Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция базовых семиотических понятий: от высказывания до интертекста, гипертекста, концептологии и инфосферы





Схематически развитие семиотики с опорой на базовые понятия (текст, интертекст, дискурс и инфосфера) можно изобразить как:

высказывание Þ текст Þ дискурс Þ интертекст Þ инфосфера

Ю.С.Степанов: «Если не гнаться за особой точностью, то высказывание можно определить как то, что в звучащей речи заключено между паузами достаточной длины, а в речи письменной – между точками. Чаще всего высказывание – это предложение».

Однако такого определения оказалось недостаточно для того, чтобы принять высказывание за базовую ячейку принципов организации знаков в языке. Ведь высказываний в обыденном языке и в литературном тексте бесконечное множество. Тогда в высказывании были выделены постоянные и переменные элементы и оно было сведено к более общему понятию – пропозициональной функции.

Что понимается под пропозициональной функцией?

Это языковое выражение, имеющее – по внешней форме – вид высказывания, например: «Х впадает в Каспийское море». Но в действительности оно высказыванием ещё не является, т.к. в одном (или нескольких) из своих мест содержит обозначение переменной Х.

Замена переменной на постоянную превращает пропозициональную функцию в настоящее высказывание, которое является в одних случаях истинным, а в других – ложным. Так, «Волга впадает в Каспийское море» – истинно; а «Днепр впадает в Каспийское море» - ложно.

Если посмотреть на историю семиотики исходя из высказывания, то можно увидеть, что сквозь массу индивидуальных мнений, проектов и даже коллективных течений обнаруживается некая последовательность и закономерность:

1) сначала исследования вращаются главным образом вокруг синтактики (синтаксиса, композиции, «морфологии текста»);

2) затем переносятся в область семантики (отношения элементов к внешнему миру, означивания мира, его категоризации, статичной «картины мира») и, наконец,

3) в самые последние годы переключаются в сферу прагматики (говорящего и пишущего субъекта, его различных «Я», отношений между говорящим и слушающим, отправителем и адресатом, словесного воздействия, убеждения и т.п.).

Гипертекст - текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

Простейший пример Г. - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой.

Г. - это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира, и выйти из него, войдя один раз, труднее, чем может показаться на первый взгляд.

Источник - Руднев В. Словарь культуры ХХ века
Точность цитирования - почти дословно

>>> Гипертекст - способ организации текста (и вид текста), появившийся с внедрением в жизнь компьютерных технологий обучения. Дает возможность читателю, работающему с одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный). А затем вернуться обратно и продолжить чтение основного текста. Глубина "вложенности" текстов формально не ограничивается. Связь текстов между собой организуется с помощью гиперссылок (линков). Ссылки могут быть и перекрестными.

Источник - Г.Рябов Сете- или - тура? - URL: http://www.litera.ru/slova/ryabov/setetura.html
Точность цитирования - дословно


>>> Понятие "гипертекст" ввел Т. Nelson в 1965 г. (Nelson T. Тhе Hypertext). Гипертекст является системой представления информации, которая создает семантическую сеть сложной топологии, позволяющую организовывать информацию на разных уровнях обобщения.

Источник - неизвестен

>>> В литературоведении гипертекст - это такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты (определение М.М. Субботина - российского ученого, пионера в области развития отечественных гипертекстовых систем).

Гипертекстовость (гиперлитература) - новое свойство/характеристика литературного прозаического произведения, для которого характерны черты гипертекста (внутренние корреляционные ссылки, отсутствие линейного повествования). Используется для создания эффекта игры, свойственного постмодернистской литературе: количество значений изначального текста расширяется, благодаря читательскому формированию сюжетной линии.

Одно из ярчайших произведений, которое характеризуется гипертекстовостью - роман-лексикон М. Павича 'Хазарский словарь'. Следует также отметить наличие электронных гиперлитературных произведений (М. Джойс, 'Полдень')

Простейший пример гипертекста - любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки и сноски к другим статьям.

Текст можно определить, по Степанову, путем расширения как связную совокупность высказываний, а дискурс как такое расширение, при котором выявляется и подчеркивается помимо линейного расширения («on line») его парадигматический аспект («off line») – то, какие классификации объектов мира и какие семантические связи между ними при данном расширении устанавливаются. Текст, например, текст романа является с этой точки зрения именно текстом, связной совокупностью высказываний, а дискурсом романа будет картина мира, создаваемая посредством этого текста, вплоть до «идеологии», авторских предпочтений, его симпатий и антипатий, «подтекста», отношения к другим романам и вообще к другим текстам и т.д.

 

Согласно Роланду Барту, каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и.т.д. – все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык. Как необходимое предварительное условие для любого текста интертекстуальность не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитат, даваемых без кавычек.

Под влиянием теоретиков структурализма и постструктурализма как текст стало рассматриваться все: литература, культура, общество, история, сам человек. Положение, что история и общество являются тем, что может быть «прочитано» как текст, привело к восприятию человеческой культуры как единого «интертекста», который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста.

Семиотика расширяется ещё в одну новую сферу – исследование культурных концептов, или концептологию.

Концепт – явление того же порядка, что и понятие. По своей внутренней форме в русском языке слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus – «понятие», от глагола concipere «зачинать», т.е. значит буквально «поятие, зачатие»; понятие от глагола пояти, др.рус. «схватить, взять в собственность, взять женщину в жены». В научном языке эти два слова также иногда выступают как синонимы, одно вместо другого. Но так они употребляются лишь изредка. В настоящее время они довольно четко разграничены.

Концепт и понятие - термины разных наук: второе употребляется главным образом в логике и философии, тогда как первое, концепт, является термином в одной отрасли логики – в математической логике, а в последнее время закрепилось также в науке о культуре, в культурологии и в новой отрасли языкознания – лингвокультурологии.

Ю.С.Степанов, автор «Словаря русской культуры», словарными статьями которого являются ключевые концепты (константы) русской культуры, так определяет концепт: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее».

Возьмём, например, представления рядового человека, не юриста, о «законном» «противозаконном», - они концентрируются прежде всего в концепте «закон». И этот концепт существует в сознании (в ментальном мире) такого человека, конечно, не в виде четких понятий о «разделении властей», об исторической эволюции понятия закона и т.п. Тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово закон, и есть концепт «закон». В отличие от понятий (таких, скажем, как «постановление», «юридический акт», «текст закона» и т.п.), концепты не только мыслятся, они переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений. Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека.

Ю.С. Степанов отмечает, что современная семиотика фиксирует изменение информационного мира. В настоящее время создается единый информационный мир, подобный единому миру природы вокруг нас. Но в его единстве сохраняются черты первоначальной двойственности – с одной стороны мира художественной литературы, с его собственным единством в виде литературно-художественной интертекстуальности, интертекста, и, с другой стороны, мира науки и техники, также с его собственным единством в виде национальных и транснациональных систем научно-технической информации, т.е. инфосферы (инфосфера – укороченное обозначение сферы информации, информосферы). Интертекст и инфосфера – два ключевых термина, характеризующих новое в семиотике, т.е. семиотику 2000 года.

Но общая картина семиотики, ее «теоретическая карта» нашихдней была бы неполна, если бы в ней не была указана другая линия развития, идущая от науки и техники, — информатика, информационный мир, или инфосфера. Одной из первых (и немногих) книг, близких к семиотике, стала следующая: И. Б. Новик, А. Ш. Абдуллаев. «Введение в информационный мир». М.: Наука, 1991. В ней излагается «концепция информации как объективной сущности, объединяющей в себе материальное (физическое) и идеальное, или структуру и функцию, в тесной взаимосвязи», а «физическая реальность определяется уже как информационная реальность, или как информационный мир» (с. 5). Эти исходные определения оченьблизки к тем, которые формулировались еще на заре отечественной семиотики в 1970-е годы41. В настоящее время эта линия исследований, одновременно информатики, семиотики и философии язы-

ка, включается также в новую сферу «синергетики» 42.

 

Другая, линия, более конкретно, информатики, под названием инфосфера представлена в нашей литературе книгой: Р. С. Гиляревский, И. С. Туров, А. И. Черный. «Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе». М.:ВИНИТИ, 1996. Авторы начинают свою книгу так: «О заглавии. Инфосфера — термин уже бытующий в научной литературе, хотяи не имеющий общепринятого понимания и определения. Мы употребляем его в значении, ясном из подзаголовка: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. Совершенноясно, что инфосфера восходит к ноосфере — термину, который был введен в научное обращение в 20-х годах нынешнего века П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа (Франция) и независимо от нихВ. И. Вернадским» (с. 11). Упоминание имен Тейера и Вернадского здесь глубоко закономерно (ср. у нас выше, разделы 1 и 4).

Date: 2016-05-23; view: 989; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию