Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптовая торговля как субъект коммерческой деятельности





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация и управление коммерческой

деятельностью»

на тему:

Оптовая торговля как субъект коммерческой деятельности

 

Студентки 3 курса

Цыганет Ксении Васильевны

Группа: ТВБ-31

Шифр ТВБ-ОП-01-13-008

Руководитель:

канд.экон.наук, доцент

Архипенко Т.С.

Оценка после защиты_____________

 

Состав комиссии:

________________________________________

подпись Ф.И.О.

________________________________________

подпись Ф.И.О.

________________________________________

подпись Ф.И.О.

 

Дата защиты____________________________

 

 

Новосибирск 2015 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.Теоретическая сущность и содержание коммерческой деятельности в оптовой торговле……………………………………………………….....6

1.1. Характеристика оптовой торговли…………………………….6

1.2. Становление оптовой торговли в плановой и рыночной системе хозяйствования……………………………………………….…8

1.3. Функции и значение оптовой торговли………………………10

2. Характеристика основных субъектов оптовой торговли …………….….10

2.1. Формы организации оптовых предприятий………………….15

2.2. Виды оптовых структур на российском рынке………………16

2.3. Субъекты оптовой торговли и их решения………………..…20

3. Значение оптовой торговли в российской экономике на современном этапе……………………………………………………………………….…24

4. Заключение…………………………………………………………..………29

5. Библиографический список……………………………………………...…31

6. Приложения……………………………………………………………....….33

 

Введение.

Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности. Это обусловливается теми радикальными преобразованиями, которые произошли на товарных рынках ряда европейских стран на рубеже 60-70 годов прошлого века, когда приоритет во взаимоотношениях сторон по купле-продаже был перенесен с производителей (поставщиков) на покупателей. Теперь покупатель становится главным действующим лицом на рынке, а продаваться стал не только сам товар, но и удобства по его приобретению, которые в полном объеме способны предложить лишь крупные оптовые организации в силу своего профессионализма и функциональной специализации.

У нас в стране на современном этапе развития рыночных отношений осуществление подобных функций оптовой торговле не под силу вследствие ее деформированного состояния в результате проведенных в 90-годах прошлого века непродуманных, без достаточного теоретического обоснования и правового обеспечения преобразований. Из единой целостной системы она в одночасье превратилась в хаотичную и неуправляемую массу множества мелких и средних (за небольшим исключением) «фирмочек» без необходимой материально-технической базы, с числом работающих в несколько человек и различного рода посредников (комиссионеров, агентов, дилеров и пр.).

Серьезную опасность представляет и стихия, царящая на оптовом рынке страны (беспорядочное размещение оптовых организаций, диспропорциональность функциональных видов, огромное количество посредников и перекупщиков, а также «перерождение» оптовой торговли – большинство ее субъектов занимается не реальным продвижением товаров, а многократной их перепродажей, осуществлением других «выгодных» им операций, дающих быструю прибыль и не требующих каких-либо ощутимых материальных затрат). При этом такая направленность деятельностиоптовой торговли с каждым годом приобретает все более ярко выраженную тенденцию.

Такое состояние оптовой торговли сегодня дорого обходится обществу – значительный рост торговых наценок и цен, замедление товарооборота, ухудшение качества товаров, проникновение на рынок опасной, некачественной продукции и пр.

Наличие оптовой торговли в условиях рыночного хозяйства яв­ляется объективной реальностью и необходимостью.

Коренное изменение претерпевают и целевые ориентиры разви­тия оптовой торговли как активного коммерческого посредника, являющегося ключевым звеном в системе товародвижения.

Таким образом, значение и актуальность, рассматриваемой в настоящей работе темы очень высоки, что и определило тему исследования.

Предметом исследования является оптовая торговля, как важнейший сектор рыночного распределения и продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения.

Используемый метод исследования предложенной темы - аналитический.

Цель работы: изучить тему развития оптовой торговли как субъекта коммерческой деятельности.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

1. Изучить теоретическую основу сущности и задач коммерческой деятельности в оптовой торговле.

2. Охарактеризовать основные субъекты оптовой торговли.

3. Выявить основные факторы развития оптовой торговли РФ.

4. Представить развитие оптовой торговли в РФ в статистических таблицах и диаграммах.

 

Среди авторов, активно занимающихся вопросами проблемы оптовой торговли исследуются известными кандидатами экономических наук Ж.П.Шнорр, Р.П.Мешечкина, В.В.Лазарев, а также работа опирается на труды отечественных и зарубежных ученых как В.А. Абчук, Ю.А. Аванесов, Е.В. Васькин, Л.В. Балабанова, О.Э. Башина, П.И. Вахрин, Я.И. Гандштак, Р.З. Гуз, М.М. Дарбинян, А.С. Дзуцев, В.Г. Клейникова, Ф.А. Крутиков, А.Ф. Малков, А.П. Мищенко, Л.В. Осипова, В.К. Памбухчиянц, Ф.Г. Панкратов, Ф.П. Половцева, К.А. Раицкий, Б.А. Райзберг, В.И. Рогач, Т.К. Серегина, М.И. Синяева, Б.И. Синецкий, В.А. Чернов, И.Ф. Шерр.

 

 

1.Теоретическая сущность и содержание коммерческой деятельности в оптовой торговле.

 

1.1.Характеристика оптовой торговли

С позиции предприятияпроизводителя оптовая торговля является важным звеном дистрибьюции, которая может и решает его маркетинговые задачи. С позиций маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставляя им нужные товары в определенных объемах и в установленные сроки. Располагаясь обычно в крупных населенных пунктах (городах), оптовые компании также хорошо знают потребности конечных покупателей. Поэтому они самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле. Как показывает современный опыт, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу. Сегодня оптовые компании предоставляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг: реклама в месте продажи, организация мероприятий по стимулированию продаж, доставка товара, предпродажная подготовка, в том числе фасовка и упаковка товара под торговой маркой розничного предприятия или розничной сети. На рынке технически сложных товаров оптовые компании организуют, при поддержке производителей, сервисные центры. А поскольку деятельность любого посредника увеличивает стоимость товара, то задача оптового звена системы сбыта состоит в формировании минимальной оптовой наценки (за счет рационализации торгово-логистических операций) или в предании товару дополнительных ценностей для покупателя, который воспримет установленную цену как справедливую. Решение проблемы удовлетворения интересов производителей, с одной стороны, розничной торговли и конечных покупателей, с другой стороны, привело к многообразию методов и формы оптовой торговли.

- по широте ассортимента:

1) ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);

2) ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

3) ассортимент узкий (< 200 наименований);

4) ассортимент специализированный;

- по способу доставки:

1) доставка своим транспортом;

2) продажа со склада (самовывоз);

- по степени кооперации

1) горизонтальная кооперация для совместных закупок и организации оптовых рынков;

2) вертикальная кооперация для целей сбыта и конкуренции с розничной торговлей за рынок конечных потребителей;

- по отношению к системе сбыта:

1) эксклюзивная система сбыта: производитель предоставляет лицензию на торговлю

2) по условиям франчайзинга;

3) селективная система сбыта: дистрибьюторские и дилерские соглашения между производителем и выбранными им оптовыми компаниями;

4) интенсивная система сбыта: работа одновременно со всеми посредниками;

- по размеру оборота:

1) крупные оптовики;

2) средние оптовики;

3) мелкие оптовики;

С точки зрения организации оптовой торговли существует три общей категории:

- оптовая торговля производителей;

- оптовая торговля предприятий-посредников;

- оптовая торговля, осуществляемая агентами и брокерами.

Оптовая торговля осуществляется производителями с помощью собственных органов сбыта, для чего создается дочерняя оптовая компания. Однако деятельность такой компании будет оправдана в случае достаточности объемов и ассортимента производимой продукции. В противном случае функции оптовой торговли целесообразно передать независимым компаниям. Независимые оптовые компании организовываются в соответствии с приведенной выше классификацией в зависимости от требований розничной торговли и собственных возможностей.

 

1.2.Становление оптовой торговли в плановой и рыночной системе хозяйствования

 

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров немыслимо без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.
Оптовая торговля выполняет посредническую роль между производством и розничной торговлей. Процесс обращения товаров во многих случаях складывается из двух стадий оптовой и розничной реализации. Оптовый товарооборот по своей экономической сущности представляет собой процесс продажи товаров производственными или торговыми (опто­выми) предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей продажи в сферу личного потребления. На оптовые предприятия возлагается важная задача реализации основной экономической функции торговли — доведения товаров от производства до потреби­телей с целью удовлетворения их платежеспособного спро­са и получения собственной прибыли.
В период плановой, административной системы управ­ления народным хозяйством в стране существовала развет­вленная система оптовых контор, баз, холодильников, го­сударственной торговли, размещенных преимущественно в республиканских, краевых и областных центрах и осуще­ствлявших оптовую реализацию различных групп продо­вольственных и непродовольственных товаров.
Потребительская кооперация в широких масштабах вела внутрисистемную оптовую торговлю через оптовые базы и склады потребительских обществ, райпотребсоюзов, обла­стных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центро­союза СССР.
Оптовые предприятия этого периода представляли со­бой главенствующие звенья

торговой отрасли, осуществ­лявшие функции централизованного распределения товар­ных ресурсов, планового прикрепления покупателей к по­ставщикам, директивного установления уровня оптово-сбытовых и дополнительных скидок, доли торговых скидок в пользу опта, а также определявшие пути и звенность то­вародвижения и другие важные элементы торговой деятельности. Работе оптовых баз дорыночного периода были присущи такие черты, как административная гарантированность оптового сбыта основной массы товаров при от­сутствии какой-либо конкуренции между оптовиками, не­зависимость опта от розничной торговли и его главенствующая роль в поставках товаров как держателей товарных ((зондов. Рыночные условия превратили оптовые предприятия вравноправного субъекта рыночных отношений, вынуж­денного искать свою нишу на товарном рынке на основе принципов и методов маркетинга. Однако к новой роли в условиях рынка государственная и кооперативная оптовая торговля оказались совершенно неподготовленными. В свя­зи с этим последовал распад единой системы государствен­ной оптовой торговли, преобразование государственных оптовых контор и баз в предприятия с различными форма­ми собственности и различных организационных структур, разрушение сложившихся внутрисоюзных хозяйственных связей, привычных схем товародвижения, традиционных форм и методов оптовой торговли. Оптовая торговля потре­бительской кооперации, как и сама система, оказались в кризисном состоянии — многие базы были ликвидированы, утратили свою роль организаторов снабжения розничной сети.
Чтобы выжить в условиях рынка, оптовые предприя­тия были вынуждены не только существенно изменять свои функции и методы оптовой деятельности, но и заняться новой для них деятельностью (розничной торговлей, произ­водством, сдачей складских помещений в аренду и т. п.), менять сложившуюся товарную специализацию, админист­ративно-территориальные рамки сфер приложения своих сил, внедрять новые формы организации оптовой торгов­ли — оптовые объединения, фирмы, ассоциации, оптовые посредники и т. д.
Совершенствование оптовой торговли в рыночных ус­ловиях, четкое и продуманное выполнение ею своих функ­ций усиливают стимулы к производству, способствуют ре­шению проблем, восстановлению федеральных и региональ­ных хозяйственных связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению эффективности внут­ренней торговли страны.

 

1.3.Функции и значение оптовой торговли

В недалеком прошлом в отечественной экономической науке понятие «оптовая торговля» теоретически определя­лось как форма планового распределения ресурсов в на­родном хозяйстве и организация продажи продукции пред­приятиям с широким использованием товарно-денежных отношений. Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения была определена как форма пла­нового распределения материальных ресурсов, основанная на государственном плане развития народного хозяйства.

Рыночные трансформации экономики изменили и содер­жание оптовой торговли как экономической категории. В учебниках по маркетингу категория «оптовая торговля» определяется как «любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования». При этом целе­сообразность наличия оптового звена товародвижения обо­сновывается тем, что оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Эта эффективность достигается тем, что, во-первых, мелкому производителю с ограниченными фи­нансовыми ресурсами не под силу создать и содержать орга­низацию прямого маркетинга; во-вторых, даже располагая достаточным капиталом, производитель скорее предпочтет направить средства на развитие производства, а не на орга­низацию оптовой торговли; в-третьих, эффективность дея­тельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений; в-четвертых, розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

Отрасль оптового распределения выдержала испытание временем и надежно функционирует во всем мире благодаря своей роли посредника в реализации товаров, производимых предприятиями промышленности, сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Каждому производителю невозможно иметь собственную сеть снабженческих и рыночных организаций, поскольку тогда для покрытия издержек по реализации надо значительно повысить сто­имость продукции.

Оптовики своим знанием потребностей региональ­ных рынков доказали, что могут успешно выполнять снабженческие функции по приемлемым для потребителя ценам.

Сегодня отрасль оптового распределения продолжает свое развитие. Все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности новые методы и технологии, столь успешно применяемые в промышленности. Это позволяет оптимизировать все производственные и финансовые операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Многие дистрибьюторы в настоящее время оснащены передовыми операционными системами учета товаров, работающих в режиме реального времени, автоматизированными си­стемами оформления счетов и заказов. Современные технологии проникают в сферу складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая тех­ника. Исследования, проведенные Американской Национальной ассоциацией дистрибьюторов, неопровержимо свидетельствуют о росте этой тенденции.

Число предприятий оптовой торговли растет с каж­дым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассор­тимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят зна­чительный вклад в распределение национального про­дукта. Они являются полноправными членами деловой общности в каждом регионе. Многие из них тер­риториально располагаются близ главных магистралей страны, другие концентрируют свою деятельность вок­руг морских портов и аэропортов.


По отношению к клиентам покупателям оптовые пред­приятия должны выполнять следующие функции:
· оценка потребностей и спроса;
· преобразование промышленного ассортимента в тор­говый;
· хранение товарных запасов; Ф кредитование;
· концентрация товарной массы;
· информационное и консалтинговое обслуживание.

 

По отношению к клиентам-поставщикам функции оп­товой торговли должны состоять в следующем:
· концентрация коммерческой деятельности;
· поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
· инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
· минимизация коммерческого риска;
· маркетинговое обслуживание.

От того, как оптовые звенья будут выполнять, указан­ные функции, в значительной степени будут зависеть и сти­мулы к производству товаров, решение актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по доставкам товаров.
Целями развития оптовой торговли в рыночной эконо­мике являются:
1) создание развитой структуры каналов товародвиже­ния, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;

2) обеспечение снижения издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране;
3) мобилизация денежных ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.

Значение оптовой торговли для участвующих в сделках контрагентов заключается в том, что оптовая торговля пре­доставляет следующие преимущества для производителей:

· разгружает органы сбыта. Нет нужды оформлять мно­жество накладных, счетов, проводок по бухгалтерским книгам и писем-напоминаний. Снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вмес­то большого количества предприятий розничной торгов­ли поставки осуществляются только в адрес небольшо­го количества крупных предприятий оптовой торговли;

· снижает колебания загрузки производственных мощ­ностей. Оптовый торговец делает заказы на несколь­ко месяцев вперед, поэтому предприятие-производи­тель может осуществлять долгосрочное планирование. Тем самым загрузка производственных площадей ста­новится равномернее, а производство — рациональ­нее, снижаются издержки производства;

· снижается риск, связанный с хранением продукции на складе. У производителя имеется возможность отгрузки товаров, заказанных оптовым торговцем, немедленно после их изготовления;

· финансовые преимущества состоят в том, что, как пра­вило, оптовый торговец производит оплату в короткие сроки с использованием скидки при платеже наличны­ми авансом или давая обязательства по векселям. Тем самым производитель получает необходимые свобод­ные средства для продолжения своего производства.

Наличие каналов оптового товародвижения предостав­ляет значительные выгоды для розничной торговли:

· облегчается организация закупок. Из большого ко­личества предложений производителей оптовый тор­говец отбирает самые выгодные, сводит их в один заказ, и тем самым облегчает выбор розничному тор­говцу;

обеспечивается срочность и малый объем поставок. Розничный торговец может в любое время запастись товарами в кратчайший срок и в произвольно малых количествах. Отпадает необходимость содержания больших складских запасов и снижается риск;

· обеспечивается кредитная помощь. Опыт многолетних деловых связей дает оптовому торговцу возможность оценить кредитоспособность розничного торговца и оказать ему соответствующую кредитную помощь;

· оказывает сервисные услуги по организации продаж товаров.

 

2.Характеристика основных субъектов оптовой торговли

 

2.1.Формы организации оптовых предприятий

 

Особенности развития внутренней торговли и необходимость решения задачи обеспечения потребностей рынка в товарах, развитие региональных, межрегиональных и фе­деральных хозяйственных связей в сфере оптовой торгов­ли предопределили следующие перспективные формы орга­низации оптовых предприятий:
1) крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштабов (оптовые предприятия первого уровня);
2) оптовые предприятия регионального уровня (опто­вые предприятия второго уровня).
Покупателями оптовых предприятий первого уровня могут быть самостоятельные оптовые организации второго уровня, крупные розничные структуры и их объединения, а также промышленные предприятия. На основе деятель­ности оптовых предприятий первого уровня формируются структуры каналов товародвижения для крупных российс­ких производителей и создаются благоприятные условия для выхода на зарубежный рынок хорошо зарекомендовав­ших себя отечественных поставщиков товаров.
К числу межрегиональных предприятий могут быть отнесены те из них, которые в силу географических особенностей страны осуществляют досрочный завоз товаров (в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и др.) в це­лях организации бесперебойного снабжения населения этих регионов необходимыми для их жизни товарами.

 

2.2.Виды оптовых структур на российском рынке.

 

К первой группе предприятий следует отнести также оптовые структуры, сосредоточенные в исторически сло­жившихся центрах производства таких товаров, как тек­стиль, хрусталь, керамика и т. п. Поскольку развитие про­изводства в этих регионах неравномерно, оптовые струк­туры должны обеспечивать требуемую ритмичность про­цесса товародвижения.
Оптовые структуры федерального уровня должны вы­ступать гарантами государственной стабильности потреби­тельского рынка. На их основе могут формироваться круп­ные торговые корпорации, торгово-финансово- промышленные группы, унитарные государственные предприятия стратегического значения.
В связи с особенностями их деятельности товарный ас­сортимент этих оптовых структур должен формироватьсяс учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, потреб­ностей в товарах труднодоступных территорий (закупка по государственным контрактам).
Однако основным звеном оптовой торговой системы дол­жны стать оптовые предприятия второго (регионального) уровня. Эти оптовые организации закупают товары у опто­вых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории страны и доводят до предприя­тий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. К ним относятсядистрибьютеры.

 

Дистрибьютер — фирма, осуществляющая сбыт на ос­нове оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции и оказывающая марке­тинговые и посреднические услуги. Это относительно круп­ная фирма, располагающая собственными складами и уста­навливающая длительные контрактные отношения с про­мышленниками. Наряду с независимыми оптовыми струк­турами в стране должны функционировать так называемые зависимые региональные оптовые структуры, которые со­здаются в виде сбытовых подразделений местных промыш­ленных предприятий, оптовых предприятий потребитель­ской кооперации, оптовых структур местных крупных роз­ничных организаций и др.
Помимо оптовых предприятий первого и второго уров­ней, а также указанных выше различных оптовых торго­вых систем и организаций, действующих как самостоятель­ные хозяйствующие субъекты и осуществляющих полный цикл закупочно-сбытовых операций с переходом к ним пра­ва собственности на товар, на товарном рынке страны дей­ствуют еще два вида посреднических оптовых структур (оптовых посредников):
- посреднические оптовые структуры, осуществляю­щие свою деятельность, как правило, без перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, ди­леры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.);
- организаторы оптового оборота, не осуществляющие закупочно-сбытовых операций с товарами, но предоставля­ющие необходимые услуги для их проведения {оптовые яр­марки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки и др,).
В условиях рыночной экономики в сфере оптовой дея­тельности самостоятельное значение приобретают оптовые посредники. Рассмотрим оптовую деятельность некоторых из них.
1) Брокерская фирма — предприятие, оказывающее по­среднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и за­рубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров.

2) Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на обширной бирже. Действует по поручению и за счет кли­ентов» получая от них за это вознаграждение в виде маржи.
3) Дилер — юридическое и физическое лицо, осуществ­ляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, ва­лют и ценных бумаг.
Посреднические структуры оказывают информационные услуги, выполняют сбытовые операции по поручению про­изводителей готовой продукции и др. Интеграция и специа­лизация оптовых посреднических структур сопровождает­ся организацией складского обслуживания, развитием склад­ской сети по опыту стран с развитой рыночной экономикой.
Опыт деятельности зарубежных оптовых посредников показывает, что приоритетное место в их работе занима­ют дополнительные услуги, особенно логистического и транспортно-экспедиционного характера, объем которых постоянно возрастает.
Важным посредническим элементом в закупочной дея­тельности являются организаторы оптового товарооборо­та — товарные биржи (приложение №1), оптовые ярмарки, аукционы, опто­вые рынки и другие предприятия, Основная задача этих структур — создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.
Из указанных выше трех видов оптовых структур ос­новными на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные оптовые предприятия (организа­ции), специализированные на оптовой торговой деятельно­сти. Они могут реализовывать как отдельные группы това­ров, так и товары универсального ассортимента, а также использовать различные методы оптового обслуживания клиентов и предоставлять им оптовые услуги разных ви­дов. На долю этих оптовых структур может приходиться примерно 50—60% оптового товарооборота потребительс­ких товаров(приложение №2).

Кроме перечисленных основных видов оптовых структур мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:

1) торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые про­довольственные рынки. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнктуры рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, связанного с колебаниями цен;

2) торговля по прямым производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии про­изводственного процесса, особое значение имеет в тор­говле черными металлами и сталью;

3) оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли в свою очередь включает в себя:

— оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабже­ние товарами розничных торговцев и также пре­доставляет им обширный сервис;

— оптовую торговлю с получением товаров у постав­щика. Клиент оптового торговца, розничный тор­говец или крупный потребитель самостоятельно забирают товар;

4) оптовая торговля «Саsh-аnd-Саггу» с оплатой налич­ными до приемки и транспортировки товара покупа­телем (оптовая торговля по методу самообслужива­ния). Данный вид оптовых продаж осуществляется постоянным потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов и столовых), которые комп­лектуют свои заказы на складе по методу самообслу­живания. Оплата товара осуществляется за наличные (саsh), клиент осуществляет погрузку и вывоз товара (саггу) самостоятельно (самовывозом). Например, роз­ничный торговец может ежедневно самостоятельно приобретать необходимое дневное количество овощей и фруктов на центральном рынке, аналогичную опе­рацию проделывают рестораны, закупая на рынках партии овощей, рыбы, мяса и пр.;

5) оптовая торговля со стеллажей (RасkJоbbег). Круп­ные предприятия розничной торговли предоставляют оптовому торговцу торговые залы со стеллажами или площади на стеллажах. Торговец за свой счет осуще­ствляет текущее наполнение стеллажей, как правило, несложными товарами и забирает обратно непродан­ные товары. Этим он снимает нагрузку с розничного торговца и дополняет его ассортимент.

По ассортименту различают следующие виды оптовой торговли:

1) оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу, например, оптовая торговля продовольственными товарами;

2) специализированная оптовая торговля. Оптовый тор­говец формирует небольшой, но углубленный ассор­тимент товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет потребителю ши­рокий выбор товаров.

 

2.3.Субъекты оптовой торговли и их решения

Субъектами самостоятельных оптовых предприятий оптовой торговли выступают:
1. Оптовые торговцы коммерческого типа. Они, как отмечалось, торгующих товарами на правах их владельцев. Перечень общих функций, которые они при этом выполняют, может быть разным. Поэтому по этому признаку оптовых торговцев разделяют на следующие группы:
а) оптовые торговцы с полным циклом обслуживания (доставка товаров, их хранения, обслуживания клиентов и т.д.);
б) оптовые торговцы с ограниченным циклом обслуживания (они выполняют определенный набор функций).
2. Оптовые торговцы комиссионного типа. Они не приобретают прав собственности на те товары, реализацией которых занимаются, а работают за комиссионное вознаграждение, зачастую устанавливается от стоимости того товара, который реализуется. Довольно часто торговцев комиссионного типа называют брокерами и агентами. При этом торговцы-комиссионеры - это не обязательно оптовые торговцы (так, риелторы являются посредниками комиссионного типа, но они зачастую продают отдельно взятые объекты (квартиры) отдельным покупателям).
3. Оптовые подразделения компаний - производителей продукции. Эти подразделения могут иметь такие, например, названия - торговый дом, торгово-оптовый центр, торговый центр и т.д. они полностью контролируются компанией-производителем, не являются независимыми, самостоятельными торговыми организациями. Создание или не создание таких структурных подразделений является собственным решением компании-производителя и определяется рядом моментов, среди которых может быть желание контролировать оптовое звено в маркетинговом канале, создание соответствующей мотивации сотрудников, занимающихся сбытом продукции.

 

Решения, принимаемые оптовыми торговцами

В последние годы оптовики начали ощущать усилие конкуренции. Они столкнулись с новыми ее источниками, требовательными покупателями, новыми технологиями, ростом количества программ прямых закупок со стороны крупных промышленных, организационных и розничных покупателей. Как следствие, им приходится разрабатывать соответствующие стратегии реагирования. Одним из основных направлений стало повышение эффективности использования основных средств, улучшение работы с товарами.

1) Решения, связанные с целевым рынком

Оптовые торговцы должны определить, с каким рынком работать в первую очередь, и не пытаться обслужить всех. Целевую потребительскую группу можно выбирать, исходя из размеров (например, только крупные розничные торговцы), типа покупателей (только небольшие продовольственные магазины), потребности в услугах (покупатели, которым необходим кредит) или других критериев. Внутри целевой группы оптовик может выделить наиболее выгодных для себя клиентов и соответственно разработать для них заманчивые предложения. Таким клиентам можно предложить системы автоматизации повторных заказов, организовать курсы для обучения руководства и предложить консультационные услуги, стать спонсором добровольной сети. Одновременно с этим оптовик может постепенно расстаться с менее привлекательными покупателями, потребовав от них увеличения объемов закупаемых партий или увеличив цену на небольшие партии.

2) Решения, связанные с ассортиментом товаров и услуг

Товар оптовика - это его ассортимент. Оптовые торговцы вынуждены увеличивать количество наименований предлагаемых товаров и иметь на складе достаточное их количество, чтобы осуществить немедленную поставку. Но затраты на хранение огромных запасов могут свести всю прибыль к нулю. И сегодня оптовики вновь задумываются над тем, каким количеством ассортиментных групп товара им заниматься, и все чаще останавливаются только на тех из них, что приносят прибыль. Они также изучают роль тех или иных услуг, а построении устойчивых взаимоотношений с покупателями, выявляют те, от которых следует отказаться.

3) Решения, связанные с ценообразованием

Для того чтобы покрыть свои издержки, оптовики устанавливают определенную наценку на продаваемые товары, скажем, 20%. Затраты оптовика могут достигать 17% от стоимости товара, так что прибыль компании составит 3%. В оптовой торговле продуктами питания прибыль оптовика обычно не превышает и 2%. В оптовой торговле сейчас начинают применять новые методы ценообразования. Некоторые компании специально урезают свою прибыль по некоторым товарным группам, чтобы завоевать новых покупателей. Они могут обратиться к поставщику с просьбой, установить низкую специальную цену, если при этом у них есть возможность повысить общий объем закупок у этого поставщика.

4) Решения, связанные с продвижением товаров

В проведении мероприятий продвижения товаров оптовики полагаются в основном на собственный торговый персонал. Но при этом большинство из них считает, что сделка – это лишь беседа одного продавца с одним покупателем, а не командные усилия по обеспечению продаж основным клиентам, укреплению отношений с ними, обслуживанию их запросов. А ведь оптовики могли бы выигрывать от использования некоторых методов построения имиджа компании, активно применяемых в торговле. Им необходимо разработать общую стратегию продвижения, включающую рекламу своей деятельности, стимулирование сбыта, паблисити. Кроме того, можно более активно использовать рекламные материалы и программы, предоставляемые поставщиками товаров.

5) Решения, связанные с местом

Раньше предприятия оптовой торговли размещались в местах с низкой арендной платой и невысокими налогами. На обустройство складских помещений и офисов тратилось очень мало денег. Системы хранения и обработки заказов значительно отставали от уровня развития технологии того времени. Сегодня же оптовики используют автоматизированные склады, позволяющие экономить время и затраты на обработку заказов.

6) Ценовые решения.

Для оптового торговца цена реализации формируется прежде всего с цены приобретения товара и торговой надбавки. Последняя должна покрыть расходы торговца и дать ему определенный доход.

3.Значение оптовой торговли в российской экономике на современном этапе.

На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Развитие оптовой торговли – это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.

В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), дешевым ассортиментом или удаленными территориями.

По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.

Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством. Оптовая торговля готовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями.

В диаграмме отображён рост оптовой торговли с 2010 по 2014 год. На основании данной таблицы можно увидеть рост оптовой торговли с 2010 по 2014 год. В России в 2014 году оборот оптовой торговли составил 47,48 трлн. рублей. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 32,16 трлн. рублей. В сравнении с 2013 годом увеличение составило 2,36 трлн. рублей. По статистическим данным РФ нужно отметить тот факт, что количество предприятий работающих в этой отрасли с каждым годом уменьшается, в 2014 году предприятий оптовой торговли насчитывалось 1 176 400, тогда как в 2013 их было 1 193 300. Уменьшение составило 1.5%. (табл. 1).

 

 

Таблица 1

 

Распределение оборота оптовой торговли по Федеральным округам РФ неравномерно. Около 53% всего оборота приходится на Центральный Федеральный округ. Объясняется это очень просто – именно здесь сосредоточены основные складские мощности крупных оптовых компаний, с которых идет отгрузка в другие регионы. Показатели оборота оптовой торговли по Федеральным округам РФ выглядят следующим образом:

 

· Центральный Федеральный округ – 25.48 трлн. рублей.

· Приволжский Федеральный округ – 5.46 трлн. рублей.

· Северо-Западный Федеральный округ – 4.68 трлн. рублей.

· Сибирский Федеральный округ – 3.58 трлн. рублей.

· Уральский Федеральный округ – 3.47 трлн. рублей.

· Южный Федеральный округ – 2.86 трлн. рублей.

· Дальневосточный Федеральный округ – 1.39 трлн. рублей.

· Северо-Кавказский Федеральный округ – 0.51 трлн. рублей.

 

На начало 2015 года в Российской Федерации функционировало 5 товарных бирж. Крупнейшая из них – Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. В 2014 году оборот всех товарных бирж России составил 542 млрд. рублей. И хотя доля товарных бирж в обороте оптовой торговли незначительная, в 2014 году – чуть более 1% необходимо отметить, что с каждым годом этот показатель становится больше. Так по сравнению с 2009 годом, биржевой оборот вырос практически в 5 раз.

 

Таблица 2

 

В 2015 году на долю Новосибирского региона приходится почти четверть оптовых продаж в Сибирском федеральном округе, что позволило стать лидером в округе по этому направлению. Об этом сообщил министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов на круглом столе по вопросам развития и перспектив потребкооперации и сельских территорий.

Также министр сообщил, что Новосибирская область занимает первое место в СФО по обороту в сфере общественного питания. В 2015 году оборот общественного питания в регионе в основном формировался организациями, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. На их долю приходится 64,5% оборота.

Что касается валового регионального продукта, доля торговли и общественного питания составила 17,8%. Оборот розничной торговли исчисляется 443,8 млрд. рублей, оптовой торговли — 710 млрд. рублей, общественного питания — почти 19 млрд. рублей.

 

Заключение

Из анализа текущего состояния сектора оптовой торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

В целом в секторе региональной оптовой торговли РФ наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами – эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких трендах развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России – это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах.

Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой основной проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.

Подводя итог работы, оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей. Данное исследование показало, что оптовая торговля, как важнейший сектор рыночного распределения и продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения, является активным коммерческим посредником и ключевым звеном в системе товародвижения.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 829; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию