Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия и структура процесса психологического консультирования





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ПСХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ

Тема: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Студент(ка) ___ курса

Заочного факультета

Специальность____________

_________________________

_________________________ (ФИО)

Санкт-Петербург

20… год

_____________________________________________________________________________________________

Регистр.№______________ «_____»___________20__г.

дата поступления работы в Университет

ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________

подпись фамилия четко

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

( линия отреза )

Студент (ка)____ курса ________________________________________________________

(Ф.И.О.)

заочного факультета специальность____________________________________________

дисциплина__________________________________________________________________

тема_______________________________________________________________________

Регистр.№______________ «_____»___________20__г.

дата поступления работы в Университет

ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________

подпись фамилия четко

 

 


Оглавление

Введение. 3

Понятия и структура процесса психологического консультирования 5

Методы психологического консультирования. 10

Заключение. 15

Список источников. 16

 

Введение

Актуальность исследования. Данная тема имеет актуальное значение, так как психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста – психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации.

Из данного предположения вытекает естественное следствие: все используемые методы должны быть нацелены на создание этого свободного от предписаний взаимодействия, направленного на осознание самого себя как в ситуации консультирования, так и других взаимоотношений и на выработку у клиента тенденции к позитивным действиям на основе собственной инициативы.

Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Цель исследования: Рассмотреть методы и техники психологического консультирования.

Задачи исследования: Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Раскрыть понятие психологического консультирования

2. Рассмотреть структуры процесса психологического консультирования

3. Раскрыть основные методы психологического консультирования

 

 

Понятия и структура процесса психологического консультирования

 

Лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений». Н. М. Berks и В. Stefflre (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера». (Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта).

Предметом работы психологического консультирования является внутренняя реальность клиента (внутренний мир человека). Каждый человек имеет свою внутреннюю и внешнюю реальность. Клиент приходит на консультирование с проблемой связанной с его внешней реальностью (жизненной ситуацией), и он уверен, что его проблема снаружи – в других людях, в обстоятельствах. Психологическое консультирование позволяет человеку понять, что только личностные изменения, связанные с его внутренним миром могут изменить внешнюю ситуацию. Психологическая консультация – это не хаотичный процесс, а имеющая свои этапы беседа. Беседой управляет психолог, действуя по определённому алгоритму. Переход от одного этапа к другому консультирования не всегда чётко прослеживается. На каком-то из этапов может возникнуть необходимость вернуться и начать сначала. Конечно, клиенту не видно этих перемещений, но квалифицированный психолог всегда контролирует процесс консультации. Ведь для эффективности консультации важно пройти каждый из этапов алгоритма. Суть психологического консультирования не предоставление готовых решений клиенту, а помощь в понимании происходящих процессов, принятии ответственности за свою жизнь и за свои решения.

Рассмотрим структуру процесса консультирования:

 

1. Исследование проблемы.

На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

 

2. Двумерное определение проблемы.

На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблема определяется конкретными понятиями. Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда указывает и способы разрешения.

 

3. Идентификация альтернатив.

На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

 

4. Планирование.

На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

5. Деятельность.

На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь.

На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

 

Разберем свойства личности консультанта:

 

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: Georg, Cristiani, 1990):

 

- проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [M.Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты);

 

- чувствительность к установкам и поведению других людей;

 

- эмоциональная стабильность и объективность;

 

- способность вызывать доверие других людей; - уважение прав других людей.

 

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: Georg, Cristiani, 1990):

 

- доверие к людям;

 

- уважение ценностей другой личности;

 

- проницательность;

 

- отсутствие предубеждений;

 

- самопонимание;

 

- сознание профессионального долга.

 

L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо «вреднм» для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

 

Date: 2016-05-25; view: 702; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию