Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательская деятельностьПлан: 1. Собственность и формы предпринимательской деятельности. 2. Перестройка отношений собственности и приватизация. 3. Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Вопрос 1 Вопрос о собственности – основной предмет исследования производственных отношений в обществе. Споры о собственности идут уже не одну сотню лет. Особенно ожесточёнными они стали тогда, когда впервые человечество попробовало в грандиозных масштабах сломать устои частной собственности и сделать шаг к утверждению общественной. Необходимо различать понятие «собственность» в экономическом и юридическом смысле. Юристы рассматривают собственность с позиций владения, пользования и распоряжения определённой совокупности вещей, объектов. Юридическое понимание: рассматривается право собственности в объективном и субъективном смысле. В этом случае посредством законодательных актов устанавливаются правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми, связанные владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности. Субъект – Объект Субъект - Субъект
В экономическом смысле собственность представляет собой производственные отношения технического, технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведённых материальных и духовных благ. Эти отношения складываются по поводу форм хозяйствования, форм распределения доходов, степени и характера удовлетворения экономических и социальных запросов людей. Участники экономических отношений признают друг в друге равноправных обособленных собственников. Кому принадлежат материальные блага или кто присваивает продукты природы? Присвоение составляет суть общественного производства. Отчуждение – возможность и процесс присвоения того или иного экономического ресурса, блага в собственную жизнедеятельность субъекта общественных отношений. · Собственность – это отношения между людьми, выражающие определённую форму присвоения-отчуждения благ. Таким образом, в теоретической части лекции необходимо уяснить следующие положения: Во-первых, собственность – это основа всей системы общественных отношений. От характера форм собственности (общественной или частной) зависят формы распределения, обмена и потребления. Во-вторых, от собственности зависит положение различных слоёв и групп в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства. В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Её формы меняются с изменением социально-экономических систем и присущих им способов производства. В-четвёртых, в рамках экономической системы допускается сосуществование различных форм собственности: общественной, частной, государственной, муниципальной, общественных организаций, многочисленных видов коллективной собственности. Почему в переходный период необходимо реформирование собственности? Прежде всего это диктуется потребностью формирования рыночного хозяйства (два кита рыночного хозяйства – экономическая свобода производителей и потребителей и конкуренция цен). Реформирование отношений собственности может осуществляться путём разгосударствления или приватизации. В статье 6 Конституции РК закреплено две формы собственности: государственная и частная. «... признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом». В принципе, на рынке всегда выступают 3 вида собственников: государство корпорация частный предприниматель
монарх сеньории храм, монастырь, физическое, юридическое лицо Парламент цех, община
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определённой организационной формы. Выбор формы предприятия зависит от личных пристрастий и вкусов, но в главном определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами самих форм предприятий. Государство должно заниматься организацией экономики, но при этом не превращаться само в предпринимателя, не вмешиваться в непосредственную хозяйственную деятельность. Государство должно оставаться организацией политической, осуществлять регулирование экономики через свои органы власти: законодательные, исполнительные и судебные. У государства есть власть для защиты общих интересов общества, а всё остальное осуществляется по усмотрению самих членов общества, включая предпринимателей. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоёмким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве. Вопрос 2 Реформирование отношений собственности может осуществляться путём разгосударствления или приватизации. · Разгосударствление означает, с одной стороны, переход к экономическим методам руководства; с другой стороны, смену форм и содержания отношений собственности. · Приватизация – процесс передачи права собственности гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах государственной формы собственности. Приватизация не является конечной целью преобразования экономики – это лишь метод преобразования отношений собственности. Давайте попробуем критически осмыслить путь, пройденный по реформированию экономики, в частности, по приватизации. Разгосударствление и приватизация в Казахстане осуществлялись поэтапно. Каждому этапу соответствовала своя программа. I этап 1991-1992 гг. II этап 1993-1995 гг. III этап 1996-1998 гг. Первый этап предусматривал: · Разгосударствление и приватизацию предприятий торговли, общепита, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, мелких предприятий промышленности, строительства, автотранспорта, сельского хозяйства и др. отраслей экономики, а также государственного жилищного фонда. · Разгосударствление и приватизацию в первую очередь низко рентабельных и убыточных предприятий. Для продажи мелких предприятий использовался аукционный и конкурсный методы. При разгосударствлении средних и крупных предприятий предусматривалось преобразование их в акционерные и иные хозяйственные товарищества и коллективные предприятия. Приватизация жилья, приобретение сельскохозяйственного и иного государственного имущества, подлежащего разгосударствлению, осуществлялось на основе купонного метода. Справка: к концу I этапа приватизации в коллективную собственность перешли 2599 объектов. С учётом накопленного опыта на втором этапе была разработана Национальная программа разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы, которая была утверждена Указом Президента Казахстана. Все объекты приватизации были дифференцированы по группам: малые, средние и крупные. В соответствии с этим Программа предусматривала развёртывание процессов разгосударствления и приватизации по следующим направлениям: Приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам, что осуществлялось следующими методами: продажа определённому инвестору на оговорённых условиях; реализация посредством аукционов или конкурсов; открытая продажа акций; Массовая приватизация средних предприятий была осуществлена посредством: 1) наделения населения Республики приватизационными инвестиционными купонами (Пики); 2) учреждение системы коммерческих инвестиционных приватизационных фондов (ИПФ), являющихся посредниками между владельцами ПИКов и предприятиями. Малая приватизация, осуществляемая на основе аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания. Основные итоги Программы II этапа можно суммировать следующим образом: Справка. В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. объектов, что составило 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации. В частности, в торговле, общественном питании и сфере услуг приватизировано 84%. Массовая приватизация к концу 2-го этапа была в основном завершена. Справка. В рамках индивидуальной приватизации, охватывающей предприятия, на которых работало свыше 5 тыс. человек, было продано 5 предприятий, 42 предприятия были переданы в доверительное управление, в т.ч. иностранным компаниям. В отраслевой структуре больше всего предприятий с частной формой собственности находилось в сельском хозяйстве – 32,2 %. В торговле и общепите – 17 %, промышленности – 11,8 %, строительстве – 8,6%. Меньше всего предприятий с частной формой собственности было в страховании, геологии и разведке недр – 0,2 %, в сфере операций с недвижимостью – 0,1%. Третий этап приватизации 1996-1998 гг. Осуществлялся в рамках разработанной Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности. Основной её целью являлось закрепить преобладание частного сектора в экономике и завершить в основном процесс приватизации. Некоторые предприятия перед приватизацией должны были реструктуризироваться. Это значит, что должны произойти определённые структурные изменения, например, 1) предварительная санация убыточных предприятий 2) или выделение в виде самостоятельных структур В Казахстане, начиная с 1996 г. любая приватизация государственной собственности осуществляется только за денежные средства. А действующим законодательством предусмотрены 2 вида приватизации: 1.Продажа на торгах (аукционы, тендер) 2.Прямая адресная продажа (происходила тогда, когда у юридического лица вначале имелось право на аренду, либо контрольный пакет акций государства так как он заключал контракт на доверительное управление с последующим выкупом). Правительство осуществляло приватизацию по секторным программам. Так, были определены программы приватизации и реструктуризации в нефтегазовом, транспортно-коммуникационном комплексах, предприятий системы Министерств экономики и торговли РК, здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта. Было указано, что не подлежат приватизации объекты исключительной собственности государства: земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, памятники истории и культуры, средства госбюджета, республиканские страховые и резервные фонды. Вопрос 3 Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идёт по многим направлениям. Рассмотрим некоторые из них. А. Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. Здесь важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантированность прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении. Б. Формирование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д. В. Формирование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом. Речь идёт о создании фондов и центров поддержки предпринимательства, сети подготовки кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационной поддержке предпринимателей. Действенным механизмом в развитии казахстанского предпринимательства стала «Дорожная карта бизнеса-2020» (апрель 2010). Целью программы стали обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянно действующих мест. Программ работает по четырем направлениям: - поддержка новых бизнес-инициатив; - оздоровление предпринимательского сектора; - снижение валютных рисков предпринимателей; - усиление предпринимательского потенциала. Поддержка предпринимательства у нас в стране обретает новую динамику, отвечающую стратегическим целям государства. В соответствии с Дорожной картой бизнеса субсидируется почти 3 тыс. предпринимательских проектов. К 409 предприятиям подведена инженерная инфраструктура, стоимость этих работ составила 78 млрд. тенге. Действует законодательный запрет на проверки предпринимательских структур в первые три года их работы. Казахстан является лидером реформ по упрощению условий для открытия и ведения бизнеса. Сегодня любой желающий может начать свой бизнес за один день, даже не выходя из дома в он-лайн-режиме. Для индивидуальных предпринимателей сокращена периодичность налоговой отчетности, упрощен учет. Внесены изменения в законодательство, которые способствуют внедрению электронных счетов-фактур. Только одно это новшество дает казахстанскому бизнесу ежегодно экономию не менее 5 млрд.тенге. Выступая на Совете предпринимателей (2013г.), Глава государства отмечал: - Государству необходимо окончательно расстаться с архаичной привычкой контролировать все и везде. Объектом контроля может быть только качество и безопасность конечного продукта, соблюдение законодательных норм. Задача государства – разработка и установление стандартов качества товаров и услуг, технических индикаторов и регламентов безопасности.
Вопросы для контроля и обсуждения: 1. Раскройте понятие собственность в юридическом и экономическом смысле. 2. Почему в переходный период необходимо реформировать отношения собственности? 3. В чем отличие разгосударствления от приватизации? 4. Раскройте содержание процессов приватизации в Казахстане. 5. Какова система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства?
|