Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассмотрена на заседании цикловой комиссииСтр 1 из 2Следующая ⇒ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Учебной практики Оздоровительно-воспитательная работа с детьми в летний период
Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование код наименование
Пинск Разработчик: Гузаревич Н.А., преподаватель колледжа ____________________ инициалы, фамилия, должность, место работы, ученая степень, ученое звание Рассмотрена на заседании цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин наименование цикловой комиссии учебного заведения
Протокол № ___ от ________ 20___ Одобрена на заседании методического совета
Протокол №_____от _______________20__
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нельзя переоценить благотворное влияние летнего периода на ребенка любого возраста. Постоянное пребывание на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество радостных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами и другими необходимыми организму веществами пища, относительная свобода поведения - все это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил. Воспитательно-образовательная работа летом осуществляется в процессе общения с природой, посредством игр, художественной и двигательной деятельности, посильного труда. Лето - наиболее благоприятный период для организации всестороннего, глубокого, эмоционально окрашенного общения ребенка с миром природы. Проводя на прогулках и экскурсиях разнообразные наблюдения, опыты, экологические развлечения, педагог помогает каждому ребенку глубже ощутить, осознать его неотъемлемое единство с матерью- природой. Включение в эту работу семьи (родителей, бабушек, дедушек, старших и младших братьев и сестер воспитанников) будет способствовать более успешному формированию основ экологической культуры у дошкольников. Особой заботы требует и здоровье ребенка. Основная задача летнего периода - общее оздоровление детского организма. Прогулки, экскурсии, походы, игры, использование природных условий позволяет значительно расширить двигательные возможности детей, обогатить их двигательный опыт. Не менее важно и состояние психического здоровья ребенка- дошкольника. Во многом оно определяется сложившимся стилем взаимоотношений между детьми, между ребенком и воспитателем. Дети чрезвычайно чувствительны к языку человеческого поведения, обращенного к ним. Надо относиться к детям не как к группе воспитуемых объектов, а как к сложным, самостоятельным личностям, индивидуальностям. Цель практики - формирование у учащихся предоставления об особенностях работы дошкольного образовательного учреждения в летнеоздоровительный период и дальнейшее совершенствование профессиональных навыков и умений. Задачи: - изучение специфики деятельности дошкольного образовательного учреждения (и воспитателей) в летне-оздоровительный период; - формирование навыков самостоятельной организации детского коллектива; - развитие специальных способностей (перцептитвных, прогностических, организаторских, коммуникативных и др.); - совершенствование культуры педагогической деятельности (культура речи, культура внешнего вида и др.) Учащиеся имеют право: - на методическое обеспечение в период практики, на пользование библиотекой и методическим кабинетом; - обращаться за помощью по возникающим вопросам к руководителям практики, администрации учреждения; - вносить предложения, рекомендации по совершенствованию организации и содержания практики. Учащиеся обязаны: - соблюдать правила внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения; - своевременно вести дневник; представлять отчётную документацию руководителю практики; - добросовестно выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики; - проявлять себя специалистом, обладающим высокими нравственными качествами; активно участвовать в жизни педагогического коллектива, проявлять свою профессиональную компетентность.
Отчётная документация педагогической практики
1. Дневник педагогической практики. 2. Папка «Летняя педагогическая практика», в которой должны быть представлены: - самостоятельно составленный на две недели план воспитательно-образовательной работы в группе; - конспект проведения физкультурного праздника (развлечения) с оценкой и подписью воспитателя группы; - конспект проведения экологического развлечения (занятия) с оценкой и подписью; - результаты изучения индивидуально-психологических особенностей детей группы. 3. Характеристика на учащегося, составленная воспитателем группы и заверенная подписью и печатью руководителя дошкольного учреждения образования. 4. Отчёт о прохождении практики.
Методические рекомендации
Основным содержанием производственной практики на III курсе является самостоятельное выполнение учащимися функций воспитателя групп дошкольного возраста (по классификации Е.А. Панько): материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей, функции профессионального самосовершенствования.
1. Охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция). Выделение этой функции в самостоятельную связано с тем, что неокрепший организм детей дошкольного возраста не способен так, как организм школьника, сопротивляться заболеваниям и переносит их тяжелее. Учащиеся должны создавать наилучшие условия для физического развития детей, охраны здоровья, закаливанию детского организма. Обеспечивать положительное эмоциональное состояние каждого ребенка и группы, заботливо и ласково относиться к детям. Создавать условия для нормального протекания процессов жизнедеятельности, создавать психологически комфортный климат каждому ребенку. В период летней практики учащиеся проводят следующие формы работы по физическому воспитанию: физкультурные досуги; физкультурный праздник; походы или пешеходные прогулки в парк, лес, зелёную зону; утреннюю гимнастику; занятия по развитию движений в игровом сюжете или из подвижных игр; индивидуальную работу по развитию движений.
2. Развивающая (воспитывающая и обучающая) функции. Учащийся практикант в процессе своего взаимодействия с детьми должен стремиться формировать у них ценностные основы отношения к действительности. Даёт ребенку возможность почувствовать себя первооткрывателем. Формирует интерес к событиям общественной жизни в стране, родном городе, деревне, вызывает интерес бережно относиться к природе, её богатству, проникнуться её красотой, формирует первые представления о Родине, способствует возникновению сопереживания, нравственного сознания, самосознания личности, чувства личной ценности, самоуважения. Обучающая функция выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются ЗУНы. Здесь имеется в виду не только расширение объёма и углубление чётких, ясных, так называемых стабильных знаний об окружающем мире, но и приобретение развивающих знаний. Главная цель обучения дошкольников не передача готовых знаний, а формирование способностей, интереса к самостоятельному их приобретению. Развивающая функция предполагает реализацию образовательной программы дошкольного учреждения. Особое внимание во время летней производственной практики следует обратить на решение задач экологического воспитания дошкольников. Во время практики проводятся: экологические праздники; экологические развлечения; экологические занятия. 3. Диагностическая и коррекционная функции. Реализация этой функции предполагает наличие у учащихся умений использовать элементарные средства диагностики уровня интеллектуального и личностного развития ребенка. Очень важно выявить и. те затруднения, которые испытывает ребёнок в значимых для него видах деятельности, в установлении взаимоотношений с окружающими. С этой целью учащиеся: -изучают особенности сюжетно-ролевой игры; изучают особенности взятия ребенком на себя роли в сюжетноролевой игре. 4. Коммуникативная функция. Эта функция проявляется в стиле взаимоотношений между учащимися и воспитателем, учащимися, детьми и их родителями. Она включает умение устанавливать педагогические целесообразные отношения с детьми, регулировать общение и взаимоотношения в группе детей не только одновозрастной, но и разновозрастной. Работа с разновозрастной группой детского дошкольного учреждения имеет свою специфику. Объединение 15 детей разного возраста более приближено к ситуации, возможной в большой семье, чем объединение того же количества детей одного возраста. Поэтому и стиль жизни в группе должен быть приближен к семейному. Важно, чтобы в группе установились доброжелательные отношения между старшими и младшими детьми. Если эта задача не решена, работать с группой очень сложно. В такой группе уделяется больше внимания коллективным весёлым играм, больше времени проводится с детьми на воздухе, детям делаются приятные сюрпризы. Регулируя взаимодействия детей, учащемуся рекомендуется утвердить в разновозрастной группе следующие правила: старшие оказывают помощь младшим по их просьбе; младшие не мешают старшим работать и играть; нельзя отбирать игрушку у другого ребенка, бить или оскорблять его, ломать или портить его постройки, продукты труда; младшие всегда могут присутствовать при любом занятии и по мере сил и желания участвовать в нём; учащийся не принуждает к участии в занятии никого из детей.
5. Конструкторско-организаторская. Эта функция включает: - умение студентов создавать условия для успешного развития и воспитания ребенка; - планировать воспитательно-образовательный процесс; - владеть набором вариативных методик и педагогических технологий, осуществлять их отбор и применять в соответствии с имеющимися условиями; творчески участвовать в преобразовании предметной среды, окруж- ающей ребенка; - проектировать развитие ребенка в системе воспитательнообучающего взаимодействия.
6. Координирующая (согласование содержания и направлений педагогических воздействий на ребенка). Реализация этой функции состоит в объединении и согласовании содержания и направлений педагогических воздействий на ребенка. Студент осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя и других сотрудников дошкольного учреждения. Согласовывает свою деятельность с воспитателем-напарником, методистом, медицинским персоналом в рамках образовательного процесса всего дошкольного учреждения; систематически сотрудничает с родителями и лицами, их заменяющими. Следует отметить, что взаимодействие детского сада с семьей было и остается одним из наиболее актуальных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически, в каждом дошкольном учреждении. Сложность эта объясняется рядом причин (с которыми необходимо ознакомить студентов). К основным из них можно отнести: низкий уровень социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), отсюда неумение общаться, налаживать деловое и личностное сотрудничество; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения, для формирования личности в целом; несформированность у родителей «педагогической рефлексии», т.е. неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации; непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками; консервативность родительской позиции опеки ребенка дошкольного возраста; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей об условиях семейного воспитания. Все эти моменты препятствуют гармонизации взаимоотношений педагогов и родителей. Объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания дошкольников позволяет решить эту непростую в организационном и психолого-педагогическом плане задачу. В ходе производственной практики учащиеся смогут установить т контакт в работе с коллективом родителей, организовать оптимальное педагогическое общение.
6. Функция профессионального самосовершенствования. В деятельности учащегося-практиканта особо важная роль отводится самообразованию и самовоспитанию. Широк круг знаний, знакомство с которыми помогает профессиональному росту молодого педагога. То, на чем остановится учащийся в процессе самообразования, во многом зависит от его интересов, направленности, ценностных ориентаций, установок. Молодой педагог, входя в новый коллектив, всегда испытывает некоторую неуверенность в своих силах и способностях, которая в целом снижает успешность его деятельности во время практики. Уверенность в себе, напротив, помогает строить отношения со своими новыми коллегами в желаемом направлении.
УТВЕРЖДАЮ Зав. практикой Пинского колледжа учреждения образования «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина» Т.П. Федорович
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебной практики Оздоровительно-воспитательная работа с детьми в летний период
Специальность 2- 01 01 01 Дошкольное образование код наименование
|