Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Безопасность работы и улучшение условий труда операторовТяжелые режимы работы современных машин, повышенные скорости и резко возросшие нагрузки, действующие на их рабочие органы, требуют постановки с особой остротой задачи обеспечения безопасности работы операторов. Большое внимание необходимо обращать на соответствие конструкторских решений установленным требованиям и нормативам по безопасности. Для различных грузоподъемных машин и оборудования такие требования подробно изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором при Совете Министров СССР. В этих правилах наряду с общими техническими требованиями к конструкциям отдельных элементов грузоподъемных машин определены методы испытания опытных образцов, контроля качества сварки отдельных элементов конструкции; установлены правила расчета на прочность канатов, выбора запасов прочности для грузовых цепей, выбора коэффициентов запаса торможения для тормозных устройств; оговорены требования, предъявляемые к механизмам и аппаратуре управления; рассмотрены основные правила эксплуатации грузоподъемных машин. Для колесных и гусеничных машин, работающих в строительстве, а также в сельском хозяйстве, на лесоразработках, особое значение приобретают проблемы обеспечения устойчивости к опрокидыванию и защиты операторов при опрокидывании машин, а также от падающих предметов. В настоящее время они разрабатываются Международной организацией по стандартам ИСО (международные стандарты ИСО 3164-1974;1975; 3471-1975) и составляют важную часть общей теории машин на колесном и гусеничном ходу. Снижение уровня шумов и вибраций дорожно-строительных машин является серьезной задачей улучшения труда операторов. Известно, что длительное воздействие их на человека приводит к нарушениям сердечнососудистой и дыхательной системы, к нарушениям органов слуха и т. п. Колебания плотности воздуха с частотой от 16 до 20 000 Гц и эффективным давлением 9, 81 (10 -5— 10) Па (10 -9 — 10 -3 ат) воспринимаются человеком как шум. При этом изменение частоты колебаний влияет на высоту тона, а изменение давления - на громкость звука. Уровень шума (дБ) определяется по формуле L = 20lg(z̊/z̊0), Где z̊ -колебательная скорость источника шума, см/с;: z̊0= 5 * 10-6 см/с — колебательная скорость, соответствующая пороговому уровню шума. Если, например, в кабине экскаватора вибрация пола и потолка происходит с колебательной скоростью 1,77 см/с, то уровень шума внутри каины, вычисленный по указанной формуле, будет около 71 дБ. Следует заметить, что шум, уровень которого превышает 70 дБ, раздражает и утомляет оператора. Воздействие шума с уровнем 90 дБ и выше в течение 8 ч ухудшает слух человека, снижая восприимчивость его к шуму на 20 дБ (в диапазоне частот 1000—4000 Гц). Источниками шумов являются колебания, создаваемые работающими двигателями, механизмами приводов, неровностями дороги, колесами и гусеницами машины и т. п. ' Основная частота колебаний, вызывающая шум при работе зубчатых передач, определяется числом соударений зубьев шестерен в секунду: f = nz/60, где n — частота вращения шестерни, об/мин; z—число зубьев. Шум выхлопа имеет основную частоту, определяемую частотой вращения вала двигателя и числом его цилиндров. Для четырехтактных двигателей f = nдi/120 где = nд— частота вращения вала двигателя, об/мин; i — число цилиндров двигателя. Наиболее эффективным способом борьбы с шумом является уничтожение его в самом источнике. Для звуков ударного происхождения это достигается применением материалов и конструкций, не способных приходить в интенсивное колебание благодаря большому внутреннему затуханию. При наличии в механизме металлических деталей, способных к мембранным колебаниям, хорошие результаты дает, например, замена этих деталей текстолитовыми и пластмассовыми деталями или подклейка к ним димпфирующих материалов — асбестовой или хлопчатобумажной ткани, войлока, картона и т. п. Немалое значение имеют точность и чистота обработки соприкасающихся поверхностей деталей, устранение люфтов и свободного хода в механизмах. Другим средством снижения шумов и вибраций является амортизация колеблющихся элементов; отделение механизмов, являющихся источником вибраций, от соседствующих с ними элементов при помощи амортизирующих прокладок и пружин. Однако такой способ снижения уровня шума целесообразно применять только в том случае, когда источником шума являются вибрации элементов конструкции, на которых крепятся механизмы. Если же шум от механизма распространяется непосредственно в окружающую среду, то помимо амортизирующих устройств необходимо использовать специальные звукоизоляционные кожухи, выполненные из звукопоглощающего материала. Так, например, по данным фирмы «Оренштейн и Коппель» (ФРГ), применение звукопоглощающего материала для капота двигателя автогрейдера и глушителя усовершенствованной конструкции позволило снизить уровень шумов в кабине на 18 дБ (10 дБ благодаря использованию звукопоглощающего капота и 8 дБ—глушителя). Двигатели и трансмиссии машин являются также одними из основных источников высокочастотных вибраций, которые передаются через металлические элементы кабины окружающему воздуху. Воздействие таких вибраций на оператора можно ослабить, если выполнить металлическим только каркас кабины, а обшивку сделать из пластичного материала, не способного к возбуждению вибраций. Другим мероприятием, направленным на изоляцию оператора от вибраций, идущих от двигателя и трансмиссии, является установка пульта управления на упругих элементах, поглощающих высокочастотные колебания. Положительные результаты получается и при замене механических механизмов системы управления гидравлическими. Воздействие низкочастотных колебании машин (до 15 Гц), обусловленных взаимодействием их движителей с дорогой, можно уменьшить применением специально сконструированных сидений, обеспечивающих эффективное гашение колебаний оператора, либо подрессориванием и амортизацией всей машины. Следует, однако, отметить, что подрессоривание многих дорожно-строительных машин, особенно среднего и тяжелого классов, приводит к значительному ухудшению их эксплуатационных свойств и для них такой способ снижения влияния дороги на оператора не является удачным. Вертикальные колебания передаются через сиденье в том случае, когда их частота (практически не менее 10 Гц) по крайней мере вдвое меньше собственной частоты колебаний сиденья. Поэтому передаваемые через сиденье колебания от двигателя, работающего с частотой вращения 1000 об/мин, не оказывают на оператора сколько-нибудь заметного влияния. Значительно сильнее колебания двигателя воспринимаются оператором через ноги и рулевое колесо. Для оценки вибраций с точки зрения их воздействия на оператора можно принять следующее соотношение (по Р. Мейстеру): j =20 lg (z̈max/ z̈0 ), где z̈max — максимальное ускорение оператора, вызванное колебаниями, м/с2; z̈0=0,316 см/с2 — пороговая величина максимального ускорения. О влиянии вертикальных ускорений на состояние оператора можно судить по данным табл. 1. В 1974 г. разработан международный стандарт ИСО 2631—1974 (Е) для оценки воздействия на человека колебаний его корпуса. Уровень горизонтальных ускорений при работе машины обычно бывает несколько ниже, чем вертикальных, однако степень чувствительности к ним сидящего оператора заметно больше. На рис. 3 показаны различные схемы подвешивания и подрессоривания сидений тракторов и прочих самоходных машин, рекомендуемых в ряде стран (Англии, Австрии, Швейцарии и др.) в качестве устройств, снижающих опасные для операторов уровни вибраций. Основными являются Х-образная (рис. 3, а, б) и параллелораммная (рис. 3, в—з) схемы подвешивания сидений. Схемы первого вида отличаются компактностью и отсутствием неприятных горизонтальных колебаний, что присуще параллелограммным схемам.
Рис. 3. Схема подвешивания сидений операторов: а — Х-образная со стержнем, работающим на скручивание; б — X-образная с пружиной ' растяжения; в — параллелограммная с пружиной растяжения; г — параллелограммная с пружиной сжатия; д — параллелограммная со стержнем, работающим на скручивание; е — с роликовым перемещением и пружиной растяжения; ж - параллелограммная с пневматическим; упругим элементом; з — параллелограммная с пружиной кручения. Решение задач по обеспечению безопасности операторов машин тесно связано с выполнением эргономических требований к конструкциям. Эргономика (греч. ergon—работа, nomos—закон) — это наука, занимающаяся проблемами взаимодействия человека с машиной и окружающей средой в трудовом процессе; ее основной целью является создание для человека таких условий, при которых его труд был бы возможно производительнее и вместе с тем безопасным для здоровья. На основе изучения влияния различных факторов окружающей среды на функциональные и физиологические реакции человека и его работоспособность эргономика разрабатывает практические рекомендации по защите операторов от вредных влияний окружающей среды и возможного травматизма в аварийных ситуациях. Это могут быть рекомендации, относящиеся к конструктивному решению рабочих органов и расположению органов управления в кабине машины, к средствам защиты, предохраняющим операторов при опрокидывании машины, к окраске машин, к освещенности и обзорности из кабины оператора и т. д. Около 65—85% информации поступает к оператору через органы зрения, поэтому важно, чтобы конструкции кабин и рабочего места обеспечивали возможно большую обзорность. Угол обзора вперед должен быть не менее 220°; оператор должен видеть дорогу на расстоянии 3 м перед машиной. Обзорность зависит от многих факторов, основными из которых являются габаритные размеры машины, ее база и колея; степень застекленности кабины и расположение в ней сиденья оператора; высота радиатора и ширина капота двигателя; высота расположения глаз оператора от земли; расстояние от спинки сиденья до радиатора. Таким образом, для улучшения обзора необходимо, в первую очередь, выбрать рациональное место кабины в общей компоновке машины, а также сиденья в кабине, предусмотрев возможность регулирования его в зависимости от роста оператора и, наконец, обеспечить необходимое застекление кабины для увеличения боковой и задней обзорности.
|