Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ландшафтотерапия (нем. Landschaft — пейзаж, вид) — раздел курортологии - лечение в санатории многих заболеваний воздействием природной красоты, шума леса, моря





 

Многие ученые, философы, психологи отмечают загадочные связи между характером местности и нравами проживающего в ней населения.

Этот психо-экологический факт всегда служил ориентацией в выборе нового места жительства, и, безусловно, имеет первостепенное значение в выборе санаторного лечения. Антропогенный ландшафт несет в себе колорит страны.

Ландшафт - сложная эколого-эстетическая система гармоничных взаимоотношений фауны, флоры, почвы, планетарно-климатических факторов. Ландшафтерапия является одним из важных элементов курортологии, эстетотерапии, профилактики психосоматических заболеваний.

В современных условиях человек находится под постоянным прессом техногенного воздействия, ведущим к социальному напряжению, и не успевает адаптироваться к их усиливающемуся давлению. Это неизбежно приводит к снижению стрессоустойчивости, накоплению психоэмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к агрессии, депрессиям, психосоматическим нарушениям. Невозможно переоценить положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке генной природы осуществляется комплексное воздействие через все органы чувств.

Механизм воздействия ландшафта на организм человека

 

Действие ландшафта на организм человека, с одной стороны, обусловлено климатическими и погодными особенностями географической зоны, с другой — эстетическим и эмоциональным воздействием природы на человека.

Пребывание в загородной зоне в течение нескольких дней значительно уменьшает усталость, раздражительность, чувство тревоги. Зеленые насаждения вдоль автострад и дорог уменьшает напряжение у водителя, о чем свидетельствуют артериальное давление, показатели сердечной деятельности. Растения в офисах снимают эмоциональное напряжение, повышают работоспособность.

 

Разработана классификация видов психоэмоционального воздействия различных ланшафтов на человека:

· «полезно-раздражающее, наиболее активное, вызывающее созидательное вдохновение»;

· «полезно-возбуждающее, активное, вызывающее бодрость и оптимизм»;

· «полезно-щадящее, малоактивное, вызывающее мечтательность и самоуглубленность»;

· «полезно-тормозящее, малоактивное, создающее полный покой».

 

Особенности рельефа местности, растительности, своеобразные и красочные пейзажи, животный мир, наличие водоемов, составляющие неповторимые особенности каждой местности, оказывают очень сильное жизнеутверждающее и уравновешивающее влияние на психику человека, будь то; яркие краски знойного Черноморья, песчаные дюны Балтики, вечный и таинственный шелес лесов средней полосы России или лазурные дали Амурского залива.

Эти впечатления усиливаются архитектурными ансамблями курортов.

Примеры. По мнению крымских курортологов, силуэты деревьев во время санаторного лечения оказывают различное влияние на нервную систему. Массивы елей, колонновидные кипарисы стимулируют настроение с оттенком торжественности, деревья с широкими зонтиковидными кронами — веерные пальмы, ленкоранские акации, итальянские пинии — создают впечатление уюта, защищенности. Непрерывное чередование садов и виноградников, дубово-можжевеловых лесов и парков способствует постоянной смене впечатлений, улучшает настроение и деятельность всего организма.

При закате солнца на горных склонах особенно живописны крымские сосны с фантастическими очертаниями стволов. Произрастая на голых камнях, этот «зеленый символ» Ялты поражает жизненной энергией и олицетворяет собой здоровье, для укрепления которого в Крым тянутся тысячи отдыхающих.

Ландшафтотерапия — одна из составляющих терапевтического действия терренкуров - лечебной ходьбы в санатории. Первый терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория; и нем. kur — лечение) был размечен немецким врачом М.Й. Эртелем (Oertel) в 1885 г. Эртель требовал, чтобы лечебное хождение в санатории было строго дозированным в протяженности маршрута, темпе и ритме движения, дозировано с учетом угла подъема маршрута. Современные терренкуры устроены по всем правилам науки: здесь строго дозированы расстояния, угол наклона, высота над уровнем моря, и только красота окружающих ландшафтов — «quantum satis» — сколько нужно.

Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Резкое или прогрессирующее снижение или повышение мышечного тонуса может быть результатом болезни.

Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов.

Релаксация способствует снятию психического напряжения. Релаксация приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосаматическими заболеваниями.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации.

Психологическая помощь - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Психологическая поддержка оказывается в целях снижения актуальности психологических проблем человека, препятствующих его трудовой, профессиональной, социальной самореализации, формирования адекватной самооценки, формирования эффективных форм поведения, повышения мотивации и активизации позиции по поиску самостоятельных решений.

Практическая работа 3: «Природа как средство релаксации и психологической поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации»

Цель: выявить возможности использования экологических средств (природных и социальных) в решении проблем человека на примере деятельности специалиста социальной работы.

Задачи:

1. Убедить студентов в необходимости использования средств природной и социокультурной окружающей среды при решении задач своей будущей профессиональной деятельности;

2. Систематизировать знания студентов о значении и позитивном влиянии красоты окружающей природы на сознание человека, его физическое, психическое и эмоциональное здоровье.

Формы и методы: просмотр видеофильма «Релаксация» и разработка системы природных и социальных средств помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Практические задания:

  • Проанализировать материалы видеофильма;
  • Определить, какие сюжеты релаксационной программы можно использовать в социально-педагогической работе (реабилитационной, экологического характера) с разными половозрастными и социальными группами детей, подростков и молодежи, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:

Приложение 1.

Половозрастные группы:

  • Дети дошкольного возраста (младшая группа) – 3-4-летние, мальчики и девочки;
  • Дети дошкольного возраста (средняя группа) – 4-5-летние;
  • Дети дошкольного возраста (старшая группа) – 5-6-летние;
  • Дети предшкольного возраста – 6-7-летние;
  • Дети младшего школьного возраста – 7-9-летние;
  • Младшие подростки – 10-11-летние;
  • Старшие подростки – 12-13-летние;
  • Старшеклассники (юноши и девушки) – 14-15-летние;
  • Выпускники, абитуриенты – 16-17-летние;

Приложение 2.

Социальные подгруппы:

1 – социально-незащищенные: сироты, люди с хроническими заболеваниями, инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья, одинокие пожилые люди, безработные, малообеспеченные и малоимущие, люди без определенного места жительства, многодетные;

2 – социально-неблагополучные: люди с низким социальным статусом, правонарушители, преступники, алкоголезависимые, наркоманы.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка, и которую он не может преодолеть самостоятельно.

Приложение 3.

Группы детей, трудная жизненная ситуация которых может стать и часто является причиной девиантного поведения:

1. Дети-сироты;

2. Дети безнадзорные, беспризорные;

3. Дети, оставшиеся без попечения родителей или нуждающиеся в жизнеустройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки или попечительства;

4. Дети с ограниченными возможностями;

5. Дети, подвергающиеся физическому или психическому насилию по месту жительства или учебы;

6. Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

7. Дети, проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;

8. Дети, самостоятельно проживающие выпускники детских домов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации, и школ-интернатов;

9. Дети, проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок;

10. Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

11. Дети, проживающие в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;

12. Дети - жертвы вооруженных или межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

13. Дети, отказывающиеся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

14. Дети с отклонениями в поведении;

15. Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена, в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или при помощи семьи;

16. Дети, заблудившиеся или подкинутые;

17. Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

18. Дети, подвергшиеся воздействию радиации в результате радиационных аварий.

 

Тема: Экологическая культура и этика. Экологические аспекты здоровья

 

Практическая работа 4: Формирование экологической культуры детей, подростков и молодежи.

Цели: сформировать умения студентов осуществлять проектную деятельность;

разработать проект социально-педагогической деятельности экологического характера с детьми (подростками или молодежью).

Date: 2016-05-15; view: 485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию