Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значимость и практический результат

Сиориф или Система оценки рифм

Редакция №2 от 18 декабря 2012 года

Автор: Максим Приходский

Цель и способ применения

 

Целью представленной системы оценки рифм (в дальнейшем именуемой “Сиориф”) является обеспечение универсальности и объективности оценки рифм с точки зрения качества. Получаемые на её основе рейтинги позволяют определять художественный уровень рифм в стихотворном произведении или группе произведений, исключая, насколько это возможно, субъективность.

Сиориф включает в себя четыре критерия, суммирование показателей по которым даёт оценку рифме в целом. Вычисление среднего арифметического значения для рифм в произведении или группе произведений даёт рейтинг рифмы для произведения или группы произведений, соответственно.

 

Глоссарий

 

Ниже приведены понятия, необходимые для понимания и использования Сиорифа:

Однородная рифма – созвучие, построенное на словах, принадлежащих одной части речи при условии, что эти слова дают рифму в своей начальной форме единственного или множественного числа.

Пример: поэт – паритет; привычного – ежевичного; смело – умело.

Однородная глагольная рифма – созвучие, построенное на глаголах или деепричастиях вне зависимости от того, дают ли эти слова рифму в начальной форме.

Пример: знает – играя; любить – рубить.

Разнородная рифма – созвучие, не являющееся однородной или однородной глагольной рифмой.

Пример: луч – живуч; знает – иная; знак – драк. Но не: небес – чудес.

Образующая гласная или просто образующая – ударная гласная, на которой строится рифменное созвучие.

Пример: карав а н – стр а н; прощ ё нный – безд о нный; с о вестный – с о н весны.

Заударное созвучие – согласованность согласных звуков, расположенных после образующей гласной. Имеет место быть, если совпадает соседний с образующей звук для мужских и женских рифм. Для дактилических рифм имеет место быть, если совпадает, по крайней мере, половина звуков.

Пример: кру п ный – хру п кий; избранни ц а – кае тс я. Но не: порт – сапог.

Открытая мужская рифма – мужская рифма, в которой, по крайней мере, одно из созвучных слов заканчивается образующей гласной.

Пример: вдов а – жив а.

Опорная согласная – согласный звук, расположенный непосредственно перед образующей гласной.

Пример: хоро в од – напе р ёд; л уч – ко л юч; т айна – мен т альный.

Предударное созвучие – согласованность звуков, расположенных до образующей гласной. Считается глубоким, если совпадают три ближайших к образующей согласных звука, либо два согласных звука при условии, что между ними расположена, по крайней мере, одна гласная. Для открытой мужской рифмы требование составляет четыре согласных и три согласных с гласной, соответственно.

Пример: сыр ая – сар ая; иллю стр ация – по стар аться бы; мгл а – могл а. Но не: и гл а – до гол а.

Однокоренная рифма – рифма, образованная однокоренными словами.

Составная рифма – рифма, одно из окончаний которой образовано несколькими словами.

Пример: cогнём – согнём; наслажденья – каждый денья.

Усмотрение критика – субъективное признание или отрицание лексического качества рифмы, например, на основе оригинальности или банальности.

Пример: признание качества для “ ярко – кварка ”; отрицание для “ любовь – кровь ”.

Усечение – приём при сопоставлении рифменных окончаний, состоящий в убирании одного согласного звука из рассмотрения.

Пример: сказа ть – лоза; к р отами – катанье.

Замещение – приём при сопоставлении рифменных окончаний, состоящий в замене одного звука другим, смежным по звучанию. Допускаются замены между собой парных звуков по звонкости и твёрдости, шипящих, сонорных [л] – [р] и [м] – [н], а также [j] – [в’].

Пример: ю н ый – угрю м о; щ ит – рас ш ит; в ата – домо в ята.

Метатеза – приём при сопоставлении рифменных окончаний, состоящий в перестановке между собой двух смежных согласных звуков.

Пример: ри фм а – ни мф а; г о р ой – д р у г ой; э ск изы – мар кс изма.

Неравносложная рифма — асимметричное созвучие с разным количеством слогов в конце строки после образующей гласной.

Пример: гор ю чее — кр у че, тар о — втор о е.

Разноударная рифма — созвучие, при котором перенос ударения в одной из его частей на слог вправо или влево даст обычную рифму.

Пример: б а 'бушка — изб у шка, мирк а — м е 'рка.

Диссонансная рифма — созвучие с совпадающей заударной и предударной частью, но различной образующей гласной.

Пример: пр и вод — пр о вод, кр а силась — кр ы силась.

 


Область применения

 

Сиориф может применяться для оценки любого вида традиционных рифменных созвучий, а также неравносложных, разноударных и диссонансных рифм.

При оценке неравносложных рифм рекомендуется рассматривать заударное пространство по объёму наиболее короткого из рифменных окончаний.

При оценке разноударных или диссонансных рифм перенос ударения или смену образующей гласной, соответственно, следует производить со штрафом -1 к оценке рифмы. Естественно, рассматривать рифму как диссонансную можно лишь при условии полного созвучия заударного пространства и совпадения как минимум опорной согласной.

Все остальные неоговоренные моменты остаются на усмотрение критика.

 

Значимость и практический результат

 

Конечным результатом упражнений с Сиорифом должна стать привычка, внутренний цензор, который будет контролировать качество рифмы в процессе работы над стихотворениями, не позволяя ей опуститься слишком низко, но при этом давая необходимую гибкость.

 

Критерии Сиорифа

 

1. Грамматический критерий:

· Если рифма является однородной глагольной, она получает -1.

· Если рифма является однородной, но не глагольной, она получает 0.

· Если рифма является разнородной, она получает +1.

 

2. Фонетический критерий:

· Если не совпадает образующая гласная, она получает -2. Исключение: см. область применения. При выполнении этого условия, оценки по остальным критериям следует игнорировать.

· Если совпадает образующая гласная, но у рифмы нет заударного созвучия, она получает -1.

· Если рифма является открытой мужской, и у неё не совпадает опорная согласная, она получает -1.

· Если совпадает образующая гласная, и у рифмы есть заударное созвучие, она получает 0.

· Если совпадает образующая гласная, у рифмы есть заударное созвучие и совпадает опорная согласная, она получает +1.

· Если рифма является открытой мужской, и у неё совпадает опорная согласная, она получает +1.

· Если совпадает образующая гласная, у рифмы есть заударное созвучие и глубокое предударное созвучие, она получает +2.

· Если рифма является открытой мужской, и у неё есть глубокое предударное созвучие, она получает +2.

 

3. Морфологический критерий:

· Если рифма является однокоренной, она получает -2. При выполнении этого условия, оценки по остальным критериям следует игнорировать.

· Если рифма является составной, она получает +1.

· Иначе она получает 0.

 

4. Лексический критерий:

· Если критик считает рифму лексически интересной, она получает +1.

· Если критик считает рифму лексически скучной, она получает -1.

· Иначе она получает 0.

 

Правила оценки

 

1) Рифме присваивается оценка по каждому из четырёх критериев, после чего они суммируются для получения итоговой оценки.

2) Рифма может получить только одну оценку по одному критерию.

3) Итоговая оценка рифмы не может быть больше +3.

4) При рассмотрении одной рифмы допустимо один раз применить усечение, замещение или метатезу либо переместить ударение.

5) При рассмотрении рифмы из трёх строк выбирается и оценивается лучшая рифма.

6) При рассмотрении рифмы из четырёх и более строк она разбивается на пары и тройки, которые рассматриваются отдельно.

 

После получения итоговых оценок по всем рифмам в стихотворном тексте вычисляется их среднее арифметическое R, называемое рейтингом рифмы. Простейший вывод может быть таким:

R < 0 — плохо; 0 ≤ R < 1 — можно лучше; 1 ≤ R < 2 — хорошо; R ≥ 2 — отлично.


Таблица критериев Сиорифа

 

Оценка по критерию Критерий
Грамматический Фонетический Морфологический Лексический
+2   Требования предыдущей оценки. Глубокое предударное созвучие.    
+1 Разнородная рифма. Требования предыдущей оценки. Совпадение опорной согласной. Составная рифма. Положительное усмотрение критика.
  Иная однородная рифма. Совпадение образующей гласной. Наличие заударного созвучия, если присутствует заударное пространство. Оценка по умолчанию. Оценка по умолчанию.
-1 Однородная глагольная рифма. Совпадение образующей гласной. Отсутствие совпадения опорной согласной в открытой мужской рифме.   Отрицательное усмотрение критика.
-2   Отсутствие совпадения образующей гласной либо однокоренная рифма. Оценки по другим критериям игнорируются.  

 

Правила оценки

 

1) Рифме присваивается оценка по каждому из четырёх критериев, после чего они суммируются для получения итоговой оценки.

2) Рифма может получить только одну оценку по одному критерию.

3) Итоговая оценка рифмы не может быть больше +3.

4) При рассмотрении одной рифмы допустимо один раз применить усечение, замещение или метатезу либо переместить ударение.

5) При рассмотрении рифмы из трёх строк выбирается и оценивается лучшая рифма.

6) При рассмотрении рифмы из четырёх и более строк она разбивается на пары и тройки, которые рассматриваются отдельно.

 

После получения итоговых оценок по всем рифмам в стихотворном тексте вычисляется их среднее арифметическое R, называемое рейтингом рифмы. R < 0 – плохо; 0 ≤ R < 1 – можно лучше; 1 ≤ R < 2 – хорошо; R ≥ 2 – отлично.


<== предыдущая | следующая ==>
Принцип работы септика | Суб’єкти та об’єкти права інтелектуальної власності

Date: 2016-05-25; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию