Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Норма права: понятие, признаки, виды. Отличие правовых норм от нормативных предписаний

это часть права, которая обладает всеми свойствами права; – это общеобязат-е, формально опр. правило поведения, установленное либо санкционированное гос-м и направленное на урегулирование общест. отношений.. Признаки: 1)носит общий хар-р, т.е. правило поведения; норма права отличается нормативностью; 2) содержит обязат правило поведения – оно распространяется на всех, кто вступает в сферу действия; 3) хар-тся унифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей; 4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации,; 5) облекается в письм., документальную форму, связана с опр. процедурой применения 6) имеет гос-но властный хар-р.; 7) гарантирована со стороны гос-ва, т.е. в случае несоблюдения нормы права гос-во может применить принуждуние; 8) обладает представит – обязыв содержание, т.е. предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо соответствующие обязанности, а возлагая обяз-ти предоставляет конкретные права; 9) системна. Виды: По функциям 1.исходные нормы, т.е. те, из к-рых проистекают все другие юр.нормы 2.нормы – правила поведения. По отраслям (констит право, гражд…). По хар-ру регул-х отнош-й (материальн и процессуальные.). По методу рег: 1.императивные (обязательные); 2.диспозитивные (несколько вариант, на выбор); 3.поощрительные 4.рекоменд-е. По сред-вам использ-м для регулир отнош-й: 1.управомоч; 2.обязыв; 3.запрещ.По времени (постоянные и временные). По кругу лиц (общие и спец-е). По субъекту правотв-ва (законы и подзак.акты – указы презид). Локальные – приним на отд пред-ях, в орг, и действуют токо в них. Компенсац – возмещ ущерба и др. потерь направл на защиту граждан.Коллизионные– предназн разрешать столкновения м/у различ нормами, кот по разному регул. одни и те же общств отн. Нормат предписание – цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте НПА властное веление пр-тв-го органа.

26. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Способы изложения правовых норм Норма права состоит из: Гипотеза – это часть нормы, указ-щая на обстоят-ва, при которых действует данная норма. Каждая норма может применяться только при наличии всех обстоят-в, указ-х в ее гипотезе. Диспозиция – часть нормы, которая закрепляет права и обяз-ти участников соотв-го правоотн-я. Санкция – это часть нормы, которая указывает на меры гос. принуждения, кот мб применены к лицу, нарушившему данную норму права. Названные эл-ты нормы излагаются в статьях закона или пунктах иных НПА. Очень редко когда в одной статье, пункте содержаться все три эл-та нормы права. Чаще всего в целях лаконичности изложения воли правотв-го общества части нормы права излагаются в разных статьях, пунктах акта.

27. Понятие правотворчества. Формирование права и правотворчество.это деят-ть общества и гос-ва по формир-ю норм права и закреплению в НПА. Выдел 2 стадии правотв-ва: I. Формир-е права - осущ-ет общ-во, стадии: 1. обнаружение субъектом гражд. общ-ва к-л несовершенства действующей нормы: пробела, противоречия, несоответствие нормы права действующим отношениям и т.д. Своим открытием субъект делиться с др.лицами, общ. орг-ями, прессой. Когда др. лица поддерживают идею субъекта и придают ей хар-р общ-но значимой проблемы, наступает 2 -й этап формир-я права. На этом этапе проходит бурное обсуждение проблемы в прессе, в общ. орг-циях, и возникает решение о принятии мер к отмене несовершенных норм права. Далее общ. огр-ция, партия, орган гос-ва, осознает справедливость итогов общ-го обсуждения и вносит в компет. орган свое предложение о необходимости изменить.... Этим внесением стадия формирования права завершается. II Правотв-я деят-ть гос-ва - дальнейший процесс правотв-ва протекает в недрах компет. органа. Этот процесс состоит из: 1 внесения проекта норм акта; 2 обсуждение проекта; 3 принятие норм акта; 4 опубликование.

28. Законотворческий процесс и его основные стадии. - это совокупность действий, посредством которых осуществляется законод деят-ть. Принципы: - законности демократизма научности профессионализма гласности системности стадий: 1) принятие решения о внесении измен-я в действ-ю систему норм права (самост ГД, устарел, вызывает нарекания). 2) рассм-е проекта закона, внесенного в ГосДуму в порядке з-д-й инициативы или группой проектантов по решению данного органа (м. первой стадией быть, все граждане з-тв-й инициативой обладают, ГД обязана рассм-ть проект): а.рассмотр.проекта и принятие решения тщат.анализа проекта; б. рассм. проекта ГД в первом чтении – выявл.позиции депутатов относит проекта. 3) обсуждение и соглас-е проекта закона заинтерес-ми лицами. 3а) доработка закона и в ГД на второе чтение и третье чтение 4) принятие ФЗ (только после одобрения Советом Федерации и подписания Перзидентом). 5) опублик-е принятого закона в Рос. газете или Собрании з-д-ва РФ. Другие НПА приним-ся по аналогии с ФЗ, но процедура м.б.сокращена по длит-ти.

29. Принципы и виды правотворчества. Референдум как вид правотворчества. П-тв-во подразделяется на виды (по субъектам): 1. законотв-во – осущ-емое представительными органами гос-ва (Дума). 2 п-тв-во органов исполн.власти - направлено на конкретизацию раскрытия действующих законов. НПА, принимаемые данными организациями не могут противоречить законам. 3. НПА органа мест.самоупр-я - эти органы не входят в систему органов гос-ва и могут заниматься п-тв-вом только в рамках, устан-х гос-вом. 4. П-тв-во органов упр-я учр-ями - осущ-ся в пределах устан-х законом и иными актами гос-ва (устав, правила внутр. распорядка). 5. НПА принимаемые непосредственно в ходе референдума (Конституция; всенародное голосование, большинство голосов придается сила закона и не треб. утверждения больше). Принципы: 1. законности (мож принимать акты в пределах компет-ции, в соотв-и с устан.порядком, не противор. Конст, в соотв. форме – З, Указ..), 2. научной обоснов-ти (привле. ученых-юристов для концепц, текста, исслед-я опыта, прогноза, экспертизы проекта), 3. демократизм (привлечен общ-ва к обсужд проектов НПА, возможн. граждан предлож-я совершенствов-я з-д-ва, принятия законов общ-вом в референдуме; принятие НПА в интересах граждан и без дискриминации). 4. системности (увязка проекта НПА с действ-щими, не дублир, без пробелов).

30. Понятие и виды НПА. Законы и подзаконные НПА в РФ. НПА - чаще всего понимается как акт содержащий нормы права. Однако это опред-е неточное. Во-первых могут быть НПА не явл-ся источниками права – информац. акты, доводят до сведения исполнителей нормат. предписания вышестоящих орг.власти (приказами министра доводятся НПА правит-ва, они содержат нормы права, но не явл-ся источниками, в них нет норм министра). Не явл-ся источниками права также НПА орг-в власти, принятые за пределами их компетенции. Во-вторых, в сист-ме НПА сущ-ют НПА, кот. не содержат традиц-но понимаемых норм права, но явл-ся источниками права. Это перечни НПА, утрат-х силу, в них нет норм, но они явл-ся НПА т.к. без их учета невозможно знание действующих актов. Т.О. НПА – это решение прав-тв-го органа, внесенные в пределах его компет-и и направл-е на создание новых норм права, отмену или изменение действ-х норм. Закон – это НПА, принимаемый представит. органом гос-ва и облад-щий юр. силой. Высшая юр. сила закона придается ему тем, что законы принимаются лицами, избранными населением в кач-ве своих представителей в закон-тв-м органе – а значит они принимаются от имени и на благо народа. Соотв-но законы образуют первичную норм.базу с которой должны считаться все др. п-тв-кие органы, а принимаемые ими акты не могут противор-ть действ-м законам. При наличии такого противоречия действуют законы. В РФ законы принимает Гос дума, поэтому ни Совет Федер, ни Президент не могут самост-но исправлять, дополнять действ-щие законы. В случае их несогласия с дейст. законами они могут выступить с зак-дат-й инициативой.

31. Действие НПА во времени. Обратная сила закона. Переживание закона. НПА начинает дейст-ь не сразу, а после того как он вступит в силу. Способы вступления: с момента принятия; с даты опублик-я в офиц. источнике; с даты указ-й в акте; по истечен-и опред. срока после опублик (ФКЗ и ФЗ 10 дней, указы прези и постан правит – 7 дней). Обратная сила – новые нормы права реализ-ся только в отнош-ях, возникших после их вступления в силу. Исключения: 1. обр.сила придается нормам угол и админ. права, устаняющим или смягчающим ответ-ть, 2. обр. сила м.б. придана новому закону самим з-д-телем (конст огранич. обрат.силу к законам. кот устан-ют или отягчают ответ-ть, вводят новые налоги….) Признание нпа утратившим силу – при принятии спец. решения пр-тв-го органа об его отмене полностью или частично (или м.б. при принятии закона сразу установлен срок оконч.действия).

32. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Пространство на кот.действует нпа, опред-ся компетен-ей п-тв-го органа и его местом в системе органов гос-ва. ГД, ФС, През, Прав – на всей террит- или могут на к-л ограничен.тер. Субъект РФ – на своей терр-ии, местн с-упр-е на своей. По гругу лиц: все лица наход-ся на терр-ии гос-ва временно или постоянно попадают под юрисдикцию его норм права. некотор. обяз-ти касаются токо лиц РФ (служва в армии). иностр илца и наши на иност тер. – по законам терр. или по м/унар.договорам

33. Система права: понятие и признаки. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты.это совок-ть норм права, действ-щих в отдельной стране на опред-м этапе развития этой страны. Систему права РФ образуют все действующие нормы, закрепл. в К, ФКЗ,... Для облегчения поиска нужной нормы в большом массиве, он делится на отрасли и институты права. Признаки: 1. единство системы права (единство эк-х и др. отнош-й регулир-х нормами права; единая гос.политика через все органы), 2. системность (все нормы права д.б. последовательно согласованы, иерархия), 3. целостность (общ-во это целостное явление, в основе кот лежат одинак. по форме и содерж. распред-е и обменные и потребит отношения; включает все нормы права). Метод – совок-ть правовых ср-в, применяемых законодателем в процессе регулир. отдельной отрасли права. Метод состоит из эл-в: правовой статус субъектов данной отрасли права, порядок принятия решений о вступлен. в конкр. п-отн-я, форма в кот заключ-ся соглашения о вступлении в п-отн-я, порядок защиты наруш-го права. Наибольший режим свободы в методе присущему гр.праву: субъекты равноправны и незав др от др.; вступают в п-отн-я по обоюдн. согласию; оформ.договор; потерпевший решает сам применять ли меры гос принуждения – иск в суд. Метод админ.права: неравенство субъектов (гражд д. подчиняться гос.органу), решение о вступл в п-отн-я принимает гос.орган; закрепл правоприм-м актом; гос.орг обязан привлечь к ответ-ти.

34. Отрасль права и институт права как элементы системы права. Общая характеристика основных отраслей права. Институт – этосистема взаимосвяз-х норм, регулир-х относительно самостоятельную совок-ть общ-х отношений или к-либо их компоненты, свойства. Специфичность одной группы общ-х отнош. по сравнению с другими служитпричиной возникновения института. В гражд- инст. дарения, купли-продажи, в админ – инст. должнотного лица, в семйном- инс. брака. Отрасль – совокть взаимосвяз-х правовых институтов, регулир-х относительно самостоятельную сферу общ-х отнош-й.: 1. констит – нормы, закрепляющ-е основы общ-го строя и политики РФ, права и свободы и обяз. граджан, нац-гос-е устройство, порядок создания и компет органов гос.власти,.. 2. админист – ФЗ, указы пр.. и КОАП- регул отнош-я склад-щ-ся в процессе гос-го упр-я (гос.слубу, админ ответ, деят-ть органов). 3. финансовое – БК, НК – нормы регул отнош-я по накоплению и распред финансов. 4. земельн – ЗК – отнош-я по распоряж-ю и упр-ю земельн ресерсами, наход в гос и част.соб-ти. 5. гражд – ГК, ЖК - правовое полож-е участников гражданского оборота, право соб-ти, договор, имущ-е отношения(особ-ть учатники равноправны). 6. трудов – ТК - нормы регул трудов отнош-ярабочих с предприятиями. 7. природоохранительное – З об охран окруж прир среды- освоен, исполь, охрана окруж. среды. 8. семей – СК – связ-е с браком и принадлежности человека к семье. 9. уголов – УГ – основания уг ответ-ти и освоб от нее, понятие преступления, цели наказания. 10. уго-процес – УПК – порядок производства по угол.делам. 11. гражд-процес- ГПК и АПК – цели и задачи гражд судопроизводства, поведомст, подсудн, порядок суд.разбират.. 12. междун право – соглашения – отнош-я м/у гос-вами

35. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское). К публичному праву относят отрасли гос-в, администр, уголовного права. Частное право состоит из отраслей гр-го, предприним-го, семейного права, а публичное – из отраслей конституционного, адм-ого, финансового, уголовного и др. Мат право - это совокупность норм права, непосредственно регулирующих те или иные общств отношения. Объектом матер. права выступ.: имущ., трудовые, семейные и иные отношения. Процесс право - право, устанавливающее порядок разрешения споров м/у субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан. Взаимосвязь мат и процесс начал обеспеч. важнейшее свойство права – его системность. Только в сочетании матер. и процесс. право обеспеч. регулятивную роль права, позволяют в необходимых случаях реализов. санкции правов. нормы, иные ее элементы. Процесс.право состоит из гражданско-процесс и уголовно-процесс права.

36. Понятие и формы реализации права. - это деят-ть граждан и иных лиц в соотв-вии с дейст. нормами права посредством вступления в конкретные правоотн-я. Формы: 1. исполнение (лица добросовестно и надлежащим образом исполняют возложенные на них юр.обязан-ти), 2. использование (лица реализуют предост-е им субъективные права. способы: собств-ми действиями управомоченного лица либо посредством вступления в контр. правоотн-я. чаще всего субъект неспособный самост. реализовать предост. ему права, обращается за помощью к др. лицу, вступая с ним в конкретн. правоотн-я), 3. соблюдение (на лиц возлагается обяз-ть не совершать действий прямо запрещенных законом и НПА. важно чтобы субъект не нарушал устан-х запретов, а правомерный хар-р поведения здесь значения не имеет).

37. Понятие и признаки применения права. Субъекты применения права. Сущ-ют ряд правоотн-й, кот не могут возникнуть по инициативе граждан и иных субъектов частного права. – требуется решение компет-го органа гос-ва. Деять-ть компетентных гос. и иных органов, выр-я в принятии решения, кот опред-ся права и обязанности участников контр правоотн-я назыв правоприменением. Его признаки: 1. осущ-ся компетент органом гос-ва или органами мест.самоупр-я, либо орг-ми упр-я орган-ции, учр-я. 2. осущ-ся в соотв-и с действ-ми законами, иными актами в случаях прямо предусмотренных законом (президент назнач на должность соотв-е лицо). 3. это всегда деят-ть направленная на принятие решения о правах и обяз-тях участников к-л конкретного правоотн-я. иная властная деят-ть органов гос-ва не породает конкретного правоотн-я и правоприменением не явл-ся (нотар.удостоверение). 4. решение правопримен-го органа, направленное на создание контр правоотн-я имеет общеобяз-е значение и его обязаны выполнить все заинтересованные лица под страхом применения угол. ответ-ти. Субъекты: 1 органы исполн.власти гос-ва. 2. органы упр-я организации, учр-я в пределах своих полномочий.

38. Стадии и принципы правоприменения. Стадии: 1. возбуждение юр. дела - это дело предств. собой совок-ть док-в, необ-х для его разрешения. Возбужд-е дела может осущ-ся компет орг-м гос-ва по заявлению потерпевших, публикации в прессе, по собств. инициативе правоприм-го органа. 2. поиск доказательств, необход-х для разрешения данного дела - чтобы разрешить дело правоприм-й орган должен точно знать, какие обстоят-ва на самом деле имели место. Для этого он собирает разные док-ты, источники, исходя из которых он способен установить истину по делу. В случае когда правоприм-й орган не смог собрать необх-е доказ-ва дальнейшее расслед-е дела не ведется. 3. квалификация. Правоприм-тель пытается устан-ть юр. природу дела, т.е. совок-ть событий положенных в его основу. Квалификация сводиться к тому, что правоприм-тель в событиях находит те или иные признаки, указ-е в той или иной норме права. И та норма, признаки кот полностью обнаружатся и кладется в основу разрешения дела. С учетом ее гипотезы опред-ся наличие необход-х событий, с учетом деспозиции опред-ся права и обяз-ти участников правоотн-й, либо с учетом санкции избирается мера гос. принуждения. 4. принятие решения. на основе выявл-х обстоят-в и с учетом результатов их юр.квалификации, правоприм-тель принимает решение, в котором устан-ет какие права и обяз-ти возникают у участников правоотн-я, положенного в основу дела. 5. исполнение принятого решения. Принципы: законности (в пределах компетенц., соблюд процесс.норм, прав юр. оценка), обоснованности, целесообразности (оптим. учет при выборе нормы).

39. Понятие и виды правоприменительных актов. – решение компет гос-го или иного органа и закреплении прав и обяз-тейучастников конткетного правоотн-я. Чаще всего это письменный док-т, но возможно и в устной (замечание руководителя подчин-му). Особ-ть: в Указах Презид и Правит нормат-е и правоприм-е предписания сочетаются одновременно (н.уметь отличать). Критерии отличий нормат. предпис-й от правоприм-х: 1. нормат. регулир-ет вид отнош-й, а правоприм. – конкретное провоотн-е. 2. в норм. субъекты как абстрактные термины, а в пр- поименно. 3. нормат действуют не одноразово вплоть до отмены, а пр.- после исполнения не действуют. Виды правоприм-х по субъектам: акты Президента, акты гос. исполн. органов, судебных органов, органов местн-го с-упр-я, органов упр-я орг-ций и учр-й.

40. Понятие и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права.это отсутствие в действ-х НПА норм права, необход-х для рассм-я конкр. дела. Правоприменитель не может отказать в рассм-е дела по отсутствию нужной нормы права. Причины пробелов: 1. сознательн-е уклонен-еправотв-го органа от регулир-я этой сферы общест-х отнош-й. 2. ошибка, халатность, небрежность. 3. отставание от уровня изменения отнош-й. Восполняются применением сходных норм права в этой же отрасли – наз-ся аналогией закона (ликвидация по реш.суда как по банкротству). Применение сходных норм из других отраслей – субсидиарное правоприм-е (ТК не имел срока исков. давности – как ГК). Аналогия права – когда нет никаких аналогий, примен-ся анал. права закрепл-е в Конституции (освоб от воинск.службы по религ.убеждениям). Анал. закона и права не примен-ся в угол.праве.

41. Коллизии в праве. Способы преодоления и устранения коллизий.это ситуации когда относительно одного и того же правоотн-я содерж-ся взаимоисключ-е нормат. предписания (З о воинской службы и З об образовании). Коллизии – следствие з-тв-х ошибок, затрудняют правоприм-е. Виды: 1. м/у нпа одного и того же органа (при принятии нового нпа нужно отменить старый, если не сделано, последнее решение счит-ся верным); 2. м/у нпа разных п-тв-х органов (а. если противор Конс, то Ксуд признает их недейств.; б. если м/у З и НПА исполнит.органа, то отменяет ВС РФ и ВАС РФ, Презид может постан Правит отменить, Правит отменяет НПА исполн.органов, в. на уровне субъект- о аналогии с фед., но фед. невмешив-ся в субъект, только Президент м. приостан действие НПА субъекта), 3. м/у фед. и субъект (- если в исключит. ведении фед – то фед.; - если совместн компетенц – приоритет фед., субъект мож в случае пробела принять НПА до принятия фед. и потом отменить свой; - если компет субъект – действ зак субъекта).

42. Понятие толкования права. Способы толкования права. – это процесс ознакомления с действующим актом. Но бывает, когда читающий не понимает НПА, тогда нужна помощь другого. Способы: уяснение - собственное толкование, разъяснение – другими людьми. Методы для правильн толкования: грамматический, логический, систематич, историко-политич, функциональный, целевой.

43. Виды толкования права по объему и по субъектам. По объему: ограничительное и расширенное толкование. По субъектам: 1. официально толкование (аутентичное – сам свой акт толкует, кроме ГосДумы- только законы принимает, проще новый; легальное – толкуют другие компет. органы – судебные), 2. неофиц. толкование – в форме советов, рекомендаций (юристы, руководит, партии, общ.орг-и (обыденное, проф-е -юрист, компет.долж.лицо, доктриальное-ученые).

44. Понятие, структура и виды правоотношений.это соц.связь, возникающая м/у лицами на основе действ-х норм права и выр-ся в виде субъективных прав и обяз-тей. Признаки: 1. всегда возникает на основе дейтв. норм права (на основе морали и обычая – не правотн-я и не под госюзащитой), 2. это волевая связь его участников (в гр сем, труд – согласие всех; в публичн - только должн лица в его компет. (служба в армии), 3. связь выр-ся через субъективных права и юр.обяз-ти (купля-продажа, право одного –есть обяз. другого), 4. индивидуализованная связь (поименная или соц. роли). Структура: субъект, объект, субъективное право, юр.обязанности. Виды: по отраслям (в сфере угол, гражд, финн-го, труд,..); относительные и абсолютные (поименные и один+общество – авторское право); по способу реализации прав (общерегулятивные – Конст, есть у всех, не передаются, правоохран-е –гос.орган и нарушитель, регулятивные – основан-е на правомерных действиях участников).

45. Субъекты правоотношения. Правосубъектность. – лица вступающие в правоотн-я. Осн. субъекты: граждани, юр.лица(орг-ции), гос.органы, должн.лица, органы местн.с-упр-я, органы упр-я орг-циями, гос-во в целом,... Для участия в правоотн-ях лицо д.б. правоспос-м и дееспос-м. Правоспос-ть – способн. лица выступать субъектом конкр. правоотн-й в соотв. с действ-ми в общ-ве нормами права. Носит изменчивый хар-р, в завис-ти от действ-х норм права (предприн.деят-ть раньше запрещалась). Дееспос-ть – способ-ть лица своими действиями приобретать права и обяз-ти, выступая в конкр. правоотн-ях. Действовать с осознанием соц-го значения своих действий и поступков, осознавать: рез-ты своих действий, возможные побочные последствия действий, опред-е путей не посяг-щих на права и свободы др. лиц. Не дееспос: лица до 18 лет, душевнобольные, признанные судом. Отсутствие дееспос-ти = отсутствие правосп-ти. Но в гражд.праве недееспос-е лицо признается субъектом гр.права (нуждаеться в благах), а недостающую дееспос-ть восполняют его родители, опекуны,...(эмансипация – при вступлен.в брак в 16 лет- станов-ся дееспос-ми). Субъекты правоотн-й д.б. деликтоспос-ми – способность нести юр.ответ-ть за соверш-е правонар-я. Дееспост-ть включает в себя и деликтосп-ть (если м. делать, то и м. нести ответ-ть, искл. аффект – деяспос-е. стан-ся не деликтосп-м.). Правосубъектность - совок-ть 3 понятий.

46. Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности. – это субъективные права и юр.обяз-ти участников п-отн-й. В содержании п-отн-й оперд-ся действия, кот. должны совершить участники в свою пользу. Виды: 1. право на собст.действия (лицо создает благо, а др. не должны арушаеть право его соб-ти); 2. субъективное право (право требования осущ-я юр.обяз-тей от других участников); 3. субъективное право выр-ся в праве прибегнуть к мерам гос. убеждения в отнош-е др.участника п-отн-я, неисполн-го свои обяз-ти. Виды юр.обяз-ти: 1. надлеж-м образом осущ-ть возлож-е обяз-ва по контр. п-отн-ю; 2. несовершение действий предусмотр-х договором; добросов-м образом претерпевать примененные меры гос.принуждения.

47. Понятие и виды объектов правоотношения. - это особый эл-т, т.к. потребность в том или ином благе заставляет управомоч-е лицо активно действовать и выступать в конкр. п-отн-нии. Виды по содержанию: мат.блага (вещи, деньги), духовн.блага (псих.переж при посещ. театра), услуги (действия улучшающие предмет без его создания), немат. дух. блага, пренадлеж. личности (право на доброе имя, достоинство,жизнь; п-отн-я возникают при посягательстве на них).

48. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав. – совокупность необход.явлений. – это конкр.жизненные обст-ва, с кот нормы права связываю возникновение, изменение или прекращение п/о. Признаки: 1. это конкретное жизненное обст-во, выраженное вовне (мысли, чувства юр. ф. не признаются).2.это обст-во, выражающееся в наличии или отсутствии опр-х явлений, т.к. юр. значение имеют как полож. (существующие), так и отриц.(отсутствующие) факты.3. Ю.ф. несут в себе информацию о состоянии общест-х отношений, т.к. они являются обст-ми, которые напрямую затрагивают интересы общества и гос-ва.4 Это такие обст-ва, которые прямо или косвенно предусм.нормой права.5. Ю.ф д.б. в опр.форме зафиксированы зак-вом, т.е. оформлены надл. образом (документ, справка).6. Это такие обст-ва, которые способны вызывать предусм. законом Юр-ми фактами становятся не любые жизненные обст-ва, они класс-тся: 1)По хар-ру последствий: правообразующие (вступление в брак,),правоизменяющие (перевод на др. работу); - правопрекращающие (расторж. брака,) 2) события – это факты, происхождение которых чаще всего не связано с волей участников п/о; - действия – факты, определяющие волей участников п/о. События делятся на: - абсол.(события, кот возникают и развиваются независимо от воли субъектов); - относит.(возникают по воле субъектов, но затем они протекают вне связи с волевой деят-тью (поджог)); юр.ф. - состояния (явл. длящимися (родство, гражданство)). Без юр. фактов не могут возникнуть п/о. Для возникновения п/о требуется не один юр. факт, а их совокупность. Такого рода совокупность необх-х для возникновения п/о юр-ких фактов наз. факт. состав. прав. последствия.

49. Правонарушение: понятие, признаки и состав. - это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред обществу, гос-ву, отдельным лицам и совершенное деликтоспособным субъектом. Состав – это сист признаков (вопр.50) правонар-я, необх-х и достаточных для возложения юр. отв-ти. Состав: 1. Субъект правонарушения – гражд, долж.лица, коллект образ-я, деликтоспос. 2.Субъективная сторона – психич. отнош-е пр-нар-ля к совершенному им противоправному деянию (вина; по ожид результатам – умысел и неосторожность). 3. Объект правонарушения – это то, на что посягает правонарушение; сфера общ-х отношений, урегулир-х нормами права. Объективная сторона – действия пр-нар-ля на объект – противоправные действия, наличие мат или моральн вреда, вреда здоровью чел, природе,..; наличие причинной связи м/у деянием и наступившим вредом.

50. Виды правонарушений. – это вопр 49. Признаки: 1) деяние признан-е преступлением, 2) обществ опасность, 3) степень опасности: небольш тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. 4) совершение виновного деяния деликтоспособным лицом – физ-м. или должностным. Виды: 1. администр.проступок – посягающее на гос. или общ. порядок, соб-ть, права и свободы граждан, порядок упр-я (наруш ПДД). 2. дисциплинарный – нарушение трудовой, воинской, учебной и иной дисциплины (лицо по положению обяз-е соблюдать это). 3. гражданские – вред имуш-ву др.лиц, или чести достоинству, делов.репут, авторс правам,.. 4. конституционные – попытка выделить вид, неудачная.

51. Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. – это психолог-е, имущ-е и иные лишения, кот по решению компет. гос.органа претерпевает гражданин за совершенное им правонарушение. Признаки: вид гос.принуждения, основание применения ответ-ти – правонарушение, выр-ся в применение отриц. мер к лицу совершившему пр-нар-е. Принципы: 1) законности – предполагает отв-ть в пределах закона и на основании закона; 2) обоснованности – означает объективное исследование обстоятельств правонарр-я, 3) справедливости – требует соблюдения условий: недопустимость применения мер наказания, унижающих достоинство чел-ка; 4) целесообразности – индивидуализация мер взыскания или наказания в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности правонарушит, и тд 5). неотвратимости – выр в неизбежности наказ и привлеч к юр. отв-ти (без нарушения презумпции невиновности). 6) право на защиту и квалиф. юр. помощь, 7) не м.б. повторно привлечен за одно и тоже преступление.

52. Виды юридической ответственности Виды: 1) штрафная и право-восстановительная. 2) По форме осущест: суд., адм-ая и др. 3) По отраслевому признаку: констит, уголов, админ, гражд, дисципл, материал и др. Констит отв-ть – основанием наступления служат нарушение К. РФ и др. источников конст. права. Уголовная отв-ть – за нарушение запретов, предусмотренных УК, это наимболее опасные для общ-ва деяния, 12 видов наказаний- штраф, лишен.свободы пожизн или казнь, орган привлек к ответ-ти только суд. Гражданская отв-ть – восстан-е наруш-х прав граждан в случаях неисполнения должниками своих обязательств по договору или причинением вреда; ответ-ть за вред лицу или его имущ-ву, ГК. Админист. отв-ть – предусмотр КОАП, наступает за правонаруш в том случае, если по хар-ру они не влекут уг. отв-ти (7 видов админ взысканий- штраф, предупрежд, изъятие,лишение права, исправ работы..). Дисциплин отв-ть – за совершение дисц. проступка, ТК и уставы о дисциплине, взыскания: замечание, выговор, увольнение.

53. Право в системе соц.норм. Согласование воли членов любого сообщества осущ-ся с помощью правил поведения, т.е. стандартов, опред-х поведение индивидов в к-л конкретной ситуации. В совр. общ-ве сущ-ют два вида норм: технические и соц-е. Тех. нормы регулируют отнош-я человека к природе, орудиям труда и др. созданным вещам. Соц-е нормы регулирую отнош-я людей др. с др. и подразделяются на: 1. Мораль –правила поведения, основанные на представлениях определенной соц. группы о добре и зле, плохом и хорошем, и т.д. Т.к. интересы соц.группы могут быть противоречивыми, то и моральные нормы одной соц. группы могут противоречить таким же нормам др. группы (мораль продавца и покупателя). 2. Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в наст. момент действуют в силу привычки (рукопожатие). 3.Нормы обществ-х орг-ций – закрепляются в их уставах и регулируют внутр. деят-ть этих орг-ций (порядок приема в организацию, форм-е органов управления). В уставах общ-х орг-ций могут находиться и нормы права, с помощью которых регул-ся деят-ть орг-ции как юр.лица во взаимоотношениях с другими орг-циями и органами. 4. Нормы религ-х орг-ций – это нормы, которыми регулир-ся порядок взаимодействия членов одной религиозной организации по отправлению обрядов и осущ-ю др. действий. 5. Нормы права – правила поведения, кот устан-ся и охран-ся гос-вом.

54. Правосознание: понятие, структура, виды. – это система знаний об истории становления и развития пава как соц-го явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права. Формы: индивидуальное (отдельной личности), общественное (разделяют-ся общ-вом в целом). Структура: 1. правовая психология – совокупность оценок…, кот. проявляются у отдельных лиц в процессе деят-ти по толкованию норм права и их реализации в конкрю п-отн-ях. 2. правовая наука – знания закономерностей, по кот. функционирует и развивается право (состоит из ТГП, ИстГП, КонстП, ГраждП…). 3. проф-е сознание юристов (знания получ-е в вузе). 4. правовая идеология – идеи, взгляды, предложения о путях совершенствования действующего права в целях придания ему наибольшей адекватности соц. и др. условиям сущ-го общ-ва.

55. Правовая культура. Правовое воспитание. – это правовой режим, обеспеч-й надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, взаимную ответ-ть гос-ва и личности. Уровень пр0й культуры хар-ся степенью совершенства всех правовых явлений. При высоком уровне – совершенное з-д-во, нормы права соответ-ют общ-м отнош-ям и способствуют их прогресс.развитию, высокий уровень законности, правовая активность граждан, глубокие правов. знания. Низкий уровень: много пр-нар-й,, посягат го-ва на права и свободы граждан. Мера по обеспеч-ю гос-вом законности и правопорядка цивилизованным демократическим путем – деят-ть по повыш. правовой культуры, т.е. правовому воспитанию: преподавание правовых дисциплин, условия для самост. обучения – СМИ. Цель – выработать правовые установки на правомерное поведение, вооружить необход. знаниями о его правах и свободах, порядке защиты наруш-х прав и тем самым сформировать достаточно высокий уровень его правовой культуры.

56. Понятие, предмет и стадии правового регулирования. – это деят-ть общ-ва и гос-ва по формир-ю и закреплению норм.права в правовых источниках. Предмет - общ-е отнош-я, т.е. соц-е связи в кот. вступают люди и их учр-я в процессе своей жизнедеят-ти. Правовыми отн-я являются связи, кот. основаны на равноправии субъектов и без посягательства на права и свободы др.лиц – основополагающий принцип права, при воплощении кот. об-во и гос-во формир-ют и закрепляют общеобя-е правила поведения (нормы права, обячаи). Стадии: 1. правотв-во, 2. устан-е контр. правовых связей м/у лицами в соотв-е с действ-ми нормами права. При правомерном поведении лиц – правов. регулир-е заканчивается. 3. доп. стадия юр.ответ-ти (при правонарушениях). гос-во стремиться чтобы каждый правонар-ль понес наказание. есть спец.органы по выявлен и санкционир, возложению на правонар-ля доп.обязанностей, кот. при правомерном поведении он бы не нес. В целях восстан-я наруш. права и перевоспит.

57. Способы, типы и методы правового регулирования. Способы: 1. запрет –устан-ся перечень деяний, кот. запрещается совершать под страхом юр.отв-ти, 2. –предост-е права, управомочивание – предост. возможности совеш. контр. действий, 3. обязывание – возложение на лиц строго опред-х действий – юр.обяз-тей. 4. установление санкций – устан. негативных последствий, кот. м.б. применены к нарушителю. 5. поощрения – стимулир-е деят-ти лиц по реализации норм права, награды, звания,.. Типы: 1. выр-ся в виде принципа: гражданам разрешается делать все, что не запрещено законами (в демократич. режиме при большой свободе), 2. в виде принципа: гражданам запрещено все, что прямо не разрешено законом (в авторитарном полицейском гос-ве). Данные принципы недействуют в отнош-е гос. органов и долж.лиц, т.к. их полномочия четко определены законом, а ост. значит не разрешено. Метод: это правовые режимы, устан-е в пределах отдельных отраслей права – см. вопрос 33.

58. Понятие и виды юридических документов.это письменные источники, содержащие сведения о юр.значимых событиях, фактах. Виды: 1. НПА, правоприм-е акты, док-ты удостов-е личность человека и его состояния (паспорт, свид.о браке,...), док-ты фиксир-е разного рода значимые события и факты (акт осмотра, эксперт.заключение), ценные бумаги (деньги, облигации,..)

59. Понятие и виды юридической техникиэто совокупность приемов с помощью кот. юрист осущ-ет свои действия и достигает качественных совершенных результатов. Виды по сферам деят-ти: 1. техника правотв-ва (совок-ть приемов при использ. кот. обеспечивается подготовка и принятие качественно совершенных НПА), 2. техника систематизации НПА (приемы кот-ми отдельные НПА располаг-ся по отраслям права или к-то опр.образом), 3. техника сбора и оценки доказательств по юр.делам (в гр.праве заявитель собирает док-ва своей правоты, в угол.праве гос.органы собирают.)

60. Систематизация нормативных правовых актов. Инкорпорация, кодификация, консолидация и учет. - это целенапр-я работа з-д-ля по упорядочению и приведению в единую систему дейст-х з-д-х актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного прим. Принципы полнота охвата НПА, единообразие терминологии, единство критерия упорядочения НПА, расположение НП материала в опред порядке, обеспеч единства регул-я отношений и полноценности такого регул-я. Виды систематизации: Учет – сбор, хранение и поддерж-е в контрольном состоянии, создание поисковой системы, обеспеч-й нахождение необх. инфы. Инкорпорация - в ходе кот дейст-е НА сводятся воедино без изм их содержания, переработки и редактир-я. Результатом инкорпорации явл издание разл. сборников или собраний, кот формируются по тематич. принципу Инкорпорация подразд на: официальную и неофиц. К офиц можно отнести СЗ РФ. К неофициальной отн сборники Н материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях. Консолидация – это сведение множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотвор. органами и имеет собственные реквизиты. Кодификация предполагает переработку норм права по сод и их сист, научно обоснов излож в новом Кодиф-м законе — это сист работа более высокого уровня, чем инкорпорация, т. к. в ходе кодиф происх кач переработка действ юр. норм, устраняются несогласов, дублир

61. Понятие и принципы законности. Гарантии законности - это политико-правовой режим деят-ти гр.общ-ва и гос-ва, в кот. органы гос.власти и д/лица единообразно понимают и применяют дейст-е в общ-ве законы и НПА, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами. Принципы: 1. явл-ся важн. принципом п-тв-й деят-ти гос.органов (нпа принимаются в пределах компет). 2. на стадии пр-прим-я строгое след-е гос.орг-в и д/лиц законам. 3. в гос.принуждении – деят-ть гос.органов по пересечению наруш.закона. 4 в реализации права гражданами – неукоснительное следование дейст.праву. Гарантии: деят-ть гос.органов испол.власти, суда, прокупатуры и др. пр-охр-х органов, призванных обеспечить реальное действие законов, создать все необх-е условия для реализации гражданами своих прав и законных интересов. Методы: убеждение, организационно-распор-й, охранительный, правозащитный. общие и специальные. Виды гар: 1. общие - экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные; 2. специальные -. юрид-кие.

62. Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок Правопорядок – это совок-ть пр-отн-й, кот. возникают, изменяются или прекращаются в строгом соотв-и с действ-ми нормам. Правопорядок явл-ся результатом действия принципа законности. Содрежан пр-порядка – все сложивш-ся в общ-ве пр-отн-я и соответст-е нормам права. Эл-ты: 1. п-пор-к в пр-тв-ве, 2. п-пор-к в пр-обеспеч-й деят-ти гос-ва, 3. пр-пор-к при реализации прав и свобод граждан. Общств порядок – это состояние упорядоченности общест. отношений, кот достигаются с помощью не только прав. норм и их соблюдения (законности), но и других соц. норм и их соблюдения (дисциплины). Различия: 1) Они не совпадают по своему происхождению, эволюции; если ОП - возникает вместе с возникновением и становлением человеч. общества, то П - зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут гос-ва; 2) у них разная нормат-я основа; П- базируется на праве и явл. результатом его реализации, ОП - есть следствие соблюдения не только прав., но и всех иных соц. норм общества; 3) они по разному обеспечиваются; П- опирается на аппарат принуждения, ОП – на силу общ-го мнения, меры негос-го воздействия; 4) при нарушении П и ОП возникают разные последствия; при нарушении П – юр. санкции, ОП – меры морального хар-ра; 5) П и ОП не тождественны по своему объему, содержанию, элемент составу; ОП – шире П.

63. Понятие и классификация основных правовых систем современности. В кажд. старне действ-ют свои прав.обычаи, традиции, з-д-во, сформировались особ-ти правового менталитета, прав. культуры, т.е каждая страна образуют свою прав. сист-му. Есть общие черты, эл-ты, сходства, кот. позволяют групп-ть их по родственным в прав.отнош-е стран. Класс-ции: 1 общность генезиса (возникнов. и послед. развитие). 2. общность источников, форм закрепления и выр-я норм права (где и как фиксир-ся нормы права – законы, договора, суд.решения, обычаи – и их роль, значение). 3. структурное единство, сходство (структ-е построение норм.-прав-го материала, строение нормы права, отраслей). 4. общность принципов регулир-я общ-х отнош-й (свободы субъектов и объективность правосудия; религиозные начала; социалистич. идеи). 5. единство терминологии, юр. категорий и понятий, техники изложения и систематизации норм права.

64. Мусульманское право: общая характеристика. отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юр. нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. (Ирак, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливан, Судан). Особенности: 1)Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, кот открыл его чел-ку через пророка Мухаммеда. Оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. Нормы МП предст собой обяз-ть, долг совершать те или иные поступки. МП определяет мотивы, кот мусульманин должен знать: посты, милостыни, паломничества. 2)Выделяют 4 гл. источника МП: 1) Коран – священная книга мусульман; 2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; 3) Иджма – согласие мусульманского общества об обязанностях мусульманина; 4) Кияз – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. 3) В структуре МП отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяют в качестве основных отраслей: уголовное, судебное и семейное право

65. Англосаксонская правовая система: общая характеристика. Главный источник – судебный прецедент, т.е. норма, сформулир-я судьями в процессе рассм-я дела (гл.творцы права – судьи). (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия). Особенности: 1) своеобразное поним норм права – они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический хар-р. Создавать прецеденты вправе ВерхС Англии, состоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Также прецеденты может создавать палата лордов, выполняющая и судебные функции. 2) специфика структуры права: ей не известно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре англ-го права выд: 1) прецедентное право; 2) право справедливости 3) статусное права (это право парламентарного происхождения). 3) Придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств; 4) большая автономия суд. власти по отн к другим ветвям власти (отсутствие прокуратуры и адм-ой юстиции); 5) некодифицир хар-р зак-ва.

66. Романо-германская правовая система: общая характеристика Сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальной Европе. (Германия, Франция, Россия, Испания, Польша и др.) Особенности: 1) осн источником права служит – НПА (закон); 2) единая иерарх-я сист источников права; 3) сист признает деяние на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) зак-во носит кодифиц-й хар-р; 5) сходство основных понятий и категорий; 6) единая сист прав. принципов; 7) в з-д-ве ведущая роль принадлежит К., обладающей высшим юр.авторитетом. Сущ и сист кодексов, например, гражд, угол, процессуальный. Источники права: закон, подзак.акты (регламент, инструк,..), обычаи (дополнение к закону), судеб. практика.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Лёша, привет. Пишу с проблемой. У меня тут очередная напасть - к моим аллергическим кожным проблемам добавилась молочница | Анатомо-физиологические механизмы речи. Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно

Date: 2016-02-19; view: 865; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию