Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, уже в древности музыкальное искусство рассматривалось как способ взаимодействия между людьми и средство воздействия на физический и духовный мир человека





Древние страны Востока.

В древних рабовладельческих странах - Вавилоне, Египте, Финикии, Сирии и др. искусство являлось важным средством укрепления власти императора. Музыка широко использовалась в религиозных ритуалах и придворных церемониях. Существовали большие ансамбли профессиональных музыкантов, разрабатывалась техника распевного чтения религиозных текстов. Музыкальное искусство впервые обретает статус профессионального. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах. Но существовало и бытовое музыкальное искусство. В домах рабовладельцев играли виртуозы-инструменталисты, исполнялись песни и танцы. Музыка была неотъемлемым элементом театральных действ, тесно связывалась со словом, пантомимой. Появилось разделение на любительское и профессиональное музыкальное искусство. И, следовательно, образование музыкальное было тоже общим (для свободного класса) и профессиональным (для рабов).

 

Древний Китай.

Роль искусства во всех странах зависела от доминирующих взглядов общества на человека и его воспитание. Развитие музыкального искусства Китая происходило под влиянием определенных религиозных и философских направлений. Представители школы Конфуция (6 в. До н.э.) считали музыку действенным средством в управлении страной, перевоспитании людей и изменении их привычек, достижения социальной гармонии. Конфуций (около 551-479 до н. э.) писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной. Прекрасная музыка обладает строго определённой структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.

Проводились связи между различными музыкальными жанрами, инструментами, отдельными звуками и цветом, явлениями природы, рангами социальной иерархии и моральными качествами. Таким образом, считалось, что при помощи определенных мелодий можно сформировать гармоничные отношения человека с обществом, природой и самим собой. Музыкальные лады, по мнению философов, оказывают определенное воздействие на каждого. Конфуций считал воспитание и обучение важным средством морального совершенствования человека. Он основал частную школу и предложил программу обучения, которая обеспечивала умственное, физическое, моральное и творческое воспитание личности. Среди изучаемых предметов была и музыка, которая призвана была обеспечить гармоничное развитие человека, природы, общества.

В Древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в обязательный курс изучения наук. «Благородный муж» - человек образованный, наделенный качествами высокого достоинства - никогда не расставался с музыкальными инструментами. Поэтому в начале 8 в. Открылось 5 специальных учебных заведений для подготовки музыкантов, а в общеобразовательных школах музыка входит в перечень обязательных для изучения дисциплин.

 

Древняя Греция. Древняя Греция представляла собой объединение многочисленных рабовладельческих городов-полисов, среди которых наиболее известными считались Афины и Спарта.

В ДГ музыка и искусство в целом воспринимались как важное и полезное явление общественной жизни, действенное средство нравственного воспитания людей. Гармоничный и разносторонне развитый человек – центральная тема древнегреческого искусства.

В произведениях античных авторов упоминаются профессиональные народные певцы – аэды, которые под аккомпанемент кифары напевно декламировали стихи историко-героического и мифического содержания. Аэды входили в цех ремесленников и являлись хранителями устных традиций, которые передавались из поколения в поколение. Учитель-аэд часто являлся отцом своему ученику. Он обучал мело-декламации, игре на кифаре, правилам стихосложения. Он передавал ученику свой репертуар, который достался ему в наследство или который он сам сочинил.

В начале 7в. до н.э. в Греции существовала знаменитая музыкально-поэтическая школа. Там была усовершенствована кифара, сочинялись и исполнялись сольные и хоровые произведения под ее аккомпанемент. Музыкант одновременно являлся композитором, поэтом и исполнителем. Широко распространена была мелодекламация под аккомпанемент лиры, что впоследствии трансформировалось в жанр лирической песни.

В ДГ на государственном уровне оформилась идея творческих соревнований музыкантов, в которых принимали участие солисты и хоровые коллективы, исполнители на кифаре и авлосе. Эти соревнования стали стимулом развития исполнительского мастерства.

Музыка в ДГ играла социально-политическое значение (воспитание гражданина). Истоки музыкального образования ДГ были заложены на острове Крит, где мальчики свободных сословий обучались пению, игре на музыкальных инструментах, а также гимнастике.

Воспитание и обучение проходили в неразрывном единстве «гимнастического» (физического) и «мусического» начал.Что же понималось под мусическим образованием? Греческое слово “мусике” (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. Затем шло знакомство с классиками греческой литературы – Гомером и Гесиодом. После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Девочки, как правило, получали домашнее воспитание. Они должны были уметь читать, писать, заниматься рукоделием, петь и танцевать.

Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности.

В Спарте существовала государственная система образования, в котором музыкальное воспитание носило военно-патриотическое направление: спартанские песни пробуждали энтузиазм, воспитывали мужество, звали в бой.

Значительная роль музыки в жизни общества привела к разработке основ музыкальной теории и музыкальной эстетики, а также педагогической теории. Развитие этих научных дисциплин происходило в границах единственной в то время науки – философии, и нашло свое отражение в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля и других мыслителей.

Пифагор считал, что музыкальная гармония отражает гармонию вселенной, а музыкальные интервалы соответствуют интервалам между Землей, планетами и «неподвижным» звездным небом. Эта философская концепция была известна под названием «гармония сфер» (или лат. Musica universalis).

Рассматривая проблемы воспитания, философ выделял четыре искусства, которые можно считать воспитательными средствами: грамматику, рисование, гимнастику и музыку. Высшей целью человека пифагорейцы считали заботу о музыкальности его тела и души, что позволяет личности гармонизировать, уравновесить свои отношения к обществу и включиться в космический ритм, в музыку сфер, т.к. в звучании инструментов воплощается небесная гармония. Пифагорейцы разрабатывают научную систему нравственных предписаний и учение о катарсическом (катарсис – очищение) воздействие музыки на человека. Она, по мысли Пифагора, лечит нравы и страсти, возобновляет душевные силы, лечит и тело и душу.

Философ также создал учение об «эвритмии» - способности человека находить верный ритм во всех жизненных явлениях – от пения и танца до мыслей и поступков. Философ считал, что через нахождение верного ритма можно жить в гармонии со своим городом, а затем и со всей Вселенной. Пифагором также были установлены мелодии и ритмы, которые оказывают определенное воспитательное воздействие на души молодых людей. Это мелодии против уныния, раздражения, неумеренных страстей, гнева и других душевных недугов. Однажды Пифагору удалось усмирить некоего разъяренного греческого юношу, решившего поджечь дом своей неверной возлюбленной. Философ приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в спондеистском ладу, и юноша умерил свой гнев.

Лечебное воздействие музыки Пифагор называл «музыкальной медициной» и советовал применять лекарства только совместно с прослушиванием музыки. Считалось также, что гармония и ритм музыки помогают человеку в его занятиях гимнастикой и военном деле, т.к. приучают к организованности, соразмерности, точности и упорядоченности в движениях, эмоциях, деятельности.

Платон напрямую связывал силу и мощь государства со звучащей в нем музыкой, поскольку последняя «имеет способность делать души людей сообразно себе». Философ считал, что распущенные лады и ритмы сообщают человеку постыдное начало, а скромные – благородство и честность. Платон и его последователи утверждали, что в государстве должна звучать та музыка, которая помогает индивиду возвыситься до уровня идеального гражданина.

Платон анализирует роль музыки в этическом и эстетическом воспитании личности, рассматривает ее составляющие – лады, ритмы, мелодии, тембры. Так, для воспитания человека мужественного рекомендуется героический ритм военного марша. В воспитательных целях позволялось использовать только 2 лада: фригийский, который должным образом делает человека мужественным в военном и ратном деле, и дорийский, который настраивает человека действовать при любых обстоятельствах мудро и спокойно. С таким же вниманием отбирал Пифагор и музыкальные инструменты, позволяя использовать в городе только лиры и кифары, а в сельской местности – свирели.

Идею гармонизации человека с Космосом развивал и Аристотель. Он подробно описал лады, ведущие к изменению психики и нравственных качеств. Так, он считал, что дорийский лад – мужественный и серьезный – оказывает уравновешивающее воздействие; лидийский – размягчающее. В целях воспитания добропорядочных граждан Аристотель рекомендовал молодежи сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную главным образом в дорийском ладу.

Главной задачей музыкального воспитания Аристотель считал не овладение музыкальными знаниями и навыками, виртуозностью исполнения, а в нравственном совершенствовании духа человека.

Аристотель также развивал учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и о способах воздействия на него искусством. Важное место в этом учении занимает концепция катарсиса – исцеление души при помощи древнегреческой трагедии. Аристотель считал, что в процессе глубокого переживания душа освобождается от болезненных аффектов. Такой подход к применению искусствотерапии сохраняется и в современных школах.

Большое значение древние греки придавали и инструменту, на котором исполняли музыкальные произведения. Не рекомендовались так называемые авлетические инструменты (к ним относились авлос, флейта, бубен, тимпаны), которые волнуют душу и пробуждают в ней страстные чувства. Предпочтение отдавалось исполнению музыки на струнных инструментах (кифарах, ливрах, наблах).

Аристотель считал, что музыка полезна для нескольких целей:

Для воспитания

Для очищения

Date: 2016-05-18; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию