Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силеДействие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц. Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия. Вступление в юридическую силу: 1) Называется конкретная дата введения НПА в действие; 2) Вводится в действие с момента его опубликования; 3) Вводится в действие с момента его принятия; 4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение); 5) Вступает в силу с момента его подписания; 6) Вводится в действие поэтапно; 7) Вступает в силу с момента получения адресатом; 8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Утрата юридической силы: 1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят; 2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА); 3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан; 4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого). Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Исключения из общего правила: 1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем; 2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния. По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают: - ревизионная обратная сила – действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий; - простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает. Действие НПА в пространстве: 1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства; 2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства. Территория РФ: - часть суши, определенная государственной границей; - внутренние водоемы; - внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км); - прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства; - воздушные суда РФ; - морские суда под флагом РФ; - космические объекты; - территория дипломатических представительств РФ за рубежом. Действие НПА по кругу лиц: 1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса; 2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов); 3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей. 36. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Элементы правотворчества: 1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации; 2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт; 3) Выбор формы предполагаемого акта; 4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур. Факторы, влияющие на формирование права: экономические, социальные, идеологические, политические, национальные, внешнеполитические. Принципы правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов: - Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение – учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов; - Принцип гласности – правотворческая деятельность осуществляется в открытой и доступной для населения форме; - Принцип научности – должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики; - Принцип законности – должны осуществляться только уполномоченными компетентными органами с соблюдением требований закона; - Принцип профессионализма – должны осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники; - Принцип плановости – должны осуществляться по заранее продуманному плану; - Принцип исполнимости – принимаемые нормативно-правовые акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения. Виды: 1) по субъекту: народа, государственных органов, отдельных должностных лиц, органов мест самоуправления, локальные, общественных организаций; 2) по значимости: законотворчество, делегированное, подзаконное правотворчество; 3)по наличию/отсутствию лоббирования: лоббируемое, не лоббируемое. Законотворческий процесс связан с принятием, изменением, дополнением, отменой законов. Закон – нормативно-правовой акт, принятий в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Основные стадии законотворчества: 1) законодательная инициатива – право субъектов внести законопроект на рассмотрение в законодательный орган (субъекты – Президент, депутаты ГД, члены Правительства, СФ, органы субъектов федерации, ВС РФ, ВАС РФ, КС); 2) обсуждение – осуществляется в комитетах ГД; 3) принятие – ГД, одобряется СФ; 4) подписание – Президентом; 5) обнародование закона.
37. Юридическая техника: понятие, виды, основные требования. Юридическая техника – система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основной объект юридической техники – текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества. К техническим средствам относят: 1) юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта); 2) юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят: 1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; 3) последовательность в изложении юридической информации; 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят: 1) способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.); 2) структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.). Нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги. Для юридического языка характерны повелительный, императивный стиль изложения, специальная терминология.
|