Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка теории Коперника современниками





Его ближайшими сторонниками первых трёх десятилетий после опубликования книги «О вращениях небесных сфер» был немецкий астроном Георг Иоахим Ретик, одно время сотрудничавший с Коперником, считавший себя его учеником, а также астроном и геодезист Гемма Фризий. Сторонником Коперника был и его друг, епископ Тидеман Гизе. Но большинство современников из теории Коперника «вырвали» только математический аппарат для астрономических вычислений и практически полное игнорирование его новой, гелиоцентрической космологии. Это произошло, возможно, потому, что предисловие для его книги писал лютеранский богослов, и в предисловии было сказано, что движение Земли является остроумным вычислительным приёмом, но понимать Коперника буквально не следует. Многие в XVI веке так и считали, что это мнение самого Коперника. И только в 70-е — 90-е годы XVI в. астрономы стали проявлять интерес к новой системе мира. У Коперника появились как сторонники (в том числе философ Джордано Бруно; богослов Диего де Цунига, который использует представление о движении Земли для интерпретации некоторых слов Библии), так и оппоненты (астрономы Тихо Браге и Христофор Клавий, философ Фрэнсис Бэкон).

Противники системы Коперника утверждали, что если бы Земля вращалась вокруг своей оси, то:

§ Земля испытывала бы колоссальные центробежные силы, которые неминуемо разорвали бы её на части.

§ Все находящиеся на её поверхности лёгкие предметы разлетелись бы во все стороны Космоса.

§ Любой брошенный предмет отклонялся бы в сторону запада, а облака плыли бы, вместе с Солнцем, с востока на запад.

§ Небесные тела движутся, потому что они состоят из невесомой тонкой материи, но какая сила может заставить двигаться огромную тяжёлую Землю?

 

Значение

Гелиоцентрическая система мира, выдвинутая в III веке до н. э. Аристархом и возрождённая в XVI веке Коперником, позволила установить параметры планетной системы и открыть законы планетных движений. Обоснование гелиоцентризма потребовало создания классической механики и привело к открытию закона всемирного тяготения. Эта теория открыла дорогу звёздной астрономии, когда было доказано, что звёзды — это далёкие солнца) и космологии бесконечной Вселенной. Далее гелиоцентрическая система мира все более утверждалась - основное содержание научной революции XVII века состояло в утверждении гелиоцентризма.

70. Philosophical views Benedict (Baruch Spinoza).
2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких летпродолжалось в еврейском религиозном училище, где кроме религиозных текстовизучались и произведения некоторых еврейских философов-схоластиков. Набудущего философа значительно повлиял своими философскими взглядамиеврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взглядыбазировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательномотождествлении бога и природы. Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этаппревращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияниена Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т.Гоббс и Т. Бэкон. Однако, Спиноза пошел дальше их. Не могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Этобыло время зарождения буржуазных прогрессивных отношений. Спиноза родился ипровел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелемсамой значительной буржуазной революции - английской. Благодаря самомубольшому в то время в мире флоту и новым производственным отношениямГолландия очень быстро стала самой богатой страной Европы. Экономическийподъем сопровождался поразительным расцветом науки и искусства. Голландиятого времени являлась центром передовой научной мысли. В XVII веке вГолландии жили и работали такие крупные ученые как Гюйгенс (математик,механик и оптик), Левенгук (биолог) и многие другие. Ученые и философыдругих стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в техусловиях свобода вероисповедания и были наилучшие возможности для научныхисследований. В этой стране и провел всю жизнь Б. Спиноза. В это время наибольшее развитие получили математика и механика,благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих науксказалось и на философии, основным направлением которой сталмеханистический рационализм. Одной из определяющих черт философии Спинозы является принципмеханического детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютновсе явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что вседолжно иметь причинное обьяснение. Основным способом изложения философских проблем у Спинозы являетсягеометрический способ, который неотделим от рационализма философа. Он былуверен, что законы челоческого сознания те же что и законы природы, то естьбыл уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенностьреализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивно-рационалистическим путем. Главное отличие философской системы Спинозы от большинства философскихучений XVII века - это ее этическая направленность. Он считал, чтофилософия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросыэтики, Спиноза стремился определить место человека как в природе, так и вобществе и государстве. Окончательный вид философской системы Б. Спинозыприняло в главном труде его жизни - "Этике". I. УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ) В основе учении Спинозы о природе лежит учение о субстанции, которуюон отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спинозапонимает то, "... что существует само по себе и представляется само черезсебя... ". Согласно этому учению сущность субстанции состоит изсоставляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присущебесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этогобесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию- это атрибут протяженности. Спиноза истолковывает протяженность вфизическом смысле, как отрицание пустоты. Это типичное проявлениямеханицизма в воззрениях на природу. Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженнойматерии, так как ей присущ еще и атрибут мышления. В этом главное отличиеучения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разныесубстанциипротяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшимсуществом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций. Декарт, при всемрационализме, остался на позициях религии в этом решающем пункте, так как унего сохранилось понятие о Боге как о личном существе, независимом отприроды и действующим по свободной воле. У Спинозы же субстанция, имеющаядва основных атрибута протяжение и мышление, отождествляется с Богом. И темсамым, Спиноза отрицает существование Бога как конкретной личности. Об этомговорит такое его высказывание: "... в природе Бога не имеют место не умни воля... ", а без этого не может существовать конкретная личность. Широкое применение понятия "мышление" приводит философа к утверждению,согласно которому все предметы природы "... хотя и в различных степенях,однако все же одушевлены... ". Здесь сформулирован гилозоистическийвзгляд Спинозы на природу (гилоизмом называется точка зрения, приписывающаяжизнь, в той или иной, степени всем тела природы). Зависимость единичных вещей от субстанции выражается Спинозой понятиеммодуса. Модус - это "... состояние субстанции, иными словами, то, чтосуществует в другом и представляется через это другое... ". Субустанции,как единственному целостному началу, свойственно вечное существование,вместе с тем она бесконечна в пространстве. Модусы же, как "конечные вещи",изменчивы приходящи и только по отношению к ним имеет силу категориядлительности. Согласно Спинозе, нельзя свести единство бесконечной природы,выражаемое понятием субстанции, к сумме составляющих ее вещей, модусов.Человек, по этой философской системе, составляет лишь один из бесконечногочисла модусов субстанции. Кроме значительных достижений в развитии философской мысли, учениеСпинозы о природе имеет свои недостатки. Главным из них является то, что уСпинозы получилась математическая схема мира, выражающая только причиннуювзаимосвязь различных явлений природы, но не ее развитие. Спиноза отрицаетслучайность и признает только необходимость. По учинию Спинозы все в миресохраняет "... вечный, прочный и неизменный порядок... ". Еще однимкрупным недостатком является разрыв между бесконечной сущностью -субстанцией и миром конечных вещей - модусов. Основная трудность, возникшаяздесь у Спинозы, - это обьяснить, каким образом неподвижная и неизменнаясубстанция является первопричиной непрерывно движущихся и меняющихсямодусов. Спиноза также не смог решить вопрос о происхождении человеческогоразума. Но это связанно с историческими условиями и познаниями XVII века.Кроме того, могие недостатки учения порожлают спинозовский фатализм.Однако, несмотря на отдельные недостатки, учение Спинозы о природе явилосьвеличайшим прогрессивным событием в истории развития человеческой мысли. II. УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ Сложность человеческого организма является результатом деялельностичеловеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная оттела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица"бесконечного разума Бога". Учитывая низкий уровень биологических и психофизических знаний XVIIвека, философ очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела.Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действиявнешних обьектов на человеческую душу приводит к тому, что она "...воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, тоесть познает их... ". В своем учении Спиноза критикует, так называемые, "родовые понятия",которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикуетошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определениядлительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложнойсклонность людей приписывать природе какие-либо цели. Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческойволи. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку оналичии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способностидуши. По мнению философа "... не столько душа влияет на тело, сколькотело на душу... ". Спиноза вообще отрицает волю как особуюсамостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения,состоит из отдельных желаний человека, которые вызванны определеннымипричинами. По учению Спинозы "... воля и разум - это одно и то же... ". Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание онсчитает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод,основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможностьэтого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и вотдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствиев человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет"общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания - познаниявторого рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, азаключает в себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе,интелектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностейчеловека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором "...вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ееближайшей причины... ". Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их"первых причинах". Лишь воображению, основанному на чувственном познании,вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнутьистинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещив их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. Икогда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься какнеопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогданеопределенная длительность этого существования превращается в определеннуюи из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещейесть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечнойсубстанции. В этом заключается учения Спиноза о познании. Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением обаффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души,имеющейсмутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, сотояниечеловеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три:удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. Вдействительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они,согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть -это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишьпассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями. Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называлрабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, котороедостигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь ксвободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет ненеобходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов неизбавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашегоразума и, тем самым, уменьшает их действие на человека. Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своейсути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, чточеловек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем,когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы онполучает возможность привести состояние своего тела в соответствие спорядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами,то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе. III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологиеймеханико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм,который целиком может найти свое обьяснение в категориях физическойприроды. Спиноза отождествляет бощество и государство. По его мнению,государство возникает не в результате определенных социально-экономическихпроцессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости властии законов как норм "... умеряющих и сдерживающих страсти и необузданныепорывы людей... ". С этой точки зрения, назначение государства состоит втом, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумоми, тем самым, обретать свою свободу. Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал,что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей идиктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли ислова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всегоможет быть обеспечена при демократической форме правления. Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическимивзглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не разменялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас,так как они охватывают вечные человечества категории.Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этическихвопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическаянаправленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главныйтруд философа называется "Этика". В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятиедобродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как "... в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека... ".Вершина добродетели - это "... человек, руководствующийся разумом... ".Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши. В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведениячеловека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спинозаубедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: "... из ихсообщества гораздо больше удобств чем вреда... ", поэтому "... людямвсего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы... ". А дляэтого надо помнить, что "... души побеждаются не оружием, а любовью ивеликодушием... ". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы,считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление исамоунижение одинакого дурны. Не надо делать то, после чего мы будемиспытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны.Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оноунижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этихпостулатов актуальны и сегодня. В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познаниюсамого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако самСпиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цельчеловека идти поэтому пути. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитиифилософии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в томчисле на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. ФилософияСпинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза названодним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционныепрогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями. Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованноеучение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности игосподствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностейматериализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит катеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитыхв дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любойисследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научныхпозиций.Учение Спинозы - один из важнейших этапов развития материалистическойфилософии, развитие человеческой мысли вообще.

71. Philosophical views of Rene Descartes

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)

Декарт – выдающийся философ, естествоиспытатель, математик.

Философское учение Декарта в самых основных своих чертах воплотило в себе особенности и значение философии Нового времени: противостояние схоластической философии, стремление ориентировать философию на связь с практикой, и, главное, разработать метод познания, позволяющий достигать достоверное знание.

Date: 2016-05-24; view: 1710; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию