Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение активных методов обучения в педагогической науке

Традиционные» и инновационные методы обучения в современной высшей школе

Формы и методы образования в вузе складывались исторически. «Традиционными» формами обучения в высшей школе являются лекция и семинарские (практические, лабораторные) занятия.

Что подразумевается под «традиционными» и «инновационными» методами обучения?

Традиционные методы предполагают определенную последовательность построения и освоения материала. Эта последовательность строилась по принципу «от простого» (единичных понятий) – к более сложному (включению понятий в более сложные системы ассоциативных связей). На этой основе формируются суждения и умозаключения, а также осуществляются все операции мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение). Это – классические методы образования (формирования теоретического мышления). Они предполагают «классическое» научение - целенаправленную передачу знаний и их «повторение» в репродуктивной форме (ответы студентов на семинарах, коллоквиумах, зачетах и экзаменах, оцениваемые педагогом). По сути, это «знаниевый» подход, сформировавшийся при переходе человечества от варварства к цивилизации.

Инновационные методы обучения - те, которые стимулируют познавательную и творческую активность обучающихся. Именно поэтому их называют активными методами обучения.

Определение активных методов обучения в педагогической науке

Термином «активность» (от лат. activus – действенный) обозначается качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Позитивная социальная активность личности характеризуется социально значимыми результатами в сочетании с компетентностью.

Выделяется:

1) Социальная (профессиональная) активность – деятельное отношение человека к жизни общества (и профессионального сообщества, к профессии в целом, ее целям и ценностям). Личность в данном случае выступает носителем и выразителем основных социальных норм, ценностей и идеалов.

2) Познавательная активность – деятельное состояние личности, выражаемое в устойчивом стремлении к знаниям и проявлении волевых усилий в овладении знаниями. Познавательная активность бывает трех видов: репродуктивная (воспроизводящая); интерпретирующая; творческая.

3) Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от педагога организации процесса обучения, который способствует формированию у обучающихся инициативности и самостоятельности, прочной системы знаний, практических умений и навыков.

Активные методы обучения предполагают:

а) Формирование активности как личностного качества обучающихся;

б) Активизацию самого процесса обучения с целью повышения его эффективности и достижения значимых образовательных результатов. [32]

Активные методы обучения направлены на стимулирование познавательной активности обучающихся (как групповой, так и индивидуальной).

За последнее десятилетие в педагогической науке все более часто используется термин «интерактивные методы обучения» (или «интерактивное обучение»). Термины «активные» и «интерактивные» методы обучения сегодня, по сути, употребляются как синонимы, поскольку активизация познавательной деятельности студентов осуществляется в форме интенсивного взаимодействия в группе.

Интерактивность (дословно: интеракция – взаимодействие, обмен действиями) – предполагает включение обучающихся в общую групповую деятельность, в процессе которой происходит расширение сознания, влияние на установки и ценности, переориентация внимания с собственного «Я» на другого человека.

В процессе интерактивного взаимодействия процессы развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности осуществляются более интенсивно - в отличие от «традиционного» (репродуктивного) обучения. Каждый обучающийся имеет возможность обогатить свой теоретический и практический опыт через сравнение с опытом других, взаимодействие и сотрудничество. И, соответственно, выработать более эффективные модели деятельности и поведения.

Именно поэтому интерактивные методы обучения сегодня получают все большее признание в общемировой педагогической практике.

К интерактивному обучению относятся:

1. Мультимедийные (информационные) технологии, позволяющие осуществлять дистанционное обучение, проводить вебинары в режиме on-line, компьютерные симуляции и т.д. (Это – тема отдельных методических рекомендаций).

2. Активное групповое взаимодействия в процессе освоения знаний, умений и овладении навыками. На этой основе формируется когнитивная, аффективная и конативная (поведенческая) сферы личности.

Наша задача – показать возможности организации и применения группового взаимодействия в процессе обучения. Поэтому термины «активные методы обучения» и «интерактивные методы обучения» мы используем как синонимы, поскольку они имеют общие образовательные цели и принципы организации деятельности обучающихся.

К активным (интерактивным) методам обучения относятся:

В рамках информирующей стратегии:

– Лекция с элементами эвристической беседы;

– Лекция- дискуссия;

– Лекция с обратной связью;

– Лекция-консультация

В рамках проблемно-дискуссионной стратегии:

– Дискуссия (дебаты);

– Модерация (с ее техниками: синектики, мозгового штурма, смыслового поля, mind-mapping, горячего стула, точечных вопросов и др.);

В рамках игровой стратегии:

– ролевая (деловая, имитационно-моделирующая) игра;

– презентация;

– социально-психологический тренинг;

– кейс-ситуации;

– мастер-класс.

Методы мастер-класса и кейс-ситуаций (кейсов) могут быть применимы ко всем трем образовательным стратегиям: информирующей, проблемно-дискуссионной, социально-ролевой (игровой).

Мы рассмотрим возможности их использования именно как активных (и интерактивных) методов обучения.

Информирующая образовательная стратегия

Лекция - классический метод образования в вузе, основный метод информирующей стратегии. Возможен ли отказ от этого «традиционного» метода? Нет, поскольку именно лекция позволяет концептуально выстроить, систематизировать обширные пласты разнородного материала, интерпретировать его. Именно лекции являются самым значимым подспорьем в последующем самостоятельном освоении студентами учебного материала.

Проблема овладения искусством чтения лекции не теряет своей значимости.

Искусство лекции предполагает две основные составляющие: мастерство (умение) и природный дар. Этот дар приравнивается к творческому вдохновению. Только вдохновения недостаточно. Нужна выучка, тренировка и опыт. Благодаря опыту складывается механизм непроизвольного говорения по опорным фразам, позволяющий упорядочивать и организовывать обширный материал фактов и терминов. Это – (1) структурообразующий компонент лекции как способа подачи учебного материала.

(2) Психологический компонент лекции заключается в понимании аудитории, умении почувствовать ее настроение и состояние.

Перед лектором стоят три задачи. Первая – информативная. Она заключается в передаче тех научных сведений, которые накопила наука на сегодняшний день («то, о чем буду читать»). Вторая – сам принцип отбора и упорядочивания научных фактов («я должен иметь ловкость выхватывать из громадного материала самое важное и нужное»). Третья – стиль, ораторское мастерство (3), т.е. выразительные средства, с помощью которых даже сухой и трудный материал становится максимально доступным для восприятия и увлекательным.

Искусно выстроенная и прочитанная лекция имеет высокий познавательный, воспитательный и эстетический эффект. В плане формирования когнитивного аспекта сознания – это построение, по Веберу, «моделей социальной реальности, теоретических конструкций, которые способствуют познанию» и помогают раскрыть сущность процессов и явлений. Особенно это касается социально-гуманитарного знания – «в условиях мировоззренческой, методологической и аксиологической (ценностной) разобщенности» (Р.М.Нугаев).

Воспитательный эффект лекции – в способности педагога дать оценку явлениям, вызвать эмоциональный отклик аудитории через актуализацию уже имеющегося опыта, выявить проблемную ситуацию (через диалектическое противоречие, заключающееся в явлении), побудить к освоению новых смыслов.

Эстетический и этический эффект – в том, чтобы быть образцом высокой речевой и человеческой культуры, неотделимой, по Л.Н.Лесохиной, от «нравственного кодекса профессиональной чести».

Блистательно выстроенная и прочитанная лекция может являть собой пример мастер-класса. В этом смысле педагогическая «классика» будет восприниматься как новое и актуальное, потому что проблематика лекции способна побуждать аудиторию к самостоятельным открытиям.

Инновационные элементы в современной лекции

Сегодня методический арсенал лекции существенно пополнился информационными и техническими средствами обучения, что позволяет разнообразить материал и расширить каналы его передачи.

Лекция может быть построена как проблемная, т.е. при изложении материала педагог обращает внимание студентов на вопросы, которые вызывали в исследовательских кругах дискуссию. Тогда в лекцию можно ввести элементы эвристической беседы со студентами, приглашая их к размышлению и таким образом, сделав их со-исследователями заявленной проблемы.

Эвристическая беседа предполагает постановку проблемных (риторических) вопросов. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие, которое и является «пусковым механизмом» процессов мышления, активизирует стремление найти ответ на вопрос (он становится своего рода самостоятельной познавательной задачей). Изложение заявленной в лекции темы приобретает характер группового обсуждения по принципу сократовской маевтики. Это позволяет исследовать механизмы развития явлений в их диалектической взаимообусловленности.

Таким образом, проблемная лекция побуждает аудиторию к активному включению в усвоение и обсуждение материала. Нахождение ответов на неоднозначные вопросы стимулирует развитие связей между полушариями головного мозга и, следовательно, - развитие творческого мышления.

Некоторые педагоги перед лекцией дают студентам раздаточный материал, построенный по типу «опорных конспектов»: в нем отражены основные понятия, определения, вся логика лекции выстроена в виде тезисов. В раздаточном материале могут быть использованы схемы и таблицы. Это значительно повышает усвоение материала.

Мы уже говорили, что в процессе чтения лекции можно прибегнуть к применению приемов, свойственных активным методам обучения (прежде всего проблемной стратегии) – дискуссии, модерации, риторическим вопросам. Можно использовать экспресс-диагностику (в виде психологических тестов или проективных рисунков), слайды и даже элементы «кинотренинга» (когда фрагменты лекции иллюстрируются показом небольших киносюжетов – если позволяют технические возможности) и т.п. Эти приемы помогают активизировать процессы мышления и восприятия аудитории. Но основной «инструмент» лекции – это личность самого лектора, педагога.

Можно не использовать никаких вспомогательных технических средств, но так выстроить смысловой и лингвистически-образный ряд, что лекция будет нести незабываемый по силе воздействия образовательный, воспитательный и эстетический заряд. Лекции такого уровня не менее эффективны, чем искусно выстроенные имитационно-моделирующие игры и тренинги.

А инновационный «эффект» лекции как метода обучения будет заключаться в широте охвата и глубине интерпретации материала, индивидуально-экспрессивных способах его подачи и тех личностно-смысловых выводах, которые будут делать студенты, открывая новые грани явлений.

Чтобы показать, как можно технологически выстроить лекцию с использованием других активных методов обучения, обратимся к новейшим педагогическим разработкам [16].

А.К. Колеченко выделяет несколько вариантов построения лекции: лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция с обратной связью.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Естественные методы саморегуляции эмоциональных состояний | Общие сведения. Микроскопический метод исследования

Date: 2015-12-12; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию