Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы договора поставки





Субъекты, В данном договоре субъектами являются поставщик и покупатель.

Как уже говорилось, участниками отношений по поставке могут быть только социалистические организации. При этом если поставляемая продукция не распределяется в плановом порядке, поставщик выбирает контрагента по собственному усмотрению. В отношении же планируемой продукции установлено, что она может быть поставлена лишь такому покупателю, которому эта продукция выделена по плану.

На практике иногда имеют место случаи нарушения плановой дисциплины. Такие нарушения выражаются, в частности, в том. что изготовитель отпускает продукцию, распределяемую в плановом порядке, такому покупателю, для которого она по плану не предназначалась. При этих обстоятельствах с поставщика взыскивается штраф в размере 100% стоимости поставленных товаров в пользу соответствующей сбытовой или оптовой торговой организации (ст. 70 первого и ст. 69 второго Положения).

Объект. В силу самой природы рассматриваемого договора на первый план в нем выступает поставка продукции, производимой социалистическими организациями. Поэтому решающее значение для него имеет такой материальный объект, как самая поставляемая продукция, и такой юридический объект, как действия, обеспечивающие ее поставку.

Поставляется продукция социалистического производства: машины, оборудование, различные виды материалов и топлива, продовольственные—и—промышленные товары широкого потребления. Эти предметы предназначаются для систематического обслуживания бесперебойной работы производственных или (стр.43) торговых организаций. Когда же какой либо из перечисленных видов продукции передается розничной торговой сетью потребителю, он из предмета поставки превращается в предмет договора купли-продажи. Это означает, что товары, производимые социалистическими организациями для целей обслуживания потребно стой населения, движутся вначале по каналам договора поставки, а затем—договора купли-продажи. Следовательно, названные договоры не только отличаются друг от друга, по нередко выступают как взаимосвязанные звенья единой цепи отношений, складывающихся в экономическом обороте социалистического общества.

Права и обязанности сторон. Участники договора поставки связаны друг с другом целым комплексом прав и обязанностей относящихся к таким условиям договора, как условия о количестве и качестве товара, сроке его поставки и т. п. Каждое из этих условий нуждается в особом рассмотрении.

Количество поставляемого товара определяется по соглашению сторон только в отношении продукции, не распределяемой в плановом порядке. Во всех остальных случаях стороны обязаны включить в договор такие количественные показатели, которые точно соответствуют плановой норме, установленной для отношений данного поставщика с данным покупателем.

После доведения плановых норм до непосредственных исполнителей может обнаружиться, что выделенная покупателю продукция либо вовсе ему не нужна, либо по своим количественным показателям превышает его потребности. Например, одной ленинградской организации были выделены по плану дрова для обеспечения зимнего отопительного сезона, без учета того обстоятельства, что покупатель установил в своих помещениях паровое отопление и потому не нуждается в таком количестве дров, какое указано в плановой норме. В этих и других подобных случаях покупатель должен в 3-дневный срок по получении нарядов (разнарядок) возбудить соответствующее ходатайство перед организацией, установившей ему плановую норму, а указанная организация обязана рассмотреть ходатайство в 5-дневный срок и о своем решении сообщить как покупателю, так и поставщику Решением может быть подтвержден, изменен или аннулирован наряд, и тогда, соответственно, либо договор заключается на прежнее или измененное планирующим органом количество, либо он вовсе не заключается с назначением поставщику другого покупателя (ст. 14 первого и ст. 13 второго Положения).

Иногда во время действия уже заключенного договора в норму поставки, выделенную для данного отношения, вносятся планово регулирующими органами те или иные изменения. Согласно ст. 20 первого Положения, при таких обстоятельствах соответствующее главное управление по межреспубликанским поставкам если план изменен Госпланом СССР, или органы снабжения и сбыта союзной республики, если план изменен Советом Министров (стр.44) союзной республики, не позднее 5 дней уведомляют об этом поставщиков и покупателей, которым выданы наряды (разнарядки) на поставку продукции. Стороны вносят в договор необходимые изменения посредством обмена письмами, телеграммами, или путем приложения к договору извещения об изменении наряда (разнарядки). Однако, если изменение договора сопряжено с потребностью заново согласовать вопрос о сроках поставки, ассортименте и т. п., оно оформляется дополнительным соглашением сторон.

Более того, действующее законодательство допускает возможность даже и полного расторжения заключенного договора по соглашению сторон, если это не противоречит плану (ст. 17 первого и ст. 16 второго Положения). Так, завод «Знамя труда» получил плановое задание изготовить узлы для машин, производимых другим предприятием—головным поставщиком. Впоследствии выяснилось, что изготовить эти узлы к установленному сроку завод «Знамя труда» не в состоянии. Тогда, с санкции соответствующего управления совнархоза, стороны пришли к соглашению о расторжении договора, а выполнение заказа было возложено тем же управлением одновременно на несколько других заводов. Однако такое расторжение договора может иметь место лишь по соглашению сторон. Односторонний отказ от выполнения договора и одностороннее изменение его условий воспрещаются (ст. 17 первого и ст. 16 второго Положения).

Ассортимент определяет соотношение отдельных разновидностей продукции в пределах одного вида поставки по данному договору. Например, плановая норма предусматривает поставку по данному договору 4000 пар обуви. Необходимо, однако, установить, сколько, в пределах этого количества, должно быть поставлено детской, мужской и женской обуви, каких размеров, расцветок и т. п. Такое уточнение количества поставки и будет являться условием об ассортименте. Ассортимент определяется либо в самом договоре, либо в прилагаемом к нему и согласованном между сторонами особом документе, именуемом спецификацией.

Принято различать групповой и развернутый ассортимент Групповой ассортимент ограничивается небольшим числом показателей. Развернутый ассортимент более детален и предполагает разбивку общего количества поставки по родам, видам, артикулам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам, рисункам, расфасовке и пр.

Для продукции производственно-технического назначения установлено общее правило о том, что эта продукция должна поставляться в ассортименте, предусмотренном в договоре или в при воженной к нему спецификации (ст. 21 первого Положения). Ввиду того, что в области поставки товаров народного потребления ассортимент приобретает колоссальное значение как одно из важнейших условий удовлетворения разнообразных запросов (стр.45) потребителя, второе Положение устанавливает по этому поводу ряд правил. (ст.19, 20)

Существенно, прежде всего, то обстоятельство, что развернутый ассортимент поставки товаров народного потребления определяется на основе заказов заявок покупателя. Таким образом, торговая сеть, обслуживающая население и знающая его запросы, играет решающую роль при установлении ассортимента поставки товаров народного потребления. Вместе с тем принимаются меры к тому, чтобы даже и после заключения договора в ассортимент могли вноситься необходимые изменения с учетом изменившегося спроса населения. Речь идет о мерах троякого рода.

Во-первых, если развернутый ассортимент устанавливается на год, он может в дальнейшем уточняться покупателем по согласованию с поставщиком, соответственно изменившемуся спросу населения, в сроки, обусловленные в договоре. В тех же случаях, когда ассортимент устанавливается ежеквартально, поставщик высылает в сроки, установленные договором, спецификацию, а покупатель не позднее 5 дней по получении спецификации обязан рассмотреть и вернуть ее поставщику. Если поставщик не выполнит обязанности по высылке спецификации в установленные сроки, покупатель может направить ему собственные предложения по ассортименту.

Во-вторых, независимо от того, имеет ли место согласование годовой или уточнение квартальной спецификации, если поставщик не согласен с. предложениями покупателя по ассортименту, покупатель вправе отказаться от товаров, предлагаемых поставщиком в ассортименте, который не пользуется спросом населения вследствие невысокого качества товаров, устарелости образцов, фасонов, моделей и т. п.

В-третьих, покупатель может заключить с поставщиком соглашение о том, что в сроки, указанные в договоре, будет производиться поставка новых товаров, на которые имеется спрос населения. При этом поставщик не вправе отказаться от поставки таких товаров, если у него имеются производственные возможность для их изготовления.

Споры по ассортименту рассматривает арбитраж. Такие споры могут возникнуть как в преддоговорный период, если стороны не пришли к соглашению во время заключения договора, так и в процессе исполнения договорных обязательств, если разногласия возникли при уточнении ранее согласованного годового или при установлении квартального ассортимента. В последнем случае поставщик вправе впредь до разрешения спора поставлять товары в количестве и ассортименте, которые были подтверждены покупателем, обязанным принять и оплатить эти товары.

Возникает вопрос, вправе ли арбитраж рассматривать споры об ассортименте, если заключается договор о поставке продукции. не распределяемой в плановом порядке? Отвечая на этот вопрос, необходимо установить, относятся ли (стр.46) возникшие разногласия к преддоговорному периоду или к периоду действия уже заключенного договора. Если договор заключен, он подлежит обязательному исполнению независимо от того, носит ли этот договор плановый или внеплановый характер. К тому же заключенный договор всегда подчиняется правилам Положения о поставках, в том числе правилам, предусматривающим арбитражный порядок рассмотрения споров об ассортименте. следовательно, такие споры, хотя бы они и возникли по внеплановым договорам, должны разрешаться арбитражем. Если же разногласия по ассортименту возникли в процессе заключения договора, то это означает, что договор не заключен, а к заключению внепланового договора стороны не могут быть понуждаемы решением арбитража. Следовательно, такие споры арбитражу не подведомственны.

Возможны, однако, случаи, когда в процессе заключения внепланового договора стороны приходят к соглашению по всем его основным условиям, но не могут договориться относительно ассортимента и сообща принимают решение передать этот вопрос на рассмотрение арбитража. Представляется, что при таких обстоятельствах арбитраж вправе разрешить спор об ассортименте даже и по внеплановым договорам.

За нарушение условия об ассортименте поставщик уплачивает покупателю штрафы в установленном размере. В случае же одновременного нарушения как обще количественных, так и ассортиментных показателей, покупатель по своему выбору вправе взыскать санкции в виде определенного процента либо от общей стоимости недопоставленных товаров, либо от стоимости недопоставленной продукции по отдельным наименованиям ассортимента, установленного в договоре (ст. 59 первого и ст. 57 второго Положения).

Из изложенного видно, что ассортимент—это условие, уточняющее количественные показатели поставки. Некоторые авторы считают, что ассортимент представляет собой один из видов качественных показателей.[25] Ссылаются ПРИ этом на то, что если, например, сырье поставляется в ненадлежащем ассортименте, а затем в том же ассортименте подвергается переработке покупателем, то поскольку оно не соответствует существующей технологии производства, это вызывает брак на предприятии получателя сырья. Но совершенно очевидно, что виновником брака в таких случаях должен быть признан получатель, допустивший переработку сырья в ненадлежащем составе, а не поставщик поставивший вполне доброкачественное сырье, но с нарушением ассортимента.

Чисто количественное значение условия об ассортименте с особой силой проявляется при поставке товаров в торгующую сеть. Ясно, например, что если вместо мужской обуви поставляется обувь женская, нельзя считать произведенную поставку менее качественной, чем та, которая предусмотрена договором. Здесь имеет место только нарушение уточненных количественных показателей поставки.

Именно так подходят к этой проблеме Положения о поставках, которые вопросы ассортимента разрешают в той же главе, что и вопросы количества. (стр.47) предоставляя месте с тем покупателю возможность выбора между санкциями, установленными за нарушение ассортимента, и санкциями, предусмотренными на случай нарушения условий о количестве поставки.

Сроки подразделяются в договоре поставки па начальные. конечные и промежуточные, или частные (ст. ст. 22—24 первого и ст. ст. 21—23 второго Положения).

Начальные и конечные сроки определяют период действия договора в целом. Кроме того, в этих пределах предусматриваются промежуточные, или частные, сроки, к наступлению каждого из которых производится фактическая поставка соответствующей партии продукции.

Обычно общее количество поставки подвергается поквартальной разбивке, а в пределах каждого квартала поставка осуществляется ежемесячными равными партиями. В целях обеспечения ритмичной работы предприятия-потребителя и предотвращения образования у него излишних, сверхнормативных запасов, а также в целях обеспечения бесперебойного снабжения населения потребительскими товарами разрешается в Особых условиях и в договорах устанавливать не только месячные но и иные внутриквартальные сроки. Кроме того, могут быть, установлены и внутри месячные сроки исполнения.

Срок исполнения обязателен для обеих сторон—как для поставщика, обязанного своевременно сдать или отправить продукцию, так и для покупателя, обязанного эту продукцию свое временно принять или выбрать на складе поставщика. Досрочная отгрузка (сдача) продукции может иметь место только с согласия покупателя, а при транзитной поставке — получателя, причем она засчитывается в счет количества продукции, подлежащей поставке в следующем сдаточном периоде. Напротив. невыполнение обязательств по поставке в установленные сроки рассматривается как просрочка, влекущая за собой взыскание штрафа с просрочившей стороны.

Для того чтобы установить факт наступления просрочки, необходимо сопоставить установленный срок с днем действительного исполнения обязательства. Таким днем считается: при отгрузке товаров иногороднему получателю — день их сдачи органам транспорта, а при сдаче продукции на складе поставщика (изготовителя) или покупателя (получателя)—дата составления приемо-сдаточного акта или расписки покупателя (получателя). Если товары должны быть получены на складе поставщика (изготовителя), но сроки их сдачи-приемки договором не предусмотрены, поставщик обязан уведомить покупателя о готовности товаров к сдаче, а покупатель — вывезти их в течение 5 дней со дня получения этого уведомления. В таких случаях просрочка наступает в результате невыполнения указанных требований в надлежащие сроки.

В соответствии с принципом реального исполнения обязательств установлено, что количество продукции или товара, не- (стр.48) дополнительныe или невыбранное в одном месяце, прибавляется к количеству следующего месяца того же квартала, а если просрочка выходит за пределы квартала, то просроченное количество прибавляется к сумме поставки следующего квартала. При этом восполнение недопоставленного в данном квартале количества продукции производственно-технического назначения ^ промышленных товаров широкого потребления должно быть осуществлено в пределах первых двух месяцев, а продовольственных товаров—в пределах первого месяца следующего квартала, если иное не установлено в договоре.

При восполнении недопоставленного количества, особенно если дело касается товаров народного потребления, важно также установить, в каком ассортименте это восполнение должно быть произведено. Ассортимент товаров народного потребления определяется в соответствии со спросом потребителя, и потому решающее значение приобретает тот спрос, который имеет место во время фактической поставки продукции, а не в период, когда она должна была быть поставлена. Ввиду этого восполнение недопоставленного количества товаров народного потребления осуществляется в ассортименте, установленном для периода, когда такое восполнение происходит. поскольку стороны не договорились об ином.

Если в договоре не установлено иное, покупатель (получатель) вправе отказаться от приемки просроченной партии продукции. Но для осуществления этого права необходимо, чтобы соответствующее уведомление поставщик получил раньше, чем он отгрузит продукцию.

Транспортировка продукции производится либо поставщиком (изготовителем), либо покупателем (получателем) (ст. ст. 25—26 первого и ст. ст. 24—26 второго Положения).

Обычно при одногородней поставке транспортировку осуществляет сам покупатель. То же правило распространяется и на иногородних покупателей, не связанных с поставщиком железнодорожным или водным транспортом, а при поставке продукции производственно-технического назначения—на покупателей находящихся в 30 километровом радиусе от местонахождения поставщика. Однако договором может быть предусмотрено иное. Например, при одногородней поставке товаров народного потребления нередко применяется централизованная доставка, т.е. доставка товаров непосредственно с промышленного предприятия его транспортными средствами в торговую сеть согласно указаниям сбытоснабженческих организаций.

Но кто бы фактически ни производил доставку груза при одногородней поставке, расходы по его транспортировке всегда относятся на счет покупателя.

При иногородней поставке поставщик обязан отправить груз в адрес покупателя тем видом транспорта, который, обозначен в Положении, Особых условиях и договоре поставки. Что же ка- (стр. 49) сается распределения расходов по транспортировке, то решение этого вопроса зависит от условия о франко, содержащегося в прейскуранте на продукцию данного вида. Бывают различные вилы франко: например, франко-вагон-станция отправления или франко-вагон-станция назначения. Франко указывает, от какой части расходов по транспортировке груза освобождается покупатель. Так, при франко-вагон-станция отправления расходы по транспортировке возлагаются на покупателя после погрузки груза в вагой на станции отправления, а при франко-вагон-станция назначения он несет расходы по транспортировке, начиная с прибытия вагона с грузом на станцию назначения.

Если по вине поставщика продукция не была им своевременно отправлена и покупатель, вместо железнодорожного, вынужден был вывезти ее автомобильным транспортом, поставщик возмещает покупателю понесенные им дополнительные расходы. Те же правила применяются, соответственно, когда предусматривается перевозка грузов водным транспортом (ст. 27 первого и ст. 31 второго Положения).

Иногда имеет место отправка в адрес покупателя грузов, не указанных в плане или в договоре. В целях своевременного освобождения транспортных средств и обеспечения сохранности груза покупатель и в этом случае обязан принять груз под страхом уплаты штрафов органам транспорта и ответственности перед поставщиком за порчу или повреждение продукции, наступившие вследствие несвоевременного ее вывоза с пункта назначения по вине покупателя. Но такая продукция поступает не в собственность (управление), а на ответственное хранение покупателя. Он обязан в определенные сроки уведомить об этом поставщика, который в соответствующие сроки должен продукцией распорядиться (ст. 34 первого и ст. 30 второго Положения).

Качество поставляемой продукции должно соответствовать утвержденным государственным стандартам (ГОСТ), либо техническим условиям (ТУ)—чертежам или, рецептурам которые прилагаются к договору, либо образцам (эталонам), которые точно описываются в договоре, где определяется также порядок хранения образцов, обеспечивающий их сохранность и исключающий возможность оспаривания их подлинности.

Придавая особое значение качеству поставки и борьбе за его всемерное повышение, действующее законодательство допускает включение в договор условий о более высоком качестве продукции по сравнению с тем, которое определено в ГОСТах, ТУ, чертежах, рецептурах и образцах. Стороны могут также договориться о последовательном повышении качества поставляемых товаров в сроки, предусмотренные договором. Одновременно с повышением качественных показателей поставляемой продукции поставщик вправе внести в установленном порядке свои предложения об изменении ГОСТов или ТУ и связанном с этим изменении цен на соответствующие товары (ст.ст. 35, 36 (стр. 50) первого и ст. ст. 32, 33 второго Положения). Вместе с тем, в целях улучшения снабжения советского потребителя установлено, что поставка в пределах одной группы большего количества товаров высших сортов (кроме табачных изделий), чем предусмотрено договором, не является нарушением обязательств со стороны поставщика (ст. 57 второго Положения).

Существенное значение в области выполнения условий договора о качестве имеют предусмотренные ГОСТами, ТУ или договорами гарантийные сроки службы, т. е. сроки, в пределах которых покупателю гарантируется нормальное функционирование поставленных изделий при условии их надлежащего хранения и использования. Если указанные уровня будут покупателем соблюдены, поставщик продукции производственно-технического назначения обязан в пределах гарантийных сроков службы безвозмездно устранить выявленные дефекты или заменить продукцию, а при поставке товаров народного потребления -- обеспечить безвозмездный ремонт изделий в специальных мастерских или, если в данной местности нет таких мастерских, произвести замену поставленных изделий. Течение гарантийных сроков начинается: а) для машин и оборудования—со дня ввода их в эксплуатацию, но не позднее 6 мес. для действующих. 9 мое. для вновь строящихся предприятий и года при использовании их на сезонных работах', б) для автомобилей и другой продукции производственно-технического назначения— с момента получения ее грузополучателем; в) для товаров народного потребления — со дня продажи изделия через розничную торговую сеть (ст. 40 первого и ст. 37 второго Положения).

Возможны два вида нарушений условия о качестве поставляемой продукции. Первый вид нарушений характеризуется тем, что имеет место поставка продукции, не соответствующей ГОСТам, ТУ, чертежам, рецептурам или образцам. От принятия и оплаты такой продукции покупатель обязан отказаться, а если оплата уже была произведена, потребовать возврата уплаченных сумм. Помимо уплаты штрафа поставщик обязан заменить такие изделия другой, доброкачественной продукцией. Второй вид нарушений состоит в том, что поставляется вполне доброкачественная продукция, однако низшего сорта, чем тот, КОТОРЫЙ указан в документе, удостоверяющем ее качество. За такое правонарушение также уплачиваются штрафы. В то же время покупатель имеет праве либо отказаться от принятия продукции, либо принять ее, но со снижением цены (с уценкой) в соответствии с прейскурантом (ст.ст. 60, 63 первого и ст. ст. 58, 59 второго Положения). Вместе с тем в области поставки товаров народного потребления предусматривается (ст. 62 дорого Положения), что, если обнаруженные недостатки могут быть устранены без возврата товаров поставщику, а покупатель согласен на их приемку, поставщик обязан уплатить штраф и возместить расходы, вызванные устранением недостатков. (стр.51) Положение о пocтавках продукции производственно технического назначения (ст.ст. 61, 62). кроме того, различает конструктивные и производственные недостатки Конструктивные недостатки возможны только в продукции, поставляемой впервые или в порядке опытной партии, и заключаются они в дефектах конструкции, принятой для данной машины, оборудования т. п. Поскольку такие недостатки по являются следствием вины поставщика, он не может быть привлечен к штрафной или иной ответственности, но обязан безвозмездно устранить их в кратчайший технически возможный срок. Напротив, производственные недостатки наступают по вине изготовителя, и ПОТОМУ он несет за них имущественную ответственность перед получателем. Помимо этого должны быть устранены н самые недостатки—либо средствами получателя за счет поставщика, либо. если это неосуществимо технически, самим поставщиком за свой счет. В случае возникновения спора о том, являются ли обнаруженные недостатки конструктивными или производственными он должен быть передан в 10-дневный срок на рассмотрение соответствующего научно-исследовательского института или экспертов специалистов.

Комплектность означает поставку продукции в таком единстве ее составных частей, которое обеспечивает возможность ее использования по назначению. Вопрос о комплектности приобретает особое значение при поставке таких сложных изделии как машины н оборудование, тем более, когда их изготовления и сдача получателю юридически опосредствуются при помощи кооперированной поставки. Нередко этот вопрос возникает н при поставке состоящих из ряда частей товаров народного потребления (телевизоры, радиоприемники н т. п.).

В комплект входят не только_ составные части, но также принадлежности и запасные части, указанные в ГОСТах, ТУ или прейскурантах. Если же в перечисленных документах комплектность определена недостаточно точно, стороны могут сами определить ее в прилагаемой к договору спецификации или в специальной ведомости комплектности. При этом предполагается, что цепа, установленная на данную продукцию, включает стоимость комплекта в полном составе. Дополнительные принадлежности и запасные части, не входящие н комплект, оплачиваются сверх установленных цен в порядки. предусмотренном договором (ст. 38 первого и ст. 35 второго Положения).

Когда продукция производственно-технического назначения сдается на основе кооперированных поставок, стороны могут договориться о том, что отдельные комплектующие изделия (моторы, измерительные приборы и т. д.) будут сдаваться смежниками непосредственно головному заказчику, минуя головного поставщика. Однако, поскольку договором не предусмотрено иное, счет на оплату продукции в целом может быть предъявлен (стр.52) головным поставщиком только после отгрузки комплектующих изделий смежниками, т. е. изготовляющими их заводами.

Некомплектная поставка даст покупателю право, наряду со рысканием установленных штрафов, потребовать доукомплектования продукции или ее замены в кратчайший технически возможный срок, согласованны и между сторонами. Он вправе также задержать оплату такой продукции впредь до ее доукомплектования или потребовать возврата уже произведенной оплаты. Если к указанному сроку продукция не будет укомплектована, покупатель может вернуть ее поставщику (ст. 64 первого и ст. 23 второго Положения).

Маркировка, т. е. снабжение изделия или упаковки производственной маркой предприятия-изготовителя, имеет важное значение для индивидуализации продукции и выявления, в случае ее недоброкачественности, действительного виновники брака, независимо от того, поставляется ли продукция изготовителем непосредственно или сбытоснабженческой организацией, индивидуализирована ли она на складе получателя или обезличена. Поэтому маркировка поставляемой продукции должна быть обязательно произведена в соответствии с требованиями ГОСТов. TV, Основных условий поставки или договора (ст. 39 первого и ст. 36 второго Положения).

Отсутствие на изделиях производственной марки само по себе не означает, что налицо недоброкачественная поставка. Но такое нарушение все же представляет известную опасность. поскольку среди (обезличенных на складе изделий разных поставщиком могут оказаться и бракованные изделия, но так как они не подверглись маркировке, выявить бракодела уже будет невозможно. Поэтому поставка хотя и доброкачественной, но немаркированной продукции сама но себе дает основание для изыскания штрафов, предусмотренных для случаев правонарушений такого рода.

Тара и упаковка (ст.ст. 42—49 первого и ст.ст. 40—47 второго Положения). В целях обеспечения количественной и качественной сохранности продукции при ее перевозке и хранении она должна поставляться в таре и упаковке в соответствии с указаниями ГОСТов или ТУ. При поставке товаров народного потребления в договоры могут быть предусмотрены условия об Улучшенной упаковке в улучшенном оформлении товаров по сравнению с требованиями ГОСТов. Тара и упаковка должны Отвечать особым требованиям в тех случаях, когда товары перевозится морским путем пли предназначены для районов Крайнего Севера, отделенных районов и других районов досрочного завоза. Напротив, перевозка продукции в железнодорожных контейнеpax если иное не было специально установлено, может ПРОИЗВОДИТЬСЯ без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре При поставке продукции производственно-технического назначения в случае необходимости подлежит примене- (стр.53) нию противокоррозийного покрытие или соответствующая специальная упаковка (влагонепроницаемая и т. п.).

За нарушение требовании о поставке продукции в таре и упаковке поставщик несет штрафную ответственность. Кроме того, если такая продукция подлежит дальнейшей отправке или хранению, покупатель вправе произвести затаривание и упаковку продукции за счет изготовителя, а при oднoгopoдней поставке—потребовать выполнения этих работ самим изготовителем.

По общему правилу, цена на продукцию, предусмотрена прейскурантом, включает также цену за тару и упаковку. По этому стоимость упаковки и тары обычно относится на счет поставщика. Но из этого правила в прейскуранте может быть сделано исключение для тары и тогда она подлежит оплате покупателем сверх покупной цены—полностью или в соответствующей части.

Принято различать два вида тары: обычную и инвентарную т. е. такую, которая предназначена для многократного o6opoта и потому входит в состав инвентаря поставщика (например. ящики, бочки и т. п.). Инвентарная тара подлежит обя:'-ател1, ному возврату, а обычная тара возвращается только в случаях. предусмотренных соответствующими инструкциями Те же инструкции определяют, должны ли тара возвращаться непосредственно поставщику или специальной тарособирающей организации.[26]

Цена поставляемой продукции только в тех случаях определяется но соглашению сторон, когда она не подлежит утверждению в установленном порядке, что практически может иметь место лишь в отношении некоторых товаров народного потребления (ст. 48 второго Положения). Как правило, цена на продукцию должна соответствовать утвержденным ценам, причем если цена определена в договоре путем отсылки к прейскуранту, необходимо указать орган, утвердивший прейскурант, а также номер и дату его утверждения.

Уже после того как стороны заключили договор и даже приступили к его исполнению, компетентные органы могут внести изменения в ранее действовавшие цены. О таких изменениях поставщик обязан немедленно сообщить покупателю, а при транзитной поставке—плательщику. Что же касается расчетов, то, если иное не предусмотрено в решении об изменении цен, они производятся по каждой отправленной партии товаров на основе цен, которые действовали в момент отгрузки или отпуска этой партии (ст. 51 первого и ст. 49 второго Положения).

Расчеты по договору поставки могут производиться различными способами, а именно так, что либо вначале отправляется (стр.54) товар, а затем перечисляются деньги (например, в порядке акцептной формы расчетов), либо движение денег предшествует движению товара (например, в порядке аккредитивной формы расчетов). Однако оба Положения о поставках, допуская избрание конкретной формы расчетов по взаимному соглашению между сторонами с учетом особенностей поставляемой продукции, УСЛОВИЙ исполнения обязательства и т. п., все же в качестве основной рассматривают акцептную, т. с. такую форму расчетов, при которой вначале отправляется товар, а затем перечисляются деньги. Вместе с тем в виде санкции за просрочку в оплате продукции к плательщику может быть применена и такая форма расчетов, когда движение денег предшествует движению товapa. Эта санкция применяется вплоть до погашения задолженности, образовавшейся у плательщика при акцептной форме расчетов в результате просрочки в оплате счета более чем на 15 дней. (Согласно постановлению ЦК КПОС и Совета Министров СССР от 21 августа 1954 г. о роли и задачах Государственного банка СССР[27], перевод неисправных плательщиков на такую форму расчетов может быть произведен банком. Тогда этот режим расчетов сохраняется впредь до отмены его самим банком (ст.ст. 53, 56, 57 первого и ст.ст. 51, 54, 56 второго Положения)

Расчеты за поставленную продукцию осуществляются через банк. В целях обеспечения строгого соблюдении договорной дисциплины банк, как это указано в названном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1954 г., должен требовать от поставщиков ссылок в платежных документах на договор, явившийся основанием поставки. При без договорной поставке продукции банк отказывает в ее оплате, кроме случаев, когда такая поставка допущены постановлением Правительства или имеет место до истечения сроков заключения договоров в данном хозяйственном году.

Поскольку при транзитных поставках поставщики и покупатели не являются отправителями и получателями продукции возникает вопрос: между какими хозяйственными звеньями должны производиться расчеты в таких случаях?

Положения о поставках исходят из того, что расчеты через сбытовые и снабженческие организации могут осуществляться только в случаях, предусмотренных инструкциями Министерства финансов СССР или Особыми условиями поставки. По общему же правилу рассчитываться должны отправитель и получатель груза непосредственно. Однако, если плательщик отказался от оплаты счета или просрочил его оплату свыше 30 дней, счет может быть предъявлен к организации, являющейся по (стр.55) договору покупателем, и она обязана не только рассчитаться но счету, но и уплатить пени за просрочку платежа и штраф за необоснованный отказ плательщика от оплаты отправленного ему груза (ст.ст. 53, 55 первого и ст.ст. 51, 53 второго Положения).

Количественная и качественная приемка поставленной продукции осуществляется в порядке и в сроки, которые определены инструкциями, утвержденными Государственным арбитражем при Совете Министров СССР 27 мая 1959 г.

Количественная приемка продукции производственно-технического назначения должна пометь месте: а) при иногородней поставке—на складе получателя не позднее 10 дней по прибытии продукции в пункт назначения, а при поставке в районы Крайнего Севера, отдаленные районы и другие районы досрочного завоза —не позднее 30 дней со дня поступления продукции на склад получателя; когда же продукция поставляется без тары, ее количественная приемка производится при вскрытии вагона, контейнера, баржи; б) при одногородней поставке без тары—на складе поставщика, а при доставке продукции поставщиком—на складе получателя в момент сдачи продукции; если же продукция сдается в таре, то она принимается по весу брутто и количеству мест на складе поставщика в момент сдачи, а но весу нетто и количеству товарных единиц -на складе получателя не позднее 10 дней после ее получения.

Товары народного потребления по количеству принимаются: а) при поставке товаров без тары—на складе получателя, если они доставляются поставщиком; на складе поставщика, если они вывозятся получателем; в месте вскрытия вагонов (баржи), если они перевозятся по железнодорожному (водному) транспорту; б) при поставке товаров в таре—на складе получателя, если они доставляются поставщиком, а когда их вывозку осуществляет сам покупатель или когда товары перевозятся по железнодорожному (водному) транспорту, они принимаются на складе поставщика или в пункте назначения по весу брутто и количеству мест, а по весу нетто и количеству товарных единиц—па складе получателя. Приемка товаров, поставляемых без тары, производится в момент их вывоза, доставки или разгрузки, 'Приемка товаров, поставляемых в чаре. должна быть осуществлена одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов для скоропортящихся и 10 дней для всех остальных товаров.. В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка промышленных товаров производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров не позднее 40 дней и скоропортящихся товаров-в пределах 48 часов с момента их поступления па склад получателя.

О выявленных недостаче или излишках продукции составляется акт с привлечением в необходимых случаях представи- (стр.56) теля поставщика или третьей незаинтересованной организации. В течение 10 дней по составлении акта, а при доставке товаров народного потребления в районы Крайнего Севера, отдаленные районы и другие районы досрочного завоза в течение 20 дней должна быть направлена претензия к поставщику или, при транзитной поставке, к отправителю, который в течение 10 дней по поступлении претензии обязан сообщить о ее удовлетворении или отклонении. Неурегулированные между сторонами споры разрешаются арбитражем в пределах общего (полуторагодичного) срока исковой давности.

Приемка по качеству продукции производственно-технического назначения осуществляется на складе получателя не позднее 10 дней после ее получения при одногородней поставке 20 дней после ее прибытия в пункт назначения при иногородней поставке и 30 дней после ее прибытия на склад получателя при поставке в районы Крайнего Севера отдаленные районы другие районы досрочного завоза.

Качественная приемка товаров народного потребления должна на иметь место: а) при одногородней поставке в течении 24 часов, для скоропортящихся и 10 дней для всех остальных товаров с момента вывоза их со склада поставщика, а при поставке товаров поставщиком—с момента их поступлений склад получателя; б) при иногородней в течении 24 часов для скоропортящихся и 20 дней для всех остальных товаров с момента прибытия груза в пункт назначения, а при доставке его автомобильным или гужевым Транспортом с момента поступления товаров на склад получателя. В) при доставке товаров в районы Крайнего Севера, другие районы досрочного завоза —не позднее 60 дней для промышленных, 40 дней для продовольственных и 48 часов для сскоропортящихся товаров с момента поступления их на склад получателя.

Недостатки по качеству и комплектности, выявленные во время качественной приемки продукции, фиксируются в акте к составлению которого привлекается представитель изготовителя (поставщика) либо местного органа отраслевой инспекции по качеству (а при поставке товаров народного потребления может быть привлечен к составлению акта и представитель бюро товарных экспертиз), либо, при отсутствии в данной местности указанных органов, надлежаще уполномоченный компетентный представитель незаинтересованной организации. Акты должны быть составлены, в пределах сроков, установленных для производства самой качественной приемки. В отношении скрытых недостатков акты подлежат составлению в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но в пределах гарантийных сроков службы, а если для данной продукции такие сроки не установлены, то не позднее 3 месяцев со дня ее поступления на склад получателя. (стр.57)

Если качество поставленной продукции не соответствует ГОСТам или ТУ, получатель, как уже было отмечено, обязан от нее отказаться, немедленно уведомив об этом изготовителя (поставщика). Последний должен распорядиться продукцией производственно-технического назначения и 5-дневный срок со дня получения сообщения покупателя при одногородней поставке, в 10-дневный срок -при иногородней поставке, а при поставке товаров народного потребления—в течение 24 часов и отношении скоропортящихся и 10 дней в отношении всех остальных товаров. В случае невыполнения изготовителем (поставщиком) указанной обязанности в установленные сроки покупатель имеет право возвратить ему продукцию, а скоропортящиеся товары реализовать в соответствии с указаниями органон санитарного надзора.

Претензии по поводу поставки некачественной и некомплектной продукции и ответы на них направляются в те же сроки, что и при спорах о количестве. Споры, не урегулированные между сторонами, разрешаются арбитражем в пределах 6-месячного срока исковой давности, который течет со дня составления акта, а при просрочке в его составлении—со дня, когда акт должен был быть составлен.

Согласно инструкции от 24 ноября 1952 г. о порядке рассмотрения споров, связанных с поставкой недоброкачественной и некомплектной продукции, соблюдение претензионного порядке является необходимым условием последующего обращения к ответчику с иском в арбитраже. В тех же случаях, когда претензионный порядок был соблюден, но с нарушением указанных сроков для составления акта и предъявления претензии, иск, предъявленный в пределах сроков исковой давности, подлежит удовлетворению, однако арбитраж вправе обратить в доход союзного бюджета до 75% суммы штрафов, причитающихся истцу.

Иски должны предъявляться одновременно к поставщику и к изготовителю, если они не совпадают в одном лице. Самые дела о возложении на поставщиков (изготовителей) недоброкачественной и некомплектной продукции имущественной ответственности могут возбуждаться также и по собственной инициативе арбитража, если из материалов других дел, сообщений печати и иных источников арбитражу станет известно о фактах поставки такой продукции.

Как количественная недостача, так и качественные дефекты поставленной продукции иногда становятся следствием вины, допущенной при перевозке продукции органами транспорта, которые в таких случаях и должны нести ответственность перед грузополучателем. Поэтому получатель, установив по прибытии груза факты, свидетельствующие о его неправильной перевозке (например, неисправность вагона или контейнера, прибытие груза со следами вскрытия и т. п.), должен потребовать (стр.58) от органов транспорта составления коммерческою акта и в установленные сроки предъявить к ним претензию. Если грузополучатель этого не сделает, он не вправе впоследствии возложить па изготовителя (поставщика) убытки, возмещение которых могло бы быть взыскано) с органов транспорта.

 

Date: 2016-05-15; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию