Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Тамбовская епархия основана в 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича. Одним из первых епископов, потрудившихся на ниве духовного просвещения Тамбовской епархии, был святитель Питирим — Тамбовский чудотворец.

В историю Тамбовской епархии вписано имя подвижника веры преподобного Серафима Саровского, который в 1793 г. был рукоположен в сан иеромонаха в Казанском монастыре Тамбова. Также в Тамбове свое архипастырское служение начинал святитель Феофан Затворник. Из нашего города берет свое начало история чудотворной Вышенской иконы Божией Матери, которая в 1812 г. была привезена монахиней Миропией (Аденковой) в Вознесенский женский монастырь.

В разное время управляющими Тамбовской епархии были святитель Кирилл (Смирнов) и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), которые заботились о духовном устроении нашего края. Многие подвижники благочестия являлись уроженцами Тамбовской земли. Среди них - преподобный Амвросий Оптинский, преподобный Силуан Афонский, священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский.

К началу ХІХ века на территории епархии насчитывалось около 900 церквей, а в 1917 г. их было около 1500, в них служили 3000 священнослужителей.

К концу 30-х годов XX века Тамбовская епархия была практически разгромлена. Восстановление ее началось во время Великой Отечественной войны с передачи верующим в 1943 г. Покровского собора в г. Тамбове.

В наше время на территории Тамбовской епархии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, возрождены Вознесенский женский и Казанский мужской монастыри. Действуют кафедральные соборы — Спасо - Преображенский в Тамбове и Боголюбский в Мичуринске. Открыты 65 воскресных школ, Тамбовская духовная семинария. Ведется возрождение Свято-Никольской Мамонтовой пустыни и Знаменского Сухотинского монастыря.

С 2002 г. Тамбовской епархией управляет епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосии (Васнев).

История Тамбовской епархии — это часть истории Тамбовского края, уникально сохранившаяся в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры, в документах и в душах православных. Православная церковь заключала в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Многим поколениям соотечественников она помогала закладывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации. Для простого человека храмы были истоками понимания прекрасного, ибо церковь на селе, да и в городе, была, как правило, самым красивым сооружением, украшалась произведениями живописи, наполнялась изумительной гармонией звуков хоровой музыки, колокольного звона. Церкви были хранилищами исторических документов и книжных сокровищ. В церковных библиотеках находились работы тамбовских историков И.И. Дубасова, протоиереев Г.В. Хитрова и С.А. Березнеговского. Приходские церкви в селах были центрами грамотности, милосердия и общения.



Предлагаемые маршруты экскурсий дадут возможность обучающимся познакомиться с православными памятниками истории и культуры Тамбовского края, воочию соприкоснуться с духовными ценностями.

 

 


ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ «ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Экскурсионный маршрут «ТАМБОВ ПРАВОСЛАВНЫЙ»

 

Продолжительность экскурсии - 3,5 часа, с посещением Вознесенского

женского и Казанского мужского монастырей.

Экскурсионная программа:

начало экскурсии на Соборной площади;

-обзор Спасо-Преображенского кафедрального собора;

-посещение Вознесенского женского монастыря;

-обзор церкви во имя праведного Лазаря;

-обзор домовой церкви мученицы царицы Александры;

-посещение архитектурного ансамбля Казанского мужского монастыря и духовной семинарии;

-обзор Покровской церкви (звон колоколов).

Завершается экскурсия на ул. Набережной у современного здания Тамбовской епархии.

Спасо-Преображенский кафедральный собор, первый по времени храм Тамбова, памятник архитектуры (Соборная площадь). Заложен в 1694 г. епископом Питиримом на месте деревянной Преображенской церкви крепости Тамбов. За истекший период времени храм перестраивался неоднократно. В 1913 г. перед торжествами прославления святителя Питирима храм был отремонтирован, стены верхнего этажа расписаны. В 1929 г. собор был закрыт советскими властями, в здании находился областной краеведческий музей. Возвращен Русской Православной Церкви в 1992 г. Спасо -Преображенский кафедральный собор представляет собой пятиглавый крестово- купольный храм в два этажа, сочетающий элементы барокко и классицизма. Верхний храм с двумя престолами — Преображения Господня и святителя Питирима — расписан в академической манере фресковой живописи начала XX века, притвор и лестницы – сюжетами из жизни святителя Питирима. Престолы нижнего храма — Благовещения и святителя Николая. В соборе находится рака с мощами свт. Питирима, а также икона Божией Матери «Девпетерувская», принадлежавшая святителю.

Ведется реконструкция храма. В настоящее время Спасо-Преображенский кафедральный собор венчают золоченые купола с крестами, а стены окрашены в лазоревый цвет.



При соборе открыт музей истории Тамбовской епархии.

Вознесенский женский монастырь основан в 1690 г. святителем Питиримом на северной окраине старого города. Монастырь имел три церкви: Вознесенскую (1789 г.), Скорбященскую (1820 г.), Антониевскую домовую (1894 г.), была открыта церковноприходская школа для девочек.

Сегодня комплекс Вознесенского женского монастыря включает два храма: церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», крестильный храм во имя Иоанна Кронштадтского; водосвятную часовню, келейный корпус, гостиницу, трапезную, административное здание, библиотеку, здание регентского отделения Тамбовской духовной семинарии, хозяйственные постройки.

При Вознесенском монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучаются более 200 человек.

Центральный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

В этот монастырь часто приезжают паломники, гости, официальные
делегации. В 2005 г. были обретены мощи подвижницы нашего края преподобной Марфы, которые ныне покоятся в Вознесенском монастыре.

Лазаревская церковь.

Формы проявления милосердия в дореволюционном Тамбове были многообразными. Одна из них выразилась в организации городской богадельни и открытии при ней домовой церкви во имя праведного Лазаря. Церковь была построена в 1872 г. на совместные средства общественности и почетных граждан города Н.М. Носова и М.С. Ашуркова. Это была непритязательная в архитектурном отношении церковь, представлявшая собою здание, завершенное двумя куполами. Алтарь церкви выходил на Дворцовую ул­цу (ныне ул. Советская). Иконостас Лазаревской церкви был деревянным, простой столярной работы. Церковь и богадельня содержались на проценты с капитала, положенного Н.М. Носовым в Тамбовский городской банк на вечные времена, а также на добровольные пожертвования жителей губернии. При ней находились приюты для неизлечимых больных, для детей и церковноприходская школа. Практически это был дом милосердия в городе.

 
 

 

Домовый храм мученицы царицы Александры был устроен в Александрийском институте благородных девиц в середине XIX в. на месте старого деревянного дворца губернатора, в котором проживал Г.Р. Державин, будучи тамбовским губернатором. Храм был возрожден в 2002 г. и является домовым храмом Тамбовского государственного университета им.Г.Р. Державина.

Казанский мужской монастырь был основан во второй половине XVII столетия за чертою Тамбова. Тынные ограды оберегали деревянную церковь, братские корпуса и хозяйственные постройки. Исторические источники называют имя первого строителя монастыря — старца Иосифа: пораженный красотою здешних мест, он дал обет Богу построить за острогом Казанскую пустынь.

В настоящее время комплекс зданий Казанского мужского монастыря включает 3 храма, 2 часовни, Тамбовскую духовную семинарию, административное здание, хозяйственные постройки.

Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот храм отапливается, и богослужения совершаются в течение всего года.

Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божий Матери. Богослужения совершались только в летнее время.

Семинарский домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия освящен в 2005 г. епископом Феодосием. Первая из часовен построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 г. и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории.

Вторая часовня построена по благословению епископа Феодосия в 2003 г. над могилой архиепископа Евгения. В монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучаются более 150 человек.

 
 

В 2007 г. планируется завершить реконструкцию летнего Казанского собора, в который провели отопление, и теперь он будет действовать в любое время года.

В Казанском соборе восстанавливается уникальная для нашего города гризайлевая роспись — одноцветное графическое изображение в полутонах.

Тамбовская духовная семинария была открыта по повелению императрицы Екатерины II 22 сентября 1779 г. с целью подготовки священнослужителей для Тамбовской епархии. Для строительства семинарии был отведен весь квартал между теперешними Советской, Комсомольской и Ленинградской улицами по набережной Цны.

В 1918 г. Тамбовская духовная семинария была закрыта. Возрождение духовной школы началось в 1992 г., когда в здании бывшего архиерейского дома при Казанском мужском монастыре были организованы пастырские курсы, которые в 1999 году преобразованы в Тамбовское духовное училище. 20 апреля 2005 г. училище преобразовано в Тамбовскую духовную семинарию с 5-летним сроком обучения — высшее специальное духовное учебное заведение Русской Православной Церкви. Ректором Тамбовской духовной семинарии является епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

 
 

Покровский собор построен в 1763 г. на месте деревянной церкви, воздвигнутой в честь освящения города (1 октября 1637 г.). Известен также как Старо-Покровская или Солдатская церковь в связи с тем, что с 1903 по 1917 г. храм относился к военному ведомству. Первый возрожденный храм в Тамбовской епархии во время Великой Отечественной войны. С 1943 по 1993 г. Покровский храм является кафедральным собором.

 


Экскурсионный маршрут «ТРЕГУЛЯЕВСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

 

Автобусный маршрут: Тамбов пос. Трегуляй, 14 км. Время в пути — 30 минут. Продолжительность экскурсии — 4 часа.

Экскурсионная программа:- отправление из Тамбова — в любое удобное для экскурсантов время;- путевая информация;

-посещение вновь возведенного храма Второго обретения мощей святителя Питирима и часовни над источником.

Водный маршрут: по реке Цне Тамбов — Трегуляевский монастырь. Про­должительность похода — 8 часов.

 
 


Тамбовский Трегуляевский Иоанно-предтеченский монастырь расположен в живописном уголке Трегуляевского леса недалеко от г. Тамбова на берегу р. Цны.

Основание монастыря связано с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского ( + 1698 г.). Именно он 15 сентября 1688 г. на свои келейные деньги в 7 верстах от Тамбова на берегу р. Цны построил несколько келий и дал начало новой монашеской общине. Видимо, первое время делами новой общины руководил сам святитель. Трегуляевский монастырь привлекал паломников и своим местонахождением, и духовным устроением. Со временем у многих жителей Тамбова и окружающих Трегуляй селений сложилось правило в Великий пост приезжать в монастырь для говенья и причастия.

В послереволюционное время монастырь разделил участь всех российских обителей: его упразднили. Некоторое время там размещался концлагерь, затем — тамбовское отделение исправительно-трудового дома, позже — воинская часть.

Окончательно разрушение храмов и всего архитектурного комплекса обители произошло в 50 —60-е годы XX века. В 2002 г. на территории бывшего Трегуляевского монастыря были возведены новый храм в честь Второго обретения мощей святителя Питирима и часовня над источником, которую в августе того же года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Возобновлось совершение богослужений в храме святителя Питирима и паломничество в монастырь к святому источнику.

Дальнейшее возрождение Трегуляевского монастыря продолжается попечением управляющего Тамбовской епархией епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия.


Схема маршрута

 
 

«ТРЕГУЛЯЕВСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

 

Экскурсионный маршрут «МИЧУРИНСК ПРАВОСЛАВНЫЙ»

Город Мичуринск находится на федеральной трассе Волгоград — Москва, в 70 км от Тамбова. Время в пути — 2 часа. Продолжительность экскурсии - 8 часов.

Экскурсионная программа:

-обзор Боголюбского собора — архитектурного аналога храма Христа Спасителя в Москве;

-обзор Ильинской церкви, самого высокого здания в г.Мичуринске;

-обзор Троицкого монастыря, Успенского храма;

 
 

-посещение святого источника.

 

 

Боголюбский собор — кафедральный собор г. Мичуринска. Является архитектурным аналогом храма Христа Спасителя в Москве. По проекту К.А. Тона Боголюбский трехпрестольный пятиглавый храм из красного кирпича был заложен в 1849 г., через 10 лет после закладки московского храма Христа Спасителя. Большой вклад в строительство собора внес козловский купец Герасим Воронов. Сегодня - это один из красивейших храмов на Тамбовщине.

В соборе 3 престола: главный — Боголюбской иконы Богоматери, придельные — Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского.

 
 

В 20-е годы XX в. храм был закрыт, убранство и утварь утрачены, здание приспособлено под склад. В 1990 г. храм возвращен верующим, восстанавливается его интерьер. В 2000 г. рядом с собором построена колокольня - часовня в честь Новомучеников и исповедников земли Российской.

 

Ильинская церковь построена в 1781 г. по оригинальному проекту, заказанному в Петербурге козловскими купцами. Их пожелание было таково: построить храм, подобный Петропавловскому собору С.-Петербурга. Храм отличает необычная архитектура: высокий шпиль, покрытый металлом и сделавший Ильинский храм самым высоким зданием в городе, венчает двухэтажное здание церкви. Является памятником архитектуры.

Престолы нижнего этажа — Рождества Богородицы и великомученицы Параскевы, верхнего — Преображения Господня и Илии Пророка. Богослужения в храме прекратились в конце 30-х годов. Нижний этаж был приспособлен под мастерские, убранство утрачено. В 1947 г. храм передан верующим, но в 1964 г. снова закрыт и превращен в краеведческий музей. В 1992 г. здание вновь передано верующим.

Свято-Троицкий мужской монастырь основан в 1627 г. преподобным Иосифом в 3 верстах от Козлова на р. Лесной Воронеж. Место для монастыря располагалось во владении оброчников князя Дмитрия Пожарского. Имелись храмы: Троицкий и Успенский. Успенский храм, построенный и освященный в 1672 г., — единственный из сохранившихся в обители.

Близ монастыря находится святой источник. В настоящее время Свято-Троицкий мужской монастырь возрождается.

 

«МИЧУРИНСК ПРАВОСЛАВНЫЙ»


Схема маршрута


Экскурсионный маршрут «ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА»р.п. МОРДОВО

Тамбов — р.п. Мордово, 120 км.

Экскурсионная программа:

-отправление из Тамбова;

-путевая информация;

 
 

-посещение церкви в честь Архистратига Божия Михаила с единственным в области фарфоровым иконостасом.

 

Церковь в честь Архистратига Божия Михаила является памятником архитектуры. Она находится в Мордово. Церковь заложена в 1859 г., краснокирпичная, пятиглавая, с тремя полукруглыми алтарными апсидами и с пристроенной трехъярусной колокольней. Строительство производилось на средства местных жертвователей. В 1890 г. в храме был установлен единственный в Тамбовской епархии фарфоровый иконостас, доставленный из подмосковного Ново - Иерусалимского монастыря. Этот иконостас является уникальной достопримечательностью Тамбовского края.

В годы Великой Отечественной войны церковь использовалась как госпиталь, затем — под склад. Ныне - действующая церковь.

В 1993 г. церковь в честь Архистратига Божия Михаила посетил Патриарх Алексий II.

Схема маршрута

 

 


 

Экскурсионный маршрут «СВЯТЫНИ ЗНАМЕНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВ – с. СУХОТИНКА - с. ЦАРЕВКА»

Экскурсионная программа:

путевая информация;

-посещение Михаило-Архангельской церкви в с. Царевка;

-посещение Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря;

 
 

-звон колоколов.

 

 

Михаило-Архангельская церковь, с. Царевка. Деревянная церковь построена дворянином Шимовым в 1743 г. Имела один престол в честь Архистратига Божия Михаила. Эта церковь сгорела, и в 1900 г. была выстроена новая. Церковь была закрыта в 30-е годы XX века, как и многие другие церкви в это время. Церковь хотели разрушить, но председатель колхоза вместе с жителями Царевки заполнили храм зерном. Церковь таким образом от разрушения была спасена. А в 1945 году была вновь открыта в результате массовых ходатайств прихожан.

 

 

Знаменский Сухотинский женский монастырь, с. Сухотинка, основан в 1850 г. Варварой Алексеевной Сухотиной в ее имении.

Первая настоятельница — игуменья Дорофея. В монастыре было 3 каменных храма: Знаменский (1833 г.), Иверский (1864 г.), домовая Казанская церковь (1908 г.), а также иконописная мастерская, богадельня, приют для девочек, церковноприходская школа.

Святыни монастыря — Иверская икона Божией Матери, железные вериги и власяница, принадлежавшие Серафиму Саровскому (ныне утрачены).

Официально монастырь закрыли в 1918 г., но монахини проживали в монастыре до 1927 г.

В настоящее время сохранившийся комплекс монастыря занят домом инвалидов.

Иверский храм в 1998 г. передан Русской Православной Церкви.

 

 

«СВЯТЫНИ ЗНАМЕНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВ –

с. СУХОТИНКА - с. ЦАРЕВКА»

Схема маршрута

 
 

 


Экскурсионный маршрут «МИРОТОЧИВАЯ ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОЙ ЦЕРКВИ,

с. Ивановка Сампурского района»

Тамбов — с. Ивановка Сампурского района. 90 км

Экскурсионная программа:

-путевая информация;

-обзор «Село Ивановка — бывшее имение Максимилиана Лейхтенбергского, герцога, члена царской семьи»;

- посещение Иоанно-Предтеченской церкви;

- звон колоколов.

Село Ивановка Сампурского района — крупное старинное село. Основано крепостными крестьянами графа Кутайсова. Названо по имени помещика Ивана Павловича Кутайсова. В середине XIX века куплено герцогом Лейхтенбергским.

Максимилиан Лейхтенбергский — герцог из знатного германского рода, член царской семьи, крупный тамбовский землевладелец. Женившись на дочери Николая I Марии, был наделен титулом великого князя Романовского. В России произведен в генерал-лейтенанты, назначен шефом гусарского полка. Построил под Петербургом завод по производству бронзы, где были изготовлены первые российские паровозы. Владел известной картинной галереей в Мюнхене. Продав свои владения в Италии, приобрел имения в Тамбовской губернии, в т.ч. и с. Ивановку.

 
 

Иоанно - Предтеченская церковь была построена в 1836 г., а 10 октября 1995 г. в храме замироточила икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». В августе — декабре 1999 г. был совершен крестный ход с чудотворной иконой по территории области.

29 июля 2002 г. в Иоанно-Предтеченском храме с. Ивановка произошел пожар. Полностью сгорели иконостас, купол, многие иконы. Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость» не пострадала.

В настоящее время храм полностью восстановлен.

 


«МИРОТОЧИВАЯ ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

с. Ивановка Сампурского района»

Схема маршрута

 

 


 

Экскурсионный маршрут «СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ МАМОНТОВА ПУСТЫНЬ,

с. Мамонтово Сосновского района»

Тамбов — Отъяссы — Мамонтова пустынь Сосновского района, 75 км. Экскурсионная программа:

-путевая информация;

-посещение вновь воздвигнутого Никольского храма;

 
 

-посещение купальни на берегу озера. Свободное время — 30 минут.

 

Мамонтова пустынь.

Еще в конце XVI века вокруг довольно большого озера с прозрачной водой в Ордашевском ухожае, как называли тогда это место, возникло поселение монахов-отшельников, решивших отречься от всего земного и посвятить себя иноческим подвигам.

Как гласит народная молва, первым построил себе хижину на берегу озера старец Мамант. Шло время, поселение росло и приобретало известность. И в 1629 г. по указу матери первого царя из династии Романовых, инокини Марфы, на месте молитвенных подвигов старца Маманта была основана Мамонтова пустынь. Еще до основания Тамбова вокруг пустыни возникла слобода, заселенная выходцами с разных сторон.

По легенде, старец Мамант нашел возле трех лип на берегу озера икону на липовой доске с изображением святого Николая. Святой был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. В правой руке святитель Николай держал меч, в левой — дарохранительницу. Откуда на берегу озера взялась икона, никто до сих пор не знает, но верующие люди посчитали ее появление знамением, и в Мамонтову пустынь потянулись паломники. Икона стала главной реликвией монастыря. День Николы Вешнего является престольным праздником пустыни.

В начале 50-х годов все церкви монастыря были разрушены, но паломничество на озеро продолжалось. В Мамонтовой пустыни на территории монастыря воздвигнут Никольский храм, освященный епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием 22 мая 2005 г.

Ведется строительство келейного корпуса, восстановление монастырских построек.

На территории пустыни у озера устроена купальня для паломников.


«СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ МАМОНТОВА ПУСТЫНЬ,

с. Мамонтово Сосновского района»

Схема маршрута

 
 

 

 


Экскурсионные маршруты «ПАМЯТНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРШАНСКОГО РАЙОНА»

 

Тамбов — г. Моршанск — с. Карели — с. Новотомниково, 160 км. Экскурсионная программа:

-путевая информация;

-посещение Свято-Троицкого кафедрального собора г.Моршанска;

-посещение Никольской церкви г.Моршанска;

-обзор Крестовоздвиженской церкви с.Карели;

-святой источник с.Карели;

-посещение Благовещенской церкви с керамическим иконостасом с. Новотомниково.

 
 

Свято-Троицкий собор г. Моршанска. Великолепным памятником церковного зодчества, привлекающим внимание своей неординарностью, является Моршанский Троицкий собор.

Высокий купол пятиглавого собора виден со всех сторон за десятки километров. Редкие работы наших современников вызывают такое же чувство восхищения, как Троицкий храм, заставляя человека остановиться на мгновение.

Для храма было избрано место на старой площади. В 1830 г. был утвержден проект и начался сбор денег на строительство. Каменный собор построили в 1857 г., в этот же год освятили. Храм имел три престола: главный — в честь Святой Троицы и придельные — в честь Казанской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского. Храм, возведенный по одному из образцовых проектов В.П. Стасова, является почти точной копией Преображенского собора в Петербурге. Огромный собор с крупной центральной главой и шестиколонными портиками стал главной градостроительной доминантой Моршанска. По обширности он не имел равных в губернии и мог принять одновременно около шести тысяч человек.

В 30-е годы XX в. собор закрыли и разместили в нем склад.

В 1970—1980 гг. собор начали реставрировать как памятник архитектуры, но пожар уничтожил большую часть того, что было сделано.

Вновь ремонтные работы начались с 1990 г., и лишь с 1998 г. в нем совершаются регулярные богослужения. В этом же году собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П.

 
 

Никольская церковь г. Моршанска была построена в 1782 г. После пожара новый однопрестольный храм начал действовать с 1848 г.

В 30-е годы XX в. церковь была закрыта, как и многие другие храмы.

 
 

С 1944 г. храм вновь принял прихожан. Церковь освятил архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Это была единственная действующая церковь в городе до возрождения Троицкого собора.

 

Крестовоздвиженская церковь с. Карели.

Самое раннее упоминание о деревянной церкви в этом селе относится к 1640 г. Вместо нее в 1708 г. построили новую, в которой главный престол был освящен в честь Рождества Богородицы, а придельный — в честь святых бессребренников Космы и Дамиана. В 1754 г. построили еще одну церковь — в честь Воскресения Христова и, наконец, в 1827 г. возвели третью — в честь Воскресения Словущего.

В 1901 г. сгорел Воскресенский храм. Карельцы решили построить два храма — в северной и южной частях села. Первый храм проектировал Ф.А. Свирчевский, а второй — В.И. Фрейман. В южной части села храм решили посвятить Воздвижению Животворящего Креста Господня. Местный житель Тимофей Чичагов предложил обществу сдать ему в аренду 700 десятин общественной земли, а деньги использовать на строительство церкви. Летом 1906 г. начали строительство. В 1913 г. освятили левый придел в честь Архангела Михаила. В 1937 г. храм закрыли. Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня вновь начал действовать с 1946 г.

 

 

Благовещенская церковь в с. Новотомниково была построена на месте старой усадебной церкви на средства графа И. И. Воронцова-Дашкова в 1886 — 1889 гг. в русском стиле по проекту архитектора Н.В. Султанова.

Строительство вели местные моршанские каменщики. Церковь специально не штукатурили, применяли для отделки лекальный кирпич, изготовленный по древним образцам на изобретенном Султановым формовочном станке.

Первоначально, по замыслу Султанова, планировалось сделать кирпичный восьмерик, увенчанный деревянным шатром, но в процессе строительства его заменили на деревянный.

В 1888 г. храм отделан внутри, а в 1890 г. освящен. Изразцовый иконостас изготовили в Санкт-Петербурге на заводе М.В. Харламова по проекту архитектора Султанова, роспись также выполняли по его рисункам.

В церкви хранятся напрестольное Евангелие, подаренное Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым в память избавления царской семьи во время крушения поезда в 1882 г., и икона Воскресения Христова, написанная в память гардемарина Романа Илларионовича Воронцова - Дашкова.

Престолы освящены в честь Благовещения — главный и святого Архангела Михаила — придельный.

В 1935 г. Благовещенская церковь была закрыта и передана сельсовету. По некоторым сведениям, ее хотели взорвать, но местные жители воспрепятствовали этому. Храм приспособили под пункт хранения зерна. Вновь церковь передали верующим в 1946 г.

«ПАМЯТНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРШАНСКОГО РАЙОНА»

 
 

Схема маршрута

 


Экскурсионные маршруты «СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ»

 

 

Каждый из нас слышал о чудодейственных свойствах святых источников, но мало кто знает их историю, корни которой уходят в ветхозаветные времена праотца Адама. О святых источниках рассказывают Ветхозаветная и Новозаветная церкви.

В православной Руси многие источники были связаны с именами известных святых, таких, как преподобный Сергий Радонежский, святитель Питирим Тамбовский, преподобный Серафим Саровский. Воде святых источников свойственно не портиться и долгое время оставаться совершенно свежей. Верующие наделяют эту воду чудодейственной исцеляющей силой.

В Тамбовской области первые упоминания о почитании святых источников относятся к XVII в. Связаны они с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского. Известно, что он собственноручно ископал три источника. Один — в Тамбове за Спасо-Преображенским собором, второй — в с. Донском, Пяшкильная слобода (источник был засыпан еще в начале XX в.), третий — в Иоанно-Предтеченском Трегуляевском монастыре.

На территории Тамбовской области насчитывается более 30 святых источников.

Обустроены купальни на источниках в селах Незнановка Тамбовского района, Карели Моршанского района, Б. Ломовис Пичаевского района, Мамонтово Сосновского района, Трегуляй Тамбовского района. У большинства источников сооружены колодцы, установлены кресты и иконы.

К сожалению, пока еще не все источники обустроены должным образом.


«СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ»

Схема маршрута

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историки, изучив и проанализировав литературные источники, выяснили, что Тамбовской епархии более 320 лет. За этот не малый период времени Тамбовская епархия переживала разнообразные события, повлиявшие отрицательно или благотворно на ее развитие.

История Тамбовской епархии - это часть истории Тамбовского края, уникально сохранившаяся в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры, в документах и в душах и памяти православных.

Разработанные в данном проекте маршруты дают возможность познакомиться с православными памятниками истории и культуры Тамбовского края, воочию соприкоснуться с духовными ценностями, такими как Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, Церковь в честь Архистратига Божия Михаила р.п. Мордово, Свято-Никольская Мамонтова пустынь, Памятники православной культуры Моршанского района, Святые источники Тамбовщины.

Материалы данного проекта могут быть использованы педагогами для работы по программе «Реабилитация личности ребенка с помощью православного туризма», менеджерами туристских фирм для проведения исторических экскурсий на территории Тамбовской области, специалистами социально-культурной сферы, а также в различных социально-культурных и образовательных учреждениях.

 


Создание информационного наглядного материала на тему «Тамбов православный».

(специфика создания информационно-рекламного буклета «ТАМБОВ ПРАВОСЛАВНЫЙ»)

Идеей проекта по созданию информационно-рекламного буклета «Тамбов православный» является создание печатного пособия с изображением православных храмов Тамбова и краткой характеристикой данных архитектурных сооружений:

ПОКРОВСКИЙ СОБОР, г. Тамбов

Первое упоминание о Покровском храме относится к 1658 г. В 1760 г. деревянная церковь сгорела. На её месте была построена новая каменная в два этажа и соединена папертью с колокольней. С 1903 г. за Покровской церковью закрепилось новое название — Солдатская, так как она стала полковой церковью 7-го запасного Тамбовского кавалерийского полка. В 1918 г. — закрыта и использовалась как склад и общежитие. В 1943 г. передана верующим и возрождена трудами архиепископов тамбовских Луки (Войно-Ясенецкого) (1944—1946 гг.) и Иоасафа (Журманова) (1946—1961 гг.). До 1988 г. Покровский храм был единственным действующим в Тамбове, имел статус кафедрального собора. В храме — чтимый список с чудотворной Тамбовской иконы Божией Матери.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР, г. Тамбов

Спасо-Преображенский кафедральный собор — первый каменный храм Тамбова, старейший православный собор Земли Тамбовской. Основан в 1694 г. епископом тамбовским Питиримом на месте деревянной Преображенской церкви. Достроен в 1783 году на средства тамбовского купца М. Бородина. В 1812 г. В ста саженях от собора возведена колокольня «о трёх ярусах, с палаткою и фонарём». В начале XX в. собор посещали император Николай II, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, св. праведный Иоанн Кронштадтский. С 1929 г. в здании собора размещался Тамбовский областной краеведческий музей. В 1993 г. кафедральный собор возвращён Тамбовской епархии.

В нижнем храме — мощи небесного покровителя града и земли Тамбовской св. Питирима, бесценные святыни — фелонь святителя, подаренная царём Алексеем Михайловичем, его келейная икона — Девпетерувской Божией Матери.

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, СВЯТО-КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЧНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (осн. В 1670 г.), г. Тамбов

Летняя церковь в честь иконы Казанской Божией Матери заложена в 1791 г., освящена в 1796 г. Епископом Феофилом (Раевым). Образцом явился Успенский собор Саровского монастыря «о пяти главах со средним куполом, напоминает собор Киевско-Печерской Лавры». По преданию, именно здесь был рукоположен в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1893 г.). В Казанской церкви у южной стены в 1811 г. был погребён епископ Феофил (Раев). Сохранилась плита с эпитафией над его могилой.

В 1918 г. монастырь был закрыт. В 1920-е гг. здесь размещалась Тамбовская ГубЧеКа. В последующие годы был уничтожен некрополь, разрушена колокольня. В Казанской церкви размещался филиал Госархива Тамбовской области. Монастырь возвращён верующим в начале 1990-х гг. Ведётся реставрация Казанского храма. В 2003 г. над могилой архиепископа Тамбовского и Нижегородского Евгения (Ждана) (2002 г.) у южной стены Казанской церкви возведена часовня.

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (осн. в 1690 г.), г. Тамбов

Чудотворная икона Божией матери «Всех Скорбящих Радость стала храмовой монастырской иконой в 1794 г. Её передал в дар монастырю владелец имения Курдюки Кирсановского уезда А. Дьяков. Скорбященская каменная церковь была заложена в 1816 г., освящена во Имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» в 1820 г. С древней Вознесенской обителью связаны предания о пребывании здесь монахини Миропии и чудотворной Казанской Вышенской иконы Божией Матери, загадочной инокини Анны. В 1918 г. монастырь был закрыт, в последующие годы разрушены Вознеснский храм, колокольня, некрополь. В 1989 г. Скорбященская церковь передана Тамбовской епархии. В наши дни здесь возрождается монашеская жизнь. В храме — почитаемый список иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», мощи св. прп. Марфы Кирсановской.

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ НА ПОЛЫНКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ, г. Тамбов

Закладной камень на месте строительства церкви освящён 24 ноября 1996 архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением в присутствии первого мэра г. Тамбова В. Н. Коваля. Храм возведён по проекту архитекторов А. С. и Г. М. Лунькиных. Освящён в 2002 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

ХРАМ ВТОРОГО ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ПИТИРИМА И ЧАСОВНЯ НАД ПИТИРИМСКИМ ИСТОЧНИКОМ,

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ТРЕГУЛЯЕВ МОНАСТЫРЬ, пос. Трегуляй

Монастырь основан 15 сентября 1688 г. св. Питиримом, епископом Тамбовским, на его келейные деньги, в семи верстах от Тамбова в устье речушки Трегуляевский Ржавец. По преданию, Святитель сам ископал в глубине леса святой источник, который сохранился до нашего времени. Огромную роль в благоустройстве обители сыграл епископ Тамбовский Феофил (Раев). Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XX в. и включал три храма: соборный в честь Рождества Иоанна Предтечи, Введенский, Спаса Нерукотворного. В 1918 г. монастырь был закрыт. В 1920-е гг. здесь размещался концлагерь, затем исправительно-трудовое заведение, склады, воинская часть. В 1950-е гг. монастырский комплекс был разрушен. В 2002 г. на территории воинской части был возведён новый храм Второго обретения мощей св. Питирима, обустроен Питиримовский источник и часовня над ним.

Содержание данного пособия не противоречит концепции рекламы религиозного туризма. Кроме того, информационно-рекламный буклет «Тамбов православный» осуществляет не только информационно-рекламную функцию, но и просветительную. Буклет информирует о культурно-историческом наследии Тамбовской области, в частности, Тамбова.

В перспективе предполагается создание аналогичных буклетов всех городов Тамбовской области.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Разработанный информационно-рекламный буклет «Тамбов православный» рассчитан на распространение как наглядное пособие, что в значительной степени должно повлиять на отношение к православному туризму и повысить интерес к этому направлению деятельности. Так как прекрасные храмы Тамбова не могут не манить к себе туристов своим величием и загадочностью.

Как дополнение к программе, буклет играет просветительскую роль, а также служит своеобразной памяткой о православном наследии Тамбовщины. В учреждениях социально-культурной сферы: библиотеках, музеях - данный буклет предполагает выполнение такой функции, как просвещение и информирование населения о Тамбове- православном городе России. В школах или иных образовательных учреждениях путем рекомендации управления образования и науки в рамках развития краеведения в Тамбовской области информационный буклет «Тамбов православный» может распространятся, выполняя просветительную функцию.

Также они могут поступить в свободную продажу или распространяться как бесплатное наглядное пособие о Тамбове.

Таким образом, буклет «Тамбов православный» не только полифункционален, но и применим в различных сферах. Например, социально-культурной, туристической, образовательной. Что говорит о исключительно положительном результате для развития общества в целом.


Приложение 2

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. Измерительный материал.

Система оценивания результатов:

тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера, проектная деятельность, задания творческого характера.

Источники информации:

– Работы отдыхающих;

– Деятельность детей;

– Статистические данные;

– Результаты тестирования;

Методы:

– Наблюдение

– Оценивание процесса выполнения;

– Открытый ответ;

– Выбор ответа;

– Краткий свободный ответ;

Для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков можно наблюдать и фиксировать следующие аспекты:

- Социальные:

- Способность принимать ответственность.

- Способность уважать других.

- Умение сотрудничать.

- Умение участвовать в выработке общего решения.

- Способность разрешать конфликты.

- Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

 

Наблюдение может выступать и в качестве обучающего средства, например, в ходе групповой работы можно предложить совместно заполнить лист наблюдений на каждого участника групповой работы.

В технологии безотметочного обучения существует несколько видов контроля за формированием умений учащихся:

1. Стартовые и итоговые тестово-диагностические работы. Текст стартовой и итоговой работ один и тот же. Отличаются они только целью и временем проведения.

Для оценивания осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса познания наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах.

 

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что______________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось____________________________

Я думаю, это потому, что ____________________________________

Самым интересным было _____________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ____________________________________________________________

Я бы хотел узнать у педагога _______________________________

 

Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения.

 


Тестовые задания для оценки освоения программы:

 

Тест №1 На знание основ Христианства

Церковная свеча - это:

1 способ умилостивить Бога

2 средство для прощения грехов

3 жертва на храм и вещественный символ молитвы

4 средство для усиления молитвы

Кто есть Бог по отношению к человеку и что Он ожидает от нас?

1 могущественное существо, требующее исполнения его закона

2 любящий отец, ожидающий ответной любви

3 безличное существо, в котором должна раствориться человеческая личность

4 богов много и цели у них разные

Святые Отцы - это:

1 священники

2 святые мужского пола

3 святые, являющиеся отцами детей-святых

4 Учители Церкви и духовные писатели, признанные Церковью

Православный пост - это:

1 смирение плоти

2 повеление Бога

3 средство возвышения души над телом

4 средство гармонизации души и тела

Что такое догматы?

1 границы истины

2 нормы церковной дисциплины

3 обязанности верующего

4 свод церковных правил

5 истины, над которыми нельзя размышлять

Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что:

1 съели магический плод

2 познали добро и зло

3 пытались спрятаться от Бога

4 нарушили заповедь Божию и не раскаялись

Грех, по определению VI Вселенского Собора, - это:

1 нарушение 10 заповедей

2 запрещённое Богом удовольствие

3 болезнь души

4 нарушение догматов

Кто не имеет грехов (безгрешен):

1 некоторые священники

2 Патриарх

3 Иисус Христос

4 Иисус Христос и святые

Христианин - это:

1 человек, исполняющий решения Вселенских Соборов

2 регулярно ставящий свечи в храме

3 крещёный

4 член Церкви Христовой

Кто является главой Церкви?

1 Патриарх

2 Священный Синод

3 верующий народ

4 Иисус Христос

По отношению к Богу христианин должен испытывать:

1 страх наказания

2 надежду на проход в райские обители

3 чувство собственного ничтожества и недостоинства

4 любовь

Первым после грехопадения в рай вошёл:

1 апостол Пётр

2 Адам

3 разбойник

4 Авраам

5 пророк Давид

Что значит быть членом Церкви?

1 посещать богослужения праздников Крещения Господня и Пасхи Христовой

2 знать богослужебный Устав

3 участвовать в Таинстве Евхаристии (Причащения)

4 соблюдать определённые нормы поведения и правила благочестия

В Иисусе Христе Божественная и человеческая природы были соединены неслитно и:

1 нераздельно

2 энергийно

3 ипостасно

4 духовно

По мысли святых отцов, первый грех и мать всех грехов - это:

1 чревоугодие

2 пьянство

3 сребролюбие

4 гордость

5 осуждение

Наука и религия

1 противоречат друг другу

2 не замечают друг друга

3 относятся к разным областям человеческого опыта

4 борются между собой

 

Бог может быть в душе того:

1 кто этого хочет

2 кто в Него верит

3 кто очистил свою душу покаянием и возлюбил Бога

4 кто ставит свечи в храме

Святые, канонизированные Церковью - это:

1 те, кто попал в рай

2 кого признала церковная иерархия

3 некоторая часть угодников Божиих, чья святость несомненна и открыта нам

Святой Дух - это:

1 энергия Бога

2 действие Бога

3 Бог

4 форма проявления Бога в мире

Церковь - это:

1 люди, регулярно молящиеся в храме

2 организация священнослужителей

3 Евхаристическое сообщество

4 духовенство и миряне

5 признающие Патриарха

Как христианин должен относиться к материальным ценностям?

1 беспристрастно

2 презирать их

3 считать их благословением Божиим

4 как к дару, который нужно раздать нуждающимся

Крещение – это:

1 защита от болезней и неудач

2 исправление судьбы

3 древний обряд

4 духовное рождение, которое может и не быть реализовано человеком

Как, согласно Новому Завету, должен относиться муж к своей жене?

1 властно

2 снисходительно

3 как к своей душе

4 как к своему телу

5 как к своей колеснице

Смерть - это:

1 переход в астрал

2 дорога в ад или рай

3 временное разлучение души и тела

4 подготовка к новому рождению

5 растворение в Боге или адские муки

Тело для христиан:

1 храм Божий

2 темница души

3 то, что нужно смирять

4 объект для аскетических подвигов

5 вместилище души

Как выглядит Бог?

1 как старец

2 как мужчина

3 Бог не имеет образа и является внепространственным духом

Вера – это:

1 согласие с тем, что Бог существует

2 принятие догматов Церкви

3 любовь ко Христу и исполнение Его воли

Продолжите библейскую фразу: «Бог есть …»

1 справедливость

2 наказание грешникам

3 надежда

4 Любовь

5 судия

Сколько всего заповедей в Библии?

1 10

2 19

3 больше 19

4 2

Что является причиной возникновения христианства?

1 Библия

2 Евангелие

3 факт воплощения Бога

4 Священное Предание

5 догматы

Диавол – это:

1 образ зла, аллегория

2 падший дух, реальная личность

3 существо, равносильное и противоположное Богу

4 мифологический персонаж

Дополните одно из определений православного храма: «Храм – это стены, выстроенные вокруг... (выберите наиболее важное определение):

1 молящихся

2 алтаря

3 Таинства Причастия

4 истинно верующих

Как часто заповедано молиться христианам?

1 утром, вечером и перед едой

2 перед любым важным делом

3 как определит духовник

4 когда этого хочет душа

5 когда есть время

6 непрестанно

Священство – это:

1 форма служения в Церкви

2 посредничество между человеком и Богом

3 посредничество между Богом и человеком

4 должность в храме

Возможно ли личное общение с Богом?

1 нет, даже космонавты не встречали Бога

2 возможно для любого человека

3 некоторые святые общались с Богом

4 крайне редко

Сохранились ли до наших дней фрагменты Нового Завета первых веков христианства?

1 нет, всё было уничтожено

2 нет, в связи с исправлениями и дополнениями, внесёнными в последующие века

3 да, Кумранские рукописи (рукописи Мёртвого моря)

4 более 5000

5 около 200 уникальных рукописей

Отношения христиан к иконам:

1 честь, воздаваемая образу, переходит на того, кто на ней изображён

2 как к изображению духовного содержания

3 как к изображению, имеющему чудесную силу

4 иконы имеют самостоятельную духовную силу и дают помощь молящемуся

Почему Бог допускает зло?

1 Бог не вмешивается в земную жизнь

2 так предопределено, что жизнь состоит из радостей и бед

3 это последствия грехопадения человечества

4 человечество должно преодолеть зло научно-техническим и социальным прогрессом

Почему Бог после грехопадения человека не открыт для всех людей?

1 потому, что Бог уважает свободу тех, кто не желает Его видеть

2 потому, что мы стали жить в физическом мире, а Бог находится в духовном

3 потому, что наше зрение потеряло способность лицезреть Бога

Возможно ли успеть покаяться перед самой смертью, игнорируя Бога в течение земной жизни?

1 нет, без соблюдения необходимых обрядов в течение жизни это неприемлемо

2 да, но покаяние и раскаяние - это не синонимы

Как называется главное церковное богослужение?

1 всенощное бдение

2 утреня

3 литургия

4 великая вечерня

5 царские часы

Что христиане вкладывают в наименование "раб Божий"?

1 что они должны безусловно подчиняться сверхъестественным силам

2 что главные добродетели - робость и страх

3 что раб Бога уже не может быть ничьим рабом

4 что неразумно сопротивляться Богу

Спасение человека совершается:

1 волей Бога

2 собственными усилиями человека

3 совместным действием Бога и человека

Когда прекратилось Божественное Откровение человечеству?

1 после составления (утверждения канона) Библии (Священного Писания)

2 после образования Церкви, как института

3 после эпохи Святых Отцов

4 в 787 году

5 а разве оно прекратилось?

Что является главным доказательством истинности христианства?

1 древность Библии

2 возможность личной встречи с Богом

3 историчность христианства

4 монотеизм, как истинная религия

5 неотмирность христианского учения

Существует ли в христианстве мистика?

1 да

2 нет

Обязательны ли для простых верующих знания основ богословия?

1 да, обязательно

2 нет, это лишнее мудрствование, нужна вера

 

Ответы с комментариями на тест №1

  Вопрос Правильный ответ Комментарий
№1 Церковная свеча - это: 3. жертва на храм и вещественный символ молитвы Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних - не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то напрасна и жертва твоя Богу ".
№2 Кто есть Бог по отношению к человеку и что Он ожидает от нас? 2. любящий отец, ожидающий ответной любви  
№3 Святые Отцы - это: 4. Учители Церкви и духовные писатели, признанные Церковью У Святых Отцов мы находим "разум Церкви" - живое понимание Божия Откровения. Они суть наше соединяющее звено между древними текстами, содержащими Божие Откровение, и сегодняшней действительностью. Без такого звена - каждый человек сам по себе, и, как результат, - бесчисленное множество интерпретаций сект иеромонах Серафим (Роуз). Продолжатели дела святых апостолов — Учители Церкви, наученные Духом Святым, — наставляют людей в спасительных христианских истинах. Православная Церковь с благоговением хранит их имена и почитает их память, именуя "святыми отцами и Учителями Церкви". По слову Климента Александрийского, "слова суть порождения души. Поэтому мы называем тех, кто наставляет нас, отцами". Это наименование получили те, кто, по мнению Церкви, не уклонился в своём учении от Божественной истины. Кто всю свою жизнь стремился оградить Божественную правду от заблуждений и ересей. Кто смог ограниченным человеческим языком передать невыразимую Божественную истину и утвердить её в хранимых Церковью догматах.
№4 Православный пост - это: 3. средство возвышения души над телом Слава благодати поста! Ему я обязан тем, что молюсь с сердечной преданностью и благоуспешностью и сладостью; ему обязан богатством святых и возвышенных мыслей; ему обязан удобному соединению сердца с Владыкою посредством живой веры. святой праведный Иоанн Кронштадтский Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными душевными и телесными подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. протоиерей Валентин Амфитеатров Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу. И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного. архимандрит Кирилл (Павлов) Преподобный Серафим Саровский прямо говорил: "тот, кто не соблюдает постов – не христианин, кем бы он сам себя ни называл..." Пост, безусловно, необходим для человека – с внешней стороны он является подвигом безусловного, сыновнего послушания Церкви, уставы которой должны быть для него святынею, а не чем-то пренебрегаемым и попираемым. А с внутренней стороны, пост есть подвиг воздержания и самоограничения. И в этом – его великая ценность и смысл, т. к. строгое соблюдение постов закаляет в человеке волю и вырабатывает характер, стойкий в своих религиозных убеждениях и действиях. Не забудем того, что Сам Христос постился и предсказывал о том, что Его апостолы также будут поститься. А о борьбе со злой, диавольской силой Он же говорил: "сей род не исходит, токмо молитвою и постом "митрополит Филарет (Вознесенский)
№5 Что такое догматы? 1. границы истины Догматы, вообще вся церковная дисциплина, - это только некая структура, вектор, указывающий направление практической, духовной жизни человека. Только организуя верную духовную жизнь, человек станет способным хотя бы прикоснуться к Тайнам Божиим. проф. А.И. Осипов
№6 Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что: 4. нарушили заповедь Божию и не раскаялись Библия, Бытие, глава 3: 11 И сказал [Бог]: ...не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
№7 Грех, по определению VI Вселенского Собора, - это: 3. болезнь души Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как болезнь души.
№8 Кто не имеет грехов (безгрешен): 3. Иисус Христос "Он [Христос] не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его". (1Пет.2:22)
№9 Христианин - это: 4. член Церкви Христовой Верить и говорить о своей вере - разные понятия. Вера должна быть воплощена в поступках, во всей жизни. Невозможно верить во Христа Спасителя и не знать Его заповедей, не стараться подражать Ему в своих поступках, не общаться с Ним в молитве и Таинствах. ...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. (Мф. 16:18). Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец!священномученик Киприан Карфагенский (†258)
№10 Кто является главой Церкви? 4. Иисус Христос Христос есть Глава Церкви не только как Основатель ее, но в том, что Он есть Источник новой святой жизни, получаемой от Него, как нового Адама, - вместо прежней греховной, ведущей в смерть жизни, получаемой преемственно от падшего прародителя - ветхого Адама... Сам Христос учил об этом. Он указывал, что жизнь каждого члена Церкви, а следовательно, и всей Церкви, зависит единственно от Него. "Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5)... Отношение Иисуса Христа к Церкви как Главы к Своему Телу апостол Павел определяет как главу Церкви, "которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1,22-23). Здесь та мысль, что тело - духовный организм, во всем составе которого действуют божественные силы Христовы. В конце Своего земного пребывания Он говорил апостолам: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14,18). Перед Вознесением на небо Он сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28,20). Изображая последний Суд, Он, предоставляя. Своих (последователей Церкви) так соединенными с Собою, что всякое благодеяние, оказанное верующим в Него, Он относит к Себе (Мф.25,36-45). Сарычев В.Д.
№11 По отношению к Богу христианин должен испытывать: 4. любовь Евангелие от Марка (12:30) "...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь".
№12 Первым после грехопадения в рай вошёл: 3. разбойник Евангелие от Луки, глава 23: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Покаяние благоразумного разбойника сопровождалось глубокой верой в искупительную силу Христовых страданий, смиренной надеждой на милосердие, Божией любовью к Невинному Страдальцу. По словам свящ. В.В.Щукина, разбойник сделал три решительных шага ко спасению: первый – шаг безропотного терпения в тяжких обстоятельствах, второй – покорного сознания своей виновности перед Правосудным Богом и третий шаг смиренной мольбы о помиловании и спасении. В одно мгновение Господь может и нас простить, может и нам даровать жизнь вечную, если и мы сделаем эти три решительных шага и если последуем по стопам благоразумного разбойника в вере, надежде и любви к Богу и людям. схиигумен Сава Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».
№13 Что значит быть членом Церкви? 3. участвовать в Таинстве Евхаристии (Причащения) Сегодня многие, похоже, забыли об этой основополагающей истине, определяющей и вы



<== предыдущая | следующая ==>
Материально-техническое обеспечение программы | Тест №2 Церковный этикет





Date: 2016-05-17; view: 484; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.267 sec.) - Пожаловаться на публикацию