Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и соотношение правопорядка и общественного порядка
Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права; 2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспечивается государством; 4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь; 5) выступает итогом законности. Следует отличать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины). Отличие правопорядка и общественного порядка выражается в следующем. 1. Правопорядок складывается только на основе правовых норм, поэтому им охватываются далеко не все общественные отношения, а лишь те, которые нуждаются в правовой регламентации. Общественный порядок складывается в результате реализации всех социальных норм (норм права, морали, обычаев и др.), и им охватывается вся система общественных отношений. 2. Правопорядок является ядром, основой общественного порядка. Понятие «общественный порядок» шире понятия «правопорядок». 3. Правопорядок охраняется и обеспечивается государственно-правовыми мерами. Общественный порядок обеспечивается как правовыми, так и общественными мерами, естественными навыками и привычками, силой традиции. 4. Правопорядок отличается устойчивостью, системностью и детальной определенностью. Таким образом, понятие общественного порядка более широкое, включающее в качестве ядра понятие правопорядка.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14 1. Форма правления: понятие, виды. Форма правления в Российской Федерации. Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (например, короля, царя, шаха, императора). Данная форма правления возникла на рубеже 4–3-го тысячелетий до н.э., когда в процессе разложения первобытной общины социальная власть хазватывалась военачальниками, жрецами и иными руководителями, стремящимися установить жесткую централизованную власть и персонально решать возникающие управленческие проблемы. Такая вертикаль власти отвечала интересам землевладельцев, ремесленников и купцов, получивших возможность оперативно разрешить конфликтные или производственные вопросы. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) правление осуществляется бессрочно; 3) власть не зависит от населения. Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и не безграничны. Отличаясь различным соотношением, они определяют многообразные виды ограниченных и неограниченных монархий. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Оман, Катар), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Дании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Республика (от лат. – государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Данная форма правления наблюдалась уже в 4–3-м тысячелетиях до н.э. Она вырастала на основе внутренней социально-классовой самоорганизации первобытной общины, когда общее собрание и осуществляющий оперативное управление совет брали на себя выполнение властных организационных функций, принимая к себе на службу военачальников и различных чиновников и не допуская к управлению иностранцев и рабов. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) коллегиальность; 3) подотчетность и ответственность власти. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на: президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и т.д.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент. Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. В настоящее время получили распространение смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт). 2. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, классификация. Нормативно-правовой акт (англ. - normative act) - вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:
· наименование акта (например, закон, постановление, приказ); · наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство); · дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА: государственный орган; общественные организации; народ (референдум). По сфере их распространения: федеральные НПА; акты субъектов РФ; акты муниципальных органов; локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п. По времени их действия: акты, принятые на неопределенное длительное время; акты временные (на определенный период). По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования, делятся на законы и подзаконные акты. Date: 2016-01-20; view: 1105; Нарушение авторских прав |