Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Примеры из практики

Аве-Лаллемант, Урсула

А19 Графический тест «Звезды и Волны». — СПб.: Издатель­ство «Речь» совместно с издательством «Семантика-С», 2002. - 240 с.

 

Книга знакомит читателей с практически неизвестной в Рос­сии графической проективной методикой «Звезды и волны», которая применяется для диагностики как взрослых, так и де­тей начиная с 3-летнего возраста. В целом книга представляет собой подробное руководство по использованию данной мето­дики, с большим числом разбираемых примеров. Методика мо­жет быть весьма полезна для клинико-диагностического обсле­дования, в практике оказания социальной и психологической помощи, в деятельности школьных и детских психологов, при работе с так называемыми девиантами и для выявления соот­ветствующих групп риска.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие научного редактора....................................4

Предисловие к первому изданию...................................11

Предисловие ко второму изданию.................................13

Предисловие к русскому изданию.................................14

Часть 1. Введение в тест «Звезды и Волны»

I. Особенности применения теста........................................16

1. Общая характеристика................................................ 16

2. Тест «ЗВ» в качестве личностного теста................... 21

3.Тест «ЗВ» как тест умственного развития (интеллекта)..26

4. Инструкции по проведению тестирования.............. 29

II.Критерии оценки теста............................................... 34

1.Формальные способы воплощения заданной темы. 34

2. Формальная структура пространства........................ 40

3. Пространственная символика..................................... 44

4. Предметная символика................................................ 59

5. Особенности графики.................................................. 64

Часть 2. Примеры из практики

I. Пятьдесят тестовых рисунков из детских садов......... 74

II.Интерпретация результатов тестирования................. 127

1.Двадцать интерпретаций результатов тестирования.. 127

2. Тест «Звезды и волны» в комплексном обследовании

личности........................................................................179

Часть 3. Области применения теста «Звезды и Волны»

1. Тест «ЗВ» как тест на школьную зрелость.............. 194

2.Проверка развития в детском возрасте................... 199

3.Возможности теста «ЗВ» при консультировании

конфликтов................................................................... 208

4.Тест «ЗВ» в медицинской диагностике.................... 214

5 Тест «ЗВ» в криминологии......................................... 225

6 Особый случай............................................................. 228

Приложение:

Статистические данные исследований....................... 232

Указания по обработке теста «ЗВ»............................... 236

Указатель к иллюстрациям............................................ 237

 

 

Предисловие научного редактора

На сегодняшний день практическая психодиагностика проникла в различные сферы деятельности человека и стала распространенной формой работы психологов, психотера­певтов, врачей, социальных педагогов и социальных работ­ников. Можно долго спорить о достоинствах или недостат­ках тех или иных психодиагностических методов, особенно проективных, но только с их помощью можно оценить лич­ностные особенности и потенциал человека. Поэтому зна-. комство с новой психологической методикой всегда акту­ально и полезно. Тем более, если речь идет о методике, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека, имеющего поведенческие и личностные проблемы.

Данная публикация знакомит российских специалистов с практически неизвестной в России графической проектив­ной методикой «Звезды и волны». Автор книги, Урсула Аве-Лаллемант, — довольно известный в Германии графолог и психодиагност. Занимаясь практической диагностикой лич­ности, она параллельно изучала психодиагностические воз­можности анализа почерка и ряда проективных тестов (ри­сунок семьи, дерева, графический тест Вартегга). В процес­се этой работы она пришла к выводу, что можно совместить в одной методике достоинства рисуночных тестов и психо­логической графологии. Результатом явилось создание но­вого подхода к обработке рисуночных тестов, принципиаль­ным требованием которого является рисование только про­стым карандашом, что позволяет проводить довольно тон­кий анализ особенностей графики тестового рисунка.

К сожалению, автор мало внимания уделяет теорети­ческому обоснованию своего подхода, а больше описывает технологию работы с тестом. Тем не менее, очевидно, что она опирается на опыт изучения особенностей личности, накопленный в Западной Германии, где весьма интенсивно развивалась экспрессивная психология, т.е. психология спонтанной деятельности. Ее методы исследования вклю­чали не только изучение сиеминутной экспрессии, но и

зафиксированных экспрессивных следов, к которым отно­сится и почерк человека. Исследование почерка является одним из самых развитых методов личностной диагности­ки в Германии и широко там распространено. Например, он используется в комплекс психодиагностических мето­дик, используемых при отборе кандидатов на работу. Боль­шая заслуга в научном обосновании и разработке этого метода принадлежит немецким психологам Лейпцигской школы Клагесу (L. Klages) и Гроссу (С. Gross). Последний выделил три основные характеристики почерка, которые Аве-Лаллемант применяет в своей работе. Это — признаки движения, особенности оформления и распределенность элементов в пространстве. В своей методике Аве-Лалле­мант использует также пространственную символику, ко­торая была разработана психологом все той же Лейпцигс­кой школы М. Пульвером (М. Pulver) для анализа простран­ственных характеристик почерка.

Второе методическое направление, на которое опирается Аве-Лаллемант, это немецкая школа проективной психоло­гии, в частности работы Е. Вартегга (Е. Wartegg) и А. Феттера (A. Vetter). В рамках этого направления проекция понимает­ся как субъективное окрашивание восприятия и осмысления окружающего мира, возникающее под влиянием внутренних переживаний, чувств и установок человека. И хотя подобное толкование можно трактовать довольно широко, оно явно тяготеет к Фрейдовской интерпретации проекции, рассмат­риваемой им как первичный процесс уподобления восприни­маемой реальности своему внутреннему миру. При этом ак­цент на первичных процессах позволяет рассматривать про­ективное поведение как поведение, организованное по прин­ципу удовольствия и ориентированное на символическое удов­летворение в продуктах фантазии. Поэтому при анализе про­ективного материала используют символический анализ изоб­ражений. Понятие проекции в немецкой психологии и симво­лика, применяемая при ее интерпретации, несомненно, шире предлагаемых ортодоксальным психоанализом. Большое вли­яние здесь оказали работы К. Юнга, А. Адлера и других пред­ставителей глубинной психологии.

Различия между экспрессивными и проективными аспек­тами поведения были описаны известным американским психологом Г. Оллпортом. Экспрессивное поведение он свя­зывал с относительно стабильными характеристиками инди­видуального стиля и организации личности, а проективное — с апперцептивным искажением окружающей действитель­ности, возникающих под влиянием мотивационных особен­ностей и аффективных состояний личности. Проективные черты обнаруживаются в том, что человек делает, экспрес­сивные — в том, как он это делает. По мнению Л. Беллака, автора известной концептуальной теории проекции, в про­ективном исследовании личности проявляются оба аспекта поведения. Поэтому проективные методики подходят для изучения как экспрессивного, так и собственно проективно­го поведения. Но так как на практике провести четкое раз­граничение между экспрессивными и проективными черта­ми личности не всегда удается, то данная позиция в насто­ящее время считается устаревшей. Многие психологи ис­пользуют более широкую трактовку понятия проекция, ко­торая включает в себя и индивидуальный стиль и личност­ные смыслы человека, то есть довольно устойчивые харак­теристики личности. Аве-Лаллемант в данной работе учиты­вает различия между экспрессивными и проективными чер­тами личности и связывает стилевые и технические особен­ности рисунка с проявлением характерологических черт, а специфические особенности содержания картины — с про­екцией внутри личностных проблем человека.

Свой подход Аве-Лаллемант воплотила в новой графи­ческой методике «Звезды и волны». Будучи психологом ди­намической ориентации, она исходит из представлений пси­хоаналитиков о том, что вода и море являются символичес­ким выражением бессознательных желаний и импульсов, а небо и звезды — осознаваемых намерений, устремлений, ценностей и волевых усилий. Каждый конкретный рисунок, по мнению автора, являет собой отпечаток усилий «Я» по контролю как над внешним окружением, так и над бессозна­тельным («Оно»). В этой связи, данную методику целесооб-

разно использовать для диагностики психических состоя­ний и внутриличностных проблем человека. Она может по­казать, существуют ли серьезные внутриличностные конф­ликты, способен ли данный человек сам без посторонней помощи справиться с ними, в какой степени человек адапти­рован к сложившейся ситуации, отягощено ли его отноше­ние к миру психическими травмами из прошлого и т.п. При этом Аве-Лаллемант исходит из положения, что любые от­клонения от норм в рисунке, которые мы можем рассматри­вать как дефект, искажение, нарушение адекватности и це­лостности рисуемого образа, а также наличие деталей, ко­торые очень бросаются в глаза (так называемое акцентиро­вание), могут свидетельствовать о наличии каких-либо на­рушений в структуре личности или поведения обследуемого человека. При этом, речь может идти как о незначительных проблемах в области самоорганизации личности, так и о серьезных нарушениях психики. В том и другом случае при­знаки потери внутреннего психического равновесия долж­ны проявиться, по мнению автора, в тестовом рисунке. На­личие таких признаков должно служить основанием для более внимательного изучения личности и назначения пси­хотерапии.

В целом книга представляет собой подробное руковод­ство по использованию данной методики, с большим числом разбираемых примеров. Автор предлагает применять ее для диагностики как взрослых, так и детей начиная с 3-летнего возраста. При этом, результаты тестирования для каждой возрастной группы могут анализироваться с разных пози­ций. Для маленьких детей автор рекомендует использовать данную методику прежде всего в качестве теста для оценки их умственного развития, т.е. в качестве своеобразного те­ста интеллекта. Надо сказать, что первые рисуночные тесты в истории психодиагностики и предназначались именно для оценки интеллектуального развития маленьких детей. На­пример, тест Ф. Гудинаф «Нарисуй человека». При выпол­нении теста ребенок показывает, понимает ли он, что такое звезды и волны, и насколько развита у него сенсомоторная координация, чтобы адекватно изобразить свое понимание.

В качестве теста умственного развития данная методика может использоваться как отдельный независимый тест. В книге приведены статистические данные, позволяющие оп­ределить, соответствует ли умственное развитие ребенка его возрасту.

После 5—6 лет данная методика уже может использо­ваться преимущественно для диагностики темперамента, характера и состояния ребенка, которые отражаются в особенностях графики рисунка и в общем настроении кар­тины, то есть в качестве проективного теста. Как извест­но, в диагностике посредством проективных методов пси­холог опирается на внутреннюю субъективную шкалу оце­нивания, которая формируется у него в процессе накоп­ления профессионального опыта. Это вносит в диагности­ку определенный субъективизм и справедливо подверга­ется критике. В целях минимизации возможных ошибок при интерпретации теста, Аве-Лаллемант рекомендует использовать свою методику в комплексе с другими про­ективными методиками, а также подтверждать получен­ный диагноз в беседе с обследуемым человеком. Следует отметить два очень интересных и важных замечания или вернее, предостережения, которые делает автор книги. Первое касается возможностей символической трактовки рисунков с позиций динамического подхода. Аве-Лалле­мант пишет о том, что дети склонны увлекаться рисова­нием, фантазировать и насыщать свои рисунки различны­ми персонажами и деталями. При этом, в большинстве случаев, эти детали не несут какого-либо символического содержания, а просто являются украшением картины, разработкой сюжета рисунка. Ребенок пытается посред­ством рисунка интегрировать в единый образ все, что у него ассоциируется с заданной темой. Он как бы пытает­ся осмыслить все, что он знает по данному поводу и про­демонстрировать это. То есть трактовать содержательную символику проективного рисунка у маленьких детей сле­дует очень осторожно. Более целесообразно в детских рисунках рассматривать пространственную символику и штриховые особенности изображения, в которых отражаются экспрессивные особенности поведения ребенка, его стремление контролировать свое поведение, готовность реагировать определенным образом и т.п. Только в подро­стковом возрасте, с его внутриличностными противореча-ями, которые могут проецироваться на рисунок, целесо­образно начинать символическое толкование содержания рисунка.

Второе очень важное замечание касается различий в трактовке рисунков, сделанных людьми, относящимися к так называемой норме, и лицами, имеющими какое-либо нервно-психическое расстройство. В первом случае рисунок отражает особенности ориентации тестируемого в окружа­ющем мире, выражает особенности личностных предпочте­ний, устремлений и опасений, готовность преодолевать встречающиеся на пути препятствия, то есть личностные диспозиции автора рисунка. Во втором случае в рисунке мы находим символическую проекцию внутриличностных кон­фликтов, которые мешают отразиться в рисунке характер­ным особенностям данной личности, ее ценностям и ориен-тациям. То есть в рисунке преимущественно проявляются либо характер и направленность личности, либо внутрилич-ностные проблемы человека.

Итак, Аве-Лаллемант предлагает три уровня анализа рисуночных тестов.

1. Оценка качества рисунка с позиций понимания зада­ния теста и развитости сенсомоторной координации человека. Такой анализ автор рекомендует осуществ­лять при тестировании детей от 3 до 6 лет, детей с задержкой развития, умственно отсталых людей и лиц, находящихся на лечении после черепно-мозговой трав­мы. Примеры анализа рисунков всех этих групп при­водятся в книге.

2. Оценка стилевых, штриховых и пространственных особенностей рисунка, включая традиционную для проективных методик и графологии пространственную символику. Такой анализ автор предлагает осуществ­лять для всех категорий клиентов. Он позволяет с той или иной степенью вероятности определить социальное самочувствие человека, адаптированность к окру­жающему его миру, а также некоторые его установки и особенности характера. Именно на этом уровне Аве-Лаллемант использует взятый из графологии деталь­ный разбор особенностей штриха (линий) рисунка и обогащает его оценкой штриховых дефектов, что в целом позволяет осуществить довольно тонкий ана­лиз проявлений в рисунке личностных особенностей человека.

3. Анализ содержательной символики рисунка. Данный анализ Аве-Лаллемант предлагает применять только при тестировании взрослых людей и подростков, и только в том случае, если в рисунке обнаруживаются признаки психической дисгармонии человека. Прово­дить такой анализ надо весьма осторожно, так как именно на этом уровне наиболее велика вероятность субъективизма в постановке психологического диаг­ноза.

Несмотря на то, что Аве-Лаллемант нигде не приводит конкретных данных о валидности предлагаемой ею методи­ки, большое число примеров подтверждения поставленных ею диагнозов другими проективными методиками, а также данными анамнеза, опроса обследуемых людей и объектив­ными показаниями позволяют сделать предположение о до­статочной валидности теста «Звезды и волны» и рассматри­вать его в качестве весьма перспективного психодиагности­ческого инструмента. Тем более, что автор утверждает, что данная методика не заменяет уже известные экспрессивные проективные методики, а дополняет их, так как позволяет в некоторых случаях уточнить причину душевных страданий человека (см. описание использования данной методики в комплексе с другими проективными тестами). Методика «Звезды и Волны» адресована специалистам, имеющим дос­таточную информационную базу в области психологии лич­ности и большой опыт работы с проективными методами. Ибо понимание описываемых в книге интерпретаций тесто­вых рисунков предполагает хорошее знание психоаналити­ческих теорий развития, символики архетипов и проективной психологии. Представляется, что данная методика мо­жет быть весьма полезна для клинико-диагностического обследования, в практике оказания социальной и психоло­гической помощи, в деятельности школьных и детских пси­хологов, при работе с так называемыми девиантами и для выявления соответствующих групп риска.

Надеюсь, что опыт практического использования данной графической методики в России подтвердит ее диагности­ческие возможности и она станет ценным диагностическим инструментом в руках российских специалистов.

Канд. психол. наук, Полуэктова Н.М.

 

Предисловие к первому изданию

 

Тест «Звезды и Волны» (далее тест «ЗВ») является разрабо­танным мною рисуночным тестом и относится к группе гра­фических и проективных тестов.

В качестве диагностического метода он давно уже ис­пользуется в практике психологического консультирования в сочетании с анализом почерка и другими графическими тестами. В этом комплексе тест играет связующую роль: с одной стороны, в нем проявляются основные элементы гра­фологической диагностики — форма, особенности движе­ния руки, распределение пространства; а с другой, содержа­тельная сторона теста может выявлять неосознанные темы и конфликты, изучаемые глубинной психологией. Звезды и море обращены к первичным переживаниям человеческого бытия в космосе, поэтому в тесте они могут проявляться как экзистенциально важные символы.

В силу своей специфики тест «ЗВ» может быть использо­ван как для диагностики особенностей личности, так и для диагностики интеллектуального развития. В качестве лич­ностного теста он обеспечивает существенную помощь при индивидуальном консультировании, выясняя экзистенциальные проблемы человека. При этом он особенно результати­вен в сочетании с другими графическими проективными ме­тодами диагностики, анамнезом и опросом, с которого мо­жет начинаться консультативная беседа. В качестве теста умственного развития тест «ЗВ» может выявить, насколько хорошо понята тема задания и удалось ли это понимание передать графически. Таким образом, уже применительно к маленьким детям его можно использовать как методику оценки развитости высших психических функций или как тест школьной зрелости. Для того чтобы рисовать, ребенку не нужно предварительно изучать что-либо, как это требу­ется, например, при приобретении навыков письма; диагно­стику интеллектуального развития можно осуществлять не­посредственно в игре. Именно поэтому тест «ЗВ» является особенно подходящим методом диагностики для маленьких детей, а также для выявления ранних нарушений психичес­кого развития детей.

Данная книга является руководством по использованию теста «Звезды и Волны». В первом разделе книги дана об­щая характеристика методики, во втором описываются кон­кретные случаи практического применения теста.

Тест «ЗВ» на протяжении нескольких лет использовался мной и как средство практической диагностики, и как цен­ный инструмент для научных исследований. Благодаря про­стой и понятной стандартизированной инструкции и свобо­де индивидуального раскрытия темы, он оказался особенно подходящим инструментом для сравнительных исследова­ний, в том числе и межнациональных.

Предлагаемая работа раскрывает возможности теста «ЗВ», но не может их полностью исчерпать. Может быть, она вызо­вет интерес не только к практическому использованию, но и к дальнейшим исследованиям в этом направлении.

Сентябрь 1978 г.

Урсула Аве-Лаллемант

 

Предисловие ко второму дополненному изданию

 

Тест «ЗВ» благодаря своей независимости от особенностей национальной культуры был применен на всех пяти конти­нентах. Данная книга вышла уже на французском и англий­ском языке, готовятся к публикации переводы на чешский, итальянский и японский языки.

Проведено статистическое сравнение результатов тести­рования среди детей разных национальностей. В этих иссле­дованиях тест «ЗВ» использовался в качестве теста школь­ной зрелости. Тест «ЗВ» хорошо зарекомендовал себя в ка­честве методики проверки развития детей, а также в прак­тике психологического консультирования взрослых и под­ростков. Появились новые данные, подтверждающие право­мерность использования теста «ЗВ» в особых случаях, а также в целях медицинской диагностики и в криминологии. Во всех этих областях тест «ЗВ» показал себя в качестве методики, позволяющей контролировать эффективность ока­зания профессиональной помощи.

Второе издание расширено и дополнено. Добавлен тре­тий раздел книги, в котором описываются результаты ис­следований и примеры из различных областей применения теста. С момента выхода первого издания книги опыт при­менения теста «ЗВ» показал необходимость некоторых мо­дификаций в процедуре тестирования. Эти новые требова­ния изложены на с. 237.

Я приношу глубокую благодарность всем, кто помог мне собрать ценные данные по использованию теста «ЗВ». Та­ких людей так много, что, к сожалению, я не могу их здесь назвать поименно. Я хотела бы, чтобы тест «Звезды и Вол­ны» активно использовался и развивался. Может быть, бла­годаря своей независимости от национальных различий он сможет стать в будущем средством междисциплинарного и интернационального взаимопонимания.

Мюнхен. Февраль 1994 г.

Урсула Аве-Лаллемант

Предисловие к русскому изданию

 

Тест «Звезды и Волны» предлагает рисующему человеку расположить в едином пространстве основополагающие для любой культуры элементы восприятия окружающего мира. С этой точки зрения тест «ЗВ» является тестом сформиро­ванное™ такого восприятия, то есть тестом достижений. Однако, в силу индивидуальности выполнения, он является одновременно и проективным тестом. Особое значение тес­та «ЗВ» заключается в том, что он обращен к первоосновам возникновения мира: к воде и звездам. Если онтогенетичес­кое развитие индивидуума действительно происходит в со­ответствии с психогенетическим развитием человечества, то глубинные слои личности должны быть связаны с этими архетипами. Таким образом, результаты теста позволяют глубже проникнуть в душевную жизнь человека. Тест «ЗВ» апробирован в пяти частях света, проведены обширные срав­нительные статистические исследования среди дошкольни­ков из пяти стран.

Я передаю тест русским педагогам и психологам с боль­шой надеждой на то, что данный метод психодиагностики поможет оптимально использовать индивидуальный потен­циал личности и этим внесет свой вклад в формирование нового поколения вашего талантливого народа.

Мюнхен

Урсула Аве-Лаллемант

 

Часть первая

Введение в тест «Звезды и Волны»

 

I. Особенности применения теста

Для выполнения теста «Звезды и Волны» (теста «ЗВ») име­ется стандартный бланк форматом А5 (рис. 1), где необхо­димо в очерченной рамке нарисовать звездное небо над вол­нами моря. На бланке напечатана инструкция к тесту, а также имеются рубрики: имя, фамилия, дата рождения, про­фессия, дата заполнения теста.

 

 

 

 

I. Общая характеристика

Тест «Звезды и Волны» относится к экспрессивным графи­ческим и проективным тестам. Он опирается на методоло­гию, развивающуюся, с одной стороны, в характерологии и в науках, изучающих экспрессию человека, а с другой сто­роны, в глубинной психологии. С этой точки зрения он яв­ляется инструментом диагностики личности и предназна­чен, прежде всего, для использования в практике психоло­гического консультирования. Но тест «ЗВ» можно исполь­зовать и как тест развития высших психических функций, при помощи которого диагностируются определенные ин­теллектуальные достижения и школьная зрелость. Поэтому он оказался особенно ценным для ранней диагностики раз­вития детей.

Экспрессивные проективные методы направлены на ре­гистрацию индивидуальных особенностей поведения чело­века, которые проявляются в мимике, жестах, голосе и гра­фических изображениях. Экспрессивный след грифеля в виде почерка или рисунка фиксируется на бумаге. Это позволяет рассматривать и основательно изучать индивидуальные осо­бенности экспрессии и проекцию личности в отсутствии ав­тора. Для диагностики важна оценка индивидуальных от­клонений от разработанных стандартов; например, в почер­ке — от школьной нормы правописания, в графических те­стах — от инструкций и образцов. При этом проявляются, личностные особенности автора и его состояние на момент обследования (отсутствие или наличие нарушений психи­ки). Это отражается в особенностях оформления графичес­ких образов, в следах движения карандаша, а также на про­странственном расположении элементов картины. Соответ­ственно, это также отражается в оформлении графического образа звезд, в следах от движения руки при рисовании волн, а также в расположении отдельных элементов рисун­ка на стандартном бланке теста. Эти три основные характе­ристики письма, которые в почерке сплетены воедино, в тесте «ЗВ» выступают в относительно чистом виде. Таким образом, тест «ЗВ» близок к психологической графологии с ее диагностическими возможностями и выстроен на ее опы­те.

При создании индивидуального рисунка на заданную тему проецируется содержание переживаний, способы интерпре­таций которых похожи на способы, развитые в глубинной психологии. Достигнутое таким образом расширение диаг­ностических возможностей теста привело к тому, что ана­лиз почерка и анализ рисунка стали применяться в качестве дополнения друг друга. Если в почерке отражаются индиви­дуальные черты личности, то рисуночный тест посредством инструкции провоцирует отражение переживаний, относя­щихся к скрытым глубинным слоям психики.

В глубинной психологии используется метод толкования снов с интерпретацией их спонтанных, неосознанных проек­ций и символов, а также проективные тесты, которые по­средством различных стимулов (провокационных слов, предъявления картинок) должны пробуждать неосознавае­мые ассоциации и побуждать к разговору. В роли стимульных картинок могут быть использованы рисунки, как это происходит, например, в тесте Феттера (Vetter) на сообра­зительность или в тесте Кормана (Corman) «Черная нога» (Schwarzfuss). В отличие от других эти тесты являются к тому же проективными гештальт-тестами. В них неосозна­ваемая проекция проявляется одновременно с индивидуаль-. ным исполнением задания теста и как таковая сразу же становится понятной психологам. Глубинные области пере­живания, из которых рождаются ассоциативные образы, проявляются по-разному, в зависимости от темы и стимульного материала. При выполнении теста «ЗВ» это происходит бла­годаря инструкции рисовать «звездное небо над волнами моря» и стандартному бланку с рамкой, в которой заданная тема должна быть представлена в виде картины.

Из графических методов, которые я использовала в соб­ственной практике, следует отметить такие как анализ по­черка, тест «Дерево», графический тест Вартегга, рисунок семьи («Звериная семья», «Заколдованная семья») и тест «Человек». С появлением теста «ЗВ» в этой области откры­ваются новые возможности. Названные методы имеют раз­личия в инструкциях, которые определяют различия их ди­агностических возможностей. При тестировании по почер­ку стандартная инструкция заключается в просьбе написать несколько букв, которых было бы достаточно для какого-нибудь сообщения, и в задании соединить эти буквы друг с другом при написании их на бумаге. С давних пор рукопис­ное письмо служит средством информации и, соответствен­но, межличностной коммуникации. Поэтому здесь не требу­ется особой стандартной инструкции, как в других тестовых методиках.

У рисунков, напротив, имеется содержательный «мотив», тема изображения. При так называемом свободном рисунке она выбирается самостоятельно. Рисунок на свободную тему также говорит что-то об индивидуальности автора, поэтому знатоки без труда узнают руку Рембрандта, Пикассо или Клее. Однако из-за отсутствия стандарта подобные рисунки используются для целей психологической диагностики толь­ко в весьма ограниченной мере. Иначе обстоит дело, если задана определенная тема, как, например, в тестах «Дере­во», «Человек» или «Семейный портрет», при их выполне­нии проявляются индивидуальные отличия в понимании за­данной темы. В них, также как и при рисовании на свобод­ную тему или при анализе почерка, используется чистый лист, но сама постановка темы вызывает у личности потреб­ность изображать определенные чувства и, тем самым, свои неосознаваемые переживания. В тесте «Дерево» рисующий человек отождествляет себя с изображением дерева, так как дерево вообще по содержанию и форме является символом всего живого. В тесте «ЗВ», напротив, автор рисунка изоб­ражает не себя в окружающем мире, а, не сознавая того, изображает свой мир, свой опыт восприятия природы, окру­жающего мира, первичных символов пространства. Тогда как в тесте «ЗВ» тестируемый отображает опыт своего отно­шения к миру, в рисунке «Семья» проявляется его опыт взаимодействия с одной конкретной группой людей.

Рамки, имеющиеся на тестовом бланке «ЗВ», роднит этот тест с известным рисуночным тестом Вартегга. Стандарт­ный тестовый бланк методики Вартегга содержит 8 квадрат­ных рамок или полей, в которых размещены разные для каждого поля графические знаки, стимулирующие тестиру­емого человека создать с их помощью более сложные изоб­ражения. Конкретные формы и темы создаваемых рисунков здесь не определяются. Лишь индивидуальная реакция на стандартные стимулы образует материал для диагностики.

Итак, тест «ЗВ» находит свое место среди других рису­ночных тестов, так как у него, также как и в тесте Вартегга, имеется стандартный стимульный материал, а также опре­деленная тема, которую требуется воплотить в рисунке.

Особое место в диагностике графической экспрессии за­нимает обработка способа проведения линий (штрихов).

Соответствующий метод развит как для анализа черниль­ного, так и карандашного штриха. Способы прорисовки ли­ний или штрихов могут сигнализировать о душевном рас­стройстве человека или, если подобные расстройства не обнаруживаются, характеризовать индивидуальное своеоб­разие его личности.

В качестве теста функционального развития тест «ЗВ» оценивает только индивидуальные и сенсомоторные способ­ности, но не диагностирует психические состояния или со­держание глубинных психических переживаний человека. В этом качестве тест «ЗВ» целесообразно использовать для оценки уровня развития детей дошкольного возраста. С этой точки зрения он относится к тестам умственного развития.

2. Тест «ЗВ» в качестве личностного теста

Тест «ЗВ» возник в службе психологического консультиро­вания, и, следовательно, использовался как личностный тест. Он опирается на методы анализа графической экспрессии и интерпретации содержания рисунков. Тест открывает до­полнительные возможности в оценке содержания пережи­ваний тестируемого, в которых заключаются особенности обследуемой личности и ее жизненных ситуаций.

Экспрессивный образ передает, например, впечатлитель­ность, эмоциональность человека, преобладание у него ра­ционального мышления или тенденцию быть пристрастным. Инструкция теста побуждает рисующего человека выразить, прежде всего, свои способности, меру впечатлительности и склонность к переживаниям, а также особый настрой души на эмоциональное сопереживание или на рациональную про­работку воспринимаемой темы.

Подобным образом тест «ЗВ» подталкивает рисующего человека создавать картины, содержание которых возника­ет в глубинных слоях психики. Можно сказать, что рисую­щий, побуждаемый инструкцией теста, выражает свои нео­сознанные и часто скрытые экзистенциальные установки.

Сила экспрессии образов, спонтанное появление стиму­лов жизненно важной для индивида тематики могут быть как-то связаны со своеобразием природы звездного неба и морских волн. Мифы древних культур рассказывают нам о значении для человека звезд и моря, неба и воды. Если небо было пространственным символом верха (понимаемым здесь как в ценностном, так и в организационном смысле), то вода была символом низа еще в большей степени, чем земля. Ибо и на земле, вода стремится в глубину, к источнику всего сущего. Если небесное светило было воплощением заранее заданного, лишенного частностей «вечного порядка», непо­стижимого постоянного «Сверх-Я», то вода была постоянно меняющейся, в буквальном смысле, неуловимой жизнью, первичной материей всего сущего. В христианском искусст­ве небо, а также золотой фон, по которому распознаются священные изображения, стали символом вечности. Вода, напротив, стала символом жизни, рождения, а также воз­рождения при крещении и воспринималась как нечто су­щее, объемлющее земной диск морями, и представляющее собой постоянно обновляющуюся могучую силу.

В символике снов звезды и свет являются символами духа. Вода — символом души. Волны — символом душев­ной подвижности, а водяные валы — символом сильного возбуждения. Однако если для древних людей мифы о со­звездиях и воде были реальной действительностью, то сей­час звезды и волны воспринимаются как символическое вы­ражение глубинных переживаний. Они могут появляться в картинах, снах, их изображение можно встретить в произ­ведениях искусства, они могут появляться при создании ри­сунков во время тестирования.

Имеют ли образы сна или тестов символическое значе­ние, или они возникли случайно, можно понять только при сопоставлении их с другими диагностическими материала­ми и конкретной жизненной ситуацией тестируемого чело­века.

Как способы, так и содержание переживаний в какой-то мере выражают психологические проблемы или конфликты человека, что является основанием для сбора анамнеза и диагностики другими методами.

Тест «ЗВ» позволяет выявить специфическую для каждо­го возраста манеру переживать и определить особенности, обусловленные половыми различиями. Очень показательны­ми здесь являются эмоциональные решения, которые обыч­но впервые появляются в пубертатный период. Предполо­жения о раннем созревании или о позднем развитии можно сделать на основании распределения средних значений ти­пичных для данного возраста стилей рисования, что опять-таки указывает на соответствующую доминанту в пережи­ваниях.

В качестве личностной методики тест «ЗВ» чаще всего используют в комплексе с другими методами диагностики. При этом следует отметить, что целесообразно применять его в сочетании с анализом почерка. Так, если в почерке в значительной мере отпечатывается склонность человека к

определенному типу поведения, то тест «ЗВ», часто к удив­лению самих диагностов, выявляет индивидуальные спосо­бы переживаний, дополняя картину личности. Важность этого демонстрируется в ниже приведенных примерах.

Рис. 2. На рисунке представлен образец почерка и тест «ЗВ» 35-летней женщины, которая в жесткой конкурентной борьбе добилась высокого социального положения. По ее почерку можно судить о явно выраженном желании ввязы­ваться в борьбу, а также высоком интеллекте и энергично­сти, что и является основой личного успеха. Однако тест «ЗВ» показывает, что наряду с бойцовскими качествами эта женщина обладает весьма чувствительной натурой.

Рисунок 3, выполненный 40-летним инженером, и осо­бенности его почерка одновременно отражают способность тонко чувствовать и холодность в общении. Проявляемая в почерке склонность к абстрактному и рациональному мыш­лению может соответствовать изображенному на рисунке маяку, являющемуся символом искусственного света. Т.е. в данном случае результаты тестирования подтверждаются ре­зультатами графологического анализа.

Пример комплексного использования теста «ЗВ» с ана­лизом почерка, тестом «Дерево» и тестом Вартегга, будет представлен во второй главе.

 

 

 

 

3. Тест «ЗВ» как тест умственного развития (интеллекта)

Тест «ЗВ» может быть использован и как тест интеллекта, предназначенный для оценки уровня развитости высших психических функций, особенно у детей.

Задание нарисовать «звезды над волнами» требует от. ребенка сначала осмыслить понятия «Звезды» и «Волны», а затем трансформировать их в соответствующие образы. После этого ребенок должен нарисовать их так, чтобы мож­но было распознать отдельные формы и последовательность движения руки. Кроме того, нужно передать правильное про­странственное соотношение, заданное инструкцией теста, то есть нарисовать звезды именно над волнами.

В общей сложности возможны 4 варианта выполнения теста.

1. Тест не выполнен, ребенок возвращает лист незапол­ненным. Исключая отдельные случаи упрямства, мож­но предположить, что данный ребенок не дорос до выполнения этого задания.

2. Если в качестве ответа получены бессмысленные ка­ракули, то в этом случае можно предположить, что задание также является еще не понятным или же ре­бенок не умеет рисовать.

3. Если выполнена только часть задания, нарисованы толь­ко звезды или только волны, то, по-видимому, ребенок еще не может сосредоточиться на двух понятиях одно­временно. Однако частичное решение задачи не всегда объясняется только этой причиной. Ребенок может быть настолько очарован словом «звезды» или «волны», и, соответственно, один образ так может занимать его воображение, что для другого не хватает места. Об этом мы можем говорить в том случае, если все про­странство в рамке заполнено или даже переполнено хорошо выполненными звездами или волнами.

4. Задание полностью понято и целиком выполнено. Ин­терпретация здесь зависит исключительно от особен­ностей раскрытия темы.

По средним показателям типичных тестовых рисунков группы детей одного возраста можно определить среднюю готовность к выполнению данного теста. Так, 4-летний ребе­нок может почти всегда выполнить задание, 5-летний не выполняет его в исключительных случаях, обычно, когда имеется задержка в развитии или другие нарушения.

Если функциональное развитие ребенка позволяет ему полностью выполнить тест, то можно выделить рисунки, в которых проявляются психические отклонения. Так, уже на этом этапе можно обнаружить симптомы нарушения психи­ческого развития ребенка. Это наглядно можно показать на примере двух рисунков 3-летних детей, которые будут рас­смотрены ниже (рис. 31, 32, на стр. 79 и 80). Воспитатель­ница охарактеризовала обоих детей как бойких, но плохо адаптирующихся к общению с другими детьми. Девочка (рис. 31) умела сама себя занять, сосредоточенно и глубоко по­гружалась в игру, даже оставаясь одна. Когда воспитатель­ница возвращалась, она радовалась, не прерывая при этой своей игры. Небольшие задания она терпеливо старалась выполнять самостоятельно, например, завязать шнурок или застегнуть платье. Мальчик (рис. 32), напротив, не мог ос­таваться один и сосредоточиться на какой-либо игре. Он беспокойно переходил от одного предмета к другому, тол­кал то одного, то другого ребенка. Если воспитатель уходил, он все бросал для того, чтобы последовать за ним, так как боялся оставаться без воспитателя. После возвращения вос­питателя страх исчезал, но у ребенка при этом не было ни веселья, ни радости. При выполнении несложных заданий, соответствующих его возрасту, он был не самостоятелен, нетерпелив и раздражителен.

Задание определить, какому описанию подходит один из двух указанных выше рисунков, могло бы почти стать ма­леньким тестом на способность понимать экспрессию кар­тин. На рисунке девочки ритмично скатывающиеся волны, выполненные четким или жирным штрихом, распределены по всей картине. Звезды, нарисованные в виде точек, по­ставлены целенаправленно и уверенно. Рисунок мальчика, наоборот, выполнен сумбурным и нервным штрихом. Это особенно относится к изображениям волн. Поспешно наца­рапанные, расплывчатые, накладывающиеся друг на друга каракули вполне могут быть признаком нарушения психи­ческого развития. Звезды изображены в форме двух боль­ших похожих на паутину структур, что подтверждает, что тема понята. Штрих неуверенный, местами четко-резкий, местами хрупко-легкий. При одинаковых способностях, оче­видно, что у мальчика есть психические отклонения, а де­вочка психически здорова.

Рассматривая вопрос о нарушениях развития детей раз­ного возраста, необходимо учитывать, что у трехлетних де­тей часто трудно отличить отказ рисовать, неспособность рисовать или психическое расстройство. При тестировании детей старшего возраста это можно определить более уве­ренно, особенно уже для детей 6-7-и лет.

Как только складывается общее впечатление о том, что в тесте есть признаки нарушения психики, нужно уточнить проявляются ли эти нарушения в пространственных (дис­гармоничность, смена координат рисунка), кинетических или формальных характеристиках картины, или это касается качества штриха рисунка. При этом уже могут появиться первые указания на причины психических отклонений у ре­бенка, суть которых в дальнейшем можно уточнять различ­ными способами.

Тестовые рисунки без признаков нарушения часто содер­жат сведения об особенностях характера маленьких худож­ников. Активные и экстравертированные дети отличаются демонстративной торопливостью, а погруженные в себя склонны к изображению тонких и малых форм. Тонирован­ный штрих рисунка позволяет говорить о преобладании чув­ственности, душевной отзывчивости, а четкий штрих указы­вает на тенденцию к понятийному восприятию окружающей действительности.

Следует отметить, что проявление особенностей характера у детей с психическими отклонениями вуалируется проекцией их психических проблем. Это подтверждает высказывание Ари­стотеля о том, что суть человека можно распознать только в том случае, если он не имеет психических отклонений.

Итак, используя данную методику в качестве теста ум­ственного развития, можно получить в довольно раннем возрасте информацию о зрелости вербальной и невербаль­ной структур интеллекта ребенка, и по мало заметным при­знакам определить вероятность появления нарушений в развитии его психофизиологических или высших психичес­ких функций, а также получить первые сведения о своеоб­разии его личности. Все эти сведения могут быть связаны в единую логическую схему.

На основании результатов данного теста нельзя требо­вать от детей, чтобы они начинали свое обучение в школе как можно раньше. Наоборот, результаты тестирования дол­жны способствовать более бережному отношению к детям. Если обучение невозможно, то следует не повышать требо­вания к детям, а позволять им больше играть. Кроме того, тест «ЗВ» должен помочь в индивидуальной диагностике характера психических нарушений или задержке психичес­кого развития, а также особенностей личности маленьких детей. Здесь следует упомянуть о гиперчувствительных де­тях, которых часто относят к бездарным и говорят с ними громко и по-детски примитивно, что может еще больше уве­личить неадекватность их поведения (застенчивость).

Конкретные примеры выполнения теста и некоторые дру­гие замечания по данной теме составляют содержание пер­вой главы второй части книги.

4. Инструкции по проведению тестирования

Инструкцию теста легко понять. Для взрослых и подростков она может быть сформулирована так: «Нарисуйте звездное небо над волнами моря». Это написано на бланке теста. Детям же необходимо дать дополнительные пояснения, со­ответствующие их возрасту.

Несложная формулировка задания способствует тому, что тест «ЗВ» выполняется удивительно непринужденно, в соответствии с имеющимся опытом. При относительно уз­ком и очень конкретном стандарте инструкция теста предо­ставляет широкие игровые возможности для развертывания темы. Чаще всего рамка теста заполняется охотно и спон­танно. Звезды и волны — самые простые из всех мыслимых образов природы. Для того, чтобы их изобразить, не нужны глубокие и долгие размышления, поэтому одно и то же зада­ние может быть предложено и молодому и старому, и умно­му и глупому, европейцу, азиату, африканцу, американцу, австралийцу. Звезды и волны представляют собой стандар­тные объекты. Это подтверждается практикой работы авто­ра с молодежью четырнадцати национальностей из четырех-разных частей света. Помимо этого, тест совершенно не зависит от способностей к рисованию, что может помочь рисующему освободиться от столь часто встречающейся вна­чале нерешительности.

Детям, особенно совсем маленьким, 3-6-летним, необхо­димо дать дополнительные пояснения к заданию теста. Иног­да даже требуется дополнительная подготовка. Так как мно­гие маленькие дети еще не видели моря, то им можно ска­зать: «Нарисуйте звездное небо над волнами воды». Каждо­му ребенку из собственного опыта знакомы волны на повер­хности воды в ванне. При статистических обследованиях в детских садах к методике прилагался следующий текст, ко­торый воспитатель мог варьировать в зависимости от возра­ста и склада ума ребенка:

«Цель данного теста — побудить ребенка нарисовать звезды и вол­ны, поэтому дается инструкция: нарисовать звездное небо над вол­нами моря.

Особенно диагностически важным элементом здесь является то, изоб­ражает ли ребенок только звезды и волны или рисует картину в виде ландшафта, что порою довольно отчетливо проявляется уже у четы­рехлетних детей. Поэтому задание в тесте так и называется: «звезд­ное небо над волнами моря».

Однако, прежде всего, особенно маленьким детям, должны быть даны дополнительные пояснения, что такое «звезды» и «волны». Не все знают, что такое море, но почти все понимают, что такое река и почти каждый ребенок знает о волнах благодаря опыту купания в ванне.

Итак, лучше всего в качестве вступления сказать следующее: «Ты знаешь о звездах, которые по вечерам светят в небе. Когда вода движется, то образуются волны, не правда ли? Итак, ты знаешь, что такое волны на воде! А теперь нарисуй звездное небо над волнами моря».

Ребенок всегда должен использовать только простой карандаш и ни в коем случае не цветные карандаши, даже если он будет просить об этом. Чернила и шариковые ручки, пожалуйста, не применяйте. Время выполнения теста не ограничено. Однако оно рассчитывается по среднестатистическим для каждой возрастной группы показате­лям темпа. Тест не должен, как на уроках рисования, выполняться художественно, а должен рисоваться спонтанно, чтобы ребенок как можно меньше рефлексировал.

Многие дети спрашивают, могут ли они нарисовать рыбу, корабль или что-нибудь другое. Они могут все\ Но в любом случае «стан­дарт» теста должен быть очень четко объяснен детям до начала ри­сования: «Нарисуйте звездное небо над волнами моря». Я прошу не помогать детям конкретными советами и не позволять им срисовывать у соседей. Каждый ребенок должен выразить спонтан­ное понимание известных ему по собственному опыту тем «звезды» и «вода».

В тесте обязательно должны быть указаны пол (мужской — о*, жен­ский9) и возраст с указанием лет и месяцев. Лучше указать дату рождения и дату заполнения теста».

Важно, чтобы тест «ЗВ» был выполнен простым ка­рандашом. Следует заметить, что это желательно при вы­полнении любых графических тестов. Карл Кох (Karl Koch) в своей книге «Тест "Дерево"» не требовал этого, т.к. оши­бочно полагал, что анализ особенностей штриха развит в графологии только для текстов, написанных чернилами. Поэтому он ввел в свою методику только трактовку обра­ботки поверхности рисунка, кроме того, оценивалась об­щая структура рисунка. Август Феттер, напротив, прежде всего, опирается на анализ особенностей карандашного штриха в рисунках.

Необходимо предоставить испытуемым возможность са­мим выбирать карандаш. В их распоряжении должна быть также точилка. Для того, чтобы провести легкий или четкий штрихи, требуется иногда повторять заточку карандаша. Рядом постоянно должен находиться ластик, чтобы им мож­но было воспользоваться в любой момент. Это особенно успокаивает ребенка.

Выполнение данного теста не должно быть ограничено во времени, как это происходит при выполнении тестов интеллекта. Для понимания специфики переживаний этого не требуется, так как у души свой «собственный темп».

После того, как рисунок теста выполнен, к нему сразу можно дать какую-то первичную интерпретацию. Одна­ко она не требует глубокого продумывания, так как впос­ледствии могут быть выявлены и другие проекции, что осо­бенно рекомендуется делать при интерпретации рисунков детей.

Бывает, что тест выполняется только наполовину: рису­ются только волны или, чаще, только звезды. Такие приме­ры приведены в этой книге. В этом случае не следует вме­шиваться и побуждать к дальнейшему рисованию, так как такой результат весьма показателен. У детей это может ука­зывать на полноту чувств. И эти ощущения могут быть очень сильными и острыми — настолько, что не остается места для второго образа. У взрослых это может быть проявлени­ем какого-либо психического расстройства.

Может также случиться, что тестируемые отказываются выполнять задание. У школьников это бывает в том случае, когда они не хотят рисовать. У детей дошкольного возраста и у неспособных к обучению лиц это может быть признаком того, что они не могут представить себе, что такое звезды и волны, или не могут их изобразить.

Контекстом для теста «ЗВ» всегда должен быть анам­нез и наблюдение за ребенком. Если обстоятельства исклю­чают личный контакт с ребенком, то для детей школьного возраста и подростков желательно провести другие тесты, могущие дать дополнительную информацию. После выпол­нения задания детей, особенно маленьких, нужно попро­сить дать пояснения к своим рисункам. Это может допол­нить диагноз важными данными.

Выявленные с помощью теста нарушения психики могут быть поводом для того, чтобы выяснить у родителей, какие отягощающие воздействия испытал ребенок в раннем дет­стве, и какие другие симптомы душевного расстройства на­блюдались до настоящего момента.

В целях контроля за развитием этих проявлений через некоторое время тестирование можно повторить.

Дополнение ко второму изданию

Опыт использования теста показал, что некоторые моменты следует немного изменить. Так, если дети спрашивают, мо­гут ли они нарисовать что-то дополнительно, то следует отвечать: «Не рисуйте ничего таког о, что вы можете п отом нарисовать отд ельно». Кроме того, почти всегда дети хвата­ют ближайший к ним карандаш, поэтому лучше положить только один карандаш, желательно средней жесткости.

 

II. Критерии оценки теста

 

Критерии оценки теста «ЗВ» соответствуют критериям, ис­пользуемым при анализе почерка и других графических те­стов1. Рисунок теста «ЗВ» как и пространственные особен­ности почерка мы оцениваем по показателям гармоничнос­ти, упорядоченности или, напротив, дисгармоничности. Так­же как в рисуночном тесте Вартегга, в данном тесте исполь­зуются следующие категории обработки: предметное, образ- ное лрормалистское и ли смысловое решение тестового зад а­ния. Благодаря своей теме и пустой поверхности тестового бланка тест «ЗВ» имеет еще дополнительную категорию — эмоциональное решение.

Анализ особенностей графики используется, например, в тесте Вартегга (WZT) и в тесте «Дерево». В последнем под­робно описывается пространственная символика. Толкова­ние предметной символики также взято из теста «Дерево» и WZT. Интерпретация особенностей структуры и простран­ства картины, характера движения руки рисовальщика и особенностей графики соответствует основным элементам интерпретации почерка.

Таким образом, критерии оценки не новы, однако благо­даря своеобразию теста «ЗВ», вскрывают новые аспекты личностной структуры.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Названия звездного неба | Формальные способы воплощения заданной темы

Date: 2016-05-18; view: 4167; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию