Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Идеал римского гражданина





 

Весь строй римской жизни воспитывал человека. Римляне жили под магнетизмом формулы “нравы предков”, которые всегда идеализировались. Народная мудрость сохранялась в преданиях и пословицах, накапливалась в новых поколениях как осознание сущности человека, его возможностей и предназначения. Поэтому образованные римляне легко воспринимали учения греческих философов, задававшиеся теми же вопросами. Из такого сплава выросших на римской почве представлений и пришедших из Эллады философских, прежде всего стоических, воззрений выработались римские принципы этики, морали и дидактики.

В Риме высоко оценивалась человеческая природа. Считалось, что в человеке сильно духовное начало, направляющее его к доблести, что в нем велик интеллектуальный потенциал, что способности его к знаниям безграничны. Нормальная человеческая природа предполагала духовное, умственное и нравственное совершенствование.

Этому способствовало превращение Рима в огромную средиземноморскую державу. Завоеванные богатства и масса приобретенных рабов освобождали большинство римлян от обременительных трудов, давали возможность предаваться интеллектуальным занятиям. Знание провозглашалось благом, распространилось самообразование, самоусовершенствование в науках.

 

«Буду краток. Следует вот что: существо, способное предвидеть, сообразительное, разностороннее, наблюдательное, памятливое, преисполненное разума и смышленое, которое мы называем человеком, было сотворено высшим божеством и поставлено, так сказать, в превосходное положение. Ведь из существ всех видов и различной природы один только человек способен думать и размышлять, чего все остальные лишены. А что, не скажу – в человеке, но и на всем небе, и на земле более божественно, чем разум? Когда этот разум достигает зрелости и совершенства, то его по справедливости называют мудростью.»

Цицерон

 

«Я весьма благодарен моим родителям за то, что они обучили меня искусству, именно такой области знания, которая не может считаться постигнутой в совершенстве без научного образования и обширных сведений во всех науках. Я, благодаря заботливости моих родителей и преподаванию моих учителей, усвоил множество наук, преимущественно занимаясь предметами и сочинениями, относящимися к науке и искусству.»

Витрувий

 

Также можно отметить тот факт, что до завоевательных походов в Риме популярным был идеал скромного работящего человека, чуждого корыстолюбия и роскоши. С другой стороны, эти же завоеванные богатства принесли с собой и пороки.

 

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. Ты спросишь, каков предел богатства? Низший – иметь необходимое, высший – иметь столько, сколько с тебя довольно. Угождайте же телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным. Держите тело в строгости, чтобы оно не переставало повиноваться душе: пусть пища лишь утоляет голод, питье – жажду, пусть одежда защищает тело от холода, а жилище – от всего ему грозящего. А возведено ли жилище из дерева, дерна или из пестрого заморского камня, разницы нет: знайте, под соломенной крышей человеку не хуже, чем под золотой. Презирайте все, что ненужный труд создает ради украшения и напоказ.

Чтобы прогнать голод и жажду, тебе нет нужды обивать надменные пороги, терпеть хмурую спесь или оскорбительную приветливость, нет нужды пытать счастье в море или идти следом за войском. То, чего требует природа, доступно и достижимо, потеем мы лишь ради избытка. Ради него изнашиваем мы тогу, ради него старимся в палатках лагеря, ради него заносит нас на чужие берега. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому в бедности хорошо, тот богат.»

Сенека

 

«Когда богатства стали приносить почет и сопровождаться славой, властью и могуществом, то слабеть начала доблесть, бедность – вызывать презрение к себе, бескорыстие – считаться недоброжелательностью. И вот из-за богатства развращенность и алчность наряду с гордыней охватило юношество. Стоит, осмотрев дома и усадьбы, возведенные наподобие городов, взглянуть на храмы богов, построенные нашими предками, благочестивейшими из смертных. Ведь они украшали святилища набожностью, дома свои – славой. А наши современники трусливейшие люди. Для них, мне кажется, забавой были богатства: ведь они могли бы с честью ими владеть, а торопились растратить их позорно. Далее, их охватила не меньшая страсть к распутству, обжорству и иным удовольствиям. Человеку, преисполненному дурных качеств, нелегко было отказаться от своих прихотей.»

Саллюстий Крисп

 

Заключение

 

Римские ценности менялись на протяжении бурной истории. Кризис, охвативший ее на закате, не мог не затронуть и систему ценностей римского общества, все дальше отступая от принципов, которыми так гордились жители Вечного города. Коррупция, алчность, кровавые гражданские войны, политические интриги, карьеризм с опорой на семейные связи, беспредельное рабовладельчество и лицемерие стали обычными нормами жизни римлян в эпоху, предшествовавшему падению Рима под натиском варварских племен. Римское наследие, оказавшись в руках северных племен, не было утрачено. Как в свое время Рим подражал греческим традициям, так теперь варварские правители стремились перенять римскую культуру, признав ее более высокоразвитой и достойной для подражания. Именно поэтому в средние века латинский язык считался языком ученых и поэтов, языком священничества и аристократии. Рим был разграблен, но его сокровища послужили образцом для набирающих силу европейских держав.

 

 

Для заметок

 

Список литературы

 

Исаева В.И., Маяк И.Л. Человек античности Идеалы и реальность. Москва: Изд-во «Просвещение», 1992 – 384 с.

Богута И.И. История философии в кратком изложении. Москва: Изд-во «Мысль», 1997 – 590 с.

 








Date: 2016-05-14; view: 254; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию