Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 16 ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 ФОНОПЕДИЯ - 1) раздел логопедии о формировании навыка правильного голосообразования при постоянной активизации мышц речевого аппарата с минимальной на него нагрузкой; 2) комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, а также на коррекцию дыхания. Голос — уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий — педагогов, актеров, политических деятелей и др.
Необходимость совершенствовать голос, исправлять его врожденные или приобретенные недостатки побуждает разные науки изучать голосовую функцию, ее определяющие характеристики, возможности и особенности. Акустика анализирует звук голоса в качестве физического явления, физиология пытается объяснить механизм порождения звука в голосовом аппарате, фониатрия как раздел медицины рассматривает заболевания, методы лечения и профилактики расстройств голосовой функции. Главной задачей фонопедии является коррекция голоса специальными педагогическими приемами. Термин «фонопедия» прочно вошел в современную педагогическую и медицинскую практику. Ранее различные исследователи давали свои названия проблемам восстановления голоса: фонический метод, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевали одно — исправление дефектов голоса специальными, целенаправленными тренировками голосового аппарата. Изучение патологии голоса и способов его восстановления — одна из важнейших проблем логопедии. В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Четко обозначилась необходимость устранения как собственно голосовых расстройств, так и расстройств, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, афазии, заикании. Контингент нуждающихся в педагогической помощи расширился и за счет увеличения расстройств голосового аппарата у детей.
Фонопедию можно определить как комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Специальные тренировки позволяют установить такой способ функционирования голосового аппарата, при котором полноценный акустический эффект может быть достигнут с наименьшей нагрузкой. Фонопедия базируется на физиологии голосообразования, на принципах дидактики и методологических основах логопедии и тесно связана с дисциплинами медико-биологического цикла. Функциональные тренировки, направленные на коррекцию голоса, проводятся с учетом патологических изменений голосового аппарата, которые диагностируются врачом-фониатром или оториноларингологом. Кроме этого для определения первичности или вторичности голосового дефекта учитывается нервно-психическое состояние человека.
По своей этиологии и характеру проявлений нарушения голоса весьма разнообразны (их многообразие будет рассмотрено нами отдельно), здесь же важно отметить, что фонопедические методы коррекции следует применять лишь при хронической патологии.
В настоящее время фонопедия прочно заняла свое место в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, а в ряде случаев оказывается единственным способом возвращения полноценной голосовой функции. Знание ее основ, а также методов профилактики голосовых нарушений необходимо логопедам при их подготовке к профессиональной деятельности. Они и сами должны обладать хорошим, выносливым голосом, владеть приемами коррекции голоса и у детей, и у взрослых с учетом всего разнообразия его патологии.
ВОПРОС 19 Биологические основы становления и функционирования голосового аппарата. Возрастные особенности голосовой функции Этапы возрастной эволюции голосовой функции • Особенности строения и функционирования голосового аппарата детей • Мутация голоса, стадии мутации, нарушения мутации • Роль эндокринной системы в становлении и функционировании голосового аппарата
Голос как интегральный биосоциальный продукт жизнедеятельности организма в своих характеристиках тесным образом связан с этапами биологического развития человека. Соотнося эти категории, можно выделить в развитии голосовой функции семь периодов: 1 — дошкольный (от рождения до 7 лет), внутри которого выделяются этапы новорожденности, раннего возраста (до 3 лет), старшего дошкольного возраста; 2 — домутационный (от 7 до 13 лет); 3 — мутационный (13—15 лет); 4 — постмутационный (15— 17 лет); 5 — период становления организма человека и рассматриваемой функции (от 18 до 35 лет); 6 — период уверенного функционирования (35—60 лет); 7 — период угасания — старческий голос (60 лет и старше). Наиболее критическими в развитии голоса являются период новорожденности, мутационный период, период угасания. В основе выделения сменяющихся этапов развития голосовой функции лежат процессы формирования и стабилизации дыхательной, костно-мышечной систем, становления деятельности нервной системы, физиологические изменения гормонального фона. Каждый из указанных периодов характеризуется значимой перестройкой организма, качественными и количественными изменениями в функционировании голосового аппарата, что в свою очередь повышает его чувствительность к воздействию патологических факторов внешней и внутренней среды. Рассмотрим особенности строения и функционирования голосового аппарата в каждом из указанных отрезков становления человеческого организма. В дошкольном периоде критическим для голосового аппарата является этап новорожденности. Крик ребенка — одно из важнейших свидетельств начала автономного дыхания. Вопреки укоренившимся представлениям рефлекторное смыкание голосовых складок происходит не при первом вдохе, а при первом выдохе. Крик — это изначальный безусловно-рефлекторный акт, дарованный человеку жизнью, в реализации которого задействованы и нервная, и дыхательная, и эндокринная системы. Под влиянием болевых, температурных, тактильных раздражителей и избытка углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр, расправляются легкие и впервые активно смыкаются голосовые складки. Частота звука, издаваемого новорожденным, составляет в среднем 425 Гц. Голос лишен тембра, что не позволяет на слух определить пол младенца. Однако при некоторых отклонениях в состоянии малыша тональность голоса может заметно отличаться от нормальной. Так, значительное превышение высоты звука (до 750 Гц) может свидетельствовать о нарушениях в функционировании нервной системы (наследственного или приобретенного характера) или об аномалии в строении гортани (синдром Лежена, стридор гортани). В период новорожденности (от рождения до 28 дней) возможности изменения интонации крика значительно ограничены вследствие незрелости нервно-мышечного аппарата гортани и нестабильности дыхания. Устойчивые способности к изменению интонации формируются у детей начиная с 2—3-месячного возраста. Далее, в домутационном периоде, голосовой аппарат динамически развивается, не претерпевая при этом коренных изменений, за исключением увеличения размера органов голосообразования и голосооформления. Звучание голоса в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет характерные акустические параметры (так называемый «детский голос»), которые обусловлены морфофизиологической незрелостью органов голосового аппарата, в частности: - носовые пути, глотка, гортань и трахея пока еще узкие. Они покрыты нежной слизистой оболочкой с большим количеством слизистых желез. Все это создает особые условия резонирования и в большой степени определяет специфическую тембральную окраску детского голоса, а также увеличивает риск развития воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей; - грудная клетка ребенка как бы приподнята, гортань расположена на уровне IV—V шейных позвонков, что сужает диапазон Движений грудной клетки, снижает способность к глубокому вдоху и соответственно ограничивает силу голоса и длительность звучания; - мышечная и эластические ткани этих органов развиты слабо, в частности голосовая мышца приобретает способность к полноценному выполнению нагрузки только к 11 — 12 годам, что обусловливает фальцетный механизм голосообразования и ограничивает возможности широкого произвольного изменения тональности голоса; - с 10 лет начинается формирование «переходного» механизма голосообразования, наступает так называемый микст: голосовые складки на низких нотах полностью смыкаются, а на верхних остается узкая щель, свойственная фальцету; - грудной механизм фонации становится возможным примерно с 12 лет; - хрящи гортани и трахеи пока еще мягкие; - основные рецепторные зоны гортани формируются только к 10—12 годам. Следующим критическим является мутационный период, который протекает в рамках пубертатного возраста и длится от 6 месяцев до года. Выраженные проявления мутационных изменений чаще характерны для мальчиков, что связано с морфологическими изменениями скелета, мускулатуры, слизистой оболочки, кровоснабжения и иннервации голосового аппарата под влиянием мужских половых гормонов. Для мальчиков этого возраста характерно ускорение роста гортани во всех направлениях, особенно в горизонтальном. Угол между пластинками щитовидного хряща уменьшается со 120 до 90°. При этом становится особенно заметным выступающий верхний край щитовидного хряща, называемый Адамовым яблоком. У девочек в 37 % случаев также могут наблюдаться определенные признаки, свойственные периоду мутации, однако преимущественно он протекает без выраженных нарушений. Во время мутации у девочек-подростков гортань удлиняется в высоту, в то время как сагиттальные ее размеры увеличиваются в меньшей степени, чем у мальчиков. Акустические изменения проявляются временным понижением диапазона голоса. Различают три этапа мутации: предмутационный, собственно мутационный и постмутационный. На первом из них отмечаются небольшое понижение голоса и сужение его диапазона; голосовые складки приобретают розоватый цвет, нарушается их вибрационная способность, вследствие чего колебания оказываются не всегда равномерными. На этапе собственно мутации нарастает гиперемия голосовых складок, они утолщаются, увеличивается количество выделяемой слизи. Под влиянием изменений и в самой слизистой оболочке, и в системе кровоснабжения голосовые и вентрикулярные складки сильно гиперемированы. Масса голосовых складок увеличивается приблизительно на 0,3. Мутационные изменения в первую очередь сказываются на акустических параметрах голоса, его диапазон увеличивается, понизившись примерно на октаву. При нормально протекающей мутации голос меняется очень медленно, почти незаметно, лишь изредка возникают небольшая хрипота и утомляемость. Элементы мужского звучания постепенно вплетаются в детское. В постмутационном периоде при сохраняющейся гиперемии и некотором нарушении вибрационных способностей голосовых складок у юношей закрепляется более низкий тембр звучания. Однако в случаях выраженных нарушений координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствия согласованности между дыханием и фонацией механизм голосообразования может быть в той или иной степени изменен — развивается болезненная патологическая мутация. Периоды становления и уверенного функционирования характеризуются устойчивостью механизмов голосообразования, наиболее широким диапазоном голоса, максимальными силовыми и интонационными возможностями. Вместе с тем в течение и этого возрастного этапа могут наблюдаться отдельные колебания физиологических функций, сказывающиеся на функциональном состоянии голосового аппарата. Преимущественно они связаны с особенностями гормонального статуса (гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза). При нарушении баланса гормонов щитовидной железы одним из первых признаков заболевания становятся изменения качества голоса. При повышении функции щитовидной железы они проявляются в виде неожиданно возникающих изменений высоты и тембра, резких переходах от грудного к головному регистру, быстрой, выраженной утомляемости. При легком гипертиреозе характерны трудности в получении высоких тонов, чувство стягивания в области гортани, значительная утомляемость, «обесцвечивание» голоса. Падение уровня гормонов щитовидной железы отражается на сужении голосового диапазона, добавляется множество лишних шумов, голос приобретает тусклые тона. Речь становится замедленной и интонационно бедной. При снижении функции надпочечников наблюдается быстрая речевая утомляемость, нарушается способность продуцирования высоких тонов, резко снижается сила голоса, вплоть до афонии. При повышении этой функции у женщин появляются признаки вирилизации (мужской тембр голоса). Они нередко ощущают определенный дискомфорт и снижение функциональных возможностей голосового аппарата во время менструаций и беременности вследствие отечности и гиперемии голосовых складок. Негативное влияние на состояние голосового аппарата женщин (снижение тональности, утрата высоких тонов) также оказывает прием препаратов, содержащих тестостерон, а также противозачаточных средств, сочетающих комбинацию эстрогена и тестостерона (Максимов И., 1987). Период угасания (60 лет и старше) характеризуется снижением всех функциональных возможностей голосового аппарата вследствие возрастных изменений в прохождении нервных импульсов (уменьшение скорости и точности передачи нервного возбуждения, ограничение подвижности нервных процессов), атрофических процессов в голосовых мышцах, снижения подвижности суставов и хрящей, выраженного уменьшения дыхательного объема легких. Акустически старческий голос характеризуется низким диапазоном, неустойчивым тембром, «дребезжащим», «надтреснутым» тоном, сниженной силой. Однако при активном использовании голоса в профессиональной деятельности у актеров, вокалистов, педагогов выраженных возрастных изменений в голосовом аппарате не происходит.
ВОПРОС 20 Методы исследования строения и функций голосового аппарата Современные методы изучения голосового аппарата • Цели, задачи и методы фонопедического обследования • Особенности обследования голосовой функции у детей
Основным симптомом нарушений деятельности голосового аппарата являются изменения акустических качеств голоса различной степени — от легкой дисфонии до полной невозможности голосообразования (афонии). Причиной возникновения этих симптомов могут быть расстройства и болезнетворные процессы как в самом голосовом аппарате, так и в других органах и системах. Голосообразование и голосооформление как результат функционирования различных органов, объединенных целенаправленной активностью, должны быть предметом объективной оценки для выявления степени участия отдельных анатомических элементов в реализации этих высокодифференцированных двигательных актов и оценки акустического продукта их деятельности. Оценка функции голосового аппарата включает в себя следующие направления: - анализ анатомических и физиологических условий реализации акта голосообразования; - изучение анатомических и физиологических условий реализации акта голосооформления; - оценка акустического продукта как результата совместной деятельности голосообразующей и голосооформительной частей голосового аппарата. Процедура реализации этих направлений обследования предполагает использование инструментальных и электронных методов исследования, а также наблюдений. Оценка особенностей доставки материала голоса - воздуха осуществляется путем пневмографии (механические и электропневмографы, кимографы), при которой объектами изучения становятся тип дыхания, его механика и динамика. Аэродинамические параметры дыхания (жизненная емкость легких, скорость воздушной струи, экспираторный объем и др.) регистрируются с помощью спирометров, спирографов, пневмотахографов. Важным компонентом исследования является измерение величины подглотиссного давления с помощью прямых и косвенных методов. Анатомическое строение и физиологические особенности дыхательного акта фиксируются с использованием рентгенологических методов. Наблюдение начинается с момента проведения первичной беседы с пациентом, во время которой надо суметь вызвать его на подробный откровенный разговор. Только в доверительной, спокойной обстановке могут проявиться наиболее скрытые черты характера, свойства личности, знание которых может оказаться важным для установления причины голосового расстройства. Беседы с детьми менее продуктивны, поэтому возникает необходимость в последовательных, внимательных наблюдениях за их поведением и реакциями в процессе различных режимных моментов, на занятиях, в играх, на прогулках. Выявив особенности фонационного и физиологического дыхания пациента, можно сделать выводы о типе дыхания, его глубине, силе, плавности, продолжительности озвученного и неозвученного выдоха. Для получения более точных объективных данных о характере нарушений голосовой функции рекомендуется проводить следующие исследования: - измерение частоты и определение частотного диапазона голоса (например, с помощью программы «Видимая речь»); - определение времени максимальной фонации; - подсчет коэффициента С/3 (разница между длиной звучания глухого и звонкого звуков); - уточнение направленности воздушной струи, анализ способности поддержания внутриротового давления. Рис. 2. Непрямая ларингоскопия гортани
Большинство исследователей рекомендуют также проводить психологическое тестирование пациентов. Осмотр голосового аппарата дает непосредственное и наглядное представление о его анатомическом состоянии и физиологических возможностях. Наиболее распространенным и доступным методом осмотра является непрямая ларингоскопия с использованием гортанного зеркала (рис. 2). Она дает четкую картину видимых элементов гортани в плоском двухмерном восприятии сверху вниз. Недостатками этого метода являются ограниченность зоны осмотра, невозможность длительного наблюдения и фиксации различных фаз движений голосовых складок. Современными, более информативными модификациями данного метода стали видеоларингоскопия, видеоларингостробоскопия, фиброкабельная ларингоскопия, эпифарингоскопия и микроларингоскопия, позволяющие не только детально обследовать все участки голосообразующей части голосового аппарата и динамику их движения, но и зафиксировать изображение с помощью видео-, фототехники для последующего анализа и хранения. Высокая частота колебаний голосовых складок и особенности зрительного восприятия человека не позволяют рассмотреть все фазы колебательных движений и оценить их характер. Значимые для определения механизма возникновения нарушения и построения тактики их коррекции сведения можно получить благодаря ларингостробоскопии. Ларингостробоскопия основана на изменении способности к восприятию при подаче световых импульсов определенной частоты. Этот эффект позволяет наблюдать быстрые периодические движения голосовых складок в замедленном темпе или в избранном положении. Рисунок 3 иллюстрирует возможности этого обследования в различных позициях рассматриваемого органа. С помощью этого метода можно получить сведения о направлении, силе, амплитуде, синхронности вибрации и скольжении краев голосовых складок. Рис. 3. Позиции голосовых складок в момент вдоха (а) и в момент фонации (б)
Глоттография — метод, позволяющий анализировать состояние ларингеальной мускулатуры при изменении высоты тона, силы и регистров голоса, а также оценить степень контакта голосовых складок между собой. Этот метод основан на анализе изменения частоты и силы тока, проводимого через область голосовых складок во время фонации, и достаточно информативен. При двигательных нарушениях гортани особое значение приобретает электромиографическое обследование, с помощью которого возможен анализ биоэлектрической системы иннервации гортани. Логопеды в своей повседневной практике наиболее часто прибегают к ларингостробоскопическим, ларингоскопическим и глоттографическим методам исследования, проводимым врачами — фониатрами или оториноларингологами. Оценка акустического продукта как результата сочетанной деятельности голосообразующего и голосооформительного отделов речевого аппарата — наиболее древний, признанный и высокоинформативный метод исследования. Слуховая оценка качества голоса проводится с первых же минут общения логопеда с пациентом. В ее процессе определяется соответствие акустических параметров голоса полу, возрасту, размерам тела говорящего; отмечаются характерные особенности силы, тембра, выносливости голоса. Разумеется, слуховая оценка является субъективным методом в связи с вариативностью способностей слухового восприятия специалиста в зависимости от его возраста, эмоционального состояния и опыта. Кроме того, она затруднена из-за непродолжительности слухового восприятия отдельных звуков в речевом потоке. Однако эти недостатки преодолеваются благодаря записи голоса на магнитных и электронных носителях и их последующей обработки электроакустическими методами (методом тоночастотной спектрометрии, тембрового или узкосекторного анализа, методом «Видимая речь» и др.). В практике работы логопеда применяется стандартизированный метод оценки голоса на слух по таблицам G. Habermann (1978) и десятиступенчатым таблицам D. K.Wilson1. Описанные методы позволяют провести детальный анализ всех компонентов деятельности голосового аппарата и его акустического продукта. Однако в повседневной практике логопед пользуется более сжатой схемой обследования, позволяющей оценить общую картину голосового нарушения с учетом возрастных, профессиональных и личностных особенностей пациента. В алгоритм диагностических исследований логопеда входят следующие компоненты. 1. Беседа, сбор анамнеза. 2. Объективное обследование. 3. Анализ результатов инструментальных и электронных методов исследования. 4. Формулировка предварительного заключения, построение прогноза. 5. Разработка стратегии и тактики коррекции нарушений голоса. В ходе умело организованной беседы открываются возможности получения весьма обширной и разносторонней информации, дающей сведения для решения многих значимых для дальнейшей работы задач: выявления времени появления первых признаков нарушения голосовой функции, их продолжительности, уточнение обстоятельств их возникновения и предполагаемых причин; оценки социально-бытовых условий проживания и профессиональной деятельности больного; в отношении детей проводится оценка уровня речевого развития ребенка и степени влияния голосового нарушения на динамику становления речи. Формируются представления о личностных особенностях пациента, его отношении к нарушению голоса, о значимости голосовой функции для его профессиональной деятельности; уточняются особенности становления голосовой функции в детском и подростковом возрасте, наличие заболеваний голосового аппарата в анамнезе или у родственников пациента. Выносится суждение о методах и средствах, которые уже применялись для коррекции нарушения, их результативности. Выявляется связь данного нарушения с ранее перенесенными или текущими заболеваниями органов надставной трубы и гортани, других органов и систем, особенно дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной, ЦНС. Объективное исследование включает в себя: прослушивание акустических свойств голоса в изменяющихся, задаваемых логопедом условиях с целью определения типа нарушения; установление типа дыхания и способности дыхательной системы к эффективному энергетическому обеспечению акта голосообразования; изучение крепитации с целью выявления подвижности хрящей гортани и исключения опухолевых процессов как источников нарушения фонации; проведение пробы Н. Gutzmann для уточнения адаптационных возможностей нервно-мышечного аппарата гортани; определение времени максимальной фонации (ВМФ) для анализа функциональных возможностей голосового аппарата и коэффициента С/3 для выявления физиологических характеристик активности голосового аппарата при озвученном и неозвученном выдохе. С целью уточнения диагноза могут быть использованы данные инструментального осмотра (непрямая ларингоскопия, микроларингоскопия), рентгенографии гортани, электроларингостробоскопии и компьютерной томографии. При изучении голоса детей основными методами являются педагогическое наблюдение за речью ребенка, анализ документации и проведение исследовательской беседы с ним самим и затем с его родителями. Предлагаемый в процессе обследования речевой материал должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным для его понимания и интересным. Для детального обследования состояния голосового аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть рекомендованы таблицы системы Баффало. По результатам диагностики логопед разрабатывает план коррекционных мероприятий, осуществляемых параллельно с лечебным или психотерапевтическим воздействием. Количество и продолжительность логопедических занятий определяются индивидуально в каждом конкретном случае и зависят от медицинского Диагноза, возраста больного, его физического состояния.
ВОПРОС 21 КЛАССФИКАЦИИ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА К нарушениям голоса принято относить отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Наиболее заметным их признаком является изменение акустических свойств голоса. По степени выраженности нарушения голоса разделяют на дисфонии — искажение акустических характеристик голоса — и афонии — отсутствие способности к голосообразованию, т.е. отсутствие голоса. Нарушения голоса могут проявляться как признак самостоятельного заболевания или как составляющая речевых расстройств других видов — дизартрии, ринолалии, заикания. О нарушении можно говорить при изменении одной или нескольких составляющих «хорошего голоса». Традиционно выделяют несколько типов акустических проявлений, которые можно рассматривать как нарушения: нарушения тембра или резонанса, изменения высоты тона и громкости. Однако в крайне редких случаях нарушения голоса проявляются патологическими изменениями лишь какого-то одного параметра. Так, хриплый голос может иметь низкий тон, а голос с придыханием быть хриплым и тихим и т.п. (Riper С. van, Irwin R.B., 1958). Кроме того, многие качества, желательные для одних голосов, могут быть неприемлемыми для других. Например, С. W. Vaughan (1982) относит к дисфониям наличие таких акустических параметров, которые ухудшают свойственные данному конкретному человеку качества голоса. Анализ множества наблюдений за деятельностью голосового аппарата в условиях нормы и патологии показывает, что механизм возникновения и особенности протекания нарушений голоса подчиняются общим закономерностям нервно-мышечной патологии. Нарушения фонации как сложного нервно-мышечного акта включают в себя следующие компоненты (Wyke В.,- 1978). 1. Снижение способности к настройке вокальных мускулов и элементов резонаторной системы, соответствующей оптимальному импедансу. 2. Потеря ларингеальной мышечной активности, которая регулируется афферентными импульсами, идущими из рецепторной системы слизистой оболочки мышц и суставов. 3. Нарушения слуховой обратной связи и коррекции продуцируемого голоса через слуховой самоконтроль. Как дисфонии, так и афонии могут рассматриваться в качестве проявлений органических изменений или нарушений функционирования одного или нескольких звеньев нервно-мышечного акта, в частности на уровне периферического органа (гортани), нервно-мышечного аппарата и проводящих путей (афферентных и эфферентных) различных отделов ЦНС. Каждое их них может характеризоваться акустическими феноменами, такими как утрата силы звучания, искажения тембра, и субъективными патологическими ощущениями — першением, чувством комка в горле, давлением, болью и т.д. Акустические параметры голоса могут искажаться вследствие нарушений как в голосообразующей, так и в голосооформительной частях фонаторного аппарата, а также при нарушении их взаимной настройки. Основной причиной нарушений деятельности голосообразующей части фонаторного аппарата в большинстве случаев оказываются патологические изменения двигательной способности голосовых складок, выражающиеся преимущественно в искажении фазы смыкания в момент фонации. Можно выделить три варианта нарушений акта голосообразования (по патогенезу): 1) собственно нарушения двигательной активности голосовых складок: - ритмичности колебательных движений, несинхронность колебаний; - силы (чрезвычайное повышение или, наоборот, понижение амплитуды колебательных движений) вследствие искажения колебательных способностей голосовой мышцы; 2) нарушения способности к реализации фазы смыкания голосовых складок; - неполное смыкание (визуально наблюдается в виде щели различной формы, остающейся между голосовыми складками во время фонации), чрезмерное смыкание (возможный эффект наползания одной голосовой складки на другую); - полное несмыкание (при отсутствии одной или обеих голосовых складок); 3) дискоординаторные расстройства, проявляющиеся в нарушении регуляции и координации всех компонентов фонаторной системы. Каждый из перечисленных вариантов нарушений может иметь как органическую, так и функциональную природу. Органические нарушения голоса — это патологии, обусловленные анатомическими изменениями голосового аппарата или хроническими воспалительными процессами. К ним относятся дисфонии, возникшие вследствие повреждений голосовой мышцы (травматических, опухолевых, сосудистых, воспалительных), отсутствия одной или обеих голосовых складок в результате травмы, хирургического вмешательства или анатомических дефектов гортани, что влияет на ее конфигурацию и функциональные возможности. Весьма распространенными причинами органических дисфоний являются нарушения сократительной способности голосовых мышц на фоне дефектов генерации импульсов в ЦНС и их проведения по возвратному нерву и периферическим корешкам в толще голосовой складки. В голосооформительной части голосового аппарата к органической патологии относится искажение условий преобразования первичного гортанного звука вследствие нарушений нормальной конфигурации системы резонаторов (расщелины твердого и мягкого нёба, особенности строения твердого нёба и зубочелюстного ряда, аденоидные разращения и т.п.). Функциональные нарушения голоса не сопровождаются видимыми анатомическими изменениями в голосообразующей и голосооформительной частях голосового аппарата. К ним можно отнести следующие дисфонии (афонии): а) возникшие на основе нарушения способности к произвольной регуляции направления озвученной воздушной струи и ее преобразованию; б) вследствие нарушений центральной регуляции фонаторного акта; в) обусловленные длительным перенапряжением и/или неправильным использованием голосового аппарата. Таким образом, мы видим, что как органические, так и функциональные нарушения могут быть вызваны патологическими состояниями различных уровней голосового акта — периферического, проводящего, бульбарного и церебрального. В случае если нарушена сократительная способность одной или обеих голосовых складок на фоне отсутствия патологии на периферии (непосредственно в голосовых складках), следует считать этот дефект отражением патологических состояний более высокорасположенных уровней фонаторного тракта. Между органическими и функциональными нарушениям голосового аппарата существует тесная взаимосвязь, так как при длительном течении функциональные дисфонии, как правило, «обрастают» комплексом органических наслоений. (Например, при гипертонусной дисфонии зачастую формируются «узелки» голосовых складок.) В то же время органические повреждения отдельных частей голосового аппарата могут обусловить нарушение функций других отделов. Традиционно в практике пользуются несколькими классификациями нарушений голоса, в основе которых лежит клинический подход к определению патологического состояния фонаторного аппарата. 1. Классификация по степени выраженности нарушений голоса, в структуре которой выделяют афонию и дисфонию. 2. Классификация на основе оценки уровня поражения фонаторного аппарата, в структуре которой отражены и центральные, и периферические нарушения голоса. 3. Классификация (клиническая) на основе наличия/отсутствия органических повреждений голосового аппарата и их характера, которые, согласно их структуре делятся на органические и функциональные. Органические нарушения голоса в свою очередь классифицируются по этиологии и подразделяются на нарушения голоса: - при ларингитах и трахеитах (острых, хронических, аллергических); - вследствие кровоизлияний в голосовые складки; - в результате парезов и параличей (нейрогенных и миопатических); - при монохордитах; - при новообразованиях и состояниях после их удаления, в том числе после ларингэктомии (удаления гортани); - при рубцовых стенозах гортани. Функциональные нарушения голоса классифицируются на основе оценки характера расстройства двигательной функции гортани и типа тонусных изменений в мышцах голосовых складок и подразделяются на: - гипотонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое снижение тонуса мышц гортани и нарушение двигательной активности голосовых складок во время фонации; - гипертонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое Повышение тонуса мышц гортани и голосовых складок во время фонации; - спастические — дискоординация дыхания, фонации и артикуляции с крайне выраженным неконтролируемым повышением тонуса мышц гортани во время фонации; - фонастении — дискоординация дыхания, фонации и артикуляции с резко выраженным снижением способности к полноценному выполнению голосовой нагрузки; - функциональные (истерические) афонии — функциональная недостаточность голосовых мышц, связанная с отсутствием возможности к произвольной фонации при сохранности способности к непроизвольному голосообразованию (смех, кашель). Обычно они обусловлены нарушениями центрального генеза. Используется также классификация нарушений голоса по степени участия в акте голосооформления резонаторов, согласно которой выделяют нарушения по типу гипоназальности и по типу гиперназальности. При классификации нарушений мутации пользуются следующими характеристиками — поздняя мутация, неполная и пролонгированная.
ВОПРОС 22 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА . Функциональные дисфонии и афонии Понятие о функциональных дисфониях • Этиология функциональных нарушений голосовой функции • Классификация функциональных нарушений голоса
Под функциональными дисфониями голосового аппарата понимают нарушения голоса, при которых не выявляется органических повреждений. Механизм их возникновения заключается в нарушении координации процессов дыхания, голоса, артикуляции и проявляется множеством субъективных симптомов, которые распределяются на две основные группы — общеневрологические и местные расстройства. К общеневрологическим расстройствам относят своеобразное поведение больного: тревожные и мрачные переживания, угнетенное состояние, опасение неблагоприятного исхода лечения, повышенную раздражительность, неустойчивость настроения, вспыльчивость, иногда апатию, нарушение сна. Местные проявления характеризуются изменением голоса, сенсорными и секреторными расстройствами. Функциональные голосовые нарушения преимущественно наблюдаются у людей, ослабленных различными соматическими и инфекционными заболеваниями, страдающих хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания. Акустические проявления функциональных дисфонии не имеют ярко выраженной специфичности и на слух сходны с другими вариантами нарушений функции голосового аппарата, характеризуются искажениями силы и тембра голоса, изменением его диапазона. За последние годы резко возросло число людей, страдающих Функциональными расстройствами голосового аппарата, что связано, по мнению многих исследователей, с увеличением нагрузки на нервную систему и психику человека. Заболевания гортани, затрудняющие речевое общение, снижают работоспособность и для многих создают угрозу профессиональной непригодности. Рассмотрим отдельные формы функциональных нарушений голоса. Квалификация дисфонии как функциональной осуществляется по принципу «от противного», т.е., если при тщательном осмотре у пациента с акустическими нарушениями не обнаруживаются органические повреждения голосового аппарата, такие дисфонии квалифицируют как функциональные. Анализировать этиологию дисфонии можно с двух позиций: во-первых, исходя из определения ядра патологического процесса в голосовом аппарате, обусловившего нарушения акустических свойств голоса и возникновение патологических ощущений у больного, и, во-вторых, учитывая своеобразие патологического фактора, нарушившего координированную работу голосового аппарата. Первая точка зрения принадлежит М.И.Фомичеву (1949), который все причины возникновения функциональных нарушений голоса делит на три группы: 1) патологические изменения в мышцах гортани; 2) патологические изменения в органах и системах, принимающих участие в голосообразовании; 3) патологические изменения в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат. Вторая позиция отражена в работах J. Perello (1962), который выделяет дисфонии, возникшие на почве патологического воздействия механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышающем физиологические возможности нормального человека, и обозначает их как фонопонозы (от греч. 'работа'). Дисфонии, возникшие под влиянием психогенных или неврогенных факторов, он обозначает как фононеврозы. Данная классификация позволяет разделить все этиологические факторы, вызывающие функциональные дисфонии, на неврогенные и поногенные. Неврогенные факторы чаще всего представлены неврозами вследствие нарушений баланса процессов возбуждения и торможения преимущественно у людей, обладающих неврогенной предрасположенностью. Поногенные факторы являются следствием перенапряжения голосового аппарата, нарушений гигиены голоса, значительных голосовых нагрузок, работы в условиях неблагоприятной внешней среды. Знание причинного (этиологического) фактора играет важную роль в определении путей коррекции, в частности оптимального сочетания медицинского, педагогического и психологического воздействия. А.Т. Рябченко (1964) считает, что в этиологии функциональных расстройств участвуют два фактора: невротическое состояние больного, которое возникает еще до появления симптомов заболевания, и пусковой момент — испуг, страх, болезнь. Функциональные нарушения наблюдаются у людей, соматически ослабленных, страдающих хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и органов, не входящих в состав голосового аппарата, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания. При гипофункции наблюдается выраженное истощение нервно-мышечных элементов — астения периферического или центрального типа. В данном случае на первое место выходит патогенный фактор. При гиперфункции на передний план, как правило, выступает психогенный фактор. Характерной особенностью людей, страдающих функциональными дисфониями, является наличие признаков нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС, или так называемый двигательный невроз (Максимов И., 1987). У большинства больных задолго до развития дисфонии отмечаются признаки вегетососудистых нарушений, неустойчивость артериального давления, лабильность пульса, гипергидроз. А. Т. Рябченко указывает, что в анамнезе у 90% больных дисфониями зафиксированы сильный стресс, жизненные трудности или необходимость подавлять свои желания и чувства. Все это сверхсильные раздражители возбудительного или тормозного процесса. Чаще всего функциональная дисфония обнаруживается у слабых, неуравновешенных личностей. Наиболее яркие клинические и акустические проявления функциональных дисфонии возникают на фоне нарушений высшей нервной деятельности, истерии, неврастении или психастении. По мнению И.Максимова, чисто функциональных нарушений голосовой функции не существует, так как практически всегда тщательный анализ обнаруживает те или иные патологические органические признаки в голосовом аппарате, которые могут служить как причиной, так и следствием нарушений его функционирования. Так, при неправильном выборе разговорной тональности или при фонировании «не своим голосом» отмечаются выраженные нарушения кровоснабжения гортани, сопровождающиеся гиперемией, что в свою очередь является признаком органического нарушения. В то же время при восстановлении адекватной тональности эта «функциональная» гиперемия быстро исчезает. Данный пример иллюстрирует одну из форм перехода «функционального» нарушения в «органическое» и обратно. Кроме того, доказано, что значительная часть органических нарушений в своей основе имеют неправильное использование голосового аппарата. Так, узелки голосовых складок нередко оказываются следствием неправильно осуществляемой фонации. В настоящее время существуют несколько подходов к классификации дисфонии. Первый основан на характеристике степени крушений голосовой функции, согласно которой выделяют афонию и дисфонию (Mc.Leod, А.Т. Рябченко). Второй подход учитывает этиологический фактор, обусловивший возникновение дисфонии. В русле данного направления выделяют фонопонозы и фононеврозы (J.Perello), постановочную алиментарную и мутационную дисфонии (А. Р.Хантамиров, В.Д.Тахтамышев). Третий подход основывается на распределении дисфонии в зависимости от характера тонусных нарушений в мышцах голосовых складок. Согласно данной классификации (см. с. 35—36) выделяют гиперфункциональные (гипертонусные) и гипофункциональные (гипотонусные) дисфонии (V. Barth, T. Pilogen, Ch. Deuster, Ю, С. Василенко). Дополнительно выделяют спастическую дисфонию и фонастению, а также паретическую и спастическую афонии (Л.Б.Дмитриев, Л.М.Телеляева, С.Л.Таптапова, И.И.Ермакова). Данный подход в сочетании с учетом этиологии голосового расстройства наиболее приемлем для организации патогенетически обоснованной коррекционно-педагогической работы и обучения навыкам правильного голосоведения. Таким образом, в фонопедической работе целесообразно использовать следующую классификацию: - психогенные афонии, - гипертонусные дисфонии, - гипотонусные дисфонии, - гипогипертонусные (смешанные) дисфонии, - спастические дисфонии, - фонастении.
ВОПРОС 23 Гипертонусные нарушения голоса. Спастическая дисфония Этиология гипертонусных нарушений голоса и характеристика голосовой функции при данных нарушениях • Спастическая дисфония Степени выраженности голосовых нарушений при этом заболевании
Гипертонусная дисфония — нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок. Частота возникновения гипертонусной дисфонии, по данным Ю.С.Василенко и О.М. Кажлаева (1982), составляет 2,3—2,4%. Этот вид функциональной дисфонии отмечается преимущественно у мужчин. Основным механизмом возникновения гипертонусной дисфонии является форсированная силовая манера речи и пения, особенно в шумной обстановке при использовании жесткой атаки. Такая нагрузка приводит к постоянному перенапряжению мышц брюшного пресса, толчкообразному движению диафрагмы, напряжению мускулатуры лица и шеи, сопровождающемуся набуханием мышц шеи (Дмитриев Л. Б., 1990). Акустическими признаками гипертонусной дисфонии являются огрубление тембра голоса, снижение динамического диапазона, появление охриплости, напряженность фонации, неконтролируемое повышение силы голоса. Среди субъективных ощущений пациенты указывают на неприятные болевые ощущения в области глотки, гортани, шеи, постоянное желание откашливаться, быструю утомляемость, периодические спазмы, ограничение способности к произвольному изменению тембра и силы голоса, сокращение времени фонации. Ларингоскопия выявляет следующую специфическую картину. При фонации голосовые складки плотно соприкасаются друг с Другом. Они несколько отечны, поэтому создается впечатление «наползания»; их поверхность покрыта избыточным количеством вязкой слизи. Во время попыток повышения тона звука черпаловидные хрящи спастически сокращаются, вестибулярные складки сближаются. При длительном процессе они гипертрофируются, включаясь в акт голосообразования, как следствие этого возникает вентрикулярный голос. Микроларингоскопия демонстрирует при гипертонусной дисфонии признаки нарушения кровообращения — усиление рисунка мелких сосудов слизистой оболочки, гиперемию свободного края голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризуется судорожными мелкоразмашистыми, но синхронными колебаниями. При гипертонусной дисфонии четко выражены нарушения фонационного дыхания, отсутствует полноценная дыхательная опора, само дыхание поверхностное, неравномерное, легко заметны толчкообразные движения грудной клетки на выдохе. Спастическая дисфония — нейродинамическое расстройство фонации, обусловленное дискоординацией работы внутренних и наружных мышц гортани, а также дыхательных мышц (Орлова О. С, 1980). Это нарушение встречается довольно редко и потому является наименее изученным функциональным нарушением голоса. Возникновение этого заболевания наиболее часто связывают с психической травмой и стрессовыми перегрузками. Так, Ю. С. Василенко (1984) указывает, что спастическую дисфонию наблюдают преимущественно у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму или длительно находящихся в психотравмирующих ситуациях. Вместе с тем нередко отмечается дискоординация фонаторного акта по типу спастической дисфонии у людей, перенесших острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей или испытывающих чрезмерную голосовую нагрузку. К акустическим признакам спастической дисфонии относятся затрудненность при выполнении голосовых модуляций, понижение частоты основного тона голоса, появление негармоничных добавлений в звучании голоса, непроизвольные изменения тональности в течение одной фразы, постоянные колебания силы голоса, напряженная, сдавленная фонация. Следует отметить, что во время непроизвольной вокализации (плач, смех, кашель), при пении и после приема алкогольных напитков голос становится нормальным. В качестве субъективных признаков больные со спастической дисфонией называют болевые ощущения во время фонации в гортани, в мышцах шеи и плечевого пояса, затруднения в общении из-за неспособности регулировать тембр, силу и длительность фонации, нарушения фонационного дыхания. Различные проявления акустических нарушений и их сочетания с субъективными жалобами больных позволяют выделить три степени спастической дисфонии (Орлова О. С, 1984): первый уровень нарушений — легкая степень спастической дисфонии — незначительные изменения голоса; второй уровень нарушений — средняя степень — умеренные изменения голоса; третий уровень нарушений — тяжелая степень — грубые изменения голоса. Состояние больных со спастической дисфонией легкой степени характеризуется небольшой охриплостью, единичными кратковременными спазмами. Ларингоскопическое, микроларингоскопическое и стробоскопическое обследования не выявляют выраженных нарушений. У больных со средней степенью расстройства наблюдаются стойкие нарушения фонации: голос низкий, грубый, напряжений с шумовыми призвуками; темп речи резко замедлен из-за частых голосовых пауз. Совокупность дефектов фонации и артикуляции обусловливает низкую разборчивость речи. У некоторых больных фонация сопровождается артикуляционными моторными судорогами, тиком век, судорожными сокращениями лицевой и шейной мускулатуры. При ларингоскопии отмечается утолщение вестибулярных складок, движение которых опережает сближение складок голосовых, которые судорожно смыкаются на всем протяжении. Ларингостробоскопическое исследование выявляет нарушение динамики и снижение амплитуды колебательных движений. Происходит полное смыкание голосовых складок, а время фонации уменьшается. Микроларингоскопия свидетельствует об отечности краев голосовых складок, расширении сосудистой сети. Третьей группе пациентов — наиболее тяжелая степень заболевания — свойственны грубые нарушения голосообразования. Повышенная спастичность голосовых складок обусловливает напряженный, сдавленный, прерывающийся характер фонации. Максимальное ее время сводится к 1 — 2 с. Акустически ярко выражены охриплость и постоянные дополнительные призвуки. Разборчивость речи грубо нарушается (10—40 %), искажается динамика фонационного дыхания. Ларингоскопическое и микроларингоскопическое исследования затруднены из-за высокой спастичности мышц голосового аппарата.
ВОПРОС 24 Гипотонусные дисфонии. Фонастения Этиология гипотонусных нарушений голоса. Их проявления • Этиология фонастении, ее проявления Гипотонусная (гипофункциональная) дисфония — нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Частота таких заболеваний, по разным данным, составляет от 13,7 (Василенко Ю.С., 1983) до 50% и более (Дмитриев Л. Б., 1968) и даже до 70—80 % (Максимов И., 1987) от общего числа обратившихся с жалобами на нарушения голоса. Основными акустическими признаками гипотонусных дисфоний являются охриплость, уменьшение силы и «полетности» голоса, понижение звучания нот верхнего регистра, появление легких хрипловатых призвуков («песочка») в голосе. Субъективные жалобы сводятся к быстрой утомляемости, чувству «утечки» воздуха. При осмотре слизистая оболочка гортани и трахеи не имеет воспалительных изменений, голосовые складки подвижны, но их тонус снижен, при фонации отмечается несмыкание примерно на 1 мм, в результате чего образуется щель в виде вытянутого овала, иногда в задней трети складок в форме треугольника. При ларингостробоскопии наблюдаются вялые, ослабленные колебания голосовых складок. Симптом смещения слизистой оболочки их крайних отделов положительный. Более отчетливо выражен вертикальный компонент фонаторных колебаний. При произнесении высоких или громких звуков голосовая щель полностью смыкается, обусловливая более высокое качество звука. Микроларингоскопия обнаруживает застойные явления в венозной сети, что, по-видимому, связано со снижением тонуса мышц стенки сосудов. Анализ динамики дыхания свидетельствует об отсутствии постоянства в соотношении вдох—выдох, о чрезмерном «заборе» воздуха перед фонацией. Причинами гипотонусных дисфонии могут быть как психогенные, так и поногенные факторы. Преимущественно в анамнезе пациентов отмечается сочетание патологических факторов, а именно голосовые нагрузки во время или после острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), ангины, бронхита, трахеита; нередко подобные признаки появляются на фоне острого или хронического стресса, а также при чрезмерном голосовом напряжении у пациентов с вегетососудистыми дистониями, гормональными дисфункциями. Фонастения — функциональное расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности. Фонастению впервые описал в 1887 г. В. Fraenkel. Эта форма голосового расстройства наблюдается преимущественно у людей голосовых профессий. Многие авторы (Фомичев М. И., 1949; Шамшева Т. Е., Морозов В. П., 1966; Василенко Ю. С, 1978, 2002; и др.) относят фонастению к профессиональным заболеваниям, которые встречаются у педагогов с частотой 32,6 %, у певцов — 7,9 %. Значительно чаще фонастенией страдают женщины вследствие большей лабильности их нервной системы и меньшей выносливости голосового аппарата. Мнения о причинах фонастении весьма разнообразны. Часть исследователей (Т.Е.Шамшева, В.П.Морозов, Ю.С.Василенко) квалифицируют это заболевание как нарушение согласованного функционирования мышц различных отделов голосового аппарата вследствие возникновения очагов застойного торможения в коре головного мозга. А. Митринович-Моджиевска (1965) отмечает прямую зависимость между нарушениями анатомического строения гортани и частотой возникновения фонастении. Е.В.Лаврова и А. Г.Рахмилевич (1978) в качестве причин фонастении рассматривают недостаточную постановку голоса у людей, имеющих голосоречевые профессии. Большинство исследователей едины во мнении, что фонастения развивается преимущественно у людей с лабильной нервной системой или людей, подверженных частому воздействию стрессовых факторов высокой интенсивности. В соответствии с течением заболевания выделяют острые и хронические формы. Акустическими признаками фонастении являются снижение высоты основного тона голоса, сужение рабочего диапазона голоса, ослабление его силы и «полетности», сокращение максимального времени фонации. Жалобы пациентов: чувство давления в гортани, болевые ощущения, возникающие даже при тихом пении, отсутствие плавности звука, быстрая утомляемость. Профессионалы отмечают трудности поддержания необходимого тембра, огрубление голоса, появление фальшивых звуков. Основные субъективные ощущения больных — сухость, жжение, зуд, щекотание, першение в гортани, скопление слизи, постоянное желание откашляться. Совокупность субъективных ощущений и трудности голосоведения обусловливают формирование у пациентов чувства страха перед выступлением, невротических реакций, нарушения сна. Видимые изменения в гортани находятся в прямой зависимости от сроков заболевания. При острой фонастении, как правило, такие изменения отсутствуют. При хронической форме возникающие изменения в гортани имеют ряд черт, сходных с таковыми при ларингите: гиперемия голосовых складок, утолщение их свободного края, неполное смыкание вследствие вторичных дегенеративных образований в голосовых мышцах. Ларингостробоскопия обнаруживает асинхронность колебаний голосовых складок, их слабое натяжение, мелкоразмашистую вибрацию либо одной, либо обеих складок. Ларингоскопическая картина непостоянна, характеризуется «вклиниванием» в обычный ход колебаний быстрых поперечных сокращений всей поверхности голосовых складок, напоминающих дрожание. У одного и того же больного ларингостробоскопическая картина может изменяться от колебаний ослабленных и равномерных по частоте к энергичным и неравномерным 25.. Функциональная афония Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее возникновения • Психологические особенности людей с функциональной афонией
Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под названиями «истерическая афония», «психогенная афония». По данным G.Bohme (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диагностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Василенко (2002), это соотношение составляет 12:1. Одним из вариантов функциональной афонии является нарушение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нарушение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весьма лабильной нервной системой. Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звучного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий психических травм различного характера и интенсивности. Функциональная афония может оказаться единственным признаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истерическому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезапно, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле. У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напряжения они способны закричать достаточно громко. Поскольку острый и хронический стрессы являются факторами, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможения, в результате могут развиться гипокинетический (паретический) и гиперкинетический (спастический) варианты функциональной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев. При паретической форме ларингоскопическая картина напоминает явления комбинированного пареза внутренних мышц гортани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компенсаторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыкаются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсутствует. И при паретической, и при спастической формах функциональной афонии, особенно при длительном течении заболевания, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование проводить невозможно из-за отсутствия колебательных движений голосовых складок. Одним из проявлений двигательных расстройств при функциональной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характерно, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии периоды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у средней линии (просвет составляет 1—2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на полный объем. Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипание» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стремятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в возможность выздоровления и восстановления голоса. У истерических субъектов нередки рецидивы афоний.
ВОПРОС 26 Коррекция функциональных дисфоний Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфониях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фонопедической коррекции
Коррекционная работа при функциональных дисфониях строится с учетом характера двигательных нарушений и преобладающего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дисфониях и функциональных афониях с преобладанием гипертонуса основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыкательной способности голосовых складок, укрепление нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиологичные и эргономичные типы фонационного дыхания. Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастических дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям: 1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС; 2) нормализация мышечного тонуса; 3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде страха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на преодоление нарушения; 4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта; 5) введение сформированного механизма голосообразования и голосоведения в повседневную речь. Фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.
1. Подготовительный этап. Логопедическая работа осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воздействий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани. Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюдения режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в полном объеме легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслабляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавливает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мышечную усталость, придает бодрость. 2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания. Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздействия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь отрабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оптимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5 — 7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнастику, направленную на координацию дыхания и фонации. 3. Этап формирования оптимального физиологического механизма голосообразования. Целью этого этапа работы становится восстановление (создание) рационального механизма голосообразования. Занятия организуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинестезии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги. При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия начинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и гласных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные результаты выполнение жевательных упражнений, которые предложил Е. Froschels (1952). В сложных случаях рекомендуется использовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне. При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предусматривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — произнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотированным звуком [j]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.
4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения. Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирования навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении правильной изолированной фонации. На заключительном этапе можно выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закре
|