Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протоиерей Константин Плясунов





(1904-1958 гг.)

Имя выдающегося проповедника отца Константина было известно в годы безверия многим верующим Оренбурга. Настоятель Никольского кафедрального собора протоиерей Константин, за своё великое смирение и любовь к людям удостоился Даров Святого Духа: прозорливости и дара рассуждения.

Константин Плясунов родился в Екатеринбургской обл. в 1904 года в семье помощника управляющего пароходством.

В 1921 году, после окончания средней школы, Константин был псаломщиком в Успенском соборе Свердловска. В 1925 году протоиерей Леонид, родной дедушка будущей спутницы жизни о. Константина Марии, обвенчал молодых. Вскоре Константин принимает священство. В июне 1927 года о. Константина назначают настоятелем Иоанно-Предтечинской церкви города Нижнего Тагила, а в 1931 году - секретарём Свердловской епархиальной канцелярии Градо-Невзяновского Спасо-Преображенского кафедрального собора.

В 1932 году отца Константина арестовывают и отправляют на 15 лет в Сибирь (за ним последовала и матушка Мария).

В 1946 году о. Константин был назначен настоятелем Никольской церкви Орска Чкаловской епархии, а в 1949 году - настоятелем Никольского кафедрального собора Чкалова (Оренбурга).

По свидетельству современников о. Константин часто удивлял их своей прозорливостью. Так однажды он предсказал рабе Божией, что она умрёт в алтаре. Через несколько лет Мария действительно погибла в алтаре.

Из воспоминаний Е. Новожениной: «Моё знакомство с о. Константином произошло интересным образом. Когда мне было шестнадцать лет, моя знакомая... стала ходатайствовать о моём устроении в церковь на просфорню. А батюшка Константин сказал на это: «Не нужно сейчас. Вот когда она будет в годах, то обязательно придёт в церковь работать. И действительно, это сбылось, когда мне исполнилось 45 лет, я пришла работать в церковь...

Отца Константина все прихожане нашего храма сразу полюбили. Службы его были очень красивые, он произносил интересные и трогательные проповеди. Умел он поговорить с народом: подойдут к нему и молодые, и старые, и средних лет – каждому находил ласковое слово, утешал... Много подтверждений крепкой веры и упования на Господа Бога из жизни отца Константина мне было известно... Расскажу... как однажды Господь спас его от внезапной смерти... Однажды... его попросили причастить больного, умирающего старика, который жил в соседней деревне в двенадцати километрах. Добирался он туда через лес. И вдруг перед ним возник силуэт. Разбойник... грозился убить его. А батюшка, помолясь Богу, ответил: «Что ж на всё воля Божия, убивай», но в сердце своём сильно сокрушался: «Господи, хоть бы сподобиться причастить больного». И когда разбойник поднял камень, камень упал на него, он упал, и сам насмерть разбился...

Батюшкиными молитвами облегчалась участь заключённых в ссылке, где он находился несколько лет... Батюшка Константин говорил: «Господь никогда меня не оставлял, всегда помогал и защищал от беды»...

11февраля 1958 года он умер. Хоронили его почти через 10 дней... Гроб стоял в храме. Батюшки, духовные чада отца Константина, - все кто знал и уважал его, съехались со всей епархии проводить в последний путь... Народу было видимо –невидимо. Не прекращали читать Псалтырь, Евангелие, служили панихиды.

На кладбище возле машзавода гроб несли на руках... На его могилке любящими чадами была поставлена часовенка, за которой постоянно ухаживают».

Из воспоминаний священника Владимира Рожкова: «...Он являл собой пример пастырского служения. На Сретенье Господне в 1957 году он отслужил свою последнюю службу... К концу февраля 1958 года, когда сердце смирилось с неизбежной разлукой, я написал стихотворение, посвященное памяти отца Константина... (Мы приводим стихотворение в сокращённом виде (С.Д.)

 

Запечатала смерть золотые уста,

И для знавших не стало живого примера,

Прославления делом и словом Христа,

Вдохновенной молитвы и пламенной веры.

 

Он пошёл за Христом с самой юной поры,

Добрым пастырем быть с первых дней он стремился,

И не спрятал в земле благодати дары,

А, умело взрастив, возвращал их сторицей.

 

Нам оставил на память любимый собор,

Где о нём повествуют стенные иконы,

Где слезою молитвы светлеется взор,

А душа понимает Господни законы...

..................................................................

И мы веруем в то, что он живший с Христом.

Не свернувший с тяжёлой, но светлой дороги,

Облаченный в фелонь и лежащий с крестом,

В день суда будет призван в Христовы чертоги!»

 

Старец Павел (Груздев)

(1910-1996 гг.)

10 января 1910 года в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье Груздевых у Александра и Александры родился первенец, младенца назвали Павлом, в 1912 г. родилась дочь Ольга, в 1914г. – Мария. Благочестивые родители воспитывали детей в любви к Богу, к ближним, приучали помнить и чтить предков.

Пройдет несколько десятилетий и отец Павел будет рассказывать своим духовным чадам о своей родословной, уходящей корнями в старинную мологскую землю. Вспомнит он и о своей первой встрече с архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном, будущим Патриархом всея Руси, который летом 1913 года приехал на празднование царского юбилея в Мологу. Трёхлетнего Павлушу на праздник в монастырь привела его крёстная - монахиня Евстолия. На всю жизнь запомнил Павел этот день: ласковый Владыка благословлял всех и раздавал памятные монетки и медальки, одна монетка досталась ему.

19 июля 1914 года началась война, Александра Ивановича призвали в армию, Александра Николаевна осталась одна с маленькими детьми. Пока хозяин дома воевал, семья бедствовала: четырёхлетнему Павлику пришлось ходить по деревне «собирать куски». Не долго думая, мальчик убежал в Афанасьевский монастырь к тётке, рассказал ей о бедственном положении семьи. Монахиня решила упросить игуменью оставить его в монастыре. Из воспоминаний старца Павла: «Пришли. В ноги бух! Игуменья и говорит: «Так что делать, Павлёнко! Цыплят много, куриц, пусть смотрит, чтобы вороньё не растащило... Цыплят пас, потом коров, лошадей. Потом... стал к алтарю ходить, кадила подавать, кадила раздувать... Всякий раз 18/31 января, в день святителя Афанасия Великого и Кирилла, архиепископов Александрийских, в нашу обитель приезжали отовсюду, в том числе и священство: отец Григорий-иеромонах с Тогли, архимандрит Иероним из Юги, настоятель Адрианова монастыря, иеромонах Сильвестр, пять-шесть батюшек ещё. Да на литию-то как выходили, Господи! Радость красота и умиление».

Рассказывал старец Павел, что во время ярославского восстания 1918 года архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, жил в Афанасьевском монастыре. Владыка благословил тогда восьмилетнего послушника носить подрясник, сам одел на Павлушу ремень и скуфейку, тем самым как бы дав ему своё святительское благословение на монашество.

Из воспоминаний старца Павла о закрытии Афанасьевского монастыря: «3 января 1930 года была последняя служба в храме. После Литургии всех верующих вытолкали из храма, а все колокола... перебили».

После закрытия монастыря он перебрался в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь, расположенный под Новгородом.

Здесь его облачили в рясофор с благословения епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха.

Живя в монастыре, он работал на судостроительной верфи. В 1932 году закрыли и этот монастырь, иноку Павлу пришлось несколько лет жить в родном доме. В 1938 году они с отцом разобрали избу, т. к. вскоре их деревня должна была быть затоплена. (Сейчас на этом месте находится Рыбинское водохранилище). Материал сплавили по Волге до Романова-Борисоглебска (Тутаева), и на левом берегу Волги собрали дом, в котором все вместе жили до 1941 года.

13 мая 1941 года Павел Груздев был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама Ряшенцева. На допросах его жестоко избивали, угрожали расстрелом, требовали отречься от Бога. Из воспоминаний старца Павла: «Повели нас на расстрел... Отец Николай (иеромонах Николай (Воропанов) наклонился ко мне и сказал: «Главное верь в Бога! Бог был, есть и будет! Его не расстреляешь! Да какие же светлые люди были!»

По приговору Павел получил шесть лет лагерей и три года ссылки. С 1941г. по 1947 г. он находился в Вятлаге.

Осенью 1941г. в праздник Воздвиженья Креста Господня (28 сентября) неожиданно похолодало, за ночь выпал глубокий снег. В этот знаменательный день остался Павел без еды, паёк отобрали уголовники. Из воспоминаний старца: «А есть хочется! Что делать? Пошёл в лес – был у меня пропуск, как у бесконвойного – а снегу по колено...» По свидетельству Наталии Николаевны Соколовой старец рассказывал о чудесном событие в этот день так: «Он сошел с насыпи и углубился в лес. Павел подошел к огромным елкам, ветки которых склонились до земли под тяжестью снежных сугробов. Но ближе к стволу снег еще не лег. Раздвигая сучья, Павел наклонился и полез в сырую полумглу. Тут он увидел пред собой огромную семью отличных белых грибов, крепких, сочных. Павел обрадовался, возблагодарил Бога и собрал в мешок эти чудные дары природы. Он тут же вернулся в свою каморку и, затопив печурку, сварил с солью посланные ему Богом грибы. Рассказывал нам отец Павел: «Так убедился я, что надо мною есть Божие милосердие...»»

В эти годы его не раз спасала вера, он обращался с горячей молитвой к Богу, и Господь помогал ему, а через него малодушным и отчаявшимся, которых он утешал и поддерживал.

Однажды, в конце декабря уголовники отобрали у Павла валенки, привязали к дереву и оставили стоять на снегу в мороз. Горячо молился Павел в ту ночь - остался живым и здоровым. После того случая Павел больше не боялся морозов

За добросовестное отношение к работе он имел право выхода за пределы зоны. Осенью на лесоповале отец Павел собирал грибы, ягоды, рябину, помогал заключенным, чем мог.

Из воспоминаний Наталии Н. Соколовой: «Впоследствии он рассказывал нам:

- Пути, которые я обходил, шли через лес. Летом ягод там было видимо-невидимо. Надену я накомарник, возьму ведро и принесу в лагерную больницу земляники. А черники и по два ведра приносил. Мне за это двойной паек хлеба давали - плюс шестьсот граммов! Запасал я на зиму грибы, всех солеными подкармливал...

Целые составы, груженые солью, шли мимо нас. Соль огромными комьями валялась вдоль железнодорожного пути, в соли нужды не было. Выкопал я в лесу яму глубокую, обмазал ее глиной, завалил туда хворосту, дров и обжег стенки так, что они у меня звенели, как горшок глиняный! Положу на дно ямы слой грибов, солью усыплю, потом слой жердей из молодых деревьев обстругаю, наложу жердочки, а сверху опять грибов, так к осени до верху яму набью. Сверху камнями грибы придавлю, они и дадут свой сок и хранятся в рассоле, закрытые лопухами да ветвями деревьев. Питание на долгую зиму! Так же и рябину припасал - это витамины. Слой веток рябины с ягодами, слой лапника - так целый стожок сделаю. А вот плоды шиповника хранить было трудно: в стогах шиповник гнил, а на воле его склевывали птицы, грызуны уничтожали. Но я и шиповника много собирал для лагерных, и голубики, и брусники, только малины в том лесу не было».

Окончилась война, окончился и срок ссылки отца Павла. Его привезли в Москву, но свободы он не получил. Отец Павел был снова отправлен в ссылку, но уже в Казахстан».

До августа 1954 года он работал чернорабочим в стройконторе и в свободное время исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе святых апостолов Петра и Павла. По возвращении домой в Тутаев он жил с родителями, а 21 января 1958 года был реабилитирован, что дало ему возможность подать прошение о рукоположении в священный сан.

9 марта 1958 года в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле он был рукоположен епископом Угличским Исаией во диакона, а 16 марта - во пресвитера. «Вся церковь плакала, — вспоминал о. Павел. — Из нищеты... ой! Арестант ведь! Не мог удержаться и я — плакал...».

Сначала отец Павел был назначен настоятелем церкви села Борзова Рыбинского района, затем, в марте 1960 года, переведен настоятелем Троицкого храма в селе Верхне-Никульское Некоузского района.

В августе 1961 года священник Павел Груздев архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом был пострижен в монашество.

За многолетнюю усердную службу отец Павел в 1963 году был награжден патриархом Алексием I наперсным крестом, в 1966 году возведен в сан игумена, в 1983 году - в сан архимандрита.

За много лет жертвенного служения в далеком селе Ярославской области он снискал не только уважение и признательность, но и почитание. Его знали в окрестных селах, в расположенном неподалеку Академгородке, откуда к нему приходили и простые рабочие, и профессора, и академики. К нему ехали из Москвы, Петербурга, Рыбинска, Ярославля и многих других городов за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Священники и миряне находили у прозорливого старца Павла ответы на жизненные вопросы и получали утешение, исцеление...

Старец учил христианской любви просто: притчами, жизненными рассказами. О рассказах и словах отца Павла один священник отозвался так: «Вот, кажется, все такое простое, житейское - а все приводит к Богу и молитве. Прибаутки какие-то, а хочется в Церковь». В простых словах сокрыта и мудрость православия, и богатейший духовный опыт такой трудной, подлинно христианской жизни: «Твори благо, избегай злаго».

Из воспоминаний духовных чад старца (Борок, Ярославская обл.): «Скольких прихожан предостерегал он от опрометчивых шагов, скольких предуготовлял к тяжёлым испытаниям, ждавшим их в будущем. Множество воспоминаний сохранилось в Борке и окрестных деревнях о его даре провидения. Все, кто знали отца Павла, говорят о нём, что это был кладезь народной мудрости, песен, пословиц, поговорок, прибауток, преданий. А молитва отца Павла имела такую силу, что ото всюду съезжались к нему люди самых разных судеб, званий и профессий, так что остановка автобуса «Верхне-Никульское» стала называться в народе «Отец Павел».

Все жители Борка тесно общались с настоятелем храма Св. Троицы. Зарождение и расцвет научного центра как раз приходится на те годы, когда отец Павел возглавлял церковный приход в Верхне-Никульском. Общались и дружили с ним учёные старшего поколения, такие как член корреспондент АН СССР С.И. Кузнецов, глубоко верующий человек, и молодые, которые приобщались к религии благодаря отцу Павлу. «Батюшка, а можно в пост молоко пить?» - часто донимали его вопросами. «Чашка молока Бога не отнимет и не даст, - отвечал он. - Ты молока-то в пост пей, ты только кровь у людей не пей!»

Что ценил отец Павел в людях превыше всего? Веру и дела во имя неё. Он вспоминал, как однажды новгородский архимандрит Сергий захотел подарить тогда ещё молодому Павлу Груздёву свою фотографию. А на обороте написал: «Юноша Павел! Вот тебе моё завещание: Бог был, есть и будет. Храни в себе веру православную. Архимандрит Сергий».

«Мне уже скоро девятый десяток пойдёт. Тридцать один год я служу в вашем храме, - говорил отец Павел сельчанам. - И никогда не искал худого в селе, а искал худое в себе. И вот вам моё завещание: Бог был, есть и будет! Храните веру православную!»

В июне 1992 года старец по состоянию здоровья вынужден был уйти за штат и поселился в Романове-Борисоглебске при Воскресенском соборе, продолжая служить и проповедовать, принимать народ, несмотря на тяжёлую болезнь и полную слепоту. Почил он 13 января 1996 года. (Отпевание и погребение совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей в сослужении 38 священников и семи диаконов, при большом стечении народа из Москвы, Петербурга, Ярославля и других мест.)

Похоронен архимандрит Павел, как он и завещал, на Леонтьевском кладбище Романова-Борисоглебска, рядом с родителями... Множество людей приходит на могилу старца... Какой-то неиссякаемый праздник жизни продолжает совершаться на его могиле».

 

Господи, упокой душу старца Павла, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

 

Высказывания, поговорки, притчи, которые рассказывал старец Павел своим духовным детям:

О терпении старец говорил: «Терпел Моисей, Терпел Елисей, Терпел Илия,

Потерплю и я».

«Твори благо, избегай злаго».

«Хороший смех – не грех».

«Не народ - слуга священника, а священник - слуга народа...»

«Если кто от тебя заплачет –Ух!» «Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы…» Наставлял: «За всех молитесь - по примеру Спасителя!»

Сам старец так любил молиться: «Господи! За молитвы праведников сохрани грешников!»

«Добро делай - верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику... Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни - первым разбойник вошел в Небесное Царство: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» И Господь сказал: «Сегодня же будешь со Мной в раю!»

И ты - делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует».

«Употреби труд, имей мерность - богат будешь!

Не объедайся, не опивайся - здоров будешь!

Твори благо, избегай злаго - спасён будешь!»

«Что легко приобретается, то легко и теряется. Таков естественный порядок, кто мало потрудился, тот мало и приобрел».

«Ищите прежде Царствия Божия, а остальное всё - приложится вам! Потихоньку да помаленьку».

«Родные мои... Совесть не теряй! У совести нет зубов, а она загрызет до смерти...

Не теряйте совесть! Совесть потерять самое страшное».

«Родные мои! Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов!»

«Я всех люблю, верующих и неверующих - всех под одну гребенку!»

«Я знаю, для чего живу – для славы Божией. Знаю, когда умру – когда будет угодно Богу. Знаю, куда иду – в небесное Отечество, и дивлюсь, что находят на меня иногда минуты печали».

 

Рассказ

Date: 2016-05-16; view: 834; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию