Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Актуальність електроного маркетингу





 

1.1. РОЛЬ ІНТЕРНЕТ В СУЧАСНОМУ СУСПІЛЬСТВІ

 

Бурное распространения информационных технологий и новых методов ведения бизнеса в нашей стране привело к зарождения и становлению новой сферы предпринимательства - электронной коммерции. Несмотря на свои очевидные преимущества (открытость, демократичность, глобальность и т.д), электронный бизнес является столь агрессивной средой предпринимательства, успех в котором вполне зависит от глубоко продуманной стратегии деятельности. Действительно, основы электронного бизнеса остаются прежними: его целью является получение прибыли, генерирования денежных потоков и создание конкурентных преимуществ. Отличие электронного бизнеса от классических методов ведения бизнеса состоит в том, что он функционирует скорее, значит, его конкурентные преимущества являются более мобильными. Любое предприятие в сфере электронной коммерции должно начинаться с разработки структуры бизнеса, его логистики, целевой аудитории, нормативно-правовой базы. И только после этого должны решаться вопросы технического характера. К сожалению, тенденция самодостаточности информационных технологий значительно распространена в постсоветском Интернет - бизнесе. Многие предприятия электронной коммерции Украины стали жертвами именно такого непродуманного подхода. Интернет - проекты строили опытные web - дизайнеры и web-майстера, часто не знакомые с практикой реального бизнеса. Они создавали грамотные, профессиональные web-страницы, продвигали и рекламировали их в сети, добивались увеличение их посещение, но не роста объемов реальных продаж. Причины, по нашему мнению, состоят в чрезмерном увлечении технической стороной создания Интернет - ресурсов и в недостаточном внимании к основам построения бизнеса (разработки стратегии, решения тактических и организационных вопросов и т.д). Первопроходцы электронной коммерции бросились к наиболее распространенной и наиболее очевидной отрасли предпринимательства - розничной торговли. Однако, за информацией компании TNS Interactive, Украина оказалась самой консервативной с 37 исследуемых стран по популярности Интернет и Интернет – покупок. В соответствии с этой информацией, всего 4% жителей нашей страны имеют доступ к сети, но лишь 1 % пользователей Интернет является одновременно Интернет - покупателями. В отличии от большинства стран, где как основные причины отказа от покупок в режиме on-line назывались вопрос безопасности, жители Украины вообще не доверяют Интернет - магазинам. Можно назвать несколько причин существующего положения: недостаточная распространенность Интернет, неактивное использования пластиковых карточек, неразвитость электронных платежных систем, неподготовленность покупателей к работе в сети, низкая покупательная способность населения. Сдерживающими факторами является также плохая организация доставки товара и недоверие к системе предоплаты. Очевидным последствием такого положения стало то, что большинство предприятий электронной коммерции В2С (бизнес - потребителю) представляют собой витрины магазинов, а не источник заработка. Таким образом, на текущей стадии развития электронной коммерции в Украине функционирования Интернет - магазинов не выходит за пределы эксперимента относительно использования возможностей сети. Однако все сказанное совсем не отрицает будущего украинской розничной торговли в Интернет. Существуют рынки товаров и услуг, для которых электронная торговля есть значительно более выгодной, чем традиционная торговля, а общие проблемы (несовершенство аппаратной и технологической баз, систем доставки и оплаты, низкая платежеспособность населения и т.д) не такие значимые. Это цифровые товары и информация, для которой важна оперативность доставки, предметы роскоши (автомобили, антиквариат, драгоценности), туристические услуги, редкие товары, для которых весомыми есть затраты на поиск и приобретение (запчасти, специальная литература). Многообещающим является, по нашему мнению, рынок продажи и аренды жилья. При должном подходе торговля продуктами питания в режиме on-line может оказаться слишком жизнеспособной. Продуктовый рынок является свободным, а не массовым, поэтому наиболее вероятными товарами на этом рынке могут стать продукты с длительным сроком хранения. Перспективной есть торговля в режиме on-line некоторыми стандартными полуфабрикатами и продуктами быстрого приготовления (например, пиццей, www.pan_pizza. odessa.ua). Одним из путей развития торговли продуктами питания в режиме on-line можно назвать гибридные модели, при которых покупатель делает заказы через Интернет, а забирает его в традиционном магазине. Такие модели используют готовую инфраструктуру супермаркетов для получения дополнительного дохода. В условиях несовершенства технических возможностей Интернет - соединений в Украине некоторые системы предлагают формировать заказы в режиме off-line с последующей передачей информации в Интернет (www.universam.odessa.ua). Параллельно развивается концепция создание так называемых "писем" для постоянных покупателей. Система отслеживает покупки, часто осуществляемые, и автоматически формирует заказы через определенные промежутки времени. Таким вот образом, торговля продуктами питания в режиме on-line в Украине может развиваться, по нашему мнению, только в тесном взаимодействии с традиционной торговлей. Гибридная модель может применяться также и при торговле электронными товарами. В этом случае покупатели предпочитают лучше тестирование названных товаров непосредственно в магазине. Однако, по наше глубокому убеждению, наиболее перспективным в Украине есть рынок электронной коммерции В2В (бизнес - бизнесу). В современном понимании это организация информационного и торгового взаимодействия между компаниями через коммуникационные сети (Интернет, Ентранет мобильные и прочие сети связи). Реализация бизнес - решений на базе Интернет - технологий есть самым дешевым и удобным способом комплексной автоматизации по сравнению с внедрением традиционных информационных систем. Сегодня общей тенденцией в мире информационных технологий есть интеграция имеющихся на предприятии информационных систем в единое информационное пространство. Комплексная автоматизация обеспечивает систематизацию и координацию бизнес-процессов как внутри предприятия, так и с его бизнес - партнерами. Первым шагом в этом направлении является внедрение систем планирования ресурсов. Именно вокруг таких систем создаются приложения для электронной коммерции. Без составления процессов внутри организации Интернет - решения не дают ощутимого эффекта, а формируют только дополнительные каналы связи. Для достижения "прозрачности" и информативности бизнес-процессов проводится систематизация документооборота на предприятии, исключается дублирование операций и формализуются ключевые бизнес-функции. Создание таких систем является важнейшим шагом предприятия на пути к рынку В2В. Автоматизация следующего уровня заключается в построении корпоративных порталов, внутренних систем Ентранет и систем связи с заказчиками и ключевыми клиентами. Более того, с ростом электронной коммерции наступает эра совместной коммерции, при которой предприятия не только покупают друг у друга продукцию, но работают совместно над созданием новых товаров и услуг. Компания-покупатель в этом случае выступает в роли выразителя интересов конечного потребителя. В этой связи возникает новая концепция корпоративной информационной системы, предназначенной для управления ресурсами и внешними связями предприятий. Основная идея этой концепции в выходе за пределы задач автоматизации и оптимизации внутренних бизнес-процессов предприятия. Движущей силой такой эволюции есть стремление покупателей и продавцов к сотрудничеству и совместного создания продуктов и услуг, что есть востребованными, а также решений, которые есть специфическими для конкретных отраслей. По мнению экспертов, Украина имеет большой потенциал в применении систем электронной коммерции В2В. На сегодня есть все основания думать, что корпоративный сектор Украины имеет плотность подключений, сопоставимую с степенью доступности Интернет для населения развитых стран Запада. При этом корпоративные клиенты заключают купли-продажи с использованием одной из самых лучших в мире систем безналичных расчетов - системы электронных платежей Национального банка Украины. Положительным фактором, что влияет на развитие масштабных В2В-проэктов, также, на наш взгляд, является позиция Национального банка Украины относительно надежности и безопасности мероприятий электронной коммерции. Его желание ввести строгие требования к безопасности торговых систем в Интернет, с одной стороны, не имеет прямого отношения к их функциональному развитию, но с другой - жесткие требования НБУ станут камнем преткновения для любых примитивных проектов. С точки зрения создание высоконадежных, хорошо защищенных, но функционально ограниченных систем будет нерациональным. Кроме того, возможность анализа опыта создания систем В2В российскими коллегами есть бесценным фактором развития украинской электронной коммерции. Прямую пользу, например, можно иметь с адаптации российских торговых площадок к украинским условиям. Мы считаем, что украинские проекты, реализованные с российскими партнерами, имеют наибольшие шансы на успех. И наконец наиболее существенное - в нашей стране появилась социальная потребность в В2В-системах: участники товарных рынков начали изучать, искать возможности и даже делать попытки самостоятельно развивать электронное взаимодействие. Это, прежде всего, предприятия, работающие с большим количеством партнеров. Интернет - решения способны облегчить взаимодействие с поставщиками и потребителями, обеспечить поддержку дилерских сетей и т.д. Реализация В2В-решений приводит к упорядочению бизнес-процессов, существенного сокращения затрат и продолжительности осуществления операций. Более того, компании с встроенными информационными системами заинтересованы в их связи с Информационными системами партнеров. Другой категорией пользователей В2В-решений в Украине являются большие территориально распределенные корпорации, в которых значительная затрат приходится на организацию внутреннего взаимодействия. Ентранет и корпоративные порталы дают возможность ощутимому снижению накладных затрат. По оценкам экспертов, украинский рынок электронной коммерции В2В есть очень перспективным и охватывает создание корпоративных порталов, систем управления цепочкой комплектации, электронных рынков, систем управления взаимоотношениями с клиентами. Корпоративные порталы предоставляют всем категориям пользователей (как внутренним, так и внешним) единую точку входа к системе, их основное назначение - систематизация корпоративной информации и предоставление сертифицированным пользователям доступа к ней. Такие системы в Украине реализует, например, компания Soflline. К сожалению, большинство украинских корпоративных порталов не реализуют возложенную на них миссию и представляют всего стандартную, редко обновляющуюся информацию. Часто она ограничивается каталогом продукции, статистическими отчетами за прошлый период и общей информацией о компании и ее руководстве. Наиболее прогрессивные порталы реализуют режим обратной связи, который часто работает не совсем оперативно. Однако электронная коммерция В2В представляет собой что-то более значительное, чем однообразная статическая информация о компании или каталоги продукции. Она предусматривает формирование длительных партнерских отношений между предприятиями, осуществляемых через Интернет или иные сети. Созданию полнофункциональных приложений В2В мешает отсутствие открытости и "прозрачности" украинского бизнеса, а также недостаточное понимание преимуществ электронной коммерции В2В, поэтому нередко участники электронной коммерции встречаются в сети, а оформляют свои отношения традиционным способом. Учитывая такие ограничения широкое развитие в Украине имеют закрытые решение класса В2В, направленные на упорядочение взаимоотношений между дистрибьюторами и их дилерами. Однако они не полностью заменяют стандартные формы работы, поскольку украинской экономике важна роль личных отношений, и параметры операций далеко не полностью определяются формальными показателями. В этой связи особенно хотелось бы отметить корпоративные системы компании "Квазар-Микро". Одним из перспективных направлений развития электронной коммерции В2В в Украине есть внедрение систем управления цепочкой комплектации, их решающими преимуществами есть сокращение затрат, рост прибыли, усовершенствование взаимоотношений между поставщиками и потребителями, развитие специфических услуг, призванных обеспечить конкурентные преимущества на рынке. Основные цели управления цепочкой комплектации такие: доставка нужного продукта в нужое время по наименьшей цене; минимальный запас товаров и индивидуальное обслуживания покупателей; сокращение цикла оборота продукции за счет упрощения и ускорения оформления и выполнения заказов, приобретения и доставки сырья и материалов. Подобные системы позволяют компаниям иметь постоянно обновляющуюся информацию о состоянии выполнения заказов и перемещении товаров от продавца к покупателю, а также прогнозировать и контролировать сроки отгрузки и доставки товаров. Совместное планирования цепочки комплектации бизнес - партнерами разрушило старую парадигму эксклюзивного владения информацией о стратегии предприятия и его оперативном состоянии. Традиционно компании сохраняют такую информацию в собственных базах данных и ограничивают доступ к ней только сотрудниками компании. Такая модель предусматривает разработку сложных и многоуровневых прогнозов, направленных на завоевание конкурентных преимуществ, что слишком ограничено используют данные о поставщиках и потребителях компании. Результатом такой работы может стать несоответствие требований компании возможностям поставщиков и потребностям рынка. Планирование, основанное на обмене релевантной информацией с поставщиками и потребителями, фокусирует внимание предприятий на общем формировании цепочки комплектации. Значительные преимущества обмена информацией достигаются за счет доверия между бизнес - партнерами. Доступность информации обо всех существующих ресурсах позволяет снижать расходы с помощью сокращения запасов и более эффективного планирования поставок. Формирование цепочки комплектации в режиме реального времени путем обмена информацией о продукции, запасах, производстве и поставке позволяет компаниям достигать конкурентных преимуществ на рынке. С появлением электронной коммерции один из старейших атрибутов рыночной экономики - сам рынок как место операций купли-продажи - претерпел кардинальные изменения. Предприятия получили возможность продажи и покупки товаров через неограниченное количество новых электронных рынков или электронных торговых площадок. Преимущества использования электронных рынков можно условно разделить на группы. Во-первых, продавцы получают возможность количества покупателей, накопления самой актуальной информации, более эффективной и индивидуализированной работы. Во-вторых, электронные рынки создают нишу деятельности для посредников, которые организуют сборы и анализ информации, процессы заказов и оплаты продукции, интеграцию программных продуктов сторон, консультационные услуги. В-третьих, крупнейших преимуществ достигают покупатели, которые с появлением электронных рынков получают возможность свободного сравнения условий соглашений и цен, чем инициируют более активную конкуренцию между продавцами. Как показывает мировая практика, электронные рынки создаются двумя путями: внутри финансово-промышленных групп и независимыми компаниями. В первом случае общие закупки и товарные потоки проводятся между членами группы, во втором - на универсальной площадке открывается единственный каталог товаров, к которому привлекаются разные организации. На Западе популярная первая модель, в Украине пошли более сложным и трудоемким путем: по другому пути. Однако он привел не к появлению товарных В2В-бирж, а их трансформации в доски объявлений. Основной причиной такого положения, на наш взгляд, является тот факт, что виртуальный бизнес, то есть модель бизнеса, опирающаяся на информационные потоки и не интегрируется с потоками материальными и финансовыми, является столь слабой и уязвимой в практике украинского предпринимательства. Как и в сфере электронной коммерции В2С, многими проектами руководят программисты, а не финансисты или специалисты по развитию предпринимательства. В соответствии с исследованием Gartner Research, затраты на интеграцию и автоматизацию бизнес-процессов предприятия с В2В-площадками начинают скупаться при условии, если не менее 2,3 % счетов выставляются и оплачиваются в режиме on-line. Однако Украине отсутствуют электронные площадки мирового образца, которые позволяли бы благодаря новейшим техническим решениям проводить соглашения вполне в режиме on-line. Сейчас в Украине В2В-системы не предоставляют услуг финансового характера (проведения платежей, обеспечения выполнения соглашений, краткосрочное кредитования покупателей), крайне редкими является услуга логистики. Имеющиеся В2В-системи реализуют только так называемые "электронные доски объявлений" – они позволяют покупателям и продавцам находить друг друга в сети и договариваться об условиях соглашения. Следующие шаги, которые касаются выполнения договора, в большинстве случаев остаются за пределами электронной системы. Причина состоит не столько в нехватке средств на специализированное программное обеспечение, сколько в неполном восприятии перспектив электронной коммерции В2В и ее пользы для отечественного рынка. Еще одним важным фактором для успешного внедрение любых В2В-систем является использование открытых международных стандартов. Недооценка этого фактора часто приводит к тому, что проект с отличной технической базой оказывается "вещью в себе", являющийся не способным к росту. Система EAN • UCC, штриховые коды EAN которой "де-факто" есть стандартом в обычной торговли, обеспечивает комплексное решения для осуществления электронной коммерции В2В с использованием Интернет, в частности, для синхронизации данных. Детальная информация содержится на сайте GCI - Глобальная Коммерческая Инициатива (www.giobalcommerceinitiative.org). Тот факт, что в системе EAN • UCC обеспечивается однозначная идентификация товарных позиций, позволяет сделать электронную торговую площадку именно средством для электронной коммерции В2В, а не доской объявлений. В Украине уже существуют технические предпосылки для практического применения этих технологий - ассоциацией "ЭАН-УКРАИНА" (www.ean.ua) создано Национальный электронный каталог товаров (Депозитарий). Важную роль во взаимодействии продавца с покупателями играют системы управления взаимоотношениями с клиентами. Они позволяют поддерживать постоянный контакт, отслеживать интересы клиентов и реализовывать их индивидуальные нужды. С учетом конкуренции во всех отраслях, которая растет, данные системы становятся ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ и успешного развития бизнеса. Такие Интернет - решения реализуют: помощь маркетинговой службе предприятия в определении целевой группы потребителей и формировании стратегии поведения в отношении этой группы; усовершенствования процессов обмена информацией внутри компании и рационализацию имеющихся процессов; улучшение индивидуальных взаимоотношений с покупателями с целью повышения их удовлетворенности и роста прибыли компании, идентификацию наиболее прибыльных клиентов и обеспечение им особого уровня услуг. Важное значение при внедрении В2В-систем приобретает обеспечение безопасности и конфиденциальности проведения трансакций. В этой связи разумным решением для Украины, по нашему мнению, является привлечение банковской системы как института обеспечения корректности и правомочности электронных соглашений. Можно выделить несколько видов услуг в сфере В2В, которые украинские банки могут оказывать бизнес-структурам: обеспечение суровой автентификации участников электронной коммерции и шифрования конфиденциальной информации, которая передается через Интернет в процессе заключения соглашения; обеспечение выполнения (резервирования средств на счетах доверенных лиц на период выполнения); открытие кредитных линий для постоянных участников электронной коммерции. Весомым препятствием на пути использования Интернет - технологий в практике бизнеса есть не технические проблемы, а вопрос психологии и этики. Несмотря на свои очевидные преимущества, Интернет как дополнительный и эффективный инструмент ведения и развития бизнеса не вызывает доверия у людей. Хотя прослушивание телефонов гораздо проще с технического стороны, с психологической точки зрения работа в сети вызывает значительно большее недоверие. В этой связи возникают вопрос проверки действительности потенциальных бизнес - партнеров. В большинстве случаев автентификация участников электронной коммерции проводится на основании пароля, однако такая защита не обеспечивает полной гарантии безопасности. Гораздо эффективными есть технологии цифровых сертификатов и цифровых подписей, сложность взлома которых в большинстве случаев делает его экономически неоправданным. За рубежом существуют независимые организации (например, VeriSign), выдающие пользователям подобные средства автентификации. НБУ предложил возложить эту функцию на банковскую систему. Хотя такие услуги не входят в круг традиционных функций банков, данная система есть наиболее надежной и удобной для украинского бизнеса. Одновременно с выдачей средств автентификации банки смогут выдавать своим клиентам и средства шифрования конфиденциальной информации. Следующая проблема в обеспечении гарантии оплаты покупателем товара и исполнении поставщиком условий договора. В Украине гарантом действительности электронного соглашения может служить третья сторона, например, электронная биржа. В рамках украинского гражданского права такой механизм реализуется через заключения договора - поручение между поставщиком и оператором Интернет - торговли. При этом оператор открывает в банке, что обслуживает, специальный текущий счет, на котором хранятся средства покупателя на период физического выполнения соглашения. После фактической поставки товара деньги переводятся на текущий счет поставщика. В таком случае гарантами выполнения соглашения становятся оператор Интернет - торговли и банк, что его обслуживает. Для участников электронной коммерции банки интересные и с точки зрения получения кредитных линий для оплаты товара. Для получения такой кредитной линии участник электронной коммерции должен отвечать определенным критериям, что значительно повышает надежность соглашения. Одним из самых популярных применений электронной коммерции в западных странах является предоставление клиентам услуг home-banking - самостоятельного управления своими счетами через Интернет (банковское обслуживания на дому). Пионером в этой области в Украине является Приватбанк (www.privatbank.com). По нашему мнению, в Украине этот опыт есть малоперспективным, учитывая на принципиальное отличие социальной среды (физические лица практически не используют банковскую систему для осуществления платежей, а Интернет доступен лишь небольшому количеству участников). Таким вот образом, домашнее банковское обслуживания может предлагаться корпоративным клиентам, что фактически означает не появление новой услуги, а только использование другого технического носителя для услуги "Банк - Клиент". И хотя стоимость банковского обслуживания в данном случае сокращается, это не приведет к массовому оттоку клиентов к таким банкам. Скорее всего, в украинских условиях основной доход банка от электронной коммерции будет не отдаленные банковские услуги, а постоянные остатки средств на счетах участников электронных соглашений и их операторов. Для этого необходима тесная формальная и неформальная связь операторов систем электронной коммерции с банками, то есть фактически интеграция их операций с финансовыми услугами банка. Электронная коммерция является отличным инструментом повышения эффективности бизнеса. Грамотное управления предприятиями электронного бизнеса способно значительно сократить и увеличить объемы продаж. В этой связи задачи украинского бизнеса в выборе рациональной ниши применения и в эффективном управлении предприятиями электронной коммерции.

Использованная литература

· Мрочко С. Розвиток банківських послуг у всесвітній мережі Інтернет // Фінанси України. -2003. -№ 9. - С. 131-135

· Гурч Л. Проблемы развития электронной торговли в Украине // Персонал. -2004. -№ 1. - С. 68-76

· Меджибовська Н. Перспективи розвитку електронного бізнесу в Україні // Економіка України. -2004. -№ 6. - С.36-41

· Міщенко В. Особливості та перспективи розвитку електронної комерції (Е-комерції) в банківському бізнесі // Банківська справа. -2004. -№ 4. - С. 18-27

· Жучкова И. Электронный бизнес. Перспективы развития // Економіка. Фінанси. Право. -2004. -№ 12. - С. 3-6.

 

Останніми роками у зв'язку з розвитком інформаційних технологій світ значно змінився. Однією з найбільш яскравих прикмет часу став розвиток електронного бізнесу.

Цей сегмент підприємницької діяльності довів свою життєздатність і ефективність, тому практично будь-яке підприємство як виробничої, так і невиробничої сфери будує свої бізнес-процеси із застосуванням елементів електронного бізнесу.

Використання можливостей електронного бізнесу дозволяє значно швидше і з меншими витратами вирішувати маркетингові і управлінські завдання, що стоять перед традиційними компаніями.

В результаті розвитку і широкого поширення глобальних телекомунікаційних мереж сталося формування принципово нового виду продукції підприємства, що не має традиційного матеріально-речового вираження, - цифрового продукту, представленого виключно в цифровому виді, наприклад, програмне забезпечення, електронні книги, аудіо і відео твору і так далі

Сучасна дійсність характерна появою глобальної інформацій­ної гіпермедійної системи, що отримала назву Internet. Вона од­ночасно є середовищем для співпраці та спілкування, засобом всесвітнього мовлення та розповсюдження інформації, віртуаль­ним економічним середовищем та потужним інструментом ве­дення бізнесу. Він містить величезний інформаційний простір практично за усіма галузями знань та життєдіяльності суспільст­ва, динамічно розвивається, представляє більшість провідних фірм світу та широкі маси користувачів, формує нові рушійні економі­чні сили та є найбільш привабливою сферою для інвестицій вен­чурного характеру. Глобальні масштаби та всеохоплювальність процесу входження Internet у різні аспекти життя суспільства створили нову, так звану віртуальну реальність. Значення її для суспільства сьогодні неможливо оцінити, настільки глибокі та неоднозначні можливі результати.

Сьогоднішня структура Інтернету по своїй базовій конфігура­ції зобов'язана праці двох дослідницьких команд, які в 60-роки XX сторіччя намагалися досягти різних цілей. Метою команди з США під керівництвом Статі Берана, була розробка надійного методу комунікації в умовах ведення ядерної війни, здійснення зв'язку в умовах дезорганізованості. Керівник англійської коман­ди Дональд Девіс у своїх дослідженнях шукав більш дешеву й більш ефективну систему комунікації. Тут у якості основного напряму роботи був обраний пошук нових способів застосування дуже дорогих у той час комп'ютерів. Система, запропонована американцями для підвищення надійності, була дуже схожа на ту, котру розробили англійці для підвищення ефективності. Об'єднання надалі зусиль обох команд стало основою створення єдиного технологічного об'єкту — Інтернету. Він і сьогодні збе­рігає базові властивості, закладені на самому початку реалізації ідеї.

Можна назвати чотири основні причини настільки потужного та всепроникливого залучення Інтернет в життя сучасного суспі­льства, у тому числі в економіку:

• Мережева природа (модель);

• Розвиток цифрових технологій;

• Закон Мура;

• Закон Меткалфа.

Ці явища та історичні передумови їх потужного розвитку обумовили синергетичні ефекти, які з'єднують у єдині мережі ді­яльність розташованих у різних кутках земної кулі виробників та споживачів, суспільні організації та державні заклади, окремих людей.

Мережева модель Інтернет. Основою сучасної колосальної інтеграції (синергетики) людських зусиль є мережева модель. Саме мережева модель може забезпечити ряд властивостей, не­обхідних для ефективного функціонування глобальних надсклад­них систем. До таких властивостей відносяться:

• Відкритість усіх сторін для розширення за рахунок нових учасників;

• Можливість нескінченого ускладнення;

• Доступність (легкість і відносна дешевизна підключення);

• Максимальне сполучення індивідуальної та колективної

творчості;

• Максимальна можливість створення різноманітності конфі­гурацій

• Гнучкість.

Завдяки цим властивостям Інтернет працює як єдине ціле, на­дійно забезпечивши велику різноманітність процесів та інформа­ції, які протікають крізь неї. Матеріальне відтворення такої інтег­рації стало можливим завдяки інформаційним технологіям.

Розвиток цифрових технологій. Розвиток цифрових тех­нологій та можливість оцифрування все більшої кількості явищ в сучасному житті. Цифрова концепція у загальному ви­гляді може бути сформульована таким чином — будь-яке яви­ще стає цифровим, якщо уся інформація, що його стосується (у тому числі його властивості), може зберігатися у вигляді лан­цюга нулів та одиниць. Найменша порція цифрового явища на­зивається бітом. Усе, що має місце в Інтернеті, має цифрову природу. В останні роки з'явились технології, спроможні ство­рювати цифрове навколишнє середовище, цілі цифрові світи. Вони є більш гнучкими та адаптовані порівняно зі звичайними обчисленнями, володіють іншими важливими властивостями, які впливають на передані повідомлення та комунікацію в ці­лому. Необхідно також відмітити таке явище, як конверген­ція — стрімке зближення усіх цифрових технологій. Прояв­ляється вона у тому, що по мірі збільшення явищ і предметів, які можуть бути оцифровані, різниця між ними стає все менш помітною, а використання — більш розповсюдженим та деше­вим. Нові версії телевізорів, комп'ютерів та телекомунікацій, що з'являються, володіють одними і тими же базовими елеме­нтами, що швидко дешевшають. Іншими словами, коли части­на реального світу стає оцифрованою, вона може передаватися, зберігатися та відтворюватися за допомогою дуже схожих приладів.

Закон Мура. Його сутність може бути виражена наступним чином: потужність комп'ютера збільшується удвічі приблизно кожні 18 місяців. В цьому випадку має місце всезагальний за­кон, що стосується науково-технічних досягнень, згідно з яким революційна сила будь-яких процесів зростає по експоненті. Звідси, величезна швидкість зниження вартості операцій з бі­тами та стрімке зростання розрахункових та інших можливос­тей. У цей час, на погляд провідних спеціалістів, цей закон щодо пам'яті та мікропроцесорів зробив процес розрахунку «практично безкоштовним». Закон Мура є технологічною си­лою, яка зробила Інтернет настільки популярним та багато-граним.

Закон Меткалфа. Зв'язок між розміром мережі та її цінніс­тю виражений наступною залежністю: вартість мережі зростає у квадратичній залежності від кількості користувачів Ме­режі. Звідси витікає, що цінність мережі збільшується тим шви­дше, чим більше в ній стає учасників. Закон Меткалфа розгля­дає Мережу як комунікаційне середовище, як мережу для обміну інформацією з іншими учасниками Інтернет. Цінність Мережі зростає за рахунок приваблення нових учасників. При цьому, кожен новий користувач приносить із собою додаткову цінність для тих учасників, котрі вже знаходяться у Мережі. Важливим для маркетолога є розгляд індивідуальної та загальномережевої цінності. Під індивідуальною цінністю розуміється цінність, котру отримує окремий учасник Мережі. Для компа­ній, організацій та державних закладів підключення до Мережі дозволяє працювати колективно, використовуючи усі її перева­ги, зокрема загальномережеву цінність. У окремої компанії це проявляється у економії коштів та більш ефективних комуніка­ціях, нових бізнес-можливостях. Звідси, чим більше Мережа, тим цінніше вона стає та приносить зростаючий прибуток для кожного її учасника.

Розуміння базових принципів існування нового віртуального середовища, у тому числі економічного, важливо для сучасної оцінки маркетологом нових бізнес-моделей, порівняння ринкових та маркетингових можливостей у віртуальній економіці, вироб­ництва та просування на основі інформаційних технологій інно­ваційних товарів та послуг.

Сьогодні динамічний розвиток Інтернет-економіки глобаль­но впливає на бізнес компаній, має стратегічне значення для її виживаності і конкурентоспроможності в майбутньому. Інтернетизація внесла небачені раніше можливості прискорення ви­робничих циклів, зокрема процеси підготовки виробництва (вибір вихідних матеріалів, пошук постачальників та ін.) та збуту продукції, просування її як на локальному, так і на міжна­родному ринках. Фактично, сучасна економіка та більшість компаній є гібридом старої і нової Інтернет-економіки.

Відповідно до визначення А. Хартмана: «Інтернет-економіка — це сфера, в якій реально здійснюється бізнес, створюється й змінюється вартість, здійснюються транзакції і встановлюються відносини типу «один-з-одним». Ці процеси можуть бути пов'я­зані з аналогічними процесами традиційного ринку, але, у той самий час, незалежні від останніх. Така економіка іноді назива­ється цифровою економікою або кіберекономікою». В Інтернет-економіці виокремляються такі напрямки:

• Інтернет-бізнес (електронний бізнес);

• Інтернет-комерція;

• Інтернет-маркетинг.

Поняття «Інтернет-бізнес» визначається як тактична або стра­тегічна ініціатива, що трансформує відношення між компаніями і споживачами, між різними компаніями, всередині компаній і на­віть між окремими споживачами; реальний спосіб підвищення продуктивності праці, метод прискорення, інновацій і створення нової вартості в рамках компанії». В більшості наукових праць робиться акцент на те, що із широким впровадженням економіки в Інтернет, необхідне глибоке усвідомлення того, що сьогодні в діловому світі відбувається велика кількість процесів, що карди­нально відрізняються від колишніх. Передумови успіху в Інтернетекономіці сильно відрізняються від тих, якими компанії ке­рувались раніше, змінилися їхні базові принципи ведення бізнесу (табл. 1.1).

 

 

Date: 2016-01-20; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию