Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пути решения глобальных проблем современности
Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых – сторонники корнукопианцев). 2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями). 3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо самоограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев). Могут быть приведены и иные верные формулировки. 14. Задание 27 № 1700. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер; 2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим: — египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей; — прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды; — рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса 15. Задание 27 № 1737. Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера. Пояснение. В ответе могут быть приведены факторы и примеры: — рост науки и техники (появление новых сельскохозяйственных машин и технологий способствует более качественному возделыванию почвы, выращиванию разнообразных культур); — становление научного понимания развития мира (осознание связей и закономерностей развития мира позволяет предотвращать исчезновение отдельных лесных массивов, озер и т.п.; решать экологические проблемы); — развитие практико-преобразующей деятельности, социального труда чело-вечества (трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных). Могут быть приведены иные факторы и примеры. 16. Задание 27 № 1774. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.) Пояснение. Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения. Примеры. 1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей. 2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе. 3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей. Могут быть приведены другие суждения-объяснения. 17. Задание 27 № 1811. Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. отрицательный ответ на вопрос о целенаправленном характере действий птиц. 2. обоснование ответа, например: - целенаправленное действие характеризуется сознательно поставленной и продуманной целью и она присуще только человеку, и связана с возможностью предвидеть результаты, придумывать наиболее целесообразные способы ее достижения, ясно осознавать образ желаемого результата; действия птиц связаны с инстинктами, то есть изначально запрограммированы; 3. принципиальное отличие действий животных от действий человека при защите своих детей, например: - животные используют при защите только органы тела, данные природой, в данном случае, это крылья, лапы; а человек может применять орудия труда, усиливающие его физические способности - оружие, специально созданные социальные институты, органы безопасности, суд и т.д. Могут быть приведены другие примеры и отличия.
18. Задание 27 № 1848. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания. Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1)ответ на вопрос, например: искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами; 2) две особенности искусства как формы познания, например: –образное отображение мира и человека в мире; –опора на единичное, индивидуальное, неповторимое; –условный характер создаваемых произведений. Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства. 19. Задание 27 № 1959. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления). Пояснение. Могут быть приведены следующие проявления, например: - человеческие возможности физически ограничены, поэтому только с развитием технического прогресса появляются инструменты, позволяющие человеку ставить определенные опыты и и эксперименты и познавать мир; - широта объектов познания, сложность большинства познаваемых объектов, бесконечность человеческой мысли породила огромное количество теорий и картин мира; - человек постоянно находится под действием эмоций, убеждений, мешающих объективному познанию мира; Могут быть приведены другие проявления сложности объективного познания мира. 20. Задание 27 № 2218. В течение 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ценности свободы. Результаты представлены в таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три обоснования.
Отношение россиян к ценности свободы (закрытый вопрос, один вариант ответа в каждой из бинарных оппозиций), %
Пояснение. Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1. Представлен вывод, допустим: - рост политической активности российских граждан связан с пониманием ценности свободы; 2. Приведены три обоснования, например: - в 1993 году 41% граждан стремился прежде всего улучшить свое материальное благополучие, считая вопрос о свободе второстепенным, в 2009 году таких стало 34% - по мере улучшения экономической обстановки свобода стала приобретать все большую ценность; - численность тех, для кого свобода ассоциируется с самоволием, сократилась с 67% в 1993 до 61% в 2009г. - количество россиян, понимающих, что свобода связана с ответственностью, реализуется в политических правах возросла с 29% в 1993 до 39% в 2009г. Могут быть сформулированы другие адекватные выводы и приведены соответствующие обоснования.
21. Задание 27 № 2292. В течении 15 лет проводились исследования по выявлению отношения россиян к ключевым ценностным установкам. Результаты представлены в таблице. Какой вывод можно сделать на основе представленных данных? Приведите три обоснования. Отношение россиян к ключевым ценностным установкам (закрытый вопрос, доля респондентов, испытывающих к перечисленным понятиям положительные чувства), %
Пояснение. Может быть приведен следующий вывод, допустим: - Россия находится на пути формирования правового государства и гражданского общества. Обоснования: - одним из условий правового государства является стремление к порядку и справедливости, которые являются важнейшими ценностями для граждан (в 2009г. 58 и 52% соответственно). - ценность прав человека среди российских граждан растет, с 29% в в 2004 до 36% в 2009 - одним из оснований гражданского общества служит частная собственность, что связана с такими понятиями как достаток (с 30% в 2004 до 37% в 2009) и труд (с 33% до 40%). Могут быть приведены другие выводы и обоснования. 22. Задание 27 № 2403. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения Пояснение. Правильный ответ должен содержать указание на одну из двух точек зрения и её обоснование, например, в случае выбора первой точки зрения:
1) современная техника резко повышает производительность труда; 2) научные приборы расширяют познавательные возможности человека; 3) техника сегодня существенно облегчает коммуникацию людей;
в случае выбора второй точки зрения:
1) современный человек без технических приспособлений беспомощен (к примеру, без средств связи, транспорта, бытовых приборов); 2) многие технические процессы как бы подчиняют себе человека, так как из-за особенностей технологии их нельзя останавливать (например, строительство буровых скважин); 3) переход к конвейерному производству оставлял за работником в основном рутинные исполнительские функции.
23. Задание 27 № 2651. По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу. Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) выводы, например: − страны Южной и Юго-Восточной Азии лидируют по числу детей, не посещающих школу; − уровень образованности населения в странах «третьего мира» ниже, чем в странах Запада; 2) возможная причина, допустим: − низкий уровень экономического развития не позволяет некоторым государствам создать и содержать развитую систему образовательных учреждений; − значительная часть населения этих стран недооценивает значение образования в современную эпоху и предпочитает школе для своих детей их раннее приобщение к труду. Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и указаны иные причины 24. Задание 27 № 3285. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. сформулировано мнение ученика, например: - компьютер и Интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека, как профессиональной, так и частной, можно говорить, что современный человек освоил "сетевой образ жизни". 2. Приведены аргументы, допустим - многие люди в своей работе используют компьютер, принимают и перерабатывают определенную информацию - в частной жизни люди знакомятся и общаются в Интернете, участвуют в социальных сетях, общаются в форумах и чатах; - досуг многих людей связан с компьютерными играми, за которыми они проводят по многу часов. Могут быть приведены другие аргументы. 25. Задание 27 № 3371. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любые ценности. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Сформулировано понимание слов автора, например: - автор связывает развитие общества, процветание стран с возрастающей активностью человека, способной преодолеть даже неблагоприятные природные факторы, например отсутсвие полезных ископаемых; 2. Определен основной вектор общественного развития, например: - развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей 3. Указаны две ценности современного общества: - инициативность человека, свободная реализация его свободы; - динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации; - рационализм, научность, технологичность Могут быть указаны и иные адекватные ценности. 26. Задание 27 № 3513. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Приведены аргументы, допустим: 1) ведущую роль в современном мире играют те страны, которые наиболее успешно осваивают инновации, первое место в мире занимает экономика США, производящая около 80% новых технологий в мировой экономике; 2) быстрое устаревание информации и всё возрастающие объёмы производства новых знаний предъявили запрос системе образования на формирование инновационного типа личности, способной не только успешно освоить новое, но и создавать, творить новое самой; 3) в лидерах на рынке только те фирмы и компании, которые постоянно внедряют инновации на своих предприятиях и создают новые продукты, как, допустим, та же «Эппл», которая ежегодно представляет потребителям новые модификации своих продуктов.
Могут быть приведены другие правильные аргументы. 27. Задание 27 № 3550. Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, вооружённых конфликтов. Многие мыслители относят локальные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед всем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Приведены аргументы, допустим: 1) любой локальный конфликт, локальная война могут стать ареной применения оружия массового поражения (химического, бактериологического, ядерного); 2) в локальный конфликт могут втянуться третьи страны, и тогда он перерастет в региональный или даже мировой; 3) любой локальный конфликт является почвой для финансовой подпитки террористических организаций, лагерей подготовки боевиков, усиления опасности деятельности международных террористов и т. д.
Могут быть приведены другие правильные аргументы. 28. Задание 27 № 3813. Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи. Пояснение. Могут быть указаны следующие тенденции в развитии образования: 1. демократизация 2. компьютеризация 3. интеграция — компетентностный подход 4. интернационализация - единая система образования 5. гуманизация - особое внимание уделяется личности, её интересам 6. профилизация
Находят подтверждение: - компьютеризация. Цитата: "Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий." - демократизация, гуманизация и профилизация. Цитата:"Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения" 29. Задание 27 № 4035. Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите любые два других фактора, определяющих развитие личности. Пояснение. В правильном ответе должен быть указан следующий фактор: - семья. Могут быть указаны следующие факторы: - социальная среда или окружение; - школа - место проживания. Могут быть указаны и иные факторы, не искажающие смысл. 30. Задание 27 № 4146. Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны: - форма культуры элитарная Могут быть названы следующие обоснования: - Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Цитата: "большинству полотен была присуща размытость изображения." - Трудна для восприятия неподготовленного человека - Цитата:"но многое осталось неясным"; - не имеет коммерческой выгоды. Цитата:"Посетителей было мало, многие быстро уходили,"
31. Задание 27 № 4257. Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны: - форма культуры элитарная Могут быть названы следующие обоснования: - Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Цитата: "большинству полотен была присуща размытость изображения." - Трудна для восприятия неподготовленного человека - Цитата:"но многое осталось неясным"; - не имеет коммерческой выгоды. Цитата:"Посетителей было мало, многие быстро уходили,"
-------- Дублирует задание 4146. 32. Задание 27 № 4407. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны: - это народная форма культуры Доказательство: "изготовленные крестьянами....., в домашних условиях" Могут быть приведены следующие признаки: - Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. - Может быть индивидуальной, групповой, массовой. - Связана с религиозной субкультурой. - Является частью мировой культуры. - Примером народной культуры является фольклор. Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла. 33. Задание 27 № 4518. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны:
- это высказывание является заблуждением. Заблуждение - непреднамеренное искажение действительности. - Относительная истина - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением. Любое заблуждение представляет собой относительную истину.
Могут приведены следующие примеры: заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче. Относительная истина: Человек является высшей ступенью эволюции. Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысла. 34. Задание 27 № 5135. В ходе парламентских дебатов рассматривался вопрос о разработке мер, направленных на ограничение монополизма в экономике, стимулирование конкуренции производителей. Назовите сферу общества, связь которой с экономикой иллюстрируется этим примером. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с другими двумя сферами общественной жизни (сначала укажите сферу, а потом приведите соответствующий пример.) Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Названа сфера общества, связь которой с экономикой проиллюстрирована этим примером политическая 2. Приведены собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с двумя другими сферами. Социальная. В Средневековье феодалы, господствующее сословие, владели землей, главной ценностью того времени. Духовная. Многие состоятельные люди, получающие доходы из различных источников, покупают произведения искусства, помогая тем самым творческим людям. В средневековой России бояре жертвовали монастырям значительные земли на помин души, что превратило монастыри в крупнейших землевладельцев. Издательство выпустило к юбилею известного поэты новый сборник стихов, пользующейся большой популярностью. Могут быть приведены иные примеры. 35. Задание 27 № 5209. В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию. Пояснение. Указана тенденция образования − гуманизация. Приведено два примера. 1. В стране Z. большое внимание в образовательном процессе уделяется здоровьесберегающим технологиям, учебные заведения оборудуются бассейнами, ученики активно привлекаются к спортивным соревнованиям. 2. В стране Z. был взят курс на создание для лиц с ограниченными возможностями безбарьерной среды,проявляющейся в строительстве пандусов и подъемников, покупке специализированного оборудования, развитии дистанционного обучения. 3. В государстве был принят новый закон об образовании, в рамках которого для защиты прав, чести и достоинства всех участников образовательного процесса, была детально прописана процедура разрешения возможных конфликтов. Могут быть приведены другие примеры. 36. Задание 27 № 5533. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества. Пояснение. 1) сфера общественной жизни — социальная; 2) исторический тип стратификации — сословная; 3) критерии стратификации современного общества: – объём власти; – уровень доходов; – уровень образования; – престиж профессии. 37. Задание 27 № 5727. Группа школьников регулярно посещает дополнительные занятия в Историческом музее. На занятиях школьники знакомятся с секретами крестьянских ремёсел, региональными особенностями глиняных игрушек и других предметов крестьянского быта. К какой форме культуры относятся данные предметы? Назовите три отличительных признака этой формы культуры. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названа форма культуры: народная; 2) приведены три отличительных признака народной культуры: − создаётся анонимными творцами без профессиональной подго-товки; − опора на традицию и воспроизведение традиционных образцов; − часто передаётся в бесписьменной форме. (Могут быть названы другие признаки.) 38. Задание 27 № 5846. Во время летних каникул 17-летний школьник Валерий решил устроиться курьером. Во время собеседования работодатель объяснил, что Валерия возьмут на работу без испытательного срока и медицинского осмотра, но для заключения трудового договора необходимо получить согласие хотя бы одного из родителей Валерия. Что в названных условиях заключения трудового договора противоречит российскому законодательству? (Назовите два противоречия). Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет, не упомянутые в условии задачи. Пояснение. В ответе должны быть следующие элементы: 1) два противоречия: – Кириллу 17 лет, согласие родителей не требуется; – несовершеннолетний работник подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья; 2) две особенности: работник в возрасте до 18 лет: – не может работать в ночное время; – имеет право на сокращённую рабочую неделю; – имеет право на отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время; – имеет право на оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы; – не может быть отозван из отпуска; – не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников в возрасте до 18 лет. Противоречия и особенности могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках. 39. Задание 27 № 5912. В государстве Z глава государства и члены Законодательного Собрания избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 10 территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названные в условии задачи. Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) форма государственного (территориального) устройства – федерация (федеративное государство); 2) факт: государство Z включает в себя 10 территорий, обладающих некоторой политической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны; (Факт может быть представлен как в виде цитаты текста, так и в свободном пересказе); 3) любые два признака, например: – двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации; – в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; – двухканальная система налогов; – разграничение предметов ведения федерации и её субъектов. Признаки могут быть сформулированы иначе. 40. Задание 27 № 6148. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом. Пояснение. 1) уровни научного познания — эмпирический, теоретический; 2) формы научного познания — постановка проблемы и выдвижение гипотезы, описание объекта; 3) Методы научного познания, используемые Магелланом: – анализ; – практическое исследование; – наблюдение. Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках. 41. Задание 27 № 6184. На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю — одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на выборах выиграла лейбористская партия. Её лидер К. Эттли выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой, но в отличие от него предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. О какой сфере общественной жизни идёт речь в данном отрывке? Какой тип избирательной системы описан в этом отрывке? Используя обществоведческие знания, укажите любые три признака этого типа избирательной системы. Пояснение. 1) сфера общественной жизни — политическая; 2) тип избирательной системы — мажоритарный; 3) признаки мажоритарной избирательной системы: – на выборах в представительные органы власти вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа; – в каждом округе по возможности одинаковое число избирателей; – избиратели голосуют за личность того или иного кандидата; – избранным, считается депутат, получивший по данному округу большинство голосов. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 42. Задание 27 № 6220. Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом. Пояснение. 1) уровень научного познания — теоретический; 2) формы научного познания — постановка проблемы и выдвижение гипотезы; 3) методы научного познания, используемые Брантом: – аналогия; – моделирование. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 43. Задание 27 № 6256. Знаменитый художник Винсент Ван Гог при жизни не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и насмешки. После смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога «Подсолнухи» является одной из самых дорогих, была куплена на аукционе «Кристи» в Лондоне за 22 млн 500 тыс. фунтов стерлингов. К какой культуре можно отнести творчество Ван Гога? Используя текст, назовите два признака этой культуры. Перечислите два признака этой культуры, не упомянутые в тексте. Пояснение. 1) вид культуры — элитарная; 2) признаки культуры, названные в тексте, — произведение культуры имеет высокую художественную ценность, ограничен круг потребителей; 3) дополнительные признаки культуры: – некоммерческая; – требует от автора и потребителя особых знаний и подготовки. (Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.) 44. Задание 27 № 6292. В стране Z учащимся предоставлена возможность выбора наиболее удобной формы получения образования (домашнее обучение, экстернат и т.п.), а также уровней и программ обучения. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте любую одну из них. Пояснение. В правильном ответе могут быть приведены: Тенденция развития: демократизация. Другие тенденции: Гуманитаризация — приоритет в обучение отдается гуманитарным наукам (истории, обществознанию, иностранным языкам), интернационализация, компьютеризация, профилизация, демократизация. 45. Задание 27 № 6328. Граждане РФ Василий и Маргарита накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении домашних бытовых обязанностей; о способах участия в доходах друг друга; о порядке несения каждым супругом семейных расходов; а также пункт о необходимости для супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу? Пояснение. В ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) два пункта: − о разделении домашних бытовых обязанностей; − о необходимости для супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России; 2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов. (Может быть дано иное верное объяснение); 3) ответ на третий вопрос: государственная регистрация брака. Элементы ответа могут быть даны в других близких по смыслу формулировках. 46. Задание 27 № 6364. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования; 2) другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим: − интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем); − информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации). Могут быть названы другие тенденции (не по условию задания), приведены другие характеристики. 47. Задание 27 № 8239. 15-летняя Марина Иванова после окончания девяти классов решила устроиться на работу, продолжая обучение в 10 классе школы. Начальник почтового отделения, куда она обратилась с просьбой о трудоустройстве, отказал ей в приёме на работу, так как Марина не достигла возраста 16 лет, с которого допускается приём на работу. Прав ли начальник почтового отделения, отказав Марине в приёме на работу? Обоснуйте свой ответ. Назовите две особенности трудоустройства несовершеннолетних. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: дан ответ на вопрос и приведено обоснование: нет, не прав, лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью; названы две особенности трудоустройства несовершеннолетних: лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра; ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Могут быть названы другие особенности трудоустройства несовершеннолетних. 48. Задание 27 № 8268. В стране Ъ было выпущено новое платежное средство - имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприятий, при сохранении контрольного пакета в руках государства. Как называется экономический процесс, описанный в данном примере? Какой тип экономической системы формируется в стране Ъ? Назовите одно любое последствие данного процесса в экономике. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) назван экономический процесс: приватизация; 2) назван тип экономической системы: смешанный. Могут быть названы следующие последствия: − повышение эффективности предприятий; − увеличение поступлений в бюджет; − уменьшение количества монополий на рынке; − привлечение сотрудников к управлению капиталом компании; − создание обширной социальной базы мелких и средних собственников. Может быть названо другое последствие. 49. Задание 27 № 8471. На территории страны Х в период выборов создаётся единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов; список может и превышать число имеющихся вакансий. Возможно также выдвижение общего списка коалицией (блоком) нескольких партий или блокирование без выставления единого списка: партии, составившие такой блок, заранее объявляют, что голоса, поданные за самостоятельные партийные списки, должны тем не менее рассматриваться как голоса за общий список. Какой тип избирательной системы существует в данном государстве? На основании каких признаков вы это определили? Назовите два любых признака. Назовите два любых преимущества данной избирательной системы. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названа система: пропорциональная избирательная система; 2) названы признаки: в стране создаётся единый многомандатный округ; голосование происходит за партийный список кандидатов. Преимущества: состав представительного органа власти отражает уровень популярности политических партий; возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. 50. Задание 27 № 8500. Руководство фирмы по изготовлению фейерверков решило расширить производство в связи с приближением праздников. В краткосрочной перспективе были рассчитаны следующие издержки: закупка материалов, привлечение рабочих на сдельную оплату труда, закупка обёрточной бумаги и другие. Как называется этот вид издержек? Какие ещё издержки этого вида Вы можете назвать? Приведите два примера. Какие решения должно принять руководство для интенсификации производства? Приведите два возможных решения. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. переменные издержки; 2. транспортные расходы, затраты на электроэнергию; 3. внедрение нового, более экономно использующего ресурсы, оборудования, повышение квалификации рабочих. Могут быть названы иные примеры издержек, иные решения. 51. Задание 27 № 8529. В стране Z возникла новая политическая организация, в которую вступило большое количество граждан, недовольных проводимыми правительством социальными реформами. Участники организации выступают за национализацию стратегически важных предприятий и введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Организация планирует выдвинуть ряд своих членов кандидатами в депутаты на ближайших парламентских выборах. К какому типу политических организаций относится возникшая в стране Z организация? Какой политической идеологии придерживаются члены данной организации? Назовите три функции организации данного типа, отразившиеся в приведённом отрывке. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) тип политической организации: политическая партия; 2) политическую идеологию членов организации: социалистическая (социал-демократическая) идеология; 3) три функции организации: электоральная, представительская, выявления и согласования групповых интересов граждан. 52. Задание 27 № 8558. В газете была опубликована заметка о том, что группа российских учёных – химиков, получив грант на исследование, в результате сложной работы под руководством известного академика синтезировала в лаборатории вакцину от опасного вируса. Назовите и подтвердите ссылками на информацию, содержащуюся в публикации, три признака науки как социального института. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: Приведены три признака науки как социального института, каждый из которых подтверждён ссылкой на информацию, содержащуюся в публикации. 1) Включает в себя систему статусов и ролей (исследование проходит под руководством известного академика). 2) Удовлетворяет важнейшие социальные потребности общества (учёные синтезировали вакцину). 3) Располагает материальными ресурсами для выполнения своих функций (учёные работают на выделенный грант в специальной лаборатории).
Человек и общество 1. Задание 26 № 108. Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности. Пояснение. В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое, и приведены два соответствующих примера:
1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике); 3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей). 2. Задание 26 № 330. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств; 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД. 3. Задание 26 № 589. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Пояснение. Правильный ответ может содержать примеры:
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).
Связь общества и природы может быть раскрыта на других примерах. 4. Задание 26 № 626. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений; 2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них; 3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс. 5. Задание 26 № 848. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Могут быть названы любые три проявления роли средств массовой коммуникации на общественную жизнь и приведены соответствующие им примеры, например: 1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.). 6. Задание 26 № 996. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:
1) угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»; 2) угроза международного терроризма в современных условиях тесно переплетена с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения); 3) демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран. 7. Задание 26 № 1033. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть указаны и конкретизированы следующие характеристики учения как вида деятельности: - наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя); - наличие объекта дея
|