Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме





При прохождении педагогической практики в МБОУ г. Алзамая средней общеобразовательной школе №3 нами в качестве объектов исследования были привлечены ученики 7А и 7Б классов. Характеристика классов представлена в таблице ниже.

Таблица 1.

Характеристика учеников 7А и 7Б классов

  7А (контрольный) 7Б (экспериментальный)
  Количество учащихся    
  Возраст учеников 13-14 лет
  Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается соответствует норме, отклонений не наблюдается
  Сплоченность класса В классе отсутствуют группировки по деловым интересам и группировки отрицательного характера, дети, живущие в одном районе, проводят время и после школы. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив.
  Организованность Ученики находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.   Учащиеся ещё не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. Однако распоряжениям уполномоченных лиц подчиняются.
  Связь классного коллектива Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Принимают участие в школьных мероприятиях, а так же посещают кружки, секции, клубы, факультативы с учётом своих интересов. Класс в общешкольных мероприятиях всегда активно участвует. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, так же посещают различные кружки с учетом интересов.
  Сформированность познавательной активности и учебная мотивация Достаточный уровень. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Большинство учащихся сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности: добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Класс имеет активную группу; проявляет большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения.
  Лидерские позиции В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети.
  Отрицательные качества неусидчивость, которая мешает учебной работе

 

Мною в работе были использованы следующие методы: анкетирование, наблюдение, проверка знаний. Анкетирование было проведено до (Приложение 1) применения метода Интеллект-карт и после (Приложение 2) для выявления умения учащихся структурировать информацию.

Методика применения Интеллект-карт. В одном из экспериментальных классов (7Б, далее класс Б) было проведено 5 уроков с применением метода Интеллект-карт (Приложение 2). Одновременно в другом классе (7А, далее класс А) учебный материал по тем же темам был преподнесен ученикам в соответствии с традиционными методами (Приложение 3, приложение 4). По мере освоения материала, в конце каждого из проведенных уроков, или начале следующего для отслеживания усвоения проводились опросы по пройденному материалу, а также в заключение эксперимента для оценки качества усвоения изложенного материала были проведены тесты (Приложение 5, приложение 6) по данным темам, на основании которого были сделаны соответствующие выводы.

В результате анкетирования, проведенного до и после эксперимента (Применение технологии Интеллект-карт), было выявлено, что навык структурирования информации у учеников класса Б (экспериментальный класс) вырос на 39%, а в классе А (обычный класс) – на 3%.

 

 

Таблица 2

Процент развития навыка структурирования информации у учеников седьмых классов до и после эксперимента «Применение технологии Интеллект-карт»

Навык Класс А Класс Б
До (%) После (%) До (%) После (%)
  Умение представлять информацию в виде схем        
  Умение структурировать информацию, разделять текст на части        
  Умение составлять схему, соответствующую тексту        

Применение Интеллект-карт. При проведении первого тестирования в конце урока по теме «Особенности организации плоских червей. Приспособление к паразитизму» в каждом классе была выявлена изначальная успеваемость классов, а так же качество знаний учащихся, относительно которых в дальнейшем проводилось сравнение с другими опросами на занятиях, для выявления действия методики Интеллект – карт. Результатами тестирования в классе А (обычный класс) были: успеваемость - 100%, качество знаний - 77%; в классе Б (экспериментальный класс): успеваемость - 100%, качество знаний - 68% (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1. Результаты первого тестирования

Исходя из полученных данных, видно, что ученики класса А в начале проведения эксперимента по уровню знаний имеют некоторое превосходство над учащимися класса Б. В связи с тем, что проводимые опросы были короткими, была введена шкала оценки: «пять» - высокий уровень знаний, «четыре» - средний, «три» - низкий.

Далее, в начале каждого следующего урока проводился опрос по пройденному материалу. По результатам опросов успеваемость в обоих классах составила 100%. Данные о качестве знаний приведены в таблице 2 и диаграмме 2.

 

Таблица 2

Качество знаний учащихся согласно результатам опросов

Класс Показатель Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5
А Качество знаний (%)        
Б        

 

 

Диаграмма 2. Качество знаний в процентном соотношении

В заключение эксперимента было проведено заключительное тестирование по всем пяти изученным темам. Результатами тестирования в классе А (обычный класс) были: успеваемость - 100%, качество знаний - 64%; в классе Б (экспериментальный класс): успеваемость - 100%, качество знаний - 82% (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Результаты заключительного тестирования

Сравнивая и анализируя данные, отображенные в диаграмме 1 «Результаты первого тестирования» и диаграмме 3 «Результаты заключительного тестирования», становится очевидным результат улучшения усвоения материала на уроке учениками класса Б и как следствие увеличения положительных оценок по сравнению с учениками класса А.

Таким образом, разработав планы-конспекты уроков по биологии с использованием Интеллект-карт и применив их в седьмых классах общеобразовательной школы №3 г. Алзамая, мы пришли к выводу о том, что обучающиеся седьмого класса, в котором использовали технологию Интеллект-карт, наиболее полно усваивают учебный материал, а также при продолжительном применении данной технологии у учеников совершенствуются навыки обработки информации, что свидетельствует о подлинной эффективности данной технологии на уроках биологии.


 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Рассмотрев технологию применения Интеллект-карт на уроках биологии в седьмых классах общеобразовательной школы, мы пришли к выводу о том, что данная технология соответствует по структуре и содержанию идеологии проведения уроков в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. При использовании этой технологии на уроках биологии у учащихся совершенствуются навыки обработки информации, формируется готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, приобретается опыт использования методов выявления биологических взаимосвязей. Данные положения были подтверждены практически в рамках опытно-экспериментальной работы седьмых классах МКУ г. Алзамай средней общеобразовательной школе №3.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в России происходят изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и в области образования. В национальной политике образования уже несколько лет разрабатываются новые программы, направленные на совершенствование и модернизацию системы обучения в школе. Это обусловлено переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из основных задач современной школы является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Система образования не может находиться в стороне от происходящих новшеств, перемен, инноваций, образование и научно-технические процессы, происходящие в мире, должны находится в тесном взаимодействии для успешного и эффективного обучения.

Целью данной работы мы ставили использование технологии Интеллект-карт на уроках биологии в седьмых классах общеобразовательной школы.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

1) изучить современные образовательные технологии, используемые в практике общеобразовательной школы;

2) рассмотреть основные требования, предъявляемые к освоению биологии в основной образовательной программе основного общего образования в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС);

3) рассмотреть использование технологии Интеллект-карт на уроках биологии в седьмых классах общеобразовательной школы;

4) разработать уроки с использованием Интеллект-карт.

Это позволило нам сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество педагогических технологий, которые наиболее полно и качественно систематизированы Г. К. Селевко и В. П. Беспалько. В рамках введения федеральных государственных стандартов актуальными для нас стали современные педагогические технологии, ориентированные на педагогическое взаимодействие – технологии личностно-ориентированного и перспективно-опережающего обучения. К последним относится технология Интеллект-карт. Рассмотрев основные требования, предъявляемые к освоению биологии в основной образовательной программе основного общего образования в связи с введением ФГОС мы пришли к выводу о том, что введение ФГОС – процесс сложный и трудоемкий для каждого учителя. Исследование современных педагогических технологий и методов обработки информации позволяет в данном случае безболезненно перейти к изменению структуры урока и деятельности учителя по ФГОС.

Рассмотрев технологию применения Интеллект-карт на уроках биологии в седьмых классах общеобразовательной школы, мы пришли к выводу о том, что данная технология соответствует по структуре и содержанию идеологии проведения уроков в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. При использовании этой технологии на уроках биологии у учащихся совершенствуются навыки обработки информации, формируется готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, приобретается опыт использования методов выявления биологических взаимосвязей.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабич А.В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов: учебное пособие / А.В. Бабич. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 223 с.: ил., табл. — (Основы информационных технологий).- ISBN 978-5-9963-0445-5

2. Балан, И.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции / И. В. Балан // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ. — 2014. –С. 2706–2711.

3. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№ 9.-С.14-15.

5. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С.В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- № 6. - С. 30-39.

6. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Обновление деятельности учителя биологии в соответствии с требованиями ФГОС» / ДПП ПК Е 11/ Разработана на основе ЛОП «Педагогика и методика обучения биологии». -2013.

7. Интеллект карты/ тренинг эффективного мышления. Как рисовать карты (от Сергея Шипунова) Copyright © 2003-2009 Сергей Шипунов

8. Интеллект карты/ тренинг эффективного мышления. Как рисовать от Тони Бьюзена. Copyright © 2003-2009 Сергей Шипунов

9. Интеллект карты/ тренинг эффективного мышления. Как рисовать карты (от Сергея Шипунова) Copyright © 2003-2009 Сергей Шипунов

10. Интеллект карты/ тренинг эффективного мышления. Как рисовать от Тони Бьюзена. Copyright © 2003-2009 Сергей Шипунов

11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.

12. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№ 4.-С.13-27.

13. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»:- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2010.

14. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№ 6-С.44-66.

15. Лугина Н.Э. Интеллект-карта: технология изображения информации: учебное пособие / Н.Э. Лугина.- Томск, Издательство ТУСУРа, 2012

16. Нaст Д. Эффект визуaлизaции. Кaк использовaть скрытые возможности мозгa, учиться быстрее, зaпоминaть больше и достигaть успехa в бизнесе / Д. Наст. – Эксмо, 2008.-254 с.- ISBN 5699275444

17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

18. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – C. 15-16

20. Симонова, М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения / М. В. Симонова // Научные исследования в образовании. — 2008. — № 6. — С.44–47.

21. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2009.

22. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.

23. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. “Библиотека учителя”. – М.: Вентана-Граф, 2001.

24. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО “Столетие”, 1995.

25. Ярцева С.В. Биология в школе: реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С.В. Ярцева. - Народное образование - 2010. - № 6. - С. 23-27.

26. Супермышление — это просто! [Электронный ресурс]: Менеджмент.com.ua.:. Інтернет-портал для управлінців / И. Примак // «Управление компанией» — 2008. — № 2. — Режим доступа: http://www.management.com.ua/interview/int148.html. — 10.04.2015.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета

Дорогие ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты

1. Умеете ли вы представлять информацию в виде схем?

(обвести правильный ответ) Да Нет

 

2. Приведен текст:

«На пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них – пеницилл. Грибница пеницилла, в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарства для лечения многих болезней».

На сколько частей вы бы разделили этот текст? ________________

3. Дан текст:

«С давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба, пива, вина. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки. Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Освобождающиеся при этом энергия используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте, делают его легким и пористым».

Нарисуйте схему, соответствующую данному тексту.

Приложение 2

Анкетирование

1. Умеете ли вы представлять информацию в виде схем?

(обвести правильный ответ) Да Нет

 

1. Приведен текст:

«Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, овес, ячмень, просо, кукурузу. Чаще всего споры головни попадают на здоровые зерновки во время уборки урожая и молотьбы и сохраняются на них до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растет внутри стебля, питаясь его косяками. Ко времени цветения злаков грибница головневого гриба достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образуется массу спор, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки. Чтобы уничтожить споры головни, зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальными препаратами. Головня может поражать не только злаки, но и другие растения».

На сколько частей вы бы разделили этот текст? _______________

2. Дан текст:

«Многие шляпочные грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые маслята, подосиновики, подберезовики, грузди. Образование плодовых тел у грибов различных видов происходит в разное время. Как правило, первыми в конце апреля – начале мая появляются сморчки и стручки, затем шампиньоны. В середине июня, когда колосится рожь, появляются подберезовики. Вслед за ними – маслята, подосиновики, сыроежки. Со второй половины лета вплоть до первых заморозков плодовые тела образуют грибы всех видов. В засушливую погоду плодовые тела грибов начинают расти только в конце лета, а при наступлении раннего похолодания рост их прекращается».

Нарисуйте схему, соответствующую данному тексту.


Приложение 3

План урока: «Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму».

Цели: познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности плоских червей; научиться выявлять черты высокой организации по сравнению с кишечнополостными; продолжить формирование умений работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

1. Выявить особенности строения червей-паразитов классов ленточные черви и сосальщики, отличия в жизнедеятельности и строении паразитических и свободноживущих плоских червей.

2. Развитие навыков и умений работы с Интеллект-картами.

3. Познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов и способами заражения червями.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

Известно около 25 тыс. видов. Тип Плоские черви делится на три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные.

Характерные признаки типа:

1. Трехслойные многоклеточные животные.

2. Двусторонняя симметрия.

3. Тело вытянуто и сплющено.

4. Не имеют полости тела.

5. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.

6. Есть специальные органы выделения – разветвленные канальцы.

7. Гермафродиты, т.е. имеют и мужские и женские половые органы.

8. Обитают во всех средах обитания, в том числе паразитируют и на других организмах.

 

Классификация классов типа Плоские черви:

Ресничные: почти все представители имеют реснички на всей поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну у обитателей пресных водоемов, у наземных – просто передвижение при помощи них. Тело червя выделяет слизь, тем самым защищает его от высыхания. Около 3тыс. видов: морские, пресноводные, почвенные. Многие ресничные черви – хищники и нападают на более крупную добычу. Некоторые питаются водорослями. Внутриклеточное пищеварение. Обладают высокой регенеративной способностью.

Представитель: молочно-белая планария. Обитает в заиленных частях прудов и ручьев. Длина 1,5см., листовидной формы без придатков. У некоторых ресничных имеются небольшие щупальцевидные выросты.

 

Сосальщики: Это черви паразиты. Поэтому у них есть специальные органы прикрепления – присоски.

Форма тела чаще всего листовидная. Сложный жизненный цикл, т.к. имеется промежуточный хозяин. Включает около-4 тыс. видов. Типичный представитель-печеночный сосальщик. Паразитирует в желчных протоках печени, желчном пузыре.

Жизненный цикл печеночного сосальщика: яйцо - личинка с ресничками - промежуточный хозяин - личинка с хвостом – циста - основной хозяин.

 

Ленточные: Это тоже паразиты. Паразитируют в основном в организме позвоночных животных. На голове у них различные приспособления при помощи которых они прикрепляются к телу хозяина. Например: бычий цепень. Основной хозяин – человек, у которого взрослая половозрелая форма паразитирует в кишечнике. С фекалиями человека яйца червя попадают в траву, сено или другой корм крупного рогатого скота, который является промежуточным хозяином. В желудке скота из яиц выходят личинки. Которые впоследствии попадают в кровеносные сосуды и током крови разносятся по всем органам. Человек же заражается при употреблении сырой или полусырой говядины. И уже в кишечнике человека развивается взрослый бычий цепень. Он может достигать длины от 4 – 10 метров. Ленточная форма червя может жить в кишечнике человека до 15 лет. Так же очень опасным является ленточный червь – эхинококк, которым можно заразиться через грязную шерсть собаки и получить тяжелое заболевание печени.

 

Значение плоских червей вы запишите самостоятельно. Прочитав пункт параграфа.

Меры борьбы:

1. Длительное проваривание мяса.

2. Потребление только кипяченой воды.

3. Соблюдение правил личной гигиены.

4. Санитарный контроль выпаса скота.

Закрепление.

В чем отличие плоских червей от кишечнополостных?

На какие классы делится тип Плоские черви?

Назовите червей -паразитов?

Какие меры борьбы с ними вам известны?

Домашнее задание: стр.118-120, сравнить классы Плоских червей.

 


Приложение 4

План урока: «Особенности организации круглых червей. Аскарида человеческая».

Цели: познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей; научиться выявлять черты высокой организации по сравнению с кишечнополостными; продолжить формирование умений работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

4. Выявить особенности строения круглых червей.

5. Развитие навыков и умений работы с Интеллект-картами.

6. Познакомить учащихся с основным представителем круглых червей и способами заражения червями.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

Известно около 20 тыс. видов.

Характерные признаки типа:

1. Трехслойные многоклеточные животные.

2. Двусторонняя симметрия тела.

3. Веретеновидная форма тела

4. Имеется полость тела.

5. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.

6. Органы выделения – одноклеточные кожные железы.

7. Раздельнополые.

8. Паразитирует в кишечнике человека.

 

Тип Круглые черви (нематоды)

Многие нематоды ведут свободный образ жизни. Обитают на дне океанов, морей, рек и др. водоемов. Почвенные нематоды- нематоды, живущие в почве, они связаны с корневой системой растений. Так же паразитируют на грибах, растениях и животных. Паразиты достигают длину в несколько метров, чем свободноживущие нематоды.

Строение нематод.

Веретеновидная форма тела, ближе к концам сужается. Круглое при поперечном сечении, за счет чего они получили данное название. Снаружи покрыта кутикулой выделяемая телом, которая защищает от механических повреждений. Под кутикулой расположен мышечный слой. Полость тела заполнена не паренхимой, как у плоских червей, а жидкостью, наподобие крови.

Нервная система.

Образована окологлоточным нервным кольцом вокруг передней части пищевода.

Органы чувств.

Имеются только у свободноживущих нематод и развиты слабо. Органы осязания в виде бугорков или щетинок расположенных вокруг рта. У морских нематод имеются пигментные пятна (примитивные глазки).

Date: 2016-05-14; view: 1190; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию