Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методический раздел





Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экономическая социология» относится к базовой части Блока 1: «Дисциплины (модули)», осваивается в 5 и 6 семестрах.

Данная дисциплина является одной из важных дисциплин в системе подготовки специалиста, так как в профессиональной деятельности социологу необходимо знать социальные аспекты экономической жизни общества, выявлять закономерности влияния экономических факторов на социальные и наоборот.

Экономическая социология логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами как «Экономическая теория», «Социология организаций».

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся не только с основными теориями экономической социологии, но и вырабатывают компетенции, необходимые для применения моделей, заложенных в теориях для анализа текущей ситуации в стране, регионе, области.

В рамках освоения дисциплины студенты пишут курсовой проект, что позволяет им показать приобретенные в рамках курса компетенции, показать навыки осмысления социально-экономической ситуации, выявления основных закономерностей и динамики развития социально-экономических процессов и явлений.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Знать: классические зарубежные и отечественные концепции экономической социологии. Уметь: оперировать понятиями экономической социологии. Владеть: навыками применения знаний при решении конкретных задач в практиче­ской деятельности. способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3)
Знать: основные определения и категории, подходы и теории в области экономической социологии. Уметь: определять проблему, формулировать задачу исследования и находить пути ее решения. Владеть: способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике. способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-7)
Знать: особенности и характер социальных механизмов регуляции экономических процессов. Уметь: анализировать поведение субъектов экономической жизни через призму теории социальных действий. Владеть: навыками проведения социально-экономических исследований конкретных проблем. способность разрабатывать основанные на результатах проведенных исследований предложения и рекомендации по решению социальных проблем, по согласованию интересов социальных групп и общностей (ПК-12)
Знать: основные методологические подходы к исследованию экономики с помощью категорий социологической науки. Уметь: использовать разработанные специалистами в экономической социологии теоретические модели для объяснения социальных явлений. Владеть: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности. способность к практическому использованию основ социальных наук для разработки предложений по повышению эффективности труда (ПК-16)

СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

39.03.01 Социология (040100.62-П1-12, 040100.62-П1-13, 39.03.01-П0-13)
коды и наименования направлений подготовки (специальностей) / укрупненных групп направлений подготовки и специальностей
Форма обучения Кол-во зачетных единиц, всего Кол-во часов, всего в т.ч. аудиторная работа в т.ч. самостоятельная работа Форма промежуточной аттестации (Экзамен / Зачет)
Всего из них: Всего из них:
Л ЛР ПЗ КР / КП РГЗ Кр Р Д
очная               60 (6)         Зачет(5)/Экзамен (6)

_________________

Виды учебной работы: Курсовая работа (проект) – КР/КП; Расчетно-графические задания - РГЗ; Контрольные работы - Кр; Реферат - Р; Другие виды самостоятельной работы - Д.


Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
1. Введение в экономическую социологию. Механизмы взаимосвязи экономической и социальной сфер общественной жизни Предмет и метод экономической социологии. История становления и развития экономической социологии в России и за рубежом. Экономика как система. Экономическое поведение как форма социального действия. Социальная структура общества как регулятор экономических процессов. Социология труда. Социология занятости. Потребление как социологическая категория.
2. История экономических учений в Европе, США, Японии Престижное и статусное потребление (Веблен). Потребление и соучастие (Бурстин). Хабитус и дифференциация потребительских стилей (Бурдье). Структурализм в анализе потребления (Бадрийяр). Типы потребительского потребления. Индекс потребительского поведения, методики расчета, применение. Методологические основы экономической социологии. Позитивизм (Конт, Спенсер, Дюркгейм). Материализм (Маркс). Понимающая социология (Вебер). Структурный функционализм (Парсонс). Человек и общество в теории классической политической экономии (Смит, Рикардо). Критика классической теории (Сисмонди). Социальная обусловленность экономики: историческая школа политической экономии (Рошер, Шмоллер, Бюхер). Единство экономики и права (Штаммлер). Деньги как социальное явление (Зиммель) Социальные идеи экономистов ХХ века. Социальная структура и роли в экономике капитализма (Веблен, Зомбарт, Шумпетер). Политика и экономика (Кейнс). Социологическая критика рыночной экономики (Поланьи). Рынок и свобода личности Хайек. Формирование и развитие индустриальной социологии в США и Западной Европе. Этапы развития социологии труда в США. Классического школа научного менеджмента: система Ф.Тейлора. Теория «человеческих отношений» Э.Мейо. Хоторнские эксперименты. Эмпирическая школа управления трудом (Томас и Знанецкий). Школа социальных систем и социальная инженерия. Социология труда во Франции (Фридман). Социальная характеристика нового индустриального общества: институциональное направление в современной экономической теории (Гэлбрейт). Новая экономическая теория домашнего производства (Беккер, Минсер). Этика выживания (Дж.Скотт). Изменение структуры домашнего хозяйства (Гершуни, Минджиони). Экономическая социология 70-90 годов ХХ века (Смэлсер, Джонсон, Стинчкомб, Сведберг, Мартинелли, Морисима).
3. Основы экономической социологии в России Экономическая социология в России. Социальные аспекты теории воспроизводства, накопления и распределения (Туган-Барановский, Струве, Ульянов). Философия хозяйства (Булгаков). Общество и хозяйство (Кондратьев) Институализация экономической социологии в России и ее наиболее перспективные направления. Новосибирская экономико-социологическая школа и ее основатели (Заславская, Рывкина). Развитие экономико-социологических школ в Москве (Шанин, Радаев) и Санкт-Петербурге (Веселов, Ельмеев).

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов (040100.62-П1-12; 040100.62-П1-13; 39.03.01-П0-13)
  Предмет и метод экономической социологии. История становления и развития экономической социологии в России и за рубежом. Экономическая социология как отрасль социологического знания. Объект экономической социологии. Метод экономической социологии. Различие экономического и социологического методов исследования хозяйства. Место экономической социологии в системе общественных наук. Взаимосвязь с другими науками. Этапы развития экономической социологии за рубежом. Этапы и особенности развития экономической социологии в России.  
  Экономика как социальная система. Экономика с точки зрения экономической науки. Экономика с точки зрения социологии. Социальные институты как регуляторы экономических процессов. Социальные механизмы (понимание в отечественной науке, функции). Экономическое поведение как форма социального действия. Определение экономической деятельности. Мотивы экономической деятельности и ее характеристики. Социально-экономическая активность и ее виды. Подходы к типологизации экономического поведения.  
  Социология труда. Понятие труд в экономических и социальных науках. Общественное разделение труда. Исторические типы разделения труда. Трудовое поведение. Мотивация труда. Мотивы, стимулы, потребности. Содержательные теории мотивации. Теория потребностей Маслоу. Теория существования, связи и роста Адельфера. Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда. Двухфакторная модель Герцберга. Процессуальные теории мотивации труда. Теория ожиданий Врума. Теория справедливости Адамса. Теория Портера-Лоулера. Концепция партисипативного управления. Социологические исследования мотивации. Оплата труда. Системы стимулирования работников. Трудовой коллектив. Морально-психологический климат на предприятии. Подходы к изучению, основные составляющие. Социометрические подходы. Сплоченность, включенность коллектива. Теоретические подходы к изучению.  
  Социология занятости. Спрос и предложение на рынке труда. Поиск работы и трудовая мобильность. Экономически активное население. Показатели расчета экономической активности населения. Структура экономически активного населения в России. Специфика структуры по полу, возрасту, образованию и т.д. Показатели изучения структуры, выявление особенностей. Выборочные обследования для изучения экономической активности населения и мотивации трудового поведения. Профессиональная структура занятых в России. Качественные изменения в составе работающих. Гендерная структура занятых и безработных. Виды занятости. Система занятости в современной России: особенности формирования российского рынка труда. Рынок труда г.Череповца. Экономически неактивное население: основные составляющие, структура по полу, возрасту, образованию и т.д.  
  Социология безработицы.Понятие безработицы и ее основные виды. Критерии определения безработных по методологии Международной организации труда (МОТ). Масштабы безработицы в России. Особенности безработицы в России. Гендерная структура безработных. Возрастная структура безработных. Образовательная структура безработных. Динамика изменений в структуре российских безработных. Социальные и экономические последствия безработицы. Продолжительность безработицы. Расчет продолжительности безработицы. Специфика социологических исследований в области безработицы. Трудовые и ценностные ориентации безработных.  
  Социология управления и социология организаций. Управление в сфере труда и производства как социальный процесс. Направления социологии управления. Стиль руководства. Теория лидерства К. Левина. Авторитарный, демократический, либеральный стиль руководства. Стили руководства по Лайкерту: эксплуататорско-авторитарный, патерналистски-авторитарный, консультативный, демократический. Организационная культура предприятия. Основные подходы к изучению. Функции организационной культуры. Элементы организационной культуры. Атрибуты культуры. Виды организационных культур Уильяма Оучи: бюрократическая, клановая, рыночная. Методика Камерона и Куина для изучения корпоративной культуры. Вклад в изучение корпоративной культуры по Хофстеду, основные составляющие исследований (стремление избегать неопределенности, мужественность — женственность, индивидуализм — коллективизм, дистанция между людьми). Сильная и слабая культура. Адаптация в трудовом коллективе. Подходы к изучению. Прикладные социологические исследования.  
  Потребление как социологическая категория. Потребительское поведение. Экономический и социологический подходы к изучению потребительского поведения. Потребности и интересы потребителей. Модели принятия потребительских решений. Теории потребления. Культура потребления Система потребительских предпочтений и стили жизни. Образ и стиль потребления. Психографические методики изучения потребителей. Индекс потребительских настроений. Специфика потребления в России. Склонность к потреблению, склонность к сбережению. Возрастные группы и поколения потребителей  
  Социология домохозяйств. Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены. Структура семей и структура домохозяйств в России. Специфика методики изучения бюджетов домохозяйств. Структура доходов населения. Структура расходов населения. Изучение бюджета семьи для определения социального статуса семьи: основные факторы. Особенности структуры доходов и расходов жителей России.  
  Методологические основы экономической социологии. Позитивизм в исследованиях экономики и общества (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). Исторический материализм (К. Маркс, Ф.Энгельс). Понимающая социология (М.Вебер). Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Н.Смелзер).  
  Социальные идеи в экономических теориях 19 века. Человек и общество в теории классической политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо). Критика классической теории (С. Де Сисмонди). Экономическая социология марксизма.Социальная обусловленность экономики: историческая школа политической экономии (В.Рошер, Г.Шмоллер, К.Бюхер).  
  Социологические теории производства и разделения труда. Социальное понятие производства как воспроизводства человека, общества, классов (К.Маркс). Стоимость и потребительская стоимость. Производство и труд. Понятие общественного разделения труда. Разделение труда и кооперация (К.Бюхер). Социально-исторические типы разделения труда. Механическая и органическая солидарность, репрессивное и реститутивное право (Э.Дюркгейм). Социальные причины возникновения разделения труда.  
  Исторические подходы к изучению потребления. Престижное и статусное потребление (Т. Веблен). Потребление и соучастие (Д.Дж. Бурстин). Хабитус и дифференциация потребительских стилей (П. Бурдье). Структурализм в анализе потребления (Ж. Бодрийяр).  
  Социологические теории обмена и денег. Определение обмена и денег в экономической науке. Социологические характеристики обмена и денег. Социально-исторические типы обмена. Значение обмена в процессе цивилизации. Деньги как социальное явление (Г. Зиммель). Денежная культура современных обществ (Т. Веблен). Современная проблематика исследований в рамках социологии денег (К. Дойчман)  
  Индустриальная социология. Формирование и развитие индустриальной социологии в США и Западной Европе. Этапы развития социологии труда в США. Классического школа научного менеджмента: система Ф.Тейлора. Теория «человеческих отношений» Э.Мейо. Хоторнские эксперименты. Эмпирическая школа управления трудом (У.Томас и Ф. Знанецкий). Школа социальных систем и социальная инженерия. Социология труда во Франции (Ж.Фридман).  
  Современные теории экономической социологии. Социальная характеристика нового индустриального общества: институциональное направление в современной экономической теории Дж. К. Гэлбрейта. Новая экономическая социология Н.Смэлзера. Социальная концепция экономики Г. Джонсона. Экологическое течение экономической социологии (А.Стинчкомб) Концепция «глобальной социологии». А. МартинеллиНовая экономическая социология (Р.Сведберг, М.Грановеттер). Мир-системный анализ И. Валлерстайна. Новая экономическая теория домашнего производства (Г.Беккер, Я.Минсер). Этика выживания (Дж.Скотт). Изменение структуры домашнего хозяйства (Дж.Гершуни, Э.Минджиони).  
  Экономическая социология в России. Экономическая социология в дореволюционный период. Экономическая социология в советский период. Вклад А.А.Чупрова и Ю.Э.Янсона в социологию труда. Роль А.К.Гастева и П.М.Керженцева в разработке проблем социологии труда. Социальные аспекты теории воспроизводства, накопления и распределения (М.И.Туган-Барановский, П.Б.Струве). Философия хозяйства (С.Н.Булгаков). Общество и хозяйство (Н.Д.Кондратьев).  
  Экономическая социология в современный период. Институализация экономической социологии в России и ее наиболее перспективные направления. Новосибирская экономико-социологическая школа и ее основатели (Т.И.Заславская, Р.В.Рывкина). Развитие экономико-социологических школ в Москве (Т.Шанин, В.В.Радаев) и Санкт-Петербурге (Ю.В.Веселов, В.Я.Ельмеев).  

Date: 2016-05-13; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию