Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное управление





 

Любая социальная система, от отдельного человека до общества в целом, нуждается в управлении.

Управление – это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.

Управление - функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Компоненты управления: 1)Целеполагание и целеосуществление; 2)Соц-ая самоорганизация; 3)Организационный порядок;

Отличие регулирования от управления в том, что регулирование решает проблему в рамках уже сложившихся отношений, управление же включает в себя такие процессы, посредством которых система переводится из одного организованного состояния в другое.

основные функции управления - прежде всего это определение цели и принятие решения, или функция «решение». Уровень и масштабы решения могут быть различными: от программы и плана развития в масштабе страны, региона, отрасли до приказа, распоряжения в небольшой организации. Следующей функцией выступает функция организации, представляющая собой технологию, механизм реализации решения. Она включает кадровое и ресурсное обеспечение, распределение и согласование работ и т. д. В связи с тем, что в любой системе наряду с тенденцией к организации действует тенденция к дезорганизации (выход из строя людей, техники, стихийные бедствия и т. д.), важной функцией является функция регулирования, предполагающая введение необходимых компенсаторных механизмов, корректировку, вызванную изменением условий. Функции учета и контроля, необходимые для получения обратной связи на основе сбора и анализа информации, без чего управление не может быть эффективным.

Важнейшим принципом управления является системный, комплексный подход к регулированию социальных процессов. Необходим учет исторического контекста, конкретных условий, особенностей объекта управления и т. д. Один из наиболее существенных принципов, определяющих стиль управления, касается противоречия между авторитаризмом и демократизмом; единоначалием, предполагающим строгую дисциплину, подчинение частных интересов общим в процессе реализации поставленной цели, и руководством, опирающимся на инициативу мест, регионов, на выборность руководителей, гласность. Это то, что ранее формулировали как принцип демократического централизма. Одностороннее выпячивание централизма неизбежно принижает активность, инициативу, самодеятельность, свободное проявление творческой индивидуальности. Авторитарный и демократический стили управления должны дополнять друг друга. Обеспечение баланса этих двух стилей руководства — важнейшая задача управленцев.

Внимания заслуживают и такие принципы управления, как тщательный учет интересов, потребностей, способностей людей, принцип научной организации труда, стимулирования, единства критериев оценки деятельности.

Основные принципы управления: 1)принцип целостности субъекта и объекта управления; 2)принцип многовариантности управленческих решений; 3)принцип обеспечения внутренней правовой регламентации; 4)принцип автоматизации управления; принцип единства руководства.

 

26 Теории социальной стратификации общества. Исторические типы социальной стратификации. Социальная мобильность, механизмы и каналы её распространения. Социальное неравенство: сущность и причины

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:1) то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);2) приобретенный статус (трудовая деятельность);3) то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).

Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация – это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами. Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» – естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» – проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) – это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.

Существует стратификация:

1) одномерная (группу выделяют по одному признаку);

2) многомерная (группа, имеющая набор общих признаков).

П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:

1) односторонние группы (по одному признаку):

а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);

2) многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс. Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:

1) вертикальная и горизонтальная мобильность;

2) изменение социальной структуры;

3) появление новой системы стратификации. Причем третий фактор – это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.

Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны? Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холостяк – семьянином).

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

1) горизонтальная социальная мобильность;

2) вертикальная социальная мобильность.

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.

Вертикальная мобильность – это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).

Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны.

Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) – лишение званий, деградация.

Горизонтальная социальная мобильность – это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т. д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве. Существуют основные исторические разновидности миграций:

1) перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV–V в., разрушившее Римскую империю);

2) перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;

3) перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);

4) перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, – стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).

В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.

Можно сказать, что одним из условий нормального развития общества, его функционирования, свободного развития личности и утверждения принципов социальной справедливости является свобода социальных перемещений.

КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.

Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».

Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П. А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.

 

27 Понятие коллективного поведения, его составляющие. Основные виды коллективного поведения.

 

Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников. Коллективное поведение – один из экстремальных типов поведения, представляющее собой полную противоположность стандартному или институциональному поведению.

Существуют два вида коллективного поведения:

1. Поведение толпы.

2. Массовое поведение.

Толпа – относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью.

Формы поведения толпы:

1. Паника – форма поведения, при которой множество людей, столкнувшись с неожиданной реальной опасностью, пытаются ее избежать, проявляя при этом нескоординированность и иррациональность реакции. Для возникновения паники необходимы следующие условия:

А) реальная, а не мнимая, опасность, угрожающая людям;

Б) ограниченные возможности избежать опасности;

В) отсутствие организованности.

Общая эмоция, характерная для данной толпы, - страх.

2. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста, мятеж, волнение, смуту, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Основная эмоция – враждебность.

3. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбуждённой толпой против собственности или личности. Погром чаще всего может приобретать вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами.

4. Оргия – форма поведения толпы, в которой индивиды получают удовольствие путем потворства своим безудержным желаниям. Оргия ослабляет напряжение, как бунтующая толпа сходит сума от злости, так в оргии толпа сходит сума от удовольствия. Оргия – необузданное поведение в рамках общепризнанных границ.

Масса – это множество людей, пространственно рассеянных, реагирующих на одинаковые стимулы, но действующих индивидуально, не обращая внимания друг на друга. Герберт Блумер так описывает массовое общество: оно не имеет ни установленного набора правил и ритуалов, ни структур статусов и ролей, ни установленного лидерства.

Формы массового поведения:

1. Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности повышенной возбудимости и страха, вызванная необоснованными слухами («охота на ведьм»; «холодная война»; массовая нетерпимость к евреям со стороны социал-патриотов и т.д.).

2. Слухи - быстро распространяющиеся сведения, достоверность которых не установлена. Слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям.

 

 

28 Структура общественности. Сущность и управление общественным мнением.

Общественность - любая группа людей, так или иначе связанная с жизнедеятельностью организации или учреждения.

Два подхода в типологизации общественности– ситуативный.Общественность – это любая группа людей, которые сплотились вокруг общих интересов и переживаний - психографический.Выделение тех групп общественности, на которые оказывает влияние та или иная организация

Структура общественности: 1.Внешняя (группы людей, непосредственно не связанные с организацией: пресса, государственные органы и т.д.) 2. Внутренняя (группы людей, входящие в состав собственно организации: рабочие, руководители, акционеры, совет директоров и т.д.).

Структура общественности по Гендриксу1. работники СМИ(местных, общенациональных, специальных);2. общественность собственно организации, в т.ч. администрация;3. местные жители,лидеры групп и руководители местных политических, общественных, деловых, религиозных, культурных и других организаций;4. инвесторы (реальные и потенциальные), статистическая служба, сети финансовой и экономической информации, страховые организации и д.т.;5. государственные органы, включая и местный уровень – органы местного самоуправления и пр.;6. потребители, в том числе персонал собственно организации, различные группы потребительской общественности, активисты защиты прав потребителей, издательства для потребителей;7. общественность групп особенных интересов, их каналы информации, лидеры, руководители организаций и т.д.

Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента – неживую природу, живую природу и человеческое общество. На этом основывается укрупненная классификация процессов управления по трем его основным классам:

процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Это наиболее сложная область управления. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.

Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая – область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная – область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая – область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды, представленные в системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Им может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Им так же может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Между объектом и субъектом управления существует взаимодействие и взаимовлияние. Важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту.

 

 

29 Социальные процессы и их основные виды.

Социальный процесс – совокупная деятельность институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своей социальной деятельности, определяющей общественную жизнь. Социальный процесс представляет собой циклическое, эволюционное развитие.

На развитие общества влияют три основных фактора: территория, особенности самого общества, его элементы. Территория определяет исторически складывающиеся границы осуществления социальных процессов. На их развитие оказывают влияние климат, ландшафт, географическое расположение. Общество может быть относительно стабильным или динамично развивающимся; от этого зависит характер совершения социальных процессов.

Социальные процессы имеют несколько стадий своего развития: •институализация – процесс формирования органов социальной системы. Ими являются социальные институты, социальные организации и движения; -стратификация – разделение общества на социальные слои. Общество неоднородно. в нем выделяются различные группы людей, обладающие разными экономическими, культурными, правовыми возможностями. Поэтому необходимо разделение общества на отдельные слои или страты; • самовоспроизводство – воспроизведение компонентов и признаков социальной системы в процессе ее функционирования. Социальная система обладает механизмами социальной динамики и социальной статики. Поэтому на каждом новом этапе развития она не копирует себя, а обогащается новыми свойствами.

Этот процесс не отменяет того, что уже было заложено в ней, но повторяет ее свойства и структуру на новый лад; • контролирование – проверка действий социальной системы общества. Она осуществляется с помощью выработанных в обществе традиций, норм,санкций.

Эти стадии социального процесса характерны и проявляются в разной степени в каждой из его форм: ¦ кооперация – совместная деятельность людей, характеризующаяся осознанием необходимости в сотрудничестве. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей; • конкуренция – борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами; -приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей, эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей. Приспособление формирует тип поведения, пригодный для жизни в изменившихся условиях; -ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс. В нем каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему престижу размерам. Ассимиляция ослабляет конфликты между группами, соединяя их в одну большую; • конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося к тем же вознаграждениям

 

30 Социальные конфликты, основные причины их возникновения. Виды и динамика социальных конфликтов.

Социальная не однородность общества, различия в уровнях доходов, власти, престижа не редко приводят к социальным конфликтам. Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов, тех иных социальных групп. Обострение противоречий порождает открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов. Конфликт — это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов и дописать. Социальный конфликт возникает, когда одна сторона стремится к реализации своей цели или интересов в ущерб другой стороны. Английский социолог Гидденс дал такое определение конфликту: "под социальным конфликтом я понимаю реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того каковы источники эти борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой стороной. " Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам его. В науке существует специальная отрасль социологического знания, изучающая это социальное явление конфликтология. Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, цели могут реализовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы как гос аппарат, политические партии, парламентские группы, фракции, группы влияния и так далее. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основныии носителями социальных интересов. В конфликтологии большое внимание уделяется понятию сила участников социальных конфликтов. Сила это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воли партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:
- Физическая сила включая и технические средства применяемые как инструмент насилия
- Информационно цивилизационная форма с применением социальной силы, требующая сборов фактов, данных, анализов документов, использования материалов, порочащих соперников и т.д..
- Социальный статус
- Прочие ресурсы
Социальный конфликт проходит через основные этапы: Скрытая стадия Формирование конфликта
Инцидент Активное действие сторон Завершение конфликта

В современной социо литературе существует множество классификаций, видов, конфликтов по различным основаниям.
С точки зрения субъектов выступающих в конфликт можно выделить 4 вида конфликтов.
Внутри личностный конфликт
Межличностный конфликт
Между личностью и группой
Между группами.
Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические национально этнические, социально экономические.
Политические это конфликты по поводу распределения власти доминирования влияния авторитета. К основным политическим конфликтам относится:
Между ветвями власти
Внутри парламента партии
Между различными звеньями управленческого аппарата.

Социально экономические это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают:

1) между косвенно конкурирующими подгруппами;

2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;

3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения

В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;

2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях.

По М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением. Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда порожден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом. При таком понимании консенсуса поведение основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей. Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства. Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам.

Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления. В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

 

31 Социальные движения, их особенности и типы. Условия распространения и развития социальных движений. Социальные революции и реформы.

Социальные движения – важный канал связи между государством и обществом. Граждане могут через них заявить о своих требованиях. Эффективность деятельности социальных движений зависит от ресурсов, которыми они владеют.

Масса – это коллективное поведение людей. Причем между членами массы почти нет взаимодействия: они физически отдалены друг от друга, в массе нет никакой структуры, индивиды анонимны. Формы массового поведения выстраиваются из индивидуальных линий деятельности. Эта деятельность выступает в форме различных выборов и предпочтений. В современных условиях массовое поведение вышло на первые позиции. Это обусловлено факторами: миграцией, влиянием телевидения и средств массовой информации, различных авторов. В массовом поведении у каждого свои цели; один старается опередить другого, каждый думает лишь о себе. Характер массового поведения зависит от места, времени и повода образования, состав масс неустойчив. Есть два типа массового поведения:

1) публика – возникает на основе интеллектуального взаимодействия (читатели газеты, слушатели одной передачи), связь случайна, но более или менее устойчива;

2) толпа – возникает на основе физического взаимодействия, присутствует непосредственный контакт людей (митинг).

социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Субъектом социальных реформ выступает правящая политическая партия (в условиях демократии) или группа политических лидеров (при авторитарном режиме), использующих рычаги государственной власти для осуществления желаемых перемен в обществе (здесь наглядно видно отличие реформ от революций, чаще всего ломающих старую и создающих новую государственную машину).

Объектом реформирования может быть любой элемент политической, экономической и других систем общества, включая социальные отношения. Практическое осуществление реформ обычно начинается с принятия соответствующих законов, создающих необходимую нормативную базу. Затем происходят перемены в институциональной области – формируются новые органы исполнительной и законодательной власти, трансформируются функции существующих социальных институтов и т. д. В дальнейшем через коммуникативную подсистему, опосредующую деятельность реформаторов, изменения распространяются на все сферы жизни общества.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция – предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение от естественного хода истории. В свою очередь марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считают их «локомотивами истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т. д.

По мнению ряда современных отечественных социологов, недопустимо односторонне расценивать либо эволюционную, либо революционную форму социальных изменений. Это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга, точно так же, как и парные философские категории: количество и качество, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие.

Следовательно, революционные, качественные изменения в развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.

Общим итогом реформ в странах развитой демократии стали не только изменения в системе власти и управления, но и глубокая трансформация самого западного общества. Сложилась многоукладная, социально-ориентированная рыночная экономика, возник многочисленный средний класс, заметно смягчилась социальная поляризация общества. Более демократическими стали властные структуры, произошла дифференциация носителей политической и экономической власти, получили развитие отношения социального партнерства, повысился уровень жизни населения.

 

 

32 Основные характеристики методов социологического исследования.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные данные об изученном явлении для их практического применения.

Последовательные этапы: подготовка исследования, сбор первичной социальной информации, подготовка собранной информации к обработке, обработка информации на ЭВМ, анализ обработанной информации, подготовка отчета, выдача рекомендаций.

А также: выбор социально-значимой проблемы, сбор статистической информации; первичная информация – до того, как она подверглась обработке; шифровка и кодировка анкет; анализ специалистов.

Виды социологических исследований: 1)Разведывательный, пилотажный, зондажный (проверка готовности людей к исследованию); 2)Описательный (описываются структурные элементы изучаемого объекта, социальный портрет); 3)Аналитический (выявление причин возникновения того или иного социального процесса).

 

32.

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы.

Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Изучение документов помогает выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристики конкретно-исторического контекста развития изучаемого процесса или явления. Важной особенностью большей части статистических данных является их агрегированный характер, что означает их соотнесенность к некоторой группе как целостности. Так, доступность «потребительской корзины» может быть отнесена как ко всему населению, так и к отдельным социальным группам.

Не менее важное значение приобретает контент-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов. Анализ основан на использовании единообразных стандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом.

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки.

Одна из сложных проблем интервьюирования – не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации – способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр – результаты различных опросов.

Наблюдение рекомендуется при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе обучения, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий и т.д.

Развитие социологической науки приводит к появлению все новых методов изучения социальной реальности.

Среди них – фокус-группы, методика проведения которых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» (в отличие от экспертов при экспертном опросе, «мозгового штурма» и т.д.). Основным методическим требованием к составу этой дискуссионной группы является ее однородность, что устраняет возможность прямого или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому социологи, сопровождающие, например, избирательные кампании, подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и поведении людей. Немаловажным требованием является величина этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе – 20-25 человек она не дает возможности в полной мере высказаться всем участникам).

В конце 80-начале 90-х годов предметом социологических дискуссий стали качественные методы, которые, с одной стороны, обогащают арсенал эмпирической социологии, но, с другой стороны, таят угрозу потерять специфику социологических методов познания, слиться с теми приемами и способами, которые используют все или многие социальные науки.

В заключение следует отметить, что в практике социологических и особенно социально-психологических исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.

 

Date: 2016-05-23; view: 449; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию