Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Муждународное сотрудничество в области охраны окружающей средыМожно выделить несколько основных направлений международного сотрудничества: 1. сохранение природных систем, незатронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия. 2. рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды. 3. создание эффективной системы международной экологической ответственности (в том числе ответственность за разрушение окружающей среды в ходе военных действий). Реализация данных направлений предусматривает ряд мероприятий, среди которых следует назвать финансовое содействие и техническую помощь развитых стран развивающимся государствам, технологические разработки по проблеме ресурсосбережения, экологизацию общественных потребностей, структурную перестройку национальных экономик, систему представительства в международных организациях и на форумах экологического профиля, создание механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды, экологическое налогообложение, выработку совместных стратегий и концепций, регламентацию использования отдельных видов природных ресурсов и т.д. Рассмотрим основные формы международного сотрудничества. 1) парламентское сотрудничество, ориентированное на координацию законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем. 2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализацию экологических программ под эгидой ООН. 3) сотрудничество конвенционного типа, предполагающее единый подход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий и объектов. 4) научно-техническое сотрудничество, ориентированное на взаимный обмен информацией научного характера, совместное выполнение природоохранных разработок, комплексное использование приборов, осуществление научных проектов, экспертиз и т.д. Эти формы сопровождаются сотрудничеством общественных организаций, деловых кругов, проведением международных экологических форумов и др. (6, с.171-172) Широкое распространение получили такие формы международного сотрудничества, как конвенции, много-или двухсторонние договора, соглашения, резолюции, программы. Их заключение означает принятие странами обязательств по тем или иным аспектам природоохранной деятельности. Наиболее значимыми являются конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), об охране озонового слоя (1985 г.), по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), по защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), о биологическом разнообразии (1992 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по защите морской среды региона Балтийского моря, об охране всемирного культурного и природного наследия по борьбе с опустыниванием, об изменении климата, о принятии международных мер в отношении отдельных стойких органических загрязнений, по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и др. Выгодной формой международного сотрудничества являются двусторонние связи. Они осуществляются либо в рамках принятых межправительственных соглашений в области охраны окружающей среды -- у России такие соглашения заключены с Великобританией, Германией, США, Францией, Финляндией, Данией и рядом других стран, -- либо на иной основе. Как правило, двусторонние договоренности предусматривают реализацию конкретных целей или проектов, привязанных к конкретным регионам, с выделением соответствующего финансирования с обеих сторон или оказанием помощи. Проекты, реализуемые совместно, многообразны. В качестве примеров можно привести реконструкцию Мурманского завода по переработке жидких низкоактивных отходов (США, Норвегия), реализацию проектов «Интегрированный контроль загрязнений» и «Стратегия управления отходами» (Британский экологический фонд «Know-how»), «Организация ландшафтного планирования в Байкальском регионе», «Научные основы комплексного глобального экосистемного мониторинга окружающей среды» (Германия), создание новых природных заповедников и биологических станций, совершенствование управления охраной окружающей среды, управления отходами, улучшение качества водных ресурсов в ряде регионов страны (Нидерланды), проекты по водоподготовке и водопотреблению, переработке бытовых отходов, а также совместные работы по сохранению биоразнообрзия (Финляндия) и др. (1, с.424) Из международных конференций следует отметить четыре: Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде. Она состоялась 5 - 16 июня 1972 г. Приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий. Первый включает 26 принципов, из которых основные: 1) право человека на благоприятные условия жизни и качество среды, позволяющие вести достойную и процветающую жизнь; 2) сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; 3) экономическое и социальное развитие, в котором решающее значение имеет улучшение окружающей среды; 4) суверенность государств на использование своих природных ресурсов и ответственность за ущерб окружающей среде; 5) избавление людей и природы от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения. В Плане мероприятий обозначены пути решения организационных, экономических, политических задач во взаимоотношениях государств при международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание проходило в Хельсинки в августе 1975 г. с участием европейских стран, США и Канады. Совещание приняло заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. Для реализации хельсинских соглашений позже были приняты несколько документов: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (1979), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и др. Венская встреча. Эта встреча представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) прошла в ноябре 1986 г. В итоговом документе содержатся рекомендации: 1) сокращение выбросов серы на 30 % до 1995 г., снижения выбросов углеводородов и других загрязняющих атмосферу веществ; 2) разработка способов захоронения опасных отходов, альтернативных захоронению в море; 3) развитие совместной программы наблюдений за распространением загрязнений на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); 4) сокращение производства озоноразрушающих веществ; 5) исследование роли СО2 в глобальном потеплении климата. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она проходила в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г. Конференция была организована для подведения итогов 20-летней деятельности по охране природы после Стокгольмской конференции. В ней участвовало 15 тыс. делегатов из 178 стран мира. (5, с.72-73) Существует и развивается международное право окружающей среды. Его основные принципы: принцип неотъемлемого государственного суверенитета над своими природными ресурсами; принцип не причинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства. В Стокгольмской декларации (1972) эти принципы объединены: "В соответствии с Уставом ООН...государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно собственной политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции." Помимо этого, применяются специальные принципы: 1) обязательного обмена государственной информацией в случае предполагаемого проведения какого-либо эксперимента или деятельности, потенциально опасной для окружающей среды; 2) взаимных консультаций по поводу осуществляемой государствами экологически опасной деятельности; 3) оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности (система оценки разработана в рамках ЮНЕП); 4) экологически безопасного развития (обязанность государств сохранять те экосистемы, которые необходимы для нормального функционирования биосферы) (Сперанская и Третьякова, 1995). (3, с.28-29) 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Охраной окружающей природной среды занимаются многие международные организации. Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированным органам. (5, с.73) Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде -- ЮНЕП (United Nations Environment Programme). Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения). (1, с.415-416) ЮНЕП имеет Совет управляющих. Совет по координации и Фонд окружающей среды. К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся: 1) здоровье человека; 2) охрана земель и пресных вод; 3) защита мирового океана; 4) охрана животных и генетических ресурсов; 5) энергетические ресурсы; 6) образование; 7) торговля, экономика, технология. (5, с.74) В связи с тем что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных: ЮНЕСКО (United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой; ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии; ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения -- World Heath Organizatiоn) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов; ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка; MAГАTE (International Atomic Energy Agency) разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов. (1, с.416-417) Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР, 1983) изучает взаимосвязь экологических и социально-экономических проблем в разных регионах мира, прежде всего в развивающихся странах. Основной международной неправительственной организацией, основателем мирового природоохранного движения является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный по инициативе ЮНЕСКО (Фонтенбло, 1948). По инициативе МСОП была создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара. (6, с.176-177) Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию (the United Nations Development Programme), Программа ООН по окружающей среде (the United Nations Environmental Programme) и Всемирный банк (World Bank). В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя. (1, с.417) Кроме того, в области охраны природы работают Совет Европы, Европейское сообщество, Европейская экономическая комиссия, Сообщество северных стран, Охрана арктической флоры и фауны. (3, с.27) С решением глобальных экологических проблем связана деятельность международных общественных партий, организаций, групп, движений так называемых «зеленых» или экологистов. Самой известной в настоящее время является экологическая организация «Гринпис» - «Зеленый мир», главное направление деятельности которой - радиоактивное загрязнение биосферы. Весьма важным является участие в международном сотрудничестве мирового научного сообщества. (6, с.176) Важным аспектом международного сотрудничества также является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, World Bank), Международный валютный фонд (International Monetary Fund), Международный фонд сельскохозяйственного развития (International Fund for Agricultural Development), Фонд ЮНЕП и др. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза. (1, с.422) 4. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Россия играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. В преамбуле Экологической доктрины Российской Федерации говорится: «Без Российской Федерации невозможно решение глобальных и региональных экологических проблем благодаря ее размерам, значительной доли территорий с ненарушенными природными системами, природоохранному опыту и природоресурсному, интеллектуальному и промышленным потенциалам». Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество. На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Китаем и другими странами. (4, с.36) В последние годы Россия принимает активное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области природоохраны. Принципы этого сотрудничества изложены в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (гл. XV). В соответствии с ними Россия исходит в своей политике из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений и должна руководствоваться при этом следующим: 1) каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; 2) каждое государство имеет право на использование природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; 3) экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; 4) хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; 5) недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; 6) должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и природосберегающих технологий; 7) государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях. Все эти принципы соответствуют и перекликаются с принципами поведения государств по отношению к природной среде, изложенными во Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. (1, с.423-424) Одним из важнейших направлений международного сотрудничества стало участие России в общеевропейском процессе под названием «Окружающая среда для Европы». В октябре 1995 года в Софии прошла Общеевропейская конференция министров по окружающей среде. В ходе ее подготовки РФ активно взаимодействовала с Комитетом по экологической политике ООН. Основными итоговыми документами были «Декларация Министров» и «Экологическая программа для Европы». На состоявшейся в 1995 году сессии Совета управляющих ЮНЕП принят ряд решений об оказании содействия странам с переходной экономикой. Развиваются контакты с Экономической и Социальной комиссией стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). С 1995 года Россия - полноправный член ЭСКАТО. Делегация России приняла участие в работе 3-й сессии Комитета ООН по устойчивому развитию (Нью-Йорк, апрель 1995). Разработана и представлена Международному оргкомитету Европейского года окружающей среды программа его проведения в России. В рамках сотрудничества с МСОП представители РФ добились выделения специальной программы МСОП по странам СНГ с особым блоком России. По линии Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) подписан Меморандум о взаимопонимании между республиками Саха (Якутия) и отделением ВВФ в Швеции. По линии МАГАТЭ проведены два совещания экспертов (Россия, США, Норвегия) по проблеме использования отработанного топлива атомных лодок и радиоактивных отходов. (5, с.75-76) Россия играет ведущую роль в мире для сохранения глобальных общественных благ и оказывает важнейшие экологические услуги всей планете. Экосистема страны вносит самый большой - по сравнению с другими странами - вклад в планетарную стабильность, что во многом связано с сохранившейся в естественном состоянии значительной части её территории. Взаимодействие России с глобальной экосистемой определяется прежде всего ее размером. Российская территория составляет 12% от всей площади суши. Она в основном занята высокопродуктивными экосистемами, а также водно-болотными угодьями, которые играют заметную роль в стабилизации окружающей среды. Остальная территория страны занята тундровыми, степными и полупустынными ландшафтами. На территории России находятся уникальные экосистемы, сохраняющие редкие виды флоры и фауны, являющиеся планетарным достоянием. Часть из них включена мировым сообществом в Список объектов Всемирного Природного Наследия, и имеют мировой статус биосферных резерватов. Современные темпы потери видов животных и растений в мире превышают естественные темпы в 50-100 раз. Конвенция о биологическом разнообразии (КБР), которую страна ратифицировала в 1995 г., направлена на сохранение живой природы Земли. Конвенция вошла в пакет документов, принятых на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. для объединения усилий многих стран по переходу на модель устойчивого развития. Страны, которые поддержали и ратифицировали КБР, взяли на себя обязательства по сохранению биологического разнообразия не только ради национальных интересов, но и для целей спасения природы всего мира. (1, 426-427) В связи с ратификацией РФ Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) активизируется работа по выполнению международных обязательств в ее рамках. В список всемирного наследия включен массив первичных лесов Печоро-Ильчинского заповедника в Республике Коми. Продолжается работа по конвенции о защите морской среды региона Балтийского моря (Хелком, 1974). Российская делегация приняла участие в работе 16-й сессии Хелком (1994), где обсуждались итоги работы за двадцатилетний период, а также бюджет на последующие годы; в 1995 г. был выработан и согласован план мероприятий по подготовке России к 17-й сессии. 6 февраля 1995 г. РФ и Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) подписали соглашение о займе на сумму 110 млн. долларов США для финансирования проектов по управлению окружающей средой. В связи с этим Правительство РФ приняло два постановления № 808 и № 809 30 августа 1995 г. соглашение вступило в силу. Основная цель этого проекта - создание в течение трех-пяти лет условий для снижения экологического ущерба в особо опасных районах России (на Верхней Волге, Среднем Урале, Нижнем Доне). Созданы федеральные и региональные Комитеты по оказанию технологической помощи по следующим направлениям: 1) экологическая политика и регулирование; 2) экологическая эпидемиология; 3) управление качеством воды и водными ресурсами; 4) управление опасными отходами. Проводятся международные конкурсные торги для выбора фирм-консультантов и фирм-поставщиков товаров и услуг в интересах проекта. Наиболее активно двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется с Великобританией, Германией, Данией, Индией, Канадой, Китаем, Нидерландами, Норвегией, США, Республикой Корея, Финляндией, Швецией, Францией. Сотрудничество России в области охраны природы не исчерпывается деятельностью организаций перечисленных выше. Оно охватывает различные неформальные общественные движения, партию «зеленых» и многие другие и постоянно расширяется. (5, с.76-77)
|