Включают в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные УД:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности;
· работа с текстом:
- ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- определение главной темы, общей цели и назначения текста;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Логические УД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей;
сравнение; обобщение и классификация объектов;
определение понятий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство и опровержение.
УД постановки и решения проблемы:
· формулирование проблемы;
· выдвижение гипотез; их обоснование;
· самостоятельное создание способов решения, алгоритмов деятельности при реализации проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных УД составляют знаково-символические действия, использование знаково-символических средств, общих схем решения:
· моделирование –преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Выпускник научится (начальная школа):
· осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
· использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
· строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
· осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
· устанавливать причинно-следственные связи.
Получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Развитие учебных и познавательных мотивов в школе требует от учителя организации следующих условий:
· создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;
· формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;
· обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;
· оценивание знаний обучающегося с учетом его основных достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
| Включают в себя:
· управление своей деятельностью;
· контроль и коррекция;
· инициативность и самостоятельность.
К ним относятся:
· целеполагание – постановка учебной задачи;
· планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
· контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
· коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
· волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Регулятивные действияобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Выпускник научится (нач. школа):
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
· осуществлять пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.
| Включают в себя:
· речевую деятельность;
· навыки сотрудничества.
К коммуникативным УД относятся:
· планирование учебного сотрудничествас учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
· владениемонологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка.
Коммуникативные УД обеспечивают
· социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности;
· умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Выпускник научится (начальная школа):
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;
· формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;
· строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Выпускник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.
| Включают в себя:
· самоопределение (внутренняя позиция школьника), самоиндификация (самоуважение и самооценка);
· смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);
· морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков).
Личностные УД обеспечивают знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, гражданская идентичность).
Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
У выпускника будут сформированы (начальная школа):
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;
· развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· установка на здоровый образ жизни;
· чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой;
· эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им.
Выпускники получат возможность для формирования:
· положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;
· установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
|