Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и соотношение правопорядка и общественного порядка





Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Особенности правопорядка:

1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует отличать понятия «правопорядок» и «общественный порядок».

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Отличие правопорядка и общественного порядка выражается в следующем.

1. Правопорядок складывается только на основе правовых норм, поэтому им охватываются далеко не все общественные отношения, а лишь те, которые нуждаются в правовой регламентации. Общественный порядок складывается в результате реализации всех социальных норм (норм права, морали, обычаев и др.), и им охватывается вся система общественных отношений.

2. Правопорядок является ядром, основой общественного порядка. Понятие «общественный порядок» шире понятия «правопорядок».

3. Правопорядок охраняется и обеспечивается государственно-правовыми мерами. Общественный порядок обеспечивается как правовыми, так и общественными мерами, естественными навыками и привычками, силой традиции.

4. Правопорядок отличается устойчивостью, системностью и детальной определенностью.

Таким образом, понятие общественного порядка более широкое, включающее в качестве ядра понятие правопорядка.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

1. Форма правления: понятие, виды. Форма правления в Российской Федерации.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (например, короля, царя, шаха, императора).

Данная форма правления возникла на рубеже 4–3-го тысячелетий до н.э., когда в процессе разложения первобытной общины социальная власть хазватывалась военачальниками, жрецами и иными руководителями, стремящимися установить жесткую централизованную власть и персонально решать возникающие управленческие проблемы. Такая вертикаль власти отвечала интересам землевладельцев, ремесленников и купцов, получивших возможность оперативно разрешить конфликтные или производственные вопросы.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) правление осуществляется бессрочно;

3) власть не зависит от населения.

Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и не безграничны. Отличаясь различным соотношением, они определяют многообразные виды ограниченных и неограниченных монархий.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Оман, Катар), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Дании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Республика (от лат. – государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Данная форма правления наблюдалась уже в 4–3-м тысячелетиях до н.э. Она вырастала на основе внутренней социально-классовой самоорганизации первобытной общины, когда общее собрание и осуществляющий оперативное управление совет брали на себя выполнение властных организационных функций, принимая к себе на службу военачальников и различных чиновников и не допуская к управлению иностранцев и рабов.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) коллегиальность;

3) подотчетность и ответственность власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на: президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и т.д.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В настоящее время получили распространение смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

2. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, классификация.

Нормативно-правовой акт (англ. - normative act) - вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

· наименование акта (например, закон, постановление, приказ);

· наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);

· дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

  1. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  2. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  3. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  4. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  5. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.
    Классификация нормативно-правовых актов

По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:

государственный орган;

общественные организации;

народ (референдум).

По сфере их распространения:

федеральные НПА;

акты субъектов РФ;

акты муниципальных органов;

локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

По времени их действия:

акты, принятые на неопределенное длительное время;

акты временные (на определенный период).

По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования, делятся на законы и подзаконные акты.

Date: 2016-01-20; view: 966; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию