Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование заикающихся





Обследование заикающегося осуществляется комплексно (лого­педом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходи­мости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окули­ста, отоларинголога и др. Обследование включает изучение анамнестических сведений, пе­дагогической, психологической и медицинской документации и ис­следование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особеннос­ти общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) пе­риода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребен­ка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение бе­ременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных фак­торов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты на-тального и постнатального периодов развития ребенка анализиру­ются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изу­чения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые сло­ва, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно уз­нать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в се­мье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникли первые признаки заикания? Как внешне они вы­ражались? Какие предполагаемые причины могли их вызвать? Как заикание развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных на­рушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания голо­вой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произноше­ние отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например; со своими и1 рушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи. Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, каковы результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каком конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Особенности психологических проявлений у заикающегося требу ют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь отфиксированность на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его моторики, общительности, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учеб ной, производственной деятельности, личностных особенностей за» кающегося. Различают первичное (в течение первого месяц! пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении в первым две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, hi школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Для исследования речи детей используются картинки, книжка со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

• место возникновения и форму речевых судорог;

• частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;

• сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;

• отношение заикающегося к своему речевому дефекту; нали­чие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, арти­куляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.

Частота судорог у заикающихся представляет для логопеда осо­бый интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зависеть, насколько пра­вильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимо­сти пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоя­тельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах выявляют особенности его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку пред­лагается составить рассказ или описать содержание картинки, пере­сказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пере­сказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от раз­ной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.

Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимос­ти от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, от­дельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксиру­ется, в каких случаях возникают речевые судороги: только в начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Вы­ясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью обследуемому предлагается говорить тихо, громко, ше­потом.

Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающего­ся может быть проверено следующим образом: он рассказывает о tqm, что нарисовано на картинках, передает содержание сказки, которая я вляе тся ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произ­несение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, непра­вильное произношение звуков речи, недостатки словаря и граммати­ческого строя речи, особенности темпа, наличие тиков, миоклонусов (непроизвольные движения). Фиксируются различные вспомогатель­ные (произвольные) движения и некоторые особенности речевого по­ведения: скованность и напряженность общих движений или, наобо­рот, их резкость, хаотичность, несобранность, «разболтанность».

При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

Обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения. Отмечается наличие у них психологических особенностей, в частности болезненной фиксированности на своем речевом дефекте. О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку, собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помо­щи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса помимо бесед е заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации используются методы по созданию эк­спериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностичен кие методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика «тест-конфликт», мето дика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психич ческих функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершений; диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпре­тации на основе комплексного психолого-педагогического изучения испытуемого.

В логопедическом заключении учитывается: форма заикания (то­ническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, го­лосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние мо­торной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др., наличие волнения в про­цессе заикания, реакция на волнение. Отмечается фиксация внима­ния на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложно­сти речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отноше­ние к учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых случаях).

Логопедическое заключение дает возможность осуществить диф­ференциальную диагностику и отличить заикание от других рече­вых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологичес­кого характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяют ус­тановить его природу.

Наличие разных проявлений заикания, психологических особен-, ностей и поведение каждого заикающегося определяют и особеннос­ти выбора средств, приемов и направленности логопедической рабо­ты индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих ус­ловий, в первую очередь от его механизмов, от сроков нача­ла комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем мень­ше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания, развивающего­ся на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воз­действий, предсказание менее благоприятно. Здесь часты рецидивы. Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем то­нические. На них легче воздействовать через II сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздей­ствию. Прогноз в значительной степени зависит от личнос­ти ребенка, от личности и мастерства логопеда.

Наиболее благоприятным является возраст 2—4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Не«, редко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется к готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благопри­ятный и социальная адаптация заикающихся осуществля­ется в достаточно высокой степени.

Профилактика заикания в нашей стране осуществля­ется комплексно и последовательно. Вначале она проводит­ся с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения беречь речь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные раз­ращения). Следует учитывать, что устная речь развивается по подражанию, поэтому для ребенка неблагоприятную роль могут сыграть лица с заиканием, тахилалией, спотыкани-. ем и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое об­щение и шумные игры, не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть, заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать нео­жиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым от­ветам; необходимо создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические зна­ния родителям, учителям и т. д.

В пубертатном периоде обращают внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с ок­ружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности, так как различные отклонения в нервно-психи­ческом состоянии, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения или усиления заикания или его рецидива.

Особое внимание обращается на профилактику рециди­ва. Можно указать следующие причины рецидивов заи­кания: плохие социально-бытовые условия (нервная обста­новка, алкоголизм в семье, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, работой, психическое перенапряжение); недо­статочно прочное закрепление результатов логопедических занятий; отсутствие диспансеризации. Также провоцируют рецидив недостаточно полное перевоспитание личности за­икающегося; лишь частичное устранение вторичных пси­хических наслоений, «почвы», на которой возникло забо­левание, ущемленных, подавленных эмоций, напряженных отношений с окружающими, вяло текущих хронических заболеваний и т. д. Являются условием для рецидивов и бо­лезни, истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребен­ку, освободившемуся от заикания; нарушение режима дея­тельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустраненный травмирующий, постоянно действующий фактор, например заикающаяся мать или отец и др.

Зная указанные и другие возможные причины рециди­вов заикания, логопед постоянно проводит профилактичес­кую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.

Date: 2015-12-13; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию