Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели интеграции семейного и общественного воспитанияВ практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше. Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом - тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность. Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми - «Делай, как я!». Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика - диктат и опека. Задача педагога- реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и, прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределам контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетель освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту» - «для себя» и «для тети». Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнори ровать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям). Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Ожидаемые результаты - расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности. Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей,проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности. Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества их здоровье. Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно. Содержание и формы метод.работы Методическая работа— это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы: 1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации. 2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ. 3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса. 4. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников. 5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом. 6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов. Содержание методической работы: 1. Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды ДОУ; обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий. В данном случае в группах создаются физкультурные зоны (место для проведения утренней зарядки и комплекса упражнений после дневного сна, место для массажных ковриков с шипами и пр.). На территории ДОУ оборудуется площадка для спортивных занятий (полоса препятствий, мишени для попадания в цель и т.д.). Работа по оздоровлению и закаливанию требует чёткой организации теплового и воздушного режима помещения; рациональной неперегревающей одежды детей; соблюдения режима прогулок во все времена года; занятий босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Родители под руководством воспитателей изготавливают "чесночные киндеры" (коробочка от игрушки из "Киндер-сюрприза" с зубком чеснока внутри вешается детям на шею). 2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой: формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний. Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников может включать в себя: Профилактические мероприятия:Точечный массаж по методу Уманской; Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий; Гимнастику с элементами хатха-йоги; Комплексы по профилактике плоскостопия; Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек; Дыхательную гимнастику; Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин); Прогулки + динамический час; Закаливание (Сон без маек; Ходьбу босиком; Чистка зубов и полоскание полости рта; Обширное умывание; Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями); Оптимальный двигательный режим. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ:Луковый напиток; Фитонциды (Лук, чеснок), Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1октября по 30 апреля)
3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы. Группы раннего возраста: Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлением жалоб родителей; Утренняя гимнастика; Точечный массаж в игровой форме; Постепенное обучение полосканию рта; Прогулки: дневная и вечерняя; Оптимальный двигательный режим; Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем и "чесночные" киндеры (с октября по апрель); Фитонциды (лук, чеснок); Луковый напиток во время обеда; Сон без маек и подушек; Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна; Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия. Вторая младшая группа. Добавляются: Прием детей на улице в хорошую погоду; Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов; Физкульт минутки во время занятий, профилактика нарушения зрения; Элементы обширного умывания; После полдника полоскание полости рта отварами трав. Средняя и старшая группы. Добавляются: Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом "Звёздочка"; Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда; Обширное умывание, ходьба босиком. 4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в ДОУ и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей. Работа с родителями очень важна для оздоровления и закаливания детей. Формы работы: папки-передвижки с отчетом о проделанной в группе работе и с рекомендациями; выступление медсестры на родительских собраниях; обучение воспитателями родителей приемам точечного массажа, обширного умывания, рецепту приготовления лукового напитка, чесночного настоя и отвара трав для полоскания рта и т.д. 5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей). При регулярном проведении оздоравливающих и закаливающих мероприятий в ДОУ наблюдается повышение двигательной активности детей, снижение заболеваемости детей, уменьшение кол-ва пропусков по болезни, снижение детей с третьей группой здоровья и увеличение детей с первой группой здоровья. 6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в практику ДОУ, педагоги-новаторы или педагоги творческих групп принимают под руководством старшего воспитателя участие в работе по распространению опыта. Групповые формы работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые показы и т.д.); индивидуальные формы работы (подготовка и оформление материалов для самообразования педагогов (творческий отчет, статья, презентация, рекомендации и пр.), индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).
|