Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновационный и инвестиционный климат в Российской Федерации: основные характеристики, динамика, сравнительный анализСтр 1 из 4Следующая ⇒ Учебный год Группы 9451, 9452, 9453, 9454 Лекция 7
Инновационный и инвестиционный климат в Российской Федерации: основные характеристики, динамика, сравнительный анализ 1. Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. Инновационные товары, работы, услуги - новые или подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям товары, работы, услуги. По уровню новизны выделяется два вида инновационных товаров, работ, услуг – вновь внедренные (или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию. Технологические инновации – представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Маркетинговые инновации – реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий. Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение потребностей и расширение состава потребителей продуктов и услуг, освоение новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж. Организационные инновации – реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей. Направлены на повышение эффективности деятельности организации за счет снижения административных и трансакционных издержек, совершенствования организации рабочих мест (рабочего времени) и тем самым роста производительности труда, получения доступа к отсутствующим на рынке активам, снижения стоимости поставок. 2. Характерной чертой инновационного климата является инновационная восприимчивость общества - это способность к быстрому и эффективному освоению инноваций и насыщению ими всех отраслей экономики страны. Определяющим фактором инновационной восприимчивости является: - наличие ниш на мировом рынке; - уровень развития товарно-денежных отношений; - степень развития инновационной инфраструктуры; - степень рациональности организационных структур инновационных предприятий; - экономический уклад, сложившийся в общественном производстве; - мощность научно-технического потенциала страны. Инновационная способность - возможность создания конкурентоспособных новых продуктов, новых технологий, предназначенных для реализации на конкретных рынках. Условия, необходимые для создания инновационного климата: Основная причина несоответствия инновационной способности и инновационной восприимчивости - это отсутствие эффективного взаимодействия между предприятиями различных отраслей. Инновационный климат может быть благоприятным при обеспечении поддержки инновационной деятельности в виде различных форм связей и образования структур. Данная поддержка должна стимулировать спрос и предложение на инновации, с одной стороны, и способствовать развитию инфраструктуры, с другой. 3. Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2500 млрд. долл. Из этой суммы 39% приходится на продукцию США, 30% - Японии, 16% - Германии. Доля России - 0,3%. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл., Германия - 530 млрд. долл., Япония - 400 млрд. долл. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в новых технологиях, оборудовании, организации производства, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Растет вклад инновационной составляющей в прирост ВВП развитых стран. Развитые страны концентрируют у себя свыше 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 2,5 трлн. долларов. Прогнозируется, что к 2020 году он достигнет 4 трлн. долларов. На рынке высокотехнологичной продукции заметно ужесточилась конкурентная борьба, в которой наряду с развитыми западными странами участвуют еще около десятка стран. При этом страны, не способные удерживать завоеванные позиции, могут столкнуться с проблемами утраты технологической независимости и выживаемости национальных экономик. В глобальной экономической конкуренции выиграют те страны, которые создадут благоприятные условия для создания научно-технических разработок и их внедрения в производственные процессы. В этой связи важно отметить, что семь ведущих стран мира, обладая 46 из 50 самых передовых макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции (в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, точных и измерительных приборов, электрооборудования и др.), контролируют более 4/5 мирового рынка наукоемкой продукции. Из этих технологий 22 контролируются США, 8–10 – Германией, 6–8 – Японией, по 3–5 – Великобританией и Францией, по 1 – Швецией, Норвегией и Италией. Ряд индустриальных стран Восточной и Южной Азии успешно провели экспортно-ориентированную индустриализацию. В настоящее время их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет 15%. Так, в Китае объем продукции отраслей новейших технологий вырос за 10 лет в 27 раз, а ее доля в валовом промышленном продукте возросла до 35%. 4. Можно отметить следующие основные моменты, определяющие отечественный научно-технический потенциал: 5. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала доклад «Мировые показатели интеллектуальной собственности за 2015 год» (World Intellectual Property Indicators 2015). На первом месте, как и все последние четыре года, находится Китай. КНР впервые в истории человечества вышла на показатель почти в миллион заявок, поданных в Китайское патентное ведомство. На втором месте идут США и Япония. При этом количество поданных заявок в Патентное ведомство США и Японии суммарно ниже, чем у одного Китая. Новый доклад организации демонстрирует, что, в то время как мировая экономика продолжает стагнировать, подача заявок на объекты интеллектуальной собственности во всем мире в 2015 году значительно возросла. Устойчивый рост числа заявок на объекты интеллектуальной собственности показывает, что компании продолжают инновационную деятельность, несмотря на неблагоприятные экономические условия. Это закладывает фундамент для дальнейшего роста и благосостояния мировой экономики. С 2011 года Россия занимала седьмое место в мире по количеству подаваемых заявок. В 2015 году наша страна переместилась на восьмое место, на седьмом месте - Индия. Количество патентных заявок в России в пределах 40-45 тысяч в год, что для нашей страны крайне мало. Проблема в том, что сам по себе показатель количества поданных заявок не совсем корректен. В патентном праве есть такое понятие как коэффициент изобретательской активности - количество поданных заявок на 10 тысяч населения. В России коэффициент изобретательской активности – 3. Для сравнения, у Южной Кореи – 25. Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: 1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input): · Институты; · Человеческий капитал и исследования; · Инфраструктура; · Развитие внутреннего рынка; · Развитие бизнеса. 2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output): · Развитие технологий и экономики знаний; · Результаты креативной деятельности. Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном докладе INSEAD по результатам очередного сравнительного исследования. Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее значительным инновационным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета Индекса.
7. В России состояние инновационного климата во многом предопределено прежними условиями развития экономической системы, к которым относятся:
|