Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервью как разновидность метода опроса





Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью орга­низуется и направляется таким образом, чтобы максимально при­способить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение доста­точного количества времени; устранение или уменьшение влия­ния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Виды интервью: свободное интервью - проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью; фокусированное интервью - его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавли­ваются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последова­тельность может меняться; формализованное интервью - строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией; стандартизированное интервью - преобладают закрытые воп­росы; интервью с открытыми вопросами - по времени более затратная форма.

Тестирование,требование предъявляемые к тестам. Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет вы- явить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание,которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Правила тестирования1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно; 3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи; 4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание; 5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности; 6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования. 7) накопление исследователем сведений.

27.Социометрия —способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.С помощью социометрического метода, его специальных процедур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.Социометрический метод позволяет описать положение личности в группе так, как оно представляется субъекту, сравнить положение, взаимоотношения людей в различных коллективах.Сущность социометрического метода заключается в следующем. Для того чтобы понять, каково отношение каждого члена коллектива к определенному вопросу или какова оценка, которую дают другие члены определенным действиям, составляется анкета с соответствующими вопросами. Структура вопросов зависит от целей и задач, которые поставил перед собой экспериментатор. Этот метод имеет ряд преимуществ: позволяет отобрать в команду самых уважаемых, а значит, самых лучших работников; одновременно руководитель получает полную картину состояния социально-психологического климата в коллективе. Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социометрии (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе.Недостатки метода социометрии:а) невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений;б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты;в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия. Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества.

30. Анализ док.как м-д иссл. Внеш и внут анализ. Инф-ция, независ каким способ зафиксир-ая, м.б. докум-ом для исслед-ля. В докум.фиксир сост и измен соц процессов во времени. Док-ты обладают определ спецификой, в них находит отражение не только объективная реал-я действител-ть, но и отношение к ней субъекта, создателя док-та. И исследователю необх раскрыть связь между ними, чтобы получить из док-та инф-цию о реальном факте. М-д польз мален попул-тью, это связ с тем, что исследователи не умеют им польз-ся. Часто док-мы м.б. осн или единств источ-ми информ об изуч объекте. Внешний анализ: а-з «историч-го контекста» докум и всех сопутств его появлению обстоятельств. При его провед опр-ся вид док, время и место появления, идеолог, псих ситуация, цель его создания, выясн данные об авторе, контекст док, обнаруживаются ошибки и искажения фактов. Внутр а-з: исслед-е содержания докум. Выявл-ся различия между фактич и литерат-ым содерж, устан уровень компетентности автора док-та в делах, от он описывает, выясняет личное отнош автора к описыв-ым в докум фактам, систематиз-т и иетерпретирует имеющее место в докум фактические свед.

1. Наука как форма общ.сознания. Общественное сознание в целом и его формы - политическое и правовое, научное и религиозное,нравственное и эстетическое и т.п. - являются составной частью культуры общества.Когда имеют в виду общественное сознание, то отвлекаются от чисто индивидуального, личностного и выделяют взгляды, идеи, концепции, теории, характерные для общества в целом или какой-либо соц-ой группы. Хотя общественное сознание прямо и опосредованно формируется людьми, личностями, оно выходит из-под их влияния и становится достоянием всего общества. В частности, открытия, сделанные конкретными учёными (например, в области химии или физики, математики или экономики, социологии или педагогики и т.п.), принадлежат всему обществу,человечеству.Наука возникла как ср-во разрешения сложной гносеологической задачи и преобразования природных и общественных явлений на основе познания их сущности. В этом плане проявляются две функции науки:1)познавательная,заключающаяся в проникновении в сущность вещей; 2)практическая,суть к-ой в участии науки в преобразующей деят-ти чел-а и общества.

20. Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент является основным инструментом получения новых психологических фактов. Наблюдение и эксперимент – основные объективные методы изучения психологических особенностей личности в онтогенезе. Дополнительными методами являются изучение продуктов деятельности, методы опроса, тестирование и социометрия. Для эксперимента характерны: 1. Активная позиция самого исследователя.2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой. Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах.Достижение главной цели эксперимента возможно:1) инициатива экспериментатора в проявлении интересующих его психологических фактов;2) возможность варьирования условий возникновения и развития психических явлений;3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены,;5) возможность повторения условий эксперимента для многократной проверки;6) варьирование условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.


2.Методологические основы научного исследования. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта и предмета анализа, задачи (или проблемы) исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи заданного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения возникающей и развивающейся методологии являются:выявление объекта и предмета исследования;постановка научной задачи или проблемы;построение метода; Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, определяющих наилучший результат. Задача методологии науки – выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, ее анализ и критику. Функции методологии науки: она дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.В структуре методологического знания Юдин выделяет четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический.

10. Научная новизна исследования. Есть три аспекта научной новизны:1) Автором получены новые выводы (новые научные знания), скорректированы или вовсе опровергнуты старые научные знания, пусть даже при этом использовались известные, т.е. давно опубликованные источники. 2) В научный оборот вводятся новые источники. 3) В исследовании рассмотрены еще не изученные аспекты проблемы. Вот самое распространенное доказательство новизны исследования. 2 критерия, определяют значимость результатов исследования для науки и практики. Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непос­редственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретичес­ких положений. Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения ре­зультатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах науч­ного труда, масштаба внедрения.

7.Проблема научного исследования. Критерии правильно поставленной проблемы. Научная проблема – это вопросы, которые требуют научного решения, совокупность новых сложных теоретических или практических вопросов, которые противоречат существующим знаниям или прикладным методикам в конкретной науке и требуют решения с помощью научных исследований. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Правильная постановка и четкая формулировка новых проблем имеет не меньшее значение, чем их решение. В общем виде все проблемы в экономике можно разделить на два вида в зависимости от характера неизвестного: В зависимости от способа решений все проблемы можно разделить на три типа: информационные, аналоговые и гипотетические. Сущность проблемы заключается в осмыслении границ имеющихся знаний, которые могут носить как субъективный, так и объективный характер. Формулировка проблемы должна быть ясной, однозначной, точной.Если формулировка проблемы заключает в себе двусмысленность, разные люди понимают ее по-разномуДля осознания проблемы необходимо владеть информацией о предпосылках вопроса, об истории развития проблемы, о различных подходах, концепциях, течениях, научных школах, лишь при этом условии можно осознанно подойти к тому этапу, когда становятся отчетливо видны границы существующих знаний. Постановка научной проблемы в принципе возможна лишь при условии некоторого знания о непознанности объекта.

28. Структура и содержание работы должны в полной мере раскрывать избранную тему. Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников. К работе могут быть сделаны приложения. Этот список должен находиться перед введением.Введение включает в себя следующее: обоснование выбора темы работы и её актуальности;определение целей и задач исследования;анализ степени разработанности темы в отечественной (зарубежной) литературе;нормативную, теоретическую и эмпирическую основы исследования.Объем введения не должен превышать 2-3 страниц для курсовой работы и 3-7 страниц для дипломной работы.Работа выполняется на компьютере на стандартных листах формата А 4. Текст печатается на одной стороне листа. На странице должно располагаться 28-30 строк, каждая из которых содержит 60-65 знаков, включая пробелы. Междустрочный интервал – 1,5, размер шрифта текста – 14 (Times New Roman). Ориентировочный объём курсовой работы составляет 22-25 страниц. По согласованию с научным руководителем объём курсовой работы может быть увеличен. Объём дипломной работы составляет 60-80 страниц. В указанный объём как курсовой, так и дипломной работы не входят приложения и список использованных источников.Оглавление работы, которое следует после титульного листа, должно содержать названия элементов структуры работы и номера листов, с которых они начинаются.

21. Программа и инструментарий эксперимента. Программа экспер предст собой описание экспер-но проверяемой гипотезы и процедур ее проверки эксп-а, экспер-ой и контр-ой групп, инструментария экспер).В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.Главным результирующим док-м экспер-го м-да явлпротокол экспер-та, в кот д.б. отражены след позиции:1. Наим темы экспер-а.2. Точное время и место его провед-я.3. Четкая формулировка проверяемой гипотезы.4. Содерж эксперим-го фак-ра.5. Хар-ка завис-ых переменных и их индикаторов.6. Сущностное опис-е экспер-ой группы.7. Хар-ка контрольной группы и принципов ее отбора8. Опис экспер-ой ситуации.9. Харка усл-й экспер-а.10. Ход эксперимента, т.е. его обстановка:А) до введения экспер-го фактора;Б) в процессе его ввода;В) после его введения;Г) после окончания экспер-а.11. Оценка чистоты экспер-а и исполь-го инструментария.12. Закл- о достовер-и гипотезы.13. Проч- выводы.14. Дан-е о составителях протокола и степени их согласия.15. Дата подписания протокола.По спос провед разл эксперименты:1) Лаб-ый экспер-т. Это самый распр-ый и уважаемый в научной псих-и экспер-т. В нем макс-о строго можно упр-ть зависимыми и незав-ми переменными.2) Естеств-ый (полевой) экспер-т. Это экспер-т, пров-ый в обыч-й жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора - нет.3) Формирующий (псих--педагог-ий) экспер-т. Экспер-т закл в том, чтобы чел или гру люд участв в обуч и формир тех или иных кач-в и навыков. И если рез-т сформ-н, нам не нужно гадать, что привело к этому резу-ту: именно эта методика к рез-ту и привела. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное иссл-е (так наз-е черновое, пробное иссл) и собственно эксперимент. Явные и скрытые эксперименты.
В зав от уровня осознанности эксп-ты также можно разд на: - те, в которых испытуемому даются полные свед-я о целях и задачах иссл-я, - те, в кот в целях экспер-а нек-я инф-ия о нём от испытуемого утаивается или искажается (напр, когда необ-о, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе иссл-я, ему могут сообщить ложную), - и те, в кот испытуемому неизвестно о целях экспер-а или даже о самом факте экспер-а (напр, экспер-ы с привлеч детей).

25. Клас-я тестов по сод-ю. По сод-ю тесты обычно дел-я на 4 класса, или напр-я: тесты интеллекта, тесты способ-ей, тесты достиж-ий и тесты личн-ти. Тесты интеллекта. Предназ-ы для иссл-я и измер-я уровня интеллект-го разв-я чел. Они явл наиболее распр-ми психодиагнос-ми приемами. Под интеллектом как объектом измерения подразум-ся не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, кот. имеют отноше к познават-ым проц-ам и ф-ям (к мышл-ю, памяти, вним-ю, восприятию). По форме тесты интеллекта м.б. групп-ми и индивид-ми, устн-ми и письм-ми, бланковыми, предмет-ми и компью-ми. Тесты способностей. Это тип методик, предназ-ых для оценки возмож-ей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необх-ми для одной или неск. Деят-тей. Принято выд-ть общ-е и спец-е способ-ти. Общ-е спос-ти обесп-т овладение многими видами деят-ти. Общ-е спос-ти отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они наз-ся общими интеллектуальными (умственными) спос-ми. В отличие от общих спец-ые спос-ти рассматр-ся в отнош-и к отдельным видам деят-ти. В соотв с таким делением разраб-ся тесты общ-х и спец-х спос-ей. По своей форме тесты спос-ей носят разнообр-й хар-р (индив-й и групповой, устный и письм-й, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профес-ой, спорт-ой) предназ-ы для оценки степени продвинутости спос-ей, знаний, навыков, умений после прохождения чел-ом обуч-я, проф-ой и др подготовки. Т.о., тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, кот оказ-т на разв-е индивида относительно стандартный набор возд-й. Они широко испол-ся для оценки школ-х, учеб-х, а также профес-ых достижений. Этим объяс-тся их большое кол-во и разнообразие.Тесты школьных достижений явл в осн груп-ми и бланковыми, но м.б. представлены и в компъют-ом варианте. Проф-е тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), пис-ые и устные. Тесты личности. Это психодиаг-е приемы, направ-е на оценку эмоц-волевых компонентов псих-ой деят-ти -- мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также спос-тей поведения индивида в опред-ых ситуациях. Т.о, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления. По предмету тестирования:· Интеллектуальные. Предназнач для оценки уровня развития мышления (интеллекта) чел и отд-ых когнитивных процессов - восприятие, внимание, воображение, память, речь.· Личностные. Связ с психодиаг-ой уст-ых инд. Особ-ей чел., опред-их его поступки - темперамент, хар-р, мотивации, эмоции, способ-ти.· Межличностные. Оцен-т чел. отношения в разл-х соц группах. По особенностям используемых задач:· Практ-е тестовые задания(Задачи и упражнения, которых испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.)· Образные задания(Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями, предпол-т акт-ое испол-ие воображения.)· Вербальные тесты(Задания на оперирование словами, опред-е понятий, умозаключений, сравнение объема и сод-ия разл-х слов, и т. п.) По хар-ру тестового мат-ла, предъяв-го испытуемым:· Бланковые(Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.)· Аппаратурные(С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования - аудио- и ТV техника, ЭВМ.) По объекту оценки:· Процессуальные(Иссл-т какой-либо псих-ий или поведен-ий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимод-ия в группе.)· Тесты достижений (Оценив-ся успехи человека в разл-х видах деят-ти, или сферах познания - продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.)· Тесты сост-й и св-в (Диаг-ка более-менее стабильных псих-их кач-в чел - черты личности, св-ва темпер-та, спос-ти и др.) Особая группа: Проективные тесты. Основ на косвенной оценке псих-х кач-в чел. Оценка – рез-т анализа восприятия и интерпретации чел нек. многозначных объектов, напр, бесформенных пятен, незавершенных предлож-й и т. д.

6. Категориально-понятийный аппарат. Научное исследование - это особая форма процесса познания, систематическое, целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формирование знания об исследуемом объекте.В общем научные исследования делятся на две категории: фундаментальные и прикладные. Любое исследование состоит из ряда необходимых этапов, к которым относятся: - предварительное ознакомление с практикой и литературой и разработка научного аппарата;- ознакомление с пpоблема с литеpатуpних джеpел;- уточнение научного апаpату;- разработка плана работы.Первым этапом исследования является формулировка научного аппарата. Научный аппарат - это основные положения, определяющие направленность, логику и условия подготовки и проведения исследования.Научный (понятийный, категориальный) аппарат включает: актуальность исследования; противоречия; проблему; тему; объект; предмет; цель, гипотезу, задачи, методы, научная новизна и практическая значимость исследования.

14.Этапы проведения наблюдения:1.определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.2.выбор способа наблюдения и регистрации данных.3.создание плана наблюдения.4.выбор метода обработки результатов.5.собственно наблюдение.6.обработка и интерпретация полученной информации.

36. Формы представления рез-ов иссл. Завершением любой исследовател-ой работы явл представление рез-ов в той форме, кот принята научным сообществом. Следует разл две осн-е формы представления рез-ов: квалификац-ую и научно-иссл-ую. Квалификац-ная работа – курсовая, дипл-я работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Треб к таким работам, способу их оформления и представления рез-тов изложены в соответ-щих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.Рез-ты научно-иссл-кой работы – это рез-ты, получ-е в ходе исследоват-кой деят-ти ученого. Представление научных рез-ов обычно происх-т в 3 формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. Различ-т след-е варианты представления инф-ции: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
Вербальная форма – наиболее распрост-ый вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по опред-ым правилам. Различ-т 2 вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление рез-ов науч-го иссл-ия явл текстом «смешан-ного» вида, где в естественную речевую стр-ру включены фрагменты, сформул-ные на строго научном языке. Главное треб-е к научному тексту – последоват-ть и логичность изложения. Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет опр-ную логическую форму. Существуют осн-е логич-ие формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логич-ий вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толко-вание или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредст-вом создания другого. Геометрические описания являются традиц-ым спос-ом кодиро-вания научной инф-ции. Поскольку геометр-ое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геом-кое описание наглядно. Оно позвол-т одновременно представить систему отношений между отдел-ми переменными, иссл-ми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика. В психологии испол-ся неск осн форм графического представления научной инф-ции. Для первичного представления данных испол-ся след-е графические формы: диаграм-мы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики. Гистограм-ма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазо-на величины в выборке. В полигоне распределения кол-во испытуемых, имеющих дан-ную величину признака, обозначают точкой с координатами. Точки соединяются от-резками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исс-ель должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интер-валов или отношений, на равные отрезки. Реком-т использовать 5-10 градаций. В слу-чае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между разл-ми величинами, напр доли испытуемых с разными качеств-ми особен-ми, то ему вы-годнее использовать диаграмму. Переходным от графического к аналитическому вари-антом отображения инф-ции явл-ся в первую очередь графики, представляющие фун-кциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспер-го иссл-я – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, кот можно описать аналитически. Можно выд-ть два разл-х по содерж-ю типа графиков: 1) отображ-ие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных. Л.В. Куликов дает начинающим иссл-лям ряд простых рекомендаций по построению графиков1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие параметры необходимо обозначать цифрами.5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.Если необходимо на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины, в частности:1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);2) абсолютные и относительные частоты;3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д. Стандартный вид таблиц для представления первичных рез-ов таков: по строкам располагаются испытуемые, по столбцам – значения измеренных параметров. Рез-ты математической статистической обработки также сводятся в таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

35.Опрос – м-д, при испол-ии кот. чел. отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть неск-ко вариантов опроса, и каждый из них имеет свои дост-ва и недос-ки. Рассмотрим их: Устный опрос прим-ся в тех случаях, когда желат-о вести наблюд-е за поведением и реакциями чел отвеч-го на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем пис-й, проникнуть в псих-ю чел, однако требует спец-й подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на провед-е иссл-я. Ответы испытуемых, получ-е при устном опросе, существенно зав. и от личности того чел, кот. ведет опрос, и от индив-х особ-тей того, кто отвеч-т на вопр-ы, и от повед-я обоих лиц в ситуации опроса. Письм-й опрос позвол-т охватить большее кол-во людей. Наиболее распро-страненная его форма - анкета. Но ее недостатком явл-ся то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть р-и отвеч-го на содер-е ее вопр-ов и, исходя из этого, изменить их. Вспомог-ым для анкетир-я мет-ом явл-ся м-д интервью, пом-ий уточнить и прове-рить данные анкеты. Этот вид метода опроса часто испол-ся при приеме на работу. Интервью пров-ся по заранее сформул-ым, прямым, однозначным вопросам в устной форме. Важно не пояснять вопросы: пусть испытуемый отвечает так, как он понял вопрос. Свободный опрос – разнов-ть устного или пис-го опроса, при кот перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен опред-ми рамками. Опрос данного типа позв-т достаточно гибко менять тактику иссл-ия, содерж-е задаваемых вопр-в, получать на них нестанд-ые ответы. В свою очередь стандартиз-ый опрос, при кот. вопросы и хар-р возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены узкими рамками, более экономичен во времени и в матер-ых затратах, чем своб-ый опрос. При испол-и м-да опроса необх-о: опр-ть цель беседы (что мы будем изучать);выбрать благопр-е усл-я беседы (место, время, самочувствие человека);выяснить, располагает ли собеседник временем;продумать неск-ко вариантов теч-я беседы;продумать способы вхождения в контакт и выхода из беседы (как начать, как закончить);в ходе беседы следует говорить меньше 50%, стараясь удерживать разговор в нужном русле и при этом слушать. Чтобы беседа была непринуж-ой, не следует зацикл-ся на одной теме, но осн-ая линия беседы должна прослеживаться. Можно начать с интересной для собеседника темы, а далее перевести разговор на то, что интересует вас. Т.о., обе стороны будут заинтер-ы в процессе общения.

34. Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Свойства: 1. Воспроизводимость рез-тов исследования.2.Точность измерения.3.Устойчивость результатов. Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие: нестабильность диагностируемого свойства; несовершенство диагностических методик; меняющаяся ситуация обследования; различия в манере поведения экспериментатора; колебания в функциональном состоянии испытуемого; элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов. В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот. Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность. Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту). Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая про-верка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация. При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой.Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер.Для вычисления количественного показателя (коэффициента валидности) сопоставляются результаты, полученные при применении диагностических методик, с данными тех же лиц, полученные по внешнему критерию. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсену). Качественное описание сущности измеряемого свойства. Здесь не используют статистическую обработку.

23. Психодиагностический метод. Психодиагн-ий м-д – «широкий класс методик, облад-й родством основного технолог-го приема или родством теор-ой системы представл-ий, на кот базируется валидность данного класса мет-к. Класс методик, объед-х родством технол-го приема, также наз-ся техникой». Психодиаг-ая мет-ка – конкретная, частная процедура, или система действий, предназ-ая для получ-я инф-и о конкретном психич-м св-ве (предмет иссл) у конкретного контингента испытуемых (объект иссл) в опред-м классе ситуаций (усл иссл) для решения опред-х задач (цель иссл). Хар-ка осн м-ов психодиаг-ки. Отн-ся: тесты, опросники, проективные методы. Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназ-ое для устан-ния кач-ых и кол-ых индив-псих-их разл-ий. Это осн-й инструмент психодиаг-го обсл-ия. Разл-т след-е виды тестов:1) верб-е и практ-кие (по речевому признаку);2) групп-е и индив-е (по форме процедуры);3) интеллект-ые и личностные (по направленности);4) тесты скорости и тесты результативности (по временным огранич-ям).Хар-ка осн-х тестов: Тесты верб-е – тип методик, в кот-х материал заданий представлен в верб-й, т.е. языковой форме. Осн-м содерж-м работы испыт-го явл-ся операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логич-й форме. Рез-ты верб-х тестов зав-т от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, проф-ой деят-ти. Тесты практ-ие – тип тестов, в кот-х мат-ал тестовых задач представлен неверб-ми задан-ми. Тесты групповые – тип методик, предназ-ых для одновременного обсл-ния группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средст-ми диаг-ки соц-псих-их особен-ей групп. Групповые тесты в осн-м бланковые. Тесты интеллекта. Интеллект – это интегративная хар-ка личности, кот проявл-ся в активизации всех псих-их ф-й, процессов (мышление, память, воображение), кот обеспеч-т познание окруж-го мира. Интеллект – те проявления индивид-ти, кот имеют отнош-е к познават-ым св-м и особен-ям. Тесты специальных способностей – группа методик, предназ-ых для измер-я ур-я разв-я отдел-х аспектов интеллекта и психомоторных ф-й, обеспеч-их эффект-ть в конкретных, дост-но узких областях деят-ти. Исп-ся при профотборе и профориентации. Тесты личности – группа методик, направл-х на измер-е неинтеллек-ых проявлений личности. Тесты результативности (power-tests) – тип методик, ориентированных на измер-е или констатацию достигнутого испытуемым рез-та при вып-нии тестового задания. Скорость не учит-ся либо имеет вспом-ый хар-р. Тесты скорости (speed-tests) – тип мет-к, в кот осн-м показ-ем продуктив-ти работы испыт-ых явл время выполнения (объем) тестовых задач. Опросники – это тип методик, сост из набора пунктов, не имеющих прав-го ответа и характериз-ся только их частотой и направл-тью. Осн-ми видами опросников явл-ся опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты – группа опросников для получ-я какой-либо инф-ции об обследуемом, не имеющей непосредственного отнош-ия к его личностным особ-ям. Личностные опросники направлены на измер-е разл-х особен-й и черт личности. Разраб-ы в рамках субъект-го диаг-го подхода. Недостатки личностных опросников – возм-ть фальсификации ответов; низкая достоверность рез-ов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов. Хар-ка опросн-ов черт личности: разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диаг-ка осущ-ся по степени выраженности черт. Типологические: разраб на основе выд-ия типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диаг-ка осущ-ся на основе сопоставления с соответ-им типом личности. Мотивов: предназн-ы для диа-ки мотивационно-потребностной сферы личности. Позв-т уст-ть, на что направлена активность чел и как осущ-ся регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников закл в возм-ом влиянии фактора “соц желательности”. Отмеч-ся высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противо-речивы. Интересов: разработка первых опросников была связана с решением узких задач – определением проф-ых интересов. Отмеч-ся их высокая надежность и валид-ность. Ценности: близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они хар-ся высокой надежностью и валидностью установок предн-ны для измерения относит-ой ориентировки чел в стр-ре установок. Недостат-ком данного типа опросников явл-ся наличие влияния собственных установок диаг-носта на вопросы или утверждения опросника. Испол-ся в осн-м в соц-псих-х и соц иссл.

 

26. ДОСТ-ВА:1. Стандартизация усл-й и рез-ов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.2. Оперативность и эконом-сть. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из кот-х требуется полминуты, а весь тест – не более часа., может тестир-ся вся группа.3. Колич-й дифференцированный хар-р оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позв-т рассм-ть его как «измерит-й инструмент», дающий колич-ую оценку измеряемым св-м.4. Оптим-ая трудность. Профес-но сделанный тест сост из заданий оптим-ой трудности.5. Надежность. тест охват-ет осн-е разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.7. Возм-ть компьютеризации. Комп-ция – это мощный инструмент обеспеч-я информац-ой безоп-ти. НЕДОСТАТКИ: 1) опасность «слепых» (автомат-их) ошибок.2) опасность профанации. Внешняя легкость провед-ия тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагн-кой3) потеря индив-го подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возм-ть упустить уникальную индивидуальность нестандартного чел (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особ в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониж-й стрессо устой-тью возник даже опред-ое нарушение саморегуляции –они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах.4) потеря индивид-го подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;5) отсут-е возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифиц-ые тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов. Правила проведения тестирования:А. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познак-ся с ним и попробовать его на самом себе или на другом чел. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связ-х с провед-ем тестир-я и обусл-ых недост-но хорошим знанием его нюансов. Б. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. В. Во время провед-я тестирования необх следить за тем, чтобы все испытуемые работали самост-но, незав друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить рез-ты тест-я. Г. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возник-х на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, кот также д.б. строго и заранее установлены. Прежде чем приступить к практ-му тестир-ю, необх провести опред-ую подгот-ую работу к нему. Она сост в след-м. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью пров-ся тестир-е, какие данные в рез-те него м.б. получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюд-м инструкции и всех указ-х выше условий, обеспеч-их достоверность получ-ых рез-ов.

17. Классификация вопросов по цели. 1.Функционально-психологические: контактные, буферные, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации. 2.Вопросы-фильтры.3.Контрольные вопросы: вопрос-тест, вопрос-ловушка.

11.Понятие метода.Класс-ия методов научн.исслед-я. Метод исслед-я – это способ исходных действий, к-ые позволяют доказать, проверить или опровергнуть имеющиеся предположения. Метод исслед. – это способ решения научной проблемы. В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня: - методы эмпирического исследования(наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание); - методы теоретического познания(дедукция, конспектирование, цетирование); - общелогические методы и приемы исследования(анализ, абстрагирование, обобщение, индукция).

Date: 2016-02-19; view: 1474; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию