Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы собственности на землю





Основными формами земельной собственности были:

- вотчина (наследственное землевладение)

- поместье (условное землевладение).

Вотчины делились в соответствии с характером субъектов на дворцовые, церковные, частновладельческие и способами их приобретения (родовые, выслуженные, купленные). Для родовых вотчин устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода. К 16 в. родовые права на им-во стали ограничиваться правом родового выкупа и родового наследования. Первоначально право родового выкупа распространялось только на им-ва, отчужденные посредством возмездных сделок (купли-продажи, залога, мены), и лишь позднее стало распространяться на безвозмездные сделки с родовыми имуществами (дарение, завещание). Субъектом собственности купленных вотчин являлась семья (муж, жена). Предполагалось, что вотчины приобретены супругами совместно и на их общие средства. Правовой статус жалованной вотчины зависел от конкретных факторов: чаще всего круг правомочий вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. На практике пожалованные вотчины приравнивались к купленным.

Первое упоминание термина «поместье». Имущественные отношения: вотчины, церковное землевладение, крестьянские земли. Появляется частное земельное поместье (за службу, на время службы). В период феодальной раздробленности существовало 2 вида гос. службы: воинская и придворная. За службу получали поместный оклад: полевые наделы; рыбные охотничьи угодья; поместные дворы. Размер зависел от места службы помещика - с Москвы или с городов. Поместье выдавалось там, где служили дворяне. Служба начиналась с 15 лет. С момента рождения дворяне записывались на службу. Если погибая дворяне, у которых нет сыновей, то его вдове и дочерям доставался прожиток. (Если умирал в военном походе, то 20 % жене, а 5 % дочери; если дома, то прожиток уменьшался в 2 раза). Прожитком могли пользоваться до вторичного замужества, до смерти, до пострижения в монашки. После 15 лет «девушку под венец»; «юношу на коня». В семье дворянина должны все служить. Мать - вдова выступала в качестве опекуна имущества, кот. передавалось детям. Женщины поместье не наследовали. С конца XV - XVII в. порядок наследования не был закреплен в праве. Бояре-вотчинники имели право распоряжаться своей землей. До 1762 г. дворяне не имели права распоряжаться землей.

 

15. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г.

Система преступлений выглядела следующим образом:

· Преступления против Церкви: богохульство, «совращение» в иную веру, прерывание хода литургии в храме и т. д.

· Государственные преступления: любые действия, направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена. Иногда по этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и члены их семей, однако только в том случае если они знали об "измене" своего близкого[4].

· Преступления против порядка управления: самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, дача ложных свидетельских показаний, ложное обвинение («ябедничество»), содержание питейных заведений без особого разрешения и т. д.

· Преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, продажа краденого или чужого имущества, обложение пошлинами освобождённых от неё лиц и царских особ

· Должностные преступления: лихоимство (взяточничество, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела), подлоги по службе, воинские преступления (мародёрство, побег из расположения войска) и т. д.

· Преступления против личности:

· убийство,

· нанесение увечий,

· побои,

· оскорбление чести.

· Не наказывалось убийство вора, пойманного на месте преступления.

· Имущественные преступления:

· татьба (кража),

· конокрадство (как отдельный вид преступления),

· кража овощей из огорода и рыбы из садка (как отдельный вид преступления),

· разбой,

· грабёж,

· мошенничество,

· поджог,

· порча чужого имущества.

· Преступления против нравственности: «непочитание детьми родителей», сводничество, «блуд» жены, половая связь господина с «рабой».

Наказания и их цели [править | править вики-текст]

Система наказаний выглядела следующим образом: смертная казнь (в 60 случаях), телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящие наказания,конфискация имущества

, отстранение от должности, штрафы.

· Смертная казнь — повешение, отсечение головы, четвертование, сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также «заливание раскалённого железа в горло» за фальшивомонетничество.

· Телесные наказания — разделялись на членовредительные (отсечение руки за кражу, клеймение, урезание ноздрей и т. д.) и болезненные (битьё кнутом или батогами).

· Тюремное заключение — сроки от трёх дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляными, деревянными и каменными. Тюремные сидельцы кормились за счёт родственников или подаянием.

· Ссылка — наказание для «высокородных» лиц. Была следствием опалы.

· Бесчестящие наказания — также применялись для «высокородных» лиц: «отнятие чести», то есть лишение званий или понижение в чине. Мягким наказанием этого типа был «выговор» в присутствии людей того круга, к которым относился правонарушитель.

· Штрафы — назывались «продажа» и назначались за преступления, нарушающие имущественные отношения, а также за некоторые преступления против жизни и здоровья человека (за увечье), за «понесение бесчестья». Также применялись за «лихоимство» в качестве основного и дополнительного наказания.

· Конфискация имущества — как движимое, так и недвижимое имущество (иногда и имущество жены преступника и его взрослого сына). Применялось к государственным преступникам, к «лихоимцам», к чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением.

Важно отметить, что пункты 18 и 20 главы XXII предусматривают помилование, если убийство было совершено неумышленно.

Цели наказания[5]:

1. Устрашение.

2. Возмездие со стороны государства.

3. Изоляция преступника (в случае ссылки или тюремного заключения).

4. Выделение преступника из окружающей массы людей (урезание носа, клеймение, отсечение уха и т. д.).

Следует особо отметить, что помимо общеуголовных наказаний, существующих по сей день, были и меры духовного воздействия. К примеру, мусульманин, обративший православного в ислам, подлежал смертной казни путём сожжения. Неофита же следовало отправить напрямую к Патриарху, для покаяния и возвращения в лоноПравославной церкви

[6]. Видоизменяясь, эти нормы дошли до XIX века и сохранились в Уложении о наказаниях 1845 года.

 

16. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г.

В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского, так и уголовного).

1. «Вчинание» — подача челобитной жалобы.

2. Вызов ответчика в суд.

3. Судоговорение — устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.

Доказательства были многообразны: свидетельские показания (не менее 10 свидетелей), документы, крестное целование (присяга).

Процессуальные мероприятия, направленные на получение доказательств:

1. «Обыск» — заключался в опросе населения по факту совершения преступления или о конкретном (искомом) лице.

2. «Правёж» — осуществлялся, как правило, по отношению к неплатежеспособному должнику. Ответчик подвергался процедуре телесного наказания розгами. Например, за долг в 100 рублей пороли в течение месяца. Если должник уплачивал долг или у него находились поручители, правёж прекращался.

3. «Розыск» — комплексные мероприятия, связанные с выяснением всех обстоятельств «государева» дела или и других особо тяжких преступлений. При «розыске» часто применялась пытка. Применение пытки регламентировалось в Уложении. Её было можно применять не более трёх раз с определённым перерывом.

 

17. Правовые основы абсолютной монархии в России.

Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями:

* Во второй половине XVII века перестали созываться Земские соборы, которые в значительной мере ограничивали власть монарха. Вместе с тем продолжалась практика созыва совещаний различных сословий.

* Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю.

* Было создано постоянное войско, монарх стал менее зависим от дворянского войска (шесть тысяч человек), так как численность стрельцов, рейтаров, драгун и солдат в 1681 году составила 82 тысячи.

* Царь получил финансовую самостоятельность и имел возможность создавать и содержать огромный государственный аппарат.

* Упало значение Боярской Думы (к 1688 году в ней было 68 гл. из дворян и 28 - из бояр). Место Боярской Думы заняла "Ближняя" или "Тайная" Дума. В 1711 году функции Думы полностью перешли к "Ближней Канцелярии". Совет канцелярии состоял из 8-14 человек и назывался "Конзилией". В феврале 1711 года с учреждением Сената Ближняя Дума прекратила существование как последний орган, ограничивающий власть монарха.

* В этот период происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству. 20 октября 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Духовный Синод присвоили Петру I титул "Отца Отечества, Императора всероссийского", что также сыграло определенную роль в укреплении власти монарха.

* В начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: "...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благо мнению управлять".

В Регламенте (Уставе) духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована абсолютная власть: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".

Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.

 

18. Реформы государственного аппарата при Петре I.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенат изначально должен был заменять главу государства в период его отсутствия (во время военных компаний). Но стал постоянно действующим органом исполнительной власти. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать торговлю, контролировать деятельность администрации, контролировать правосудие, контролировать деятельностью губернаторов и негласный политический надзор за деятельностью государственных учреждений. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым».
В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором налогов,финансы государства, Штатс-контор-коллегия – расходами государства, Ревизион-коллегия – контролем за исполнением бюджета, доходы и расходы государства связанные с содержанием армии и государственного аппарата, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная-дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металаллургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Малороссийская коллегия (учреждена в 1722 г.) обладала территориальным характером. Была создана для управления Восточной Украиной. Кроме того, действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. В 1721 г. должность патриарха-главы русской церкви была упразднена, практически отменена тайна исповеди. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику-обер-прокурору. В 1722 г. были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов-один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев.
С целью укрепления власти на местах страну в 1708 г. разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и по этому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

19. Реформы местного управления Петра I и Екатерины II.

Новый этап в укреплении самодержавной власти и организации местного управления и самоуправления в России начинается с реформаторской деятельности Петра I.

Первый этап административных реформ (1699-1708) - это попытки преодолеть недостатки приказной системы управления путём частичных изменений. В области местного самоуправления административная реформа преследовала цель создать хотя бы минимум «законодательной базы» для обеспечения развития городов. Сделать это предполагалось путём изъятия посадского населения из ведения воевод и замены этой власти посадским самоуправлением.

30 января 1699 года были изданы два указа об учреждении Бурмистерской палаты (позднее переименованной в Ратушу) в Москве и земских изб в остальных городах Состав Бурмистерской палаты и земских изб был выборным, так как их члены, бурмистры, избирались сотнями и слободами, т.е. торгово-промышленным населением, также сёлами и деревнями. Если Ратушу можно рассматривать как центральный координационный орган, то бурмистры и ратманы выступали в качестве представителей местного самоуправления (посадское самоуправление имело ярко выраженный сословный характер, а значит говорить о создании системы местного самоуправления можно с натяжкой). Выборные учреждения, а именно: «бурмистры» и «ратманы» поступали в полное распоряжение центральной правительственной власти.

Второй этап (1708-1713). - осуществление губернской реформы, которая в свою очередь имела последствия для местного управления:

• Губернаторы получили всю полноту административной, финансовой, судебной и военной власти;

• Компетенция Ратуши оказалась ограниченной пределами московской губернии. 1713год - введение ландратных советов (из местных дворян избирались 8-12 человек). По представлению губернатора состав ландрата утверждался Сенатом. Эти советы должны были участвовать в решении местных дел, что создавало для дворян предпосылки более активно

заниматься вопросами местного самоуправления. На практике ландрат не стал выборным представителем губернского дворянского общества,а превратился в чиновника особых поручений Сената и губернатора. Созданная в ходе первой областной реформы система управления (и местного в том числе) оставалась крайне громоздкой и дублирующей.

1718 год - начинается подготовка второй областной реформы (в рамках которой было предусмотрено и реформирование местного управления). Проект местного управления был

поручен Г. Фику - немецкому специалисту по экономике, праву и государственному устройству. Он предложил трёхступенчатую административную систему. Однако его проект не получил одобрения Сената, т.к. к работе низшей административной единицы предполагалось привлечь крестьян. Сенаторы заявили: «В уездах из крестьян умных людей

нет».

В ходе этой реформы было создано 50 провинций, в основу создания которых был положен принцип административного и отчасти экономического тяготения тех или иных территорий к крупным городам. Управление дистриктами (в 1727-1728 г.г. они вновь были заменены на уезды) было возложено на земских комиссаров, подчинённых губернаторам. i Число местных учреждений резко увеличилось, но сама система управления приобрела более чёткие формы. В1721 году была проведена вторая городская реформа Петра I, в ходе которой:

- население городских посадов вновь изымалось из ведения местной администрации и подчинялось в крупных городах - магистратам, в остальных - ратушам;

- круг деятельности магистрата был шире, чем прежней земской избы (судебные функции, ведение полицией, управление городским хозяйством).

- возникла система двойного подчинения: с одной стороны, все магистраты и ратуши подчинялись Главному магистрату (своего рода преемник Бурмистерской палаты и Ратуши), а с другой - подчинялись Камер-коллегии (сбор налогов), Мануфактур - и коммерц-коллегиям по вопросам управления экономикой.

- в то же время магистрат не отменял выборных властей города, а становился над ним.

В целом, сложившаяся система государственного управления, в том числе местного управления, в ходе административных реформ Петра I отличалась устойчивостью (во второй четверти XVIII века в неё вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие её основополагающих принципов).

Принципиальная реформа городского самоуправления была проведена при Екатерине П (1762-1796), которая начала социально-экономические и политические преобразования сразу после двух тяжелейших войн (с Пруссией и Турцией), подавления Пугачёвского восстания, а также в условиях государственной и хозяйственной разрухи. Именно с этого времени местное самоуправление стало выступать как конкретное, реальное образование, имеющее содержание и форму, количественные и качественные характеристики.

1775 год - создание Учреждения о губерниях, которое ввело новое административно-территориальное деление России (в основу был положен демографический принцип -численность податного населения).

Учреждение о губерниях вводилось постепенно: первые губернии Тверская и Смоленская открыты 25 января 1776 года, а последняя - Кавказская - 21 января 1786 года, причём одновременно происходили выборы должностных лиц по уездам, на устройства празднеств выделялись специальные кредиты.

В результате реформы произошло разделения власти на исполнительную и судебную (что является характерной чертой буржуазного строя). Причём члены земского суда не назначались, а выбирались дворянским уездным собранием.

В уездах, как и в губерниях, происходит формирование финансово-экономических органов управления: уездных казначейств и казённых палат (функциями которых являлось: сбор иучёт доходов и расходов губерний и уездов).

В системе местного управления новым учреждением стали Приказы общественного презрения (т.е. попечение и надзор за школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями), но управлять особо было нечем, только в 80-х годах была создана система народных училищ.

Другим законодательным актом, оказавшим большое влияние на формирование системы местного управления, была Жалованная грамота городам 1785 года.Согласно данному акту: вводились новые органы сословного самоуправления (в городах формируется Городская дума, собиравшаяся три раза в год и избирающая городскую голову, на которого возложены распорядительные функции). В свою очередь, все шесть сословий и сословных категорий выбирали гласных, а те - постоянный исполнительный орган - Шестигласную думу, в которую входили: городской голова и по одному представителю от каждой сословной категории (гильдейское, купечество, именитые горожане, посадские).

Шестигласная дума:

- Обеспечивала благосостояние горожан;

- Общественный порядок;

- Содействовала приросту городских доходов, торговле;

-Занималась строительством площадей, пристаней, амбаров, складов, школ, больниц.

Жалованная грамота городам - это своего рода обширная программа «социально-экономического» развития городов, но реальной властью в городе была не городская дума, а городничий, назначаемый правительством и подотчётный губернатору.

Таким образом, ни областная, ни городская реформы Екатерины II не создали системы местного самоуправления, (они не ставили такой цели), но сформировали достаточно действенный механизм местного управления, в котором присутствовали отдельные элементы самоуправления.

Созданная в ходе реформ Екатерины П схема управления просуществовала с незначительными изменениями вплоть до эпохи великих реформ Александра П.

Причина, по которой реформы Петра I и Екатерины II не привели к созданию системы местного самоуправления заключалась в том, что в России в тот период еще не сложилось

сильное и влиятельное третье сословие.

 

 

20. Сословные реформы Петра I и Екатерины II.

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

· государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

· дворцовые, принадлежавшие лично царю;

· посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

21. Изменения в регулировании имущественных отношений, праве наследования в первой четверти XVIII в. Указ от 23 марта 1714 года «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах».

22. Уголовное право по Артикулу воинскому 1715 г.

. В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского.
Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.
2. Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений.
3. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным.
4. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта; душевная болезнь; малолетство преступника; служебное рвение, в пылу которого совершено преступление; неведение и давность. Состояние опьянения, прежде бывшее смягчавшим вину обстоятельством, стало относиться к отягчающим обстоятельствам.
Законодатель вводил понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались.
5. Институт соучастия в преступлении был недостаточно разработан. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого.
6. Артикулы включали следующие виды преступлений:
• религиозные преступления: чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж;
• государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.;
• должностные преступления;. ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, казнокрадство, неплатежи налогов и др.;
• воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д.;
• преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;
• преступления против благочиния: укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей;
• преступления против личности: убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.;
•имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество;
• преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией.
7. Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников.
Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные наказания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права.

 

23. Судебные органы и процесс по «Краткому изображению процессов или судебных тяжб» и Указу «О форме суда».

Указ от 30 марта 1716 г. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» в основном регулировал военно-инквизиционный процесс. Военный суд имел две ступени: полковой кригсхерт и генеральный кригсхерт - высшая инстанция. Глава 1 «О суде и судьях» установила состав суда и должностных лиц при суде. В состав суда входили: президент, асессоры, аудитор, а также технический персонал (секретарь или протоколист, адъютант). Статья 6, определяя конструкцию судов, указывала на ее коллегиальность в отличие от Соборного Уложения 1649г., допускавшего осуществление правосудия судей единолично (ст. 149 гл. 10). Полный состав суда определялся в 13 членов, но допускался и сокращенный - 7 членов. Поскольку судьи не являлись специалистами в юриспруденции, то вводилась должность компетентного лица - аудитора, который наблюдал за правильным ведением судопроизводства.

В военных судах правом пересмотра уголовных дел пользовался фельдмаршал (ст. 6 гл. 1 «О приговорах») по жалобам на приговоры полковых кригсхертов. Апелляция к фельдмаршалу рассматривалась не как прошение о пересмотре дела, а как жалоба на судью. Таким образом, по своей законодательной технике «Краткое изображение процессов...» имело большое значение. В нем была дана основная схема судоустройства и некоторые общие положения процесса, своеобразно разделенного на три основных части. каз «О форме суда», изданный 5 ноября 1723 г., внес ряд новых положений в процессуальное законодательство. Закон различал два вида челобитчиков: истец - в гражданском процессе и доноситель в уголовном. Статья 3 указа запрещала возбуждение встречного иска или встречного обвинения до окончания судебного следствия по основному делу. Арестованные ответчики содержались за счет истца.

Указ «О форме суда», как и предшествующие процессуальные законы, не предусмотрел еще таких этапов процесса, как прения сторон и заключительное слово подсудимого. Приговор выносился по отдельным пунктам обвинений, а не общий для всего деля.

Этим указом в большинство судов устанавливалась единая форма процесса, регламентировался порядок судебного следствия. Был введен институт доверенности. Указ установил единую форму процесса для большинства судов.

 

 

24. Реформы органов государственной власти в первой четверти XIX века.

25. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века.


26. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи 1832 года.

Свод зако́нов Росси́йской импе́рии (рус. дореф. Сводъ Законовъ Россiйской Имперiи) — официальное издание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, подготовленное Вторым отделением под руководством М. М. Сперанского в начале николаевской эпохи и переиздававшееся полностью или частично вплоть до Октябрьской революции. Состояло из пятнадцати томов, включавших в том числе основные законы, законодательство о губернских учреждениях, государственных финансах, правах состояния, акты в сфереадминистративного права

, гражданские и уголовные законы, а также указатели, вспомогательные материалы и другой справочный аппарат; кроме отдельных изданий томов Свода законов выходили также продолжения к Своду. В 1892 году в Свод был добавлен шестнадцатый том, в который были выделены законы о судопроизводстве.

Принятый в результате предпринимавшихся ещё с начала XVIII века попыток российской верховной власти посистематизации законодательства

, Свод законов знаменовал собой новый этап в истории развития отечественного права, сменив множество нормативных актов, разбросанных в различных источниках и зачастую неизвестных правоприменителю, на упорядоченное собрание законов, доступное всем государственным органам и подданным империи, и став тем самым важным средством обеспечения законности. Являясь выдающимся достижением русской правовой мысли первой половины XIX века, впервые обобщил и сформулировал многие юридические понятия, способствовал становлению правовой системы России и оказал значительное влияние на развитие юриспруденции. Вместе с тем составители Свода не имели возможностивносить принципиальные изменения

Date: 2016-06-09; view: 206; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию