Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Формирование фирменного стиляПонятие ФС часто используется рядом с такими категориями, как "торговая марка", "марочная политика", "брэнд", "брэндинг". Кратко рассмотрим эти понятия. Торговая марка (ТМ) является скорее официально юридическим понятием. Основное предназначение торговой марки - идентификация продукции конкретного производителя, продавца, установление приоритета пользования ТМ ее владельцем, использование ее как средства борьбы с недобросовестной конкуренцией. ТМ обладает, как правило, юридической защитой. Торговую марку часто не совсем обоснованно отождествляют с достаточно близким понятием "брэнд". По определению Американской маркетинговой ассоциации (в переводе М. Дымшица), "Брэнд (англ. - brand) -название, слово, выражение (англ. - brand name), знак, символ или дизайнерское решение, или их комбинация, в целях обозначения товаров и услуг конкретного продавца или группы продавцов для отличия от их конкурентов". В более широком и свободном понимании брэнд включает сам товар или услугу со всеми их параметрами, набором характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых пользователем и приписываемых им товару (имидж товара, англ. - brand-image), а также обещания каких-либо преимуществ, данные владельцами брэнда потребителям. То есть в данном понимании брэнд - это мысленный ярлык, который "наклеивают" на товар потребители, и тот смысл, который вкладывают в него сами создатели. Примерами сформированных брэндов, получивших признание во всем мире, могут служить автомобили "Mercedes" и "BMW", сложная бытовая аппаратура "Sony", напитки "Coca-Cola" и "Pepsi", рестораны быстрого обслуживания "McDonald's", компьютеры IBM, самолеты "Boing" и т.п. Каждый из этих брэндов подразумеваетуже в нашем сознании нечто большее, чем просто автомобиль, телевизор, газированный напиток, гамбургер, компьютер или самолет. В качестве примеров сформировавшихся украинских общенациональных брэндов можно назвать марки пива "Оболонь", "Славутич", "Черниговское пиво", "Янтарь" и др. В иных сферах - это автомобили "АвтоЗАЗ-DAEWOO", трактора ХТЗ, шоколад "Корона", продукты питания "Чумак", спиртные напитки "Артемида", "Союз-Виктан" и т.д. Ряд марок в настоящее время предпринимают усилия по переходу из разряда региональных брэндов в общенациональные: пиво "Рогань", натуральные соки "Май-бел", строительные услуги "Консоль" и др. Брэндинг представляет собой один из типов маркетинговых технологий, направленный на создание брэнда и управление им. Инструментарий брэндинга выходит за рамки системы маркетинговых коммуникаций и включает также элементы товарной политики, политику в сфере ценообразования и решения в сбытовой сфере. Брэндинг - это маркетинговая деятельность по созданию особого потребительского впечатления, которое является частью имиджа и формирует отношение целевого сегмента рынка к брэнду. Основные маркетинговые цели брэндинга включают в себя: создание, усиление, позиционирование, репозицио-нирование, обновление и изменение стадии развития брэнда, его расширение и углубление. Фирменный стиль (англ. - corporate identity) является одним из инструментов формирования брэнда и одновременно – элементом брэндинга. С точки зрения системы маркетинговых коммуникаций, ФС - одно из комплексных, синтетических средств СМК, включающее некоторые элементы рекламы и паблик рилейшнз. В свою очередь, элементы ФС активно используются в практике рекламы и ПР. Рассмотрим подробней основные понятия, цели и средства фирменного стиля. Согласно одному из наиболее удачных определений ФС, данных Н. Добробабенко, "...Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления". Иными словами, основными целями фирменного стиля можно назвать, во-первых, идентификацию изделий фирмы между собой, и указание на связь их с фирмой; во-вторых, выделение товаров фирмы из общей массы аналогичных товаров ее конкурентов. Показательны в этом отношении иногда используемые в литературе синонимы термина "фирменный стиль": "система фирменной идентификации" и "координирование дизайна". Наличие ФС свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя. Одной из задач использования ФС является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему уже ранее покупавшиеся товары данной фирмы. Таким образом, наличие ФС косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг. В этой связи можно вспомнить о таком отечественном брэнде, как "Запорожец". С полной уверенностью можно говорить о том, что он стал таким же устоявшимся символом, как, например, 600-й "Мерседес" (не зря в анекдотах про "новых русских" они так часто сталкиваются). Известности марки можно было бы радоваться, если бы она не рассматривалась всеми как полная противоположность роскошному, удобному, технически безупречному автомобилю. Если же подытожить все преимущества, которые дает использование фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы, образа его марки. Классик теории и практики рекламы Дэвид Огилви. говоря о высшем уровне фирменных коммуникаций, утверждал: "Каждое объявление должно рассматриваться как вклад в сложный символ, который и является образом марки, как долгосрочный вклад в репутацию брэнда". Поэтому утверждение руководителей фирмы "Coca-Cola", что их товарные знаки "Coca-Cola" и "Coke" оцениваются дороже, чем все остальное имущество фирмы, имеет под собой объективную основу. Действительно, если просуммировать расходы на рекламу и пропаганду марки фирмы более чем за столетие, затем прибавить к ним затраты на поддержание репутации производителя высококачественных напитков (повышение качества выпускаемых товаров и создание новых; совершенствование системы сбыта; улучшение дизайна продукции и т.д.), учесть преимущества, которые дает брэнд при реализации напитков по сравнению с "просто напитком", то в итоге получится сумма гораздо большая, чем стоимость основных и оборотных средств фирмы. Поэтому стоимость торговых марок "Coca-Cola" и "Coke" по современным оценкам составляет около 40 млрд. долларов. Кстати, и в условиях отечественной экономической практики товарные знаки также приобретают конкретную и реальную денежную оценку. Сейчас их стоимость может учитываться в бухгалтерском балансе фирмы в разделе "Нематериальные активы". В этой связи можно говорить о том, как велика роль правильной разработки фирменного стиля.
Какие же основные элементы включает в себя система фирменного стиля? Следует назвать такие элементы: 1. Товарный знак; 2. Фирменная шрифтовая надпись (логотип); 3. Фирменный блок; 4. Фирменный лозунг (слоган); 5. Фирменный цвет (цвета); 6. Фирменный комплект шрифтов; 7. Корпоративный герой; 8. Постоянный коммуникант (лицо фирмы); 9. Другие фирменные константы. Товарный знак (ТЗ) представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем ТЗ для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства. Основными функциями товарного знака специалисты называют такие: 1) облегчать восприятие различий или создавать различия; 2) давать товарам имена; 3) облегчать опознание товара; 4) облегчать запоминание товара; 5) указывать на происхождение товара; 6) сообщать информацию о товаре; 7) стимулировать желание купить; 8) символизировать гарантию. Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов ТЗ: а) словесный ТЗ. Характеризуется лучшей запоминаемостью. Может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип). Например: IBM, Adidas, Coca-Cola, "Довгань", "Оболонь", "Таврия", "Маркетинг и реклама" и др.; б) изобразительный ТЗ представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, характерная изогнутая линия как товарный знак фирмы: "Nike", производящей спортивный инвентарь; стилизованная старинная ладья - ТЗ "АвтоВАЗ", стилизованная пивная кружка с "ореолом" пены – ПО "Рогань" и т.п.; в) объемный - зарегистрированный знак в трехмерном измерении. Например, специфической формы бутылка от "Кока-Колы" (тоже обеспечена правовой защитой); флакон духов "Дали" и т.д.; г) звуковой ТЗ Например, могут использоваться оригинальные музыкальные фразы в корпоративной рекламе. Так, фирменный видеоклип растворимого кофе "Nescafe" фирмы "Nestle" ("Нового дня глоток!") содержит два зарегистрированных звуковых товарных знака: основную музыкальную фразу и ритмичное постукивание ложечкой о чашку с кофе. Очень сильный коммуникативный заряд несет такой шаг фирмы "Zippo", как регистрация в качестве звукового T3 щелчка зажигалки; д) комбинированные T3 представляют собой сочетания приведенных выше типов. Фирменная шрифтовая надпись (логотип) - оригинальное начертание или сокращенного наименования фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4...7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из каждых пяти регистрируются именно в форме логотипа. Фирменный блок (ФБ) представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего - это изобразительный T3 (товарная эмблема) и логотип, например, надпись adidas под фирменным рассеченным треугольником - фирменный блок фирмы "Adidas", логотип фирмы "Макинтош" со стилизованным яблоком - ФБ одноименной фирмы. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда ФБ включает и фирменный лозунг. Фирменный лозунг (слогом) представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо: например, фирма "Найк" ("Nike") - "Только сделай это!" ("Just Do It!"). "Филипс" ("Philips") - "Изменим жизнь к лучшему!"; "Проктер энд Гэмбл" ("Procter & Gamble") - "Качество, заслуживающее доверия"; компания "Довгань" - "Защищенное качество" и др. В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиенте, например, "Джонсон и Джонсон" ("Johnson & Johnson") - "Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!"; "HiPP" (производитель детского питания) - "С любовью к Вашему малышу". Слоган может также подчеркивать исключительные качества фирмы ("Рэнк Ксерокс" ("Rank Xerox"): "Мы научили мир копировать!" - или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация "Sony": "Это - Sony!"). К фирменному рекламному девизу предъявляются следующие основные требования: 1. Слоган должен органично вписываться в фирменный стиль его владельца и вносить вклад в формирование его имиджа; 2. Слоган должен обязательно учитывать особенности целевой аудитории, клиентурного рынка фирмы, быть понятным и близким этой аудитории. Например, слоган производителя автомобильных амортизаторов фирмы "Монро" ("Моптое"): "Железная рука держит дорогу наверняка!" – может быть не совсем понятен широкой аудитории. Зато он однозначно расшифровывается целевой аудиторией - автомобилистами, которые знают, к чему могут привести плохие амортизаторы на скоростных поворотах; 3. Краткость: слоган должен хорошо запоминаться; 4. Оригинальность (естественно в определенных пределах). Например, один оператор мобильной связи использовал в рекламной кампании слоган: "GSM-900 наступает. Москва сдается". Естественно, что. подобная оригинальность положительного эффекта не принесла. Другой пример. Украинская фирма использовала девиз: "Мы торгуем адреналином!". Оригинальность слогана заключалась в том, что эта фирма не занималась продажей медикаментов, а предоставляла услуги по обучению состоятельных клиентов навыкам вождения спортивных самолетов; 5- Интенсивная эмоциональная окраска; 6. Должно исключаться двоякое толкование (например: "Инкомбанк": "Каждую секунду мы превращаем в доход наших клиентов" и др.); 7. Слоган должен соответствовать стилю жизни, системе ценностей, сложившимся в момент времени его использования. Например, за более чем вековую историю "Coca-Cola" сменила несколько десятков зарегистрированных слоганов: от "Пейте "Кока-Колу!" до "Глоток, который освежает!", "С "Кока-Колой" дела идут лучше!", "Насладись " Кока- Колой!", "Это- "Кока-Кола"!". Фирменный цвет (цвета) также является важнейшим элементом ФС, одним из компонентов общей картины образа фирмы. ("McDonald's" - красный и желтый; лидер мирового производства фототоваров "KodaK" - желтый и золотистый; IBM - синий; "Pepsi" - синий, белый, красный. К слову сказать, в связи с тем, что красный - один из фирменных цветов главного конкурента ("Coca-Cola"), то его использование как фирменного цвета "Pepsi" постепенно сокращается). Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование ФС. Шрифт может восприниматься как "мужественный" или "женственный", "легкий" и "тяжелый", "элегантный" или "грубый", "прочный", "деловой" и т.п. Задача разработчиков ФС - найти "свой" шрифт, который бы вписывался в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленые, наклонные, орнаментированные и др. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д. Корпоративный герой (КГ) - важная часть формируемого имиджа фирмы. Коммуникатор как бы персонифицирует сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя, посредника (коммуниканта) в коммуникациях с целевой аудиторией. Огромный рыжий клоун Рональд Макдональд должен олицетворять в глазах маленьких посетителей сети "McDonald's" имидж этих ресторанов, включающий по воле его создателей элементы веселого праздника с подарками, представлениями и т.п. Шумный и дурашливый кролик Квики призван смешить маленьких любителей какао-напитка "Nesquik". КГ может также олицетворять фантазийно-идеаль-ный образ потребителя. Примером тому могут служить Ковбой Marlboro и Искатель приключений в рекламе "Camel". Оба героя явно претендуют на лавры суперменов. И, по всей видимости, предполагается, что курильщики сигарет этих марок подсознательно будут идентифицировать себя с этими корпоративными героями. . Постоянный коммуникант (ПК), в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника в ее коммуникациях с адресатом. Более распространены такие определения этого понятия, как "лицо фирмы", "иконе фирмы", "брэнд-имидж". Причем привлечение ПК к процессу коммуникаций носит неэпизодический характер. В качестве коммуниканта он выступает достаточно продолжительный период времени. Крупная франчайзинговая компания "Довгань" избрала в качестве брэнд-имиджа самого руководителя фирмы - Владимира Довганя. Другие фирменные константы. Их перечень постоянно растет, включая такие пока экзотические элементы, как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда (фирменная байка) и др. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, обязательным и долговременным характером использования, играют настолько важную роль в формировании образа фирмы, что также могут быть отнесены к элементам его ФС. К указанным константам могут быть отнесены различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовой защиты и не являющиеся ТЗ. Элементами ФС можно назвать также фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик, силуэт автомашин этой фирмы постоянно и основательно - меняется. Фирма может разработать оригинальные сигнатуры и пиктограммы - абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию (например, в фирменных предприятиях розничной торговли). Элементами ФС фирм с некоторыми оговорками можно назвать определенные внутрифирменные стандарты. Для ресторанов "McDonald's", например, - это обязательная вежливость персонала, быстрота обслуживания, чистота залов, форма одежды официантов и т.д. Основными носителями элементов ФС являются следующие: 1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т.д.; 2. Средства ПР: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д.; 3. Сувенирная реклама: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка и др.; 4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т.д.), фирменный конверт (обычный и для международной переписки), фирменные папки-регистраторы, фирменные записные книжки, фирменные настольные семидневки, фирменные блоки бумаг для записей и т.д.; 5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д.; 6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах; 7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.
|