Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование звукопроизношения





Задачи:

· выявление звуков, произносимых детьми правильно и дефек­тно;

· определение уровня сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявле­ния и использования языкового материала (при изолированном произнесении; отраженно; в отработанных ранее слогах, словах и предложениях; при фиксации внимания на качестве произнесе­ния; в спонтанной речи и проч.);

· выяснение характера нарушения звуков (искажения, замены, смешения) на материале различного уровня сложности.

Материал. Речевой материал,который предъявляется ребенку для восприятия и воспроизведения, можно условно разбить на три подвида: слог или слово, содержащие один из обследуемых звуков; пара слогов или слов, близких по звучанию и включающих оппозиционные звуки; слог или слово, содержащие не менее двух оппозиционных звуков. Дидактический материал: предметные и сюжетные картинки.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Целенаправленное обследование звукопроизношения проводит­ся только в тех случаях, когда в предварительной беседе с роди­телями (педагогом) обнаруживаются жалобы на несоответствие произносительных навыков возрастным или региональным нор­мативам или при общении с ребенком выявляются нарушения звуковой стороны речи.

Отмечаются следующие недостатки звуков:

· Отсутствие звука,

· Искажение звука,

· Замены звуков (устойчивые или неустойчивые)

· Смешения звуков (устойчивые и неустойчивые).

Для оценки качества звукопроизношения и определения направлений коррекции определяется уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:

· В самостоятельной (спонтанной) речи

· На специально отобранном материале (в словах, слогах) под контролем сознания

· Изолированное произнесение.

Обследование звукопроизношения проводится в процессе деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом.

Обследование проводится в игровой форме. В качестве усложненного материала для выявления звуков группы риска в области замен и смешений (особенно неустойчивых вариантов) детям 3-5 лет можно предъявлять отраженное проговаривание коротких стихотворений, насыщенных этими звуками.

Обследование рекомендуется начинать только после того, как был установлен устойчивый эмоциональный контакт между ре­бенком и логопедом. Во время проведения обследования желатель­но сначала предъявлять ребенку более сложный материал, в даль­нейшем корригируя уровень его сложности в ту или иную сторо­ну. Эффективность обследования повышается, если ребенок закан­чивает каждую пробу успешно. При этом у него формируется положительное впечатление об обследовании, которое способству­ет дальнейшему повышению мотивации при выполнении предъяв­ляемых заданий.

Кроме того, обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение качества звуковой стороны речи в продуктивных видах деятельности (составление предложений, называние предметов на картинках, по заданию). Репродуктивные виды речи (повторение по образцу) исследуются в том случае, если в активной речи данная фонема или слоговая структура отсутству­ет или необходимо специальное обследование качества фонемовосприятия.

Весь языковой материал, в зависимости от уровня его линг­вистической сложности и сроков появления в речи детей, распре­делен по трем группам-уровням: А, Б.

При исследовании состояния звукопроизношения на уровне А предлагаются прямые, обратные и закрытые слоги, а также 1 - 3-сложные слова со стечениями согласных на границе слогов, которыми в онтогенезе дети овладевают в относительно раннем возрасте, а при общем недоразвитии речи — на I - II уровнях независимо от возраста. Уровень Б содержит слоги и 1 - 3- сложные слова со стечени­ем двух согласных и 4-сложные слова без стечения.

Необходимо отметить, что в зависимости от уровня слова усложняются не только по слоговому составу, но и по семантике.

В ходе обследования ребенку могут быть предложены следу­ющие виды заданий:

— прослушать и повторить за логопедом слоги/слова;

— назвать предметы, которые изображены на картинках;

— составить предложение по картинке (составить рассказ по картинке);

При использовании картинного материала необходимо преж­де всего убедиться, что ребенку понятно изображение и в его сло­варном запасе есть соответствующая лексема. Если испытуемый затрудняется сразу назвать картинку, логопед помогает ему на­водящими вопросами, подсказывает ему первый слог слова. При этом специалисту необходимо правильно квалифицировать харак­тер затруднений ребенка:

а) не знает слова;

б) не может воспроизвести слово данной слоговой структуры;

в) затрудняется в произнесении отдельных звуков в составе
данного слова.

Представленный в данном задании материал также можно раз­делить на три подгруппы:

§ слова, содержащие один из исследуемых звуков в различной позиции (начало, середина, конец слова);

§ слова-паронимы;

§ слова, включающие не менее двух оппозиционных звуков.

При составлении предложений и текстов от ребенка требует­ся не только составить значимое высказывание, но и обращается внимание на необходимость использования материала, в котором исследуемые звуки встречаются наиболее часто. Поэтому предла­гаемые нами "примерные предложения" могут носить искусствен­ный характер.

В процессе обследования, чтобы добиться необходимой насы­щенности материала нужными логопеду звуками, ребенку полез­но задавать наводящие вопросы, добиваясь использования развер­нутых высказываний.

Формулировки инструкций изменяются в зависимости от воз­раста и уровня подготовленности ребенка.

В процессе обследования в случае появления затруднений логопед может оказывать помощь различного уровня:

· задавать уточняющие и наводящие вопросы;

· составлять предложение или текст вместе с ребенком;

· попросить повторить предложение по заданному образцу идр.

Date: 2016-05-24; view: 1272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию