Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательская деятельность





План:

1. Собственность и формы предпринимательской деятельности.

2. Перестройка отношений собственности и приватизация.

3. Государственная поддержка предпринимательской деятельности.

Вопрос 1

Вопрос о собственности – основной предмет исследования производственных отношений в обществе. Споры о собственности идут уже не одну сотню лет. Особенно ожесточёнными они стали тогда, когда впервые человечество попробовало в грандиозных масштабах сломать устои частной собственности и сделать шаг к утверждению общественной.

Необходимо различать понятие «собственность» в экономическом и юридическом смысле.

Юристы рассматривают собственность с позиций владения, пользования и распоряжения определённой совокупности вещей, объектов. Юридическое понимание: рассматривается право собственности в объективном и субъективном смысле. В этом случае посредством законодательных актов устанавливаются правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми, связанные владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности.

Субъект – Объект Субъект - Субъект

Регулирование производственных отношений между людьми ри9((субъектами)
Регулирование имущественных отношений с позиций права собственности
В экоооконо

 

В экономическом смысле собственность представляет собой производственные отношения технического, технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведённых материальных и духовных благ. Эти отношения складываются по поводу форм хозяйствования, форм распределения доходов, степени и характера удовлетворения экономических и социальных запросов людей.

Участники экономических отношений признают друг в друге равноправных обособленных собственников. Кому принадлежат материальные блага или кто присваивает продукты природы?

Присвоение составляет суть общественного производства. Отчуждение – возможность и процесс присвоения того или иного экономического ресурса, блага в собственную жизнедеятельность субъекта общественных отношений.

· Собственность – это отношения между людьми, выражающие определённую форму присвоения-отчуждения благ.

Таким образом, в теоретической части лекции необходимо уяснить следующие положения:

Во-первых, собственность – это основа всей системы общественных отношений. От характера форм собственности (общественной или частной) зависят формы распределения, обмена и потребления.

Во-вторых, от собственности зависит положение различных слоёв и групп в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Её формы меняются с изменением социально-экономических систем и присущих им способов производства.

В-четвёртых, в рамках экономической системы допускается сосуществование различных форм собственности: общественной, частной, государственной, муниципальной, общественных организаций, многочисленных видов коллективной собственности.

Почему в переходный период необходимо реформирование собственности? Прежде всего это диктуется потребностью формирования рыночного хозяйства (два кита рыночного хозяйства – экономическая свобода производителей и потребителей и конкуренция цен).

Реформирование отношений собственности может осуществляться путём разгосударствления или приватизации.

В статье 6 Конституции РК закреплено две формы собственности: государственная и частная. «... признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом».

В принципе, на рынке всегда выступают 3 вида собственников: государство корпорация частный предприниматель

 

монарх сеньории храм, монастырь, физическое, юридическое лицо Парламент цех, община

 

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определённой организационной формы. Выбор формы предприятия зависит от личных пристрастий и вкусов, но в главном определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами самих форм предприятий.

Государство должно заниматься организацией экономики, но при этом не превращаться само в предпринимателя, не вмешиваться в непосредственную хозяйственную деятельность. Государство должно оставаться организацией политической, осуществлять регулирование экономики через свои органы власти: законодательные, исполнительные и судебные. У государства есть власть для защиты общих интересов общества, а всё остальное осуществляется по усмотрению самих членов общества, включая предпринимателей.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоёмким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве.

Вопрос 2

Реформирование отношений собственности может осуществляться путём разгосударствления или приватизации.

· Разгосударствление означает, с одной стороны, переход к экономическим методам руководства; с другой стороны, смену форм и содержания отношений собственности.

· Приватизация – процесс передачи права собственности гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах государственной формы собственности. Приватизация не является конечной целью преобразования экономики – это лишь метод преобразования отношений собственности.

Давайте попробуем критически осмыслить путь, пройденный по реформированию экономики, в частности, по приватизации.

Разгосударствление и приватизация в Казахстане осуществлялись поэтапно. Каждому этапу соответствовала своя программа.

I этап 1991-1992 гг. II этап 1993-1995 гг. III этап 1996-1998 гг.

Первый этап предусматривал:

· Разгосударствление и приватизацию предприятий торговли, общепита, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, мелких предприятий промышленности, строительства, автотранспорта, сельского хозяйства и др. отраслей экономики, а также государственного жилищного фонда.

· Разгосударствление и приватизацию в первую очередь низко рентабельных и убыточных предприятий.

Для продажи мелких предприятий использовался аукционный и конкурсный методы. При разгосударствлении средних и крупных предприятий предусматривалось преобразование их в акционерные и иные хозяйственные товарищества и коллективные предприятия.

Приватизация жилья, приобретение сельскохозяйственного и иного государственного имущества, подлежащего разгосударствлению, осуществлялось на основе купонного метода.

Справка: к концу I этапа приватизации в коллективную собственность перешли 2599 объектов.

С учётом накопленного опыта на втором этапе была разработана Национальная программа разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы, которая была утверждена Указом Президента Казахстана.

Все объекты приватизации были дифференцированы по группам: малые, средние и крупные.

В соответствии с этим Программа предусматривала развёртывание процессов разгосударствления и приватизации по следующим направлениям:

Приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам, что осуществлялось следующими методами:

продажа определённому инвестору на оговорённых условиях;

реализация посредством аукционов или конкурсов;

открытая продажа акций;

Массовая приватизация средних предприятий была осуществлена посредством:

1) наделения населения Республики приватизационными инвестиционными купонами (Пики);

2) учреждение системы коммерческих инвестиционных приватизационных фондов (ИПФ), являющихся посредниками между владельцами ПИКов и предприятиями.

Малая приватизация, осуществляемая на основе аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания.

Основные итоги Программы II этапа можно суммировать следующим образом:

Справка. В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. объектов, что составило 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации. В частности, в торговле, общественном питании и сфере услуг приватизировано 84%.

Массовая приватизация к концу 2-го этапа была в основном завершена.

Справка. В рамках индивидуальной приватизации, охватывающей предприятия, на которых работало свыше 5 тыс. человек, было продано 5 предприятий, 42 предприятия были переданы в доверительное управление, в т.ч. иностранным компаниям.

В отраслевой структуре больше всего предприятий с частной формой собственности находилось в сельском хозяйстве – 32,2 %.

В торговле и общепите – 17 %, промышленности – 11,8 %, строительстве – 8,6%. Меньше всего предприятий с частной формой собственности было в страховании, геологии и разведке недр – 0,2 %, в сфере операций с недвижимостью – 0,1%.

Третий этап приватизации 1996-1998 гг. Осуществлялся в рамках разработанной Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности. Основной её целью являлось закрепить преобладание частного сектора в экономике и завершить в основном процесс приватизации.

Некоторые предприятия перед приватизацией должны были реструктуризироваться.

Это значит, что должны произойти определённые структурные изменения, например,

1) предварительная санация убыточных предприятий

2) или выделение в виде самостоятельных структур

В Казахстане, начиная с 1996 г. любая приватизация государственной собственности осуществляется только за денежные средства. А действующим законодательством предусмотрены 2 вида приватизации:

1.Продажа на торгах (аукционы, тендер)

2.Прямая адресная продажа (происходила тогда, когда у юридического лица вначале имелось право на аренду, либо контрольный пакет акций государства так как он заключал контракт на доверительное управление с последующим выкупом).

Правительство осуществляло приватизацию по секторным программам. Так, были определены программы приватизации и реструктуризации в нефтегазовом, транспортно-коммуникационном комплексах, предприятий системы Министерств экономики и торговли РК, здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта.

Было указано, что не подлежат приватизации объекты исключительной собственности государства: земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, памятники истории и культуры, средства госбюджета, республиканские страховые и резервные фонды.

Вопрос 3

Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идёт по многим направлениям. Рассмотрим некоторые из них.

А. Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства.

Здесь важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантированность прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении.

Б. Формирование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства.

Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

В. Формирование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом.

Речь идёт о создании фондов и центров поддержки предпринимательства, сети подготовки кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационной поддержке предпринимателей.

Действенным механизмом в развитии казахстанского предпринимательства стала «Дорожная карта бизнеса-2020» (апрель 2010). Целью программы стали обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянно действующих мест. Программ работает по четырем направлениям:

- поддержка новых бизнес-инициатив;

- оздоровление предпринимательского сектора;

- снижение валютных рисков предпринимателей;

- усиление предпринимательского потенциала.

Поддержка предпринимательства у нас в стране обретает новую динамику, отвечающую стратегическим целям государства. В соответствии с Дорожной картой бизнеса субсидируется почти 3 тыс. предпринимательских проектов. К 409 предприятиям подведена инженерная инфраструктура, стоимость этих работ составила 78 млрд. тенге. Действует законодательный запрет на проверки предпринимательских структур в первые три года их работы. Казахстан является лидером реформ по упрощению условий для открытия и ведения бизнеса. Сегодня любой желающий может начать свой бизнес за один день, даже не выходя из дома в он-лайн-режиме.

Для индивидуальных предпринимателей сокращена периодичность налоговой отчетности, упрощен учет. Внесены изменения в законодательство, которые способствуют внедрению электронных счетов-фактур. Только одно это новшество дает казахстанскому бизнесу ежегодно экономию не менее 5 млрд.тенге.

Выступая на Совете предпринимателей (2013г.), Глава государства отмечал: - Государству необходимо окончательно расстаться с архаичной привычкой контролировать все и везде. Объектом контроля может быть только качество и безопасность конечного продукта, соблюдение законодательных норм. Задача государства – разработка и установление стандартов качества товаров и услуг, технических индикаторов и регламентов безопасности.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Раскройте понятие собственность в юридическом и экономическом смысле.

2. Почему в переходный период необходимо реформировать отношения собственности?

3. В чем отличие разгосударствления от приватизации?

4. Раскройте содержание процессов приватизации в Казахстане.

5. Какова система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства?

 

 

Date: 2016-02-19; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию