоохранительные органы. – М., 2003.

6. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. - 2005. - №12.

7. Козырев В.С. Принципы организации судебной власти. // Образование и право. Научно-правовой журнал. – 2010. - № 11 (15).

8. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - М., 2009.

9. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006.

10. Серова Ж.В. Конституционно-правовые особенности судебной власти России и Казахстана // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 2.

 


[1] Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2004. С. 149

Date: 2016-05-25; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию