Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Согласование имени существительного с другими частями речиМатериал: наборы предметных и сюжетных картинок. Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. Существует несколько способов выражения категории рода у имен существительных. Первый способ – грамматический. Наличие определенного окончания свидетельствует, что это имя существительное имеет определенную систему словоизменения. По другому определить, какого рода может быть данное слово не представляется возможным. Поэтому слово «стол» относится к существительным мужского рода, а «парта» - к женскому, «яблоко» - к среднему. Другой способ – исторический. В процессе филогенеза этим существительным была присвоена определенная категория рода. В результате «кофе», «лось» и «пень» - мужского рода, а «рысь» и «тень» - женского. Близок к этому способу третий путь - закрепление категории рода за именами существительными, обозначающих имена людей, родственные связи: «мама», «папа», «Лёня», «Лена», и др. В этой группе существительных появляются имена существительные общего рода «Саша», «Женя», «врач», «учитель» и др. Для исследования активной грамматики в младшем дошкольном возрасте преимущественно отбираются слова первого типа. Навык согласования в самостоятельной речи может быть исследован как в процессе манипулятивной или игровой деятельности ребенка: «Это какой кубик? Это какая пирамидка? Тебе не хватает какого кубика? Каким кольцом мы должны закончить пирамидку? И проч», - так и в процессе использования специально подобранных картинок: «Рассмотри картинку и скажи, какая…, какой…, какое…, какие…». Согласование имен прилагательных с именами существительными в падежах исследуется в дошкольном возрасте только в границах категории единственного числа. С этой целью можно применять подстановочные упражнения («Договори…»), а также ответы на вопросы. При исследовании пассивной грамматики, как правило, используется картинный материал. Это серии картинок, на которых изображены разные предметы, имеющие одинаковый цвет или выполняющие одно и то же действие. Например, синий карандаш, синяя книга, синее ведро, синие кубики. Или, одеяло упало на пол, вилка упала, ложка упала, листья упали. Или мальчик, назовем его Женя, читал книгу, и девочка Женя читала книгу. Далее проводится подготовительное обучение. Детям предлагается сыграть в Угадайку, но перед этим потренироваться отгадывать задуманное логопедом. Для этого сначала логопед четко в несколько замедленном темпе произносит словосочетания по одному, выделяя голосом окончания в их орфографической форме, и просит ребенка внимательно вслушиваться в предъявляемый материал. Можно попросить ребенка произносить отраженно эти словосочетания. Таким образом, каждое из словосочетаний повторяется три – четыре раза. Затем логопед просит ребенка угадать и показать на картинке, что он задумал, и называет прилагательное или глагол в нужной форме. Чтобы исключить случайность совпадения в ответах детей, каждая из картинок загадывается два – три раза в случайном порядке. Обследование проводится с дошкольниками в виде игры. Лингвистический материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями обследуемого с учетом онтогенетических закономерностей формирования системы словоизменения. Для детей с низким уровнем сформированности языковой системы предлагается материал следующего характера: винительный падеж объекта (вижу стул, взял кофту), творительный орудийности (резать ножом, пилить пилой), родительный отсутствия (нет папы, нет стула), дательный адресата (дать зайцу, показать маме).
|