Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития естествознания





Планы семинарских занятий. по КСЕ.

ФДиКПкП.

№ 1

История развития естествознания.

1. Естествознание древнего мира.

1) Естествознание древнего Вавилона, Египта и его влияние на науку древней Греции.

2) Представления о мире, небе у древних китайцев, индейцев, персов. Ремесла, изобретения и прочее.

3) Мифы, сказки, легенды – способ объяснения окружающего мира.

4) Научные школы древней Греции. (Фалес. Пифагор. Эмпедокл. Гиппократ. Демокрит. Архимед. Евклид. Аристотель.) Влияние науки древних греков на европейскую науку.

 

2. Естествознание в средние века.

А)

1) Арабский восток.

2) Средняя Азия.

3) Средневековая Русь.

4) Средневековая Европа. Первые университеты.

Б) Эпоха Возрождения. (Леонардо да Винчи. Парацельс….)

В)Новое время. (Коперник. Галилей. Бекон. Декарт. Ньютон.)

 

3.. От классических наук к Научной картине мира.

1) 18-19 века – время формирования классических наук: физика, химия, биология, география, геология, астрономия, и т. д.

2) 20 век- век торжества наук.

А) Эйнштейн и теории относительности.

Б) Бор. Гейзенберг. Дирак. Шредингер и квантовая физика.

В) Основные достижения химии.

Г) 20 век – век биологии.

Д) Наука о мозге, сознании, человеке.

Литература:

1.Бернал Д. Наука в истории общества. М. Иностр. Лит., 1956.

2.Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М. Наука, 1988.

3.Материаля к лекциям. Концепции современного естествознания. 1996.

4.Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. –М. Маркетинг 2001г.

5. Концепции современного естествознания. Учебник. Под ред. Проф. С. И. Самыгина. Ростов-на –Дону «ФЕНИКС» 2001г.

6. С.Х. Карпенков. Концепции современного естествознания. М. «Академический Проект» 2001г.

7. В.Г. Горохов. Концепции современного естествознания и техники. М. ИНФРА-М. 2000г.

8. А.А. Горелов. Концепции современного естествознания. М. ВЛАДОС. 2000г.

9.В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. М. «Гардарики» 1999г.

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№2

Гуманитарное и естественно научное знание.

 

1. Наука и религия, наука и искусство, наука и идеология- история и проблемы их взаимоотношений.

2. Проблемы методологии гуманитарных наук и естественных наук.

3. Научная информация. Принципы интерпретации научных фактов. Проблема истины в науке.

4. Проблемы достоверности и научности получаемого знания; принципы варьификации и фальсификации.

5. Учение о научных революциях.

6. Естествознание и научная картина мира. История развития научных картин мира.

7. Антинаучные тенденции и формирование мировоззрения.

8. Проблемы познаваемости общефилософские и естественно научные.

9. Значение личности ученого. Качества необходимые ученому.

10. Российские лауреаты Нобелевской премии.

11. Глобальные цели естествознания: объяснить мир и предсказать его будущее.

 

Рекомендуемая литература.

1.Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. –М. Маркетинг 2001г.

2. Концепции современного естествознания. Учебник. Под ред. Проф. С. И. Самыгина. Ростов-на –Дону «ФЕНИКС» 2001г.

3. С.Х. Карпенков. Концепции современного естествознания. М. «Академический Проект» 2001г.

4. В.Г. Горохов. Концепции современного естествознания и техники. М. ИНФРА-М. 2000г.

5. А.А. Горелов. Концепции современного естествознания. М. ВЛАДОС. 2000г.

6.В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. М. «Гардарики» 1999г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Бернал Д. Наука в истории общества. М. Иностр. Лит. 1956г.

2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М. Наука. 1981г.

3. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М. Наука. 1988г.

4. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М. Наука. 1962г.

5. Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М. 1973г.

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№3

Научный метод.

1) Две ступени познания. Эмпирическая, чувственная. Теоретический, абстрактный уровень познания.

А) Основные методы первой ступени познания.

а) наблюдения,

б) эксперимент,

в) измерения

Б) Основные методы второй ступени познания.,

а) абстракция, идеализация,

б) мысленный эксперимент, формализация,

в) индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

г) анализ, синтез.

2) Всеобщие научные методы: метафизический и диалектический.

3) Частнонаучные методы. (На примере нескольких наук.)

4) Редукционизм и рационализм.(Филосовский энциклопедический словарь.)

 

Литература:

1.Бернал Д. Наука в истории общества. М. Иностр. Лит.,1956.

2.Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М. Наука. 1981.

3. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М Наука. 1988.

4.Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук.М. Наука. 1962.

5.Огурцов А.П. …. НТР и особенности современного научного познания. Серия «Философия», №6, 1977.

6.Материалы к лекциям. Концепции современного естествознания.

7.Филосовский энциклопедический словарь.

 

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№4

Пространство. Время. Движение. Сила.

 

1) Философы о пространстве и времени.

2) Аристотель о движении.

3) Ньютоновские (научные, классические) представления о пространстве и времени.

4) Никола Коперник и его учение.

5) Галилей – первый физик – экспериментатор. От созертательного изучения к эксперименту. Преобразования Галилея.

6) Эйнштейн о пространстве и времени.(Т. О.)

7) Ньютон. Законы механики и их значение в развитии мировоззрения.

8)Закон Всемирного тяготения и небесная механика.

 

Литература:

  1. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. М. Мысль. 1994.
  2. Очерки истории и теории развития науки. М. Наука. 1969.
  3. Эйнштейн А. Физика и реальность. М. Наука. 1965.
  4. Гарднер. «Теория относительности для миллионов» М. Атомиздат. 1979.
  5. В.М. Найдыш Концепциисовременного естествознания.М Гардарики. 2002
  6. Концепции современного естествознания. Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2001.

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№5

. Сущность химических взаимодействий.

 

1) История развития химии.

А) Химия древнего мира.

Б) Алхимия. Химия средних веков.

В) Производство лекарств, красителей, стекл.

Г) Ученые- химики.(Лавуазье, Ломоносов, Бутлеров. и т.д.)

2) Основные законы химии.

3) Химическая кинетика. Катализаторы.

4) Квантовая химия.

5) Химическое производство.

6) Экологические проблемы и химия.

 

Литература:

1. Боряз В.Н., Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Л. 1976.

2. Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М. 1973.

3. Фримантл М. Химия в действии. М. Мир.1991. Т.1., Т. 2.

4. Концепции современного естествознания. Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону. «ФЕНИКС»2001.

5. Дубнищева Т.Я. Концепциисовременного естествознания.М. «Изд. ЮКЭА»

6. В.М. Найдыш Концепциисовременного естествознания.М Гардарики. 2002

 

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№6

История развития учения об атоме и электроне.

 

1). Атомизм древних греков.

2). Трудный путь учения об атоме.(Герике, Торричелли, Бойль, и т.д.)

3)Открытие электрона. Первые модели атома.

4).Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

5) Строение атома. Квантовая теория

6). Химические и оптические свойства атома и их объяснение квантовой механикой.

7). Периодическая система элементов и строение атомов.

8). Радиоактивность- свойство неустойчивых атомов.

9). Атомная и ядерная энергия.

10) Строение вещества, Молекулы.

11) Искусственное создание атомов.

 

Литература:

1.Лукреций Кар. О природе вещей. М. – МСМХХХV11 1937г.

2. Концепции современного естествознания. Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону. «ФЕНИКС»2001.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М «Изд. ЮКЭА»

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М. «Гардарики». 2002

5.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М. «Владос». 2000.

6.Роджерс Э. Физика для любознательных. Т. 3. Изд. «МИР».

 

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№7

Микромир и квантовая физика.

1). Гипотеза Луи де - Бройля. Волновые свойства частиц.

2). Волновые и квантовые свойства света.(Гипотеза Планка, фотоэффект, уравнение Эйнштейна и развитие квантовой теории.)

3). Спектры и спектральный анализ- способ изучения атома.

4). Уравнение Шредингера. Квантовая физика- механика микромира.

А) Электрон в атоме.

Б) Ядро. Радиоактивность.

В) Элементарные частицы.

5). Принцип неопределенности. Принцип дополнительности. Принцип влияния прибора.

6) Ускорители. История великих открытий.

Литература:

1. Концепции современного естествознания под ред. С.И. Самыгина. Ростов-на-Дону. «ФЕНИКС»2001.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М «Изд. ЮКЭА»

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М. «Гардарики». 2002.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М. «Владос». 2000.

5. Роджерс Э. Физика для любознательных. Т. 3. Изд. «МИР».

 

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№8

Возникновение жизни на земле. Развитие живого. Химия живого вещества.

1) Первые гипотезы развития живого.

2) Ч. Дарвин и «Происхождение видов»

3) Понятие прогресса и развития в биологии.

4) Генетика и эволюция..

5). Жизнь- проблема космическая и философская..

6. Роль воды в возникновении и развитии жизни на Земле.

7.Белки и жизнь.

8.Фотосинтез- основной механизм возникновения живого вещества.

9.Сохранение и передача информации и ДНК.

10.Структура РНК, ДНК. История открытия.

11 Биохимия живой клетки.

12. Современные теории эволюции.

13. Эволюция живого и ее связь с эволюцией Земли.

14. ХХ век – век биологии.

15. Биотехнологии – надежда человечества.

16. Новейшие открытия в биологии (10 лет).

 

 

УЧЕБНИКИ.

1.Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. –М. Маркетинг 2001г.

2. Концепции современного естествознания. Учебник. Под ред. Проф. С. И. Самыгина. Ростов-на –Дону «ФЕНИКС» 2001г.

3. С.Х. Карпенков. Концепции современного естествознания. М. «Академический Проект» 2001г.

4. В.Г. Горохов. Концепции современного естествознания и техники. М. ИНФРА-М. 2000г.

5. А.А. Горелов. Концепции современного естествознания. М. ВЛАДОС. 2000г.

6.В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. М. «Гардарики» 1999г.

7.Е.Ф. Солопов. Концепции современного естествознания. М. ВЛАДОС. 1998г.

8. А.Д. Суханов. Концепции современного естествознания. М. ДРОФА. 2004г.

9. В.К. Воронов. И др. Основы современного естествознания. М. «Высшая школа» 1999г.

10. А.И. Комарова, Л.Б. Олехнович. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. М. Наука. 1976г.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. Наука. 1965г.

3. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь.

4. Бернал Д. Возникновение жизни. М. 1969г.

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№9

Возникновение человека и цивилизации.

 

1. История развития учения о человеке и его происхождении.

2. Абиотические и биологические предпосылки происхождения человека.

3. Роль труда и естественного отбора в происхождении человека.

4. Социальное в человеке.

5. Возникновение языка, сознания и их роль в формировании человека.

6. Человек и творчество. Эмоциональное и логическое.

7. Глобальные проблемы здоровья и долголетия.

8. Здоровье человека и экология.

9. Биосфера и ноосфера.

10. Космос и человек.

11. Человек и его дальнейшая эволюция как вида.

12. Клонирование человека. Роботы-люди, люди-роботы.

 

Литература.

УЧЕБНИКИ.

1.Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. –М. Маркетинг 2001г.

2. Концепции современного естествознания. Учебник. Под ред. Проф. С. И. Самыгина. Ростов-на –Дону «ФЕНИКС» 2001г.

3. С.Х. Карпенков. Концепции современного естествознания. М. «Академический Проект» 2001г.

4. В.Г. Горохов. Концепции современного естествознания и техники. М. ИНФРА-М. 2000г.

5. А.А. Горелов. Концепции современного естествознания. М. ВЛАДОС. 2000г.

6.В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. М. «Гардарики» 1999г.

7.Е.Ф. Солопов. Концепции современного естествознания. М. ВЛАДОС. 1998г.

8. А.Д. Суханов. Концепции современного естествознания. М. ДРОФА. 2004г.

9. В.К. Воронов. И др. Основы современного естествознания. М. «Высшая школа» 1999г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М. Наука. 1962г.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. Наука. 1965г.

3. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь.

4. Бернал Д. Возникновение жизни. М. 1969г.

5. Дубинин Н.П. Что такое человек. М. 1983г.

6.. Сергеев Б. Как мозг учился думать. М. 2002г.

 

.Планы семинарских занятий по КСЕ.

ФДиКПкП.

№10.

Date: 2015-12-13; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию