Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образец размышления 2





 

Речь — это, несомненно, бесценный дар. Подумайте сами, о чем можно говорить, используя ее саму? Обо всем, в том числе и о речи. Только она одновременно может быть талантливой и бездарной, умной и пустой, безуп­речной и корявой, безукоризненной и ошибочной, бес­смысленной и толковой, возвышенной и низкой. Наша речь, вразумительная, действенная, убедительная, при­зывная, увлекающая, зовет за собой. Речь — живая, за­дорная, искренняя — заводит, веселит и радует. А иде­альная, гениальная, талантливая — заставляет взяться за ум, служит образцом, к которому следует стремиться. Речь нежная — ласкает, окрыляющая — дает силы, афо­ристичная — нравится, артистичная — привлекает. Наша речь не только ласкает. Она может быть гневной, безжа­лостной, дерзкой, циничной. Речь передает и состояние души, и человеческий опыт, и мудрость, и ограничен­ность. Такое количество эпитетов, раскрывающих раз­личные стороны речи, говорит само за себя. Речь воисти­ну бесценный дар, человеку врученный.

Акопян Светлана,

студентка Донского

педагогического колледжа

 

2. Прочитайте высказывания о языке. Прокомменти­руйте их.

Развитие родного языка начинается со свободного спонтанного пользования речью и завершается осозна­нием форм и овладением ими.

(Л.С. Выготский)

Язык есть важнейшее средство человеческого об­щения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем са­мым и человека. Без языка не может быть и мышле­ния, т.е. понимания человеком действительности и себя в ней.

(А.А. Реформатский)

Язык по своей цели — прежде всего знаковая систе­ма; чтобы полностью удовлетворять этой цели, он все­гда должен быть готов к образованию новых знаков, новых слов или новых корней. При условии неограни­ченного числа знаков это достигается тем, что все зна­ки строятся из незнаков, число которых ограничено. Такие незнаки, входящие в знаковую систему как часть знаков, мы называем фигурами... Таким образом, язык организован так, что с помощью горстки фигур и бла­годаря их все новым и новым расположениям можно построить легион знаков...

(Л. Ельмслев)

Язык творит речь и в то же время сам творится в речи.

(Ф. де Соссюр)

Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слова не сказал.

(Саади)

Речь есть нечто больше, чем механически произво­димый ряд звуков, который выражает мимолетные на­блюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь — это человек в целом.

(П. Сопер)

Умейте же беречь хоть в меру сил в дни злобы и страданья наш дар бесценный — речь.

(И. Бунин)

Язык так же древен, как и сознание; язык есть прак­тическое, существующее и для других людей лишь тем самым существующее и для меня самого, действитель­ное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости об­щения с другими людьми. Процесс мышления так же социален, как и речь. Мысль зарождается не внутри человеческого мозга, а в социальном окружении. Ситу­ация и аудитория заставляют мысль, а затем и речь выстраиваться в определенную внешнюю форму.

(Ч. Далецкий)

Язык не замкнут в себе и не статичен, он не гото­вое, раз и навсегда сделанное, а творимое, динамичное, проявляющееся в своем постоянном движении, в своем развитии.

(Е.С. Истрина)

3. Докажите, что речь ситуативна. Приведите приме­ры из художественной литературы.

4. Объясните положение, согласно которому речь представляет собой психофизиологическое явле­ние, будучи видом свободной творческой деятель­ности.

5. Докажите взаимосвязь лингвистических понятий «язык» и «речь» на конкретных примерах.

6. Обоснуйте правильность суждений, свидетельству­ющих о неоднозначности понятий «язык» и «речь».

7. Проведите аналогию между словами, закрепленны­ми в системе языка, и словами, имеющими своего автора (авторскими окказионализмами). Сделайте вывод о возможностях языковой системы.

Зелень — краснень, голубень.

Крикун — орун, плакун.

Галчата — стишата.

Бездумье — бессонье, безночье, безмыслье.

Разболеться — рассинеться.

Бездонность — бессонность, невымышленность.

Вечность — млечность.

Взойти — взорлить.

Обезуметь — ососулеть.

 

  1. Прочитайте текст. Почему Л. Успенский сближает понятия «язык» — орган вкуса и «язык» — реали­зованный в речи?

Язык — удивительное орудие, посредством кото­рого люди, общаясь между собой, передают друг дру­гу свои мысли... Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, — мя­систый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника — издавна именуются одним и тем же словом.

  1. Прочитайте текст. Какие функции речи перечисле­ны в высказывании М.В. Ломоносова (1748 г.)?

Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, стро­ить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела произ­водить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу.

  1. Какую функцию языка имел в виду А.С. Пушкин в своих знаменитой строке: «Глаголом жги сердца людей»?
  2. Прочитайте текст. О реализации какой функции язы­ка в русской речи с восхищением пишет Н.В. Гоголь?

Выражается сильно русский народ! И если награ­дит кого словцом, то и пойдет оно ему в род и потом­ство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света... Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.

  1. Прочитайте текст. Какие индивидуальные особен­ности речи могут выделять человека среди осталь­ных?

В. И. Даль превосходно изучил местные говоры. Однажды он вышел во двор, а тут собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый чистотелый монах. Даль обра­тился к нему:

— Какого, батюшка, монастыря?

— Вологжанин я, родненький, — отвечал монах.

— Да вы давно в том краю? — спросил Даль.

— Давно, я все там.

— Да откуда же вы родом?

— Я тамодний.

Только что успел он произнести это слово — та­модний вместо тамошний, как Даль поглядел на него с улыбкой и сказал:

— А не ярославские вы, батюшка?

Монах побагровел, потом побледнел, переглянулся с товарищем и отвечал:

— Не, родимый...

— О, да еще ростовский! — произнес Даль, рассме­явшись. В этом «не, родимый» Даль узнал коренного ростовца. Монах повалился в ноги:

— Не погубите!..

Оказалось, что под монашеской рясой скрывался ростовский продавец, укравший выручку и сбежавший. Язык выдал его Далю с головой.

(А. и К. Махровы)

  1. Прочитайте текст. Выскажите свое мнение о про­читанном. Почему Эзоп в одном случае говорит, что язык — лучшее на свете, а в другом — что самое худшее. Прочитайте те места в тексте, где говорит­ся о языке как о речи.

Знаменитый баснописец был рабом философа Ксан-фа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и прика­зал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел ку­пить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народа. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объяс­няться друг с другом, решать различные вопросы, про­сить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы­полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассужде­ние пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп при­обрел к обеду самое худшее. А Эзоп пошел опять поку­пать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худ­шее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посред­ством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врага­ми, он может вызвать войну, он приказывает разру­шать города и даже целые государства, он может вно­сить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

  1. Прочитайте текст. Почему писатель связывает во­едино понятия Родина, народ, его культура, его язык?

Русский народ создал русский язык, яркий, как ра­дуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певу­чий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? — это весь народ. Это его культура. Это его язык.

(А.Н. Толстой)

 

Date: 2016-01-20; view: 1864; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию