Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация профилактической логопедической работы

Массовая диспансеризация позволяет направленно прово­дить широкую программу профилактических мероприятий среди детей с фактором'риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи. Это необходимо для пре­дупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.

В нашей стране в диспансеризации детей принимают уча­стие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, начиная с периода новорожденности, и обеспечивают необхо­димый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

На первом году жизни, помимо профилактических осмот­ров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневроло­гом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет — стоматологом, в 3—5 лет — теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых на­рушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Прак­тика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать ра­боту по их профилактике.

Систематический контроль за психофизическим развити­ем ребенка, проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопеду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска речевых нарушений, в скольких случа­ях выявлена патология речи. Логопедическая профилакти­ческая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках.

В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом развитии.

Научно обоснованная система диспансеризации, воспита­ния и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушени­ями речи в нашей стране служит фундаментом для реализа­ции профилактической помощи населению.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте систему профилактики нервно-психичес­ких нарушений у детей как основу предупреждения развития речевой патологии.

2. Дайте характеристику форм профилактической ло­гопедической работы.

3. Раскройте направления, форму и содержание пропа­ганды педагогических и логопедических знаний.

4. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых на­рушений.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1997.

2. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подро­стков. — М., 1985. — С. 56—66.

3. Лангмейер И.,Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чет. — Прага, 1984.

4. Мастюкова Е. М.,Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

5. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с на­рушениями речи. — М., 1976.

6. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981.

7. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984

Словарь

 

Автоматизированные речевые ряды — речевые действия, реа­лизуемые без непосредственно­го участия сознания.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия, возникаю­щее при определенных пораже­ниях мозга. Различают зри­тельные, тактильные, слуховые агнозии.

Аграмматизм — нарушение пони­мания (импрес.) и употребле­ния (экспресс.) грамматичес­ких средств языка.

Аграфия (дисграфия) — невоз­можность (аграфия) или час­тичное специфическое наруше­ние процесса письма (дисгра­фия).

Адаптация — приспособление организма к условиям суще­ствования.

Акалькулия — нарушение счета и счетных операций как след­ствие поражения различных об­ластей коры головного мозга.

Алалия — отсутствие или недораз­витие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внут­риутробном или раннем периоде развития ребенка. Различа­ют моторные и сенсорные ала-лии. Существуют и другие сис­тематизации.

Алексия (дислексия) — невозмож­ность (алексия) или частичное специфическое нарушение про­цесса чтения (дислексия).

Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга.

Анамнез — совокупность сведений о болезни и развитии ребенка.

Антиципации — способность пред­видеть проявление результатов действия, «опережающее отра­жение», например, преждевре­менная запись звуков, входя­щих в конечные слоги слова.

Апраксия — нарушение произволь­ных целенаправленных движе­ний и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция — деятельность ре­чевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, со­ставляющих слоги, слова.

Астения — слабость.

Асфиксия — удушье плода и но­ворожденного — прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вслед­ствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.

Атаксия — расстройство коорди­нации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.

Атрофия — патологические струк­турные изменения в тканях, связанные с угнетением обме­на веществ в них.

Аудиограмма — графическое изображение данных исследо­вания слуха с помощью прибо­ра (аудиометра).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная ло­кальными поражениями голов­ного мозга. Основные формы: акустико-гностическая (сенсорная) — нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая — нарушение слухорече-вой памяти; семантичес­кая — нарушение понимания логико-грамматических конст­рукций; афферентная мо­торная — кинестетическая оральная и артикуляторная ап-раксия; эфферентная мо­торная — нарушение кинетической основы серий речевых движений; динами­ческая — нарушения после­довательной организации выска­зывания, планирования выска­зывания.

Афония — полное отсутствие го­ лоса (дис----- частичное).


Афферентный анализ и синтез — анализ и синтез импульса, иду­щих от рецепторов, от перифе­рии к коре головного мозга, кон-тролирующий выполнение отдельного движения, организо­ван симультанно, простран­ственно.

Брадилалия — патологически за­медленный темп речи.

Брока центр (зона) — центр мо­торной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария.

Вербализм — недостаток, при ко­тором словесное выражение у детей не соответствует конкрет­ным представлениям и поня­тиям.

Вернике центр (зона) — центр вос­приятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височ­ной извилины левого полуша­рия.

Внутренняя речь — произносимая беззвучно, скрытая, имеет мес­то в процессе мышления.

Высшие психические функции — сложные, прижизненно форми­рующиеся системные психичес­кие процессы, социальные по своему происхождению.

Гаммацизм — недостаток произ­ношения звуков г, г'.

Гемиплегия — поражение на од­ной половине тела функции про­извольной подвижности, т. е. па­ралич (парез) мышц одной половины тела.

Герц (Гц) — международная еди­ница измерения частоты коле­бания.

Гиперакузия — повышенная чув­ствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсор­ных нарушениях.

Гиперкинез — чрезмерные непро­извольные движения, возника­ющие при нарушениях нервной системы.

Гипоксия — кислородное голода­ние организма.

Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо орга­на или организма в целом вслед­ствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при наруше­ниях или утрате какой-либо функции вследствие заболева­ния, повреждений).

Деонтология — термин происходит от греческого слова «де о н» — должный. «Должное» — это то, как логопед должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим речевое расстрой­ство, с его родственниками и с коллегами по работе. Педа­гогическая Д. заключает в себе учение о педагогической этике, эстетике, нравственности.

Депривация — недостаточное удовлетворение основных по­требностей.

Дислалия — нарушение звукопро-изношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия — нарушение произно­сительной стороны речи, обус­ловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным со­стоянием мышц, речевого аппа­рата.


Каппацизм — недостаток произ­ношения звуков к, к'.

Кинестетические ощущения — ощущения положения и движе­ния органов.

Клоническая судорога — быстро следующие одно за другим кратковременные сокращения и расслабления мышц.

Коммуникативная функция речи — функция общения.

Компенсация — сложный, много­аспектный процесс перестрой­ки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Контаминация — ошибочное вос­произведение слов, заключаю­щееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам.

Коррекция нарушений речи -исправление недостатков речи. Используются также термины «устранение», «преодоление ре­чевых нарушений».

Ламбдацизм — неправильное про­изношение звуков л, л'.

Логопедия — специальная педа­гогическая наука о нарушени­ях речи, о методах их предуп­реждения, выявления, устранения средствами специ­ального обучения и воспита­ния.

Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой активности; наблюдается при сенсорных нарушениях.

Локализация функции — связь физиологических и психичес­ких функций с работой опреде­ленных участков коры головно­го мозга.

Микроглоссия — врожденное не­доразвитие языка (макро-мас-сивный язык).

Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие разнообраз­ные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.

Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с ин­тонацией.

Мутация голоса — изменение го­лоса, наступающее в результа­те возрастных изменений в го­лосовом аппарате (13—15 лет).

Мутизм — прекращение речевого общения с окружающими вслед­ствие психической травмы.

Нарушение голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений в голо-сообразующем аппарате.

Нарушения речи (синонимы — расстройства речи, ре­чевые нарушения, де­фекты речи, недостатки речи, речевые отклоне­ния, речевая патоло­гия) — отклонения в речи го­ворящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парци­альных (частичных) нарушени­ях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обус­ловленные расстройствами нор­мального функционирования психофизиологических меха­низмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н. р. — есть нарушения вербальной коммуникации.

Нарушения речевого развития — группа различных видов откло­нений в развитии речи, имеющая различную этиологию, па­тогенез, степень выраженности. При Н. р. р. нарушается ход речевого развития, проявляют­ся несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Недоразвитие речи — качествен­но низкий уровень сформированности сравнительно с нор­мой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нейролингвистика — отрасль пси­хологической науки, погранич­ная с психологией, неврологи­ей и лингвистикой.

Нейроонтогенез — созревание не­рвной системы.

Нейрон — нервная клетка с отро­стками (дендритами и аксо­ном). Нейроны подразделяют­ся на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферент­ные, несущие информацию от центра к периферии, и вставоч­ные, в которых происходит предварительная переработка импульсов.

Невропатия — конституциональ­ная нервность (повышенная воз­будимость нервной системы).

Негативизм — немотивированное сопротивление ребенка воздей­ствию на него взрослого. Рече­вой н. — упорный отказ от об­щения.

Обтуратор — приспособление для закрытия дефекта твердого нёба при его расщелинах.

Общее недоразвитие речи — раз­личные сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Ортодонтия — раздел медицины, занимающийся изучением, пре­дупреждением и лечением де­формаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.

Отраженная речь — повторенная за кем-либо.

Позотонические рефлексы — врож­денные рефлексы, проявляющи­еся в изменении позы и мышеч­ного тонуса в зависимости от положения головы.

Психическая (в том числе и рече­вая) система — сложные связи, возникающие между отдельны­ми функциями в процессе раз­вития.

Парафазия — нарушение речево­го высказывания, проявляюще­еся в неправильном употребле­нии звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи.

Патогенез — раздел патологии, изучающий механизмы возник­новения и развития болезней.

Персеверация — патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова. В основе П. лежат процессы, свя­занные с запаздыванием сигна­ла о прекращении действия.

Пренатальный — относящийся к периоду перед рождением.

Психотерапия — лечение психи­ческим воздействием.

Распад речи — утрата имевших­ся речевых навыков и комму­никативных умений вследствие локальных поражений мозга.


Релаксация — расслабление, пони­жение тонуса скелетной муску­латуры.

Рефлекс — запрещающая пози­ция — специальная поза ребен­ка, в которой достигается мак­симальное расслабление.

Рефлексы орального автоматиз­ма — врожденные Р., вызывае­мые в области рта.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физио-логическими дефектами рече­вого аппарата.

Ротацизм — неправильное произ­ношение звуков р, р'.

Сенсорный — чувствующий (про­тивоположный — моторный, двигательный).

Сигматизм — недостаток произ­ношения свистящих и шипя­щих звуков.

Синапс — специальное образова­ние, осуществляемое связь меж­ду нервными клетками.

Синдром — сочетание признаков (симптомов).

Синтагма — синтаксическая ин­тонационно-смысловая едини­ца.

Симультанный — анализ и синтез, имеющий определенный цело­стный (одновременный) харак­тер.

Сложный (комбинированный) де­фект — дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и дру­гие сочетания.

Соматический — телесный.

Сопряженная речь — одновремен­ное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Судороги — непроизвольные со­кращения мышц.

Сукцессивный — анализ (и син­тез), реализуемый по частям (последовательный), а не цело­стно.

Тахилалия — патологически ус­коренный темп речи.

Тоническая судорога — длитель­ное сокращение мышц и выз­ванное им напряженное поло­жение.

Тремор — непроизвольные ритми­ческие колебания конечностей, голоса, языка.

Фактор риска — различные усло­вия внешней или внутренней сферы организма, способствую­щие развитию патологических состояний.

Фонетико-фонематическое недо­развитие — нарушение процес­са формирования произноси­тельной системы родного языка у детей с различными речевы­ми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произ­ношения фонем.


Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анали­зу или синтезу звуковой струк­туры слова.

Фонематическое восприятие — специальные умственные дей­ствия при дифференциации фо­нем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осу­ществлять операции различе­ния и узнавания фонем, состав­ляющих звуковую оболочку слова (Ф. с. близок по значению Ф. в.).

Фонопедия — комплекс педагогичес­кого воздействия, направленно­го на активизацию и координа­цию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности обучающегося.

Экстирпация (гортани) — удале­ние.

Этиология — учение о причинах.

Эхолалия — автоматическое по­вторение слов вслед за их вос­произведением.

Церебральный — мозговой.

Язык — система знаков, служащая средством человеческого обще­ния, мыслительной деятельнос­ти, способом передачи информа­ции от поколения к поколению и ее хранения.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Вооружённые силы России – на службу народу.

Date: 2016-05-14; view: 664; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию