Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнегреческая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон)





В последние десятилетия V в. до н. э. проза постепенно и прочно утверждалась в общественной жизни Аттики, оттесняя традиционные стихотворные виды и используя разнообразные формы художественной речи. Ранняя аттическая проза испытывала большое влияние современной ей ионийской прозы, но дальнейшее ее развитие определялось стремлением подобрать для ясной и по-аттически четкой мысли адекватное языковое выражение, опираясь на достижения аттической поэзии с привлечением элементов устной речи.

Первый представитель художественной историографии, труд которого дошел до нас полностью, это — Геродот; древние сами называли его «отцом истории».

К Афинам и их демократическому строю Геродот относится с величайшим сочувствием; заканчивая свой труд в напряженной политической обстановке начала Пелопоннесской войны, он усиленно выдвигает историческую роль Афин и их заслуги перед Элладой.

Произведение свое автор называет «историей», что в переводе означает «изыскание». Впоследствии «история» Геродота получила заглавие «Музы» и была разделена на девять книг, соответственно числу Муз. Цель труда — «дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела, совершенные как эллинами, так и варварами, в особенности же — причина, по которой они вступили в войну между собой». Геродот является представителем чисто повествовательной истории; его изложение — рассказ о достопримечательностях земель и народов, о судьбах государств и отдельных людей.

Тема эта — борьба между Европой и Азией, которая привела к греко-персидским войнам. Она служит рамкой, в которую вставляются рассказы о различных странах,

рассказывает:

· - историю Лидии до покорения ее персами,

· -историю персидской державы, экспансия которой позволяет ввести в изложение Вавилон,

· -подробную историю Египта,

· -описание Скифии, Ливии и Фракии

· -ряд событий из греческой истории, хронологически параллельных рассказу о персах

ФУКИДИД

самому выдающемуся историку античности. Лишь одно поколение отделяет его от Геродота и, тем не менее, составленная Фукидидом история Пелопоннесской войны представляет собой в научном отношении огромный шаг вперед по сравнению с Геродотом и является наивысшим достижением античной историографии. Вместе с тем история Фукидида — первый значительный памятник аттической прозы. Геродот писал по-ионийски; начиная с Фукидида, греческая художественная историография переходит к аттическому диалекту.



От ранней софистики он усвоил скептическое отношение к религиозно-мифологическому миросозерцанию и критический подход ко всевозможным традициям и авторитетам; Война, к которой это соперничество привело, заинтересовала Фукидида с момента своего возникновения. Вскоре ему пришлось принять личное участие в войне, и в 424 г. он командовал афинским флотом. Неудачное ведение военных операций заставило Фукидида удалиться в изгнание, и он около 20 лет провел вне Афин, отдавая свои досуги собиранию материалов по истории войны. История Фукидида была впоследствии разбита на восемь книг.

К этому времени историю стали рассматривать как "наставницу жизни". Поэтому Фукидид, мыслитель и политик, ищет в событиях прошлого ответа на вопросы, волнующие его современников. Он считает Пелопоннесскую войну "самой достопримечательной из всех предшествовавших" и обращается к ее изучению. Отсюда характерные для Фукидида целеустремленность, максимально доступная ему объективность изложения, тщательная проверка всех фактов ради установления истины. Фукидида с полным основанием принято считать основоположником научной исторической критики. Свой метод изучения он открыто противопоставляет геродотовскому: "Быть может, изложение мое, чуждое басен, покажется менее приятным для слуха; зато его сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь ясное представление о минувшем, могущем, по свойству человеческой природы, повториться когда-либо в будущем в том же самом или в подобном виде. Мой труд рассчитан не столько на то, чтобы послужить предметом словесного состязания в данный момент, сколько на то, чтобы быть достоянием навеки".

Фукидид пишет на аттическом диалекте. Его стиль лишен плавности и прозрачности последующей аттической прозы. Рассказ Фукидида очень краток и всегда лаконичен, мысли предельно сконцентрированы, и нередко замысел писателя богаче средств словесного выражения.

Фукидид считался непревзойденным историком. После него события Пелопоннесской войны не привлекали внимания писателей, не рисковавших соперничать с ним, но многие стремились продолжить рассказ Фукидида.

Знаменитым мастером судебного красноречия был Лисий, сицилиец по происхождению, переехавший на постоянное жительство в Афины. Лисий был состоятельным человеком и приверженцем афинской демократии, хотя и не имел прав гражданства в Афинах. После окончания Пелопоннесской войны власть перешла к аристократической афинской верхушке (олигархам). В числе первых жертв олигархического террора оказались Лисий и его брат. Их имущество было конфисковано. Лисию удалось бежать, но брат его был схвачен и казнен без суда. Спустя год Лисий вернулся в Афины, отдав последние сбережения лидерам демократов для успешного завершения демократического переворота. Бедность вынудила его стать логографом. Из 233 речей Лисия, известных в древности, лишь одна была произнесена им. В этой речи Лисий обвинял некоего Эратосфена, убийцу брата. Процесс против Эратосфена Лисий превратил в процесс против всех афинских олигархов, раскрыв перед собравшимися страшную картину произвола и террора. До нас дошли 23 речи полностью и 11 в отрывках.



Сложным искусством логографа Лисий владел в совершенстве, умело перевоплощаясь, передавая манеры, привычки каждого клиента, ясно представляя себе его социальную среду и образ жизни. Про эти речи говорили, что из них нельзя исключить ни одного слова без ущерба для смысла. Все речи удивительно разнообразны. Одну, например, произносит обманутый муж, убивший в спальне жены ее любовника. Закон на стороне мужа. Однако родственники убитого обвиняют убийцу в том, что он нарочно заманил свою жертву и инсценировал картину прелюбодеяния. Обвиняемый держится с подкупающей откровенностью и, делясь семейными невзгодами, усматривает свою вину лишь в безграничном доверии к жене.

Последним великим оратором свободной Греции и крупнейшим политическим деятелем эпохи ее независимости был Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Он получил хорошую риторическую подготовку у афинского оратора Исея, приверженца возвышенного патетического стиля, но сам не собирался стать оратором, так как имел слабое здоровье и большие дефекты произношения. Обстоятельства вынудили двадцатилетнего Демосфена начать судебный процесс против нечестных опекунов, расхитивших состояние его покойного отца, умершего, когда мальчику было всего семь лет. Тяжба с опекунами тянулась целых пять лет, и Демосфен выиграл процесс, который всеми знатоками был признан совершенно безнадежным. Хотя материальная выгода оказалась ничтожной, так как имущество было уже расхищено, а опекуны объявили себя некредитоспособными, Демосфен приобрел славу выдающегося судебного оратора. Он занялся логографией, подобно Лисию.

С 351 г. начинается политическая деятельность Демосфена, направленная на борьбу с Филиппом Македонским ради сохранения афинской, и одновременно общеэллинской, независимости. С этого времени вся жизнь Демосфена неразрывно связана с судьбой Афин. Он сам впоследствии говорил о себе: "Я умел различать события при их зарождении, заранее постигнуть их и заранее сообщить свои мысли другим". Демосфену пришлось вести трудную и упорную борьбу не только с внешним врагом. Филипп умело пользовался борьбой партий в греческих полисах, хорошо знал все их внутренние и внешние затруднения, поэтому, то с помощью оружия, то путем подкупов, он решил стать во главе Эллады.

Платон (427-347 гг. до н.э.) происходил из древнего аристократического рода и в молодости был убежденным последователем Сократа, вокруг которого группировалась аристократическая молодежь Афин. После казни Сократа в 339 г. Платон надолго покинул Афины и отправился путешествовать по Греции и Италии. Несколько лет он провел в Сицилии и не раз возвращался туда вновь в различные годы своей жизни. В Сицилии Платон пытался убедить правителя в необходимости государственных реформ и тщетно надеялся, что тот реорганизует свое государство на основе предложенного им плана идеального аристократического государственного устройства. По возвращении в Афины Платон поселился близ рощи древнего героя Академа и в соседнем гимнасии стал собирать учеников, назвав свою школу Академией.

В Академии бережно хранились все произведения Платона, разделенные на 9 тетралогий; кроме них, под именем Платона известны 13 писем. Вопрос о подлинности ряда диалогов и некоторых писем составляет сложную научную проблему, возникшую уже в античной критике. Не решен окончательно также вопрос о хронологии платоновского творчества. Произведения Платона обычно делят на три группы. К первой относятся ранние диалоги, в которых Платон использует метод Сократа и ведет исследование в форме беседы, чередуя вопросы и ответы.

Учение Платона обращено к аристократической верхушке общества, которая должна поставлять философов и воинов для идеального платоновского государства. Платон - поклонник религии, которая является верной союзницей его философии. Реальный земной мир, по Платону, лишь отблеск, слабое и неверное отражение "истинного" мира вечных и неизменных идей, где пребывает душа человека до его рождения и куда она возвращается после его смерти. Высшая идея, идея блага - бог. Разум связывает человека с истинным миром идей, и путем философского созерцания человек может приобщиться к этому миру, уподобиться божеству.

Все философские произведения Платона - художественные литературные сочинения, составленные в форме диалогов, за исключением "Защитительной речи Сократа". Платон не был создателем философского диалога, он использовал богатый опыт своих предшественников, прежде всего софистов, в совершенстве владевших искусством обосновывать свое мнение с помощью вопросов и ответов.

Блестящий стилист и художник, Платон прибегает к различным образным средствам для конкретизации своих философских положений. Так, противопоставляя чувственный мир миру идей, Платон образно сравнивал жизнь людей с участью узников, сидящих в темной пещере спиной к ее открытому входу. Мимо входа в пещеру все время ходят люди, но узники видят перед собой на гладкой стене лишь неясные тени людей и предметов, находящихся вне пещеры. В своем заблуждении обитатели пещеры считают тени реальностью. Только мудрец, если он находится среди них, может познать истинную природу вещей, преодолеть заблуждения и вывести несчастных узников за пределы пещеры в подлинно прекрасный мир.

С позиций своей философии Платон оценивает искусство, создавая первую последовательную систему эстетических взглядов. Он разделяет традиционное античное представление об искусстве как о подражании жизни. Но так как жизнь, то есть реальный мир, для Платона лишь слабое и недостоверное отражение вечного мира идей, то искусство, подражающее жизни, воспроизводит образ пустой картины. Поэтому Платон объявляет искусство основным источником человеческих заблуждений и решительно изгоняет его из своего идеального государства, жителям которого разрешается петь только религиозные гимны, очищающие и облагораживающие их души. Вопреки собственной писательской деятельности Платон утверждал, что с ростом художественной ценности искусства увеличивается его вредное влияние на людей.

Учение Платона подверглось критике со стороны его ученика Аристотеля, которого Маркс называл гением, исполином мысли, величайшим мыслителем древности

 

Литература и культура эллинизма. Александрийская поэзия: жанры, темы. Сатира Лукиана.

 

21.Новоаттическая комедия Менандра: сюжеты и характеры.

 

22.Специфика греческого романа. Анализ романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

 

23.Периодизация и своеобразие римской культуры и литературы.

 

24.Особенности римской комедии. Сюжеты и образы комедий Плавта. Тема скупости в комедии «Кубышка» («Горшок»).

 

25.Комедии Теренция: темы, образы, отношение к греческой традиции.

 

26.Римское общество, культура и литература первой половины I века до н.э. Творчество Цицерона.

 

27.Лирика Катулла: темы и жанры, традиции и новаторство.

 

28.Золотой век римской поэзии. Общая характеристика творчества Вергилия.

 

29.«Энеида»: своеобразие эпического стиля Вергилия. Вергилий и Гомер. Проблема страсти и долга, Эней как «человек судьбы» (В.Топоров).

 

30.Философские основы, темы и жанры лирики Горация.

 

40.Тема поэта и поэзии в творчестве Горация («Памятник», «Послание к Пизонам»).

 

41.Творческий путь Овидия. Любовные элегии.

 

42.«Метаморфозы» Овидия: философский замысел поэмы, своеобразие композиции и образов.

 

43.Поздняя римская литература. Творчество Сенеки. Риторические трагедии: идеи, образы, стиль (не примере «Медеи»).

 

44.«Сатирикон» Петрония: художественное своеобразие романа.

 

45.Римская сатира: Гораций, Ювенал, Марциал. Темы, формы, стиль.

 

46.Античная басня: Эзоп, Федр. Развитие жанра басни в Новое время.

Эзо́п– полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н.э.

Был ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», – говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом. На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.

Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками; своеобразная форма сатирической речи.

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: "Они еще зеленые!".

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

 

 

47.Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой Осёл»: особенности сюжета и композиции, роль вставных новелл. Сочетание религиозно-возвышенного с социальной критикой.








Date: 2016-05-23; view: 699; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию