Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательная деятельность, многообразие ее типов. Проблема истинности познания и критериев истинности





Существуют различные формы познания: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, научное. Каждое из них имеет свою специфику. Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью, как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов.

В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.).– Восприятие – целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятие основано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению полученного образа из окружающей среды.

Представление – воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на основе памяти или воображения.

Рациональное познание отличается: а) постижением сущностных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания;
в) опосредованностью языком и культурной традицией.

Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. В них отражены характеристики объектов, которые не даны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют группировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды. В качестве логических процедур образования понятий выступают сравнение, абстрагирование, обобщение, идеализация, определение. Будучи связаны в систему, понятия определяют кате­гориальный строй нашего мышления, сквозь призму которого мы познаем действительность.

Суждение – форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказывания. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью получения нового знания. Устанавливая отношение между понятиями, они констатируют определенное положение дел, выражая одновременно и определенную оценку (да или нет, истинно или ложно и т.п.). Со способностью к суждению классическая философия связывала рассудок («суд над опытом») как способность к логическому анализу чувственных данных. – Умозаключение – форма мышления, в которой на основе нескольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные
(от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному) и умозаключения по аналогии (от частного к частному или от общему к общему). Выводы, которые делаются индуктивным путем или по аналогии, всегда проблематичны, носят вероятностный характер. Их следует сверять с действительностью. При дедуктивном заключении это не обязательно, если исходные утверждения безусловно истинны, а правила логического исследования не нарушены.

Важную роль в познавательном процессе играет интуиция как способ мгновенного схватывания сути познаваемых явлений во время «инсайта», творческого озарения. Есть точка зрения, что любая интуитивная догадка представляет собой скрытое логическое движение мысли с временным разрывом цепи рациональных рассуждений (т.н. «короткое замыкание в коре больших полушарий»). Сторонники противоположных взглядов полагают, что интуиция по своей сути иррациональна, таинственна, носит мистический характер. Большинство современных ученых склоняется к первой версии. Ими разработана схема интуиции: «инкубационный» период (длительное обдумывание проблемы) – временное забвение темы («мышление в сторону» или перемещение накопленной информации на подсознательный уровень) – «инсайт», интуитивная вспышка. Считается, что решающую роль здесь играет связка, которая образуется между сознанием и подсознанием.

Эмпиризм полагает, что главным поставщиком объективной информации является чувственный опыт. Что касается рационального познания, то оно объявляется основным источником ошибок и заблуждений. Рационалисты, напротив, во всех гносеологических грехах обвиняют чувственное познание. По их мнению, лишь свободный разум, освободившийся от оков чувственности, способен раскрыть великие тайны бытия. Интуитивисты выступают как против эмпиризма, так и против рационализма. Только интуитивный скачок дает возможность прикоснуться к вечному и бесконечному.

Истина обычно скрывается не в крайних, полярных точках зрения, а где-то посередине. Взгляды эмпиризма, рационализма и интуитивизма можно свести к одной синтетической концепции. Процесс познания есть системное образование, в котором все уровни, а также их элементы, представляют собой взаимосвязанное органическое целое. Без чувственного контакта с окружающим миром мы о нем ничего бы не узнали. Но реальное чувственное познание всегда избирательно, оно озарено светом разума, контролируется и направляется им.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 1619; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию