Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления промышленностью





Промышленность - ведущая отрасль народнохозяйственного комплекса государства, ставящая своей целью добычу и переработку природных богатств. От состояния и развития промышленности зависят состояние и развитие других отраслей народного хозяйства, социально-культурного и административно-политического строительства, а следовательно, и уровень | ни граждан, развития общества, государства в целом.

Управление промышленностью осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее развитие производственных сил общества и государства, повышение эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами, услугами и т.д.

Наряду с промышленными предприятиями государственного

сектора в новых экономических условиях дальнейшее развитие получают промышленные предприятия негосударственных форм собственности — акционерные, частные, совместные (в том числе и с международным капиталом) и др. Государственное управление ими существенно отличается от управления промышленными предприятиями общегосударственной и коммунальной собственности и сводится к воздействию на них экономическими мерами (налоговой, таможенной, финансовой политикой и др.), контролем за их деятельностью.

Система органов управления промышленностью включает: промышленные министерства; государственные комитеты, которые имеют свои промышленные объекты; местные советы и их исполкомы (по вопросам, делегированным им государством); администрации промышленных объединений и промышленных предприятий.

Общее управление промышленностью в Республике Беларусь, проведение государственной политики в этом направлении возложены на Совет Министров, который управляет объектами государственной собственности, направляет и координирует работу министерств, иных органов исполнительной власти и др.

Центральное место среди органов управления промышленностью занимают промышленные министерства, на которые возложены задачи по непосредственной практической реализации

государственной политики в соответствующих отраслях.

К промышленным относятся такие республиканские органы исполнительной власти, как Министерство промышленности, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет и др. Разделение министерств и государственных комитетов на чисто промышленные и другие достаточно условно, поскольку промышленные предприятия имеют и некоторые иные министерства и комитеты, а также негосударственные (общественные) образования. Это Министерство экономики, Министерство транспорта и коммуникаций, различные общественные объединения (профсоюзы) и др.

В соответствии со своей компетенцией эти государственные органы принимают участие в формировании и реализации государственной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям; разрабатывают и применяют на практике механизм такой политики; обеспечивают всестороннее развитие подчиненной им подотрасли; повышают эффективность производства и качество продукции на подведомственных им предприятиях; в пределах полномочий, предусмотренных законодательством, осуществляют функции управления имуществом предприятий, которые отнесены к сфере управления соответствующего центрального органа; разрабатывают необходимые финансово-экономические и другие нормативы, механизмы их внедрения; утверждают отраслевые стандарты и следят за их соблюдением и т.д.

В систему органов управления промышленностью входят также органы министерств, государственных комитетов, иных органов государственного управления на местах, которые действуют на основании соответствующих положений о них, и администрации государственных промышленных объединений, промышленных предприятий. Это говорит о том, что управление отраслями и подотраслями промышленности организуется, как правило, по трехзвенной системе: министерство - областное управление - предприятие. В ряде случаев используется двухзвенная система: министерство - промышленное предприятие или объединение.

Непосредственное руководство основным производственным •явном промышленности — промышленным предприятием - осуществляет вышестоящий (относительно него) орган - администрация объединения - для предприятия, которое входит в его состав, или непосредственно министерство - для объединений и некоторых наиболее важных предприятий министерства, а также предприятий, которые напрямую подчинены министерству.

Промышленные предприятия и их объединения - основные (первичные) звенья промышленности. Именно они являются непосредственными производителями промышленной продукции. Их деятельность соединяет в себе как централизованное руководство, так и самостоятельность и инициативу в принятии конкретных решений в пределах своих полномочий и в соответствии с прогнозами экономического и социального развития отрасли, предписаний вышестоящих органов.

Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным уставом предприятия. Государство гарантирует соблюдение прав и

законных интересов предприятия.

Управление промышленным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основании объединения прав собственника относительно хозяйственного использования своего имущества и принципов самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Собственник или уполномоченные им органы могут делегировать эти права совету предприятия (правлению) или иному органу, который предусмотрен уставом предприятия и представляет интересы собственника и трудового коллектива.

Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника (собственников) имущества предприятия и реализуется непосредственно или через уполномоченные им органы.

Администрацию промышленного предприятия в соответствии с принципом единоначалия возглавляет его руководитель. При найме (назначении, избрании) собственником или уполномоченным им органом руководителя предприятия на должность заключается контракт, в котором определяются права, сроке найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности с учетом гарантий, предусмотренных контрактом и законодательством Республики Беларусь.

Руководитель предприятия (как правило, это генеральный директор (директор) или начальник, управляющий) самостоятельно без доверенности действует от лица предприятия, решает вопросы хозяйственной, финансовой, социальной и иных видов деятельности (за исключением отнесенных уставом к компетенции других органов управления данного предприятия). Его полномочия производны от задач и прав предприятия, которое он возглавляет. В пределах своей компетенции руководитель издает обязательные для исполнения приказы по предприятию, зачисляет в штат и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания. Члены администрации предприятия - заместители руководителя предприятия, руководители и специалисты подразделений аппарата управления и структурных подразделений (производств, цехов, отделов, отделений, участков, и других аналогичных подразделений предприятий), а также мастера и старшие мастера назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем предприятия.

Полномочия производственных подразделений и их руководителей регулируются уставом промышленного предприятия,

положениями о них.

 

88. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом

Под субъектами сельскохозяйственной деятельности понимаются юридические и физические лица, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные коммерческие организации являются основными производителями сельскохозяйственной продукции. Они обладают специальной правоспособностью, соответствующей целям и предмету их деятельности, которая носит комплексный характер, так как сельскохозяйственные организации выступают участниками различных правоотношений: гражданских, земельных, трудовых, финансовых и др. Агропромышленный комплекс представляет собой организационно-экономически взаимосвязанную систему государственных органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в сфере агропромышленного производства. Перечень субъектов, которые входят в систему АПК, определен Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 января 1996 г. № 4 «О структуре агропромышленного комплекса Республики Беларусь» и включает в себя среди органов государственного управления: Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, а также субъекты хозяйствования, основным видом деятельности которых является: производство сельскохозяйственной продукции; заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; производство продуктов питания; лесохозяйственная деятельность; землеустройство и ведение земельного кадастра; подготовка кадров для АПК; обслуживание сельского хозяйства и материально-техническое обеспечение субъектов АПК. В систему агропромышленного комплекса входит и Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз). Данный перечень субъектов не является исчерпывающим. Особенности предпринимательской деятельности в АПК, наличие специального правового регулирования позволяют выделять сельскохозяйственные организации в отдельную категорию субъектов, выступающих основными участниками аграрных правоотношений.

Date: 2016-05-23; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию