Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список сокращений 32 page. Минетт (фр. minette – кошечка)





Син.: миморечь.

Минетт (фр. minette – кошечка). Син.: куннилингвус.

Минковского синдром [Minkowski E., 1945]. Явления своеобразной эмоциональной анестезии вследствие длительных моральных и физических страданий у части узников нацистских концлагерей. Проявлениями его являются деструкция личности, сужение круга интересов, преобладание примитивных, инстинктивных и импульсивных реакций. См. Концентрационных лагерей синдром.

Минковской глишроидия. См. Глишроидия, Эпилептоидная конституция, Анехетическая конституция.

Минковской глишроидная пропорция темперамента [Minkowska F., 1923]. Выделение, соответственно проведенному E. Kretschmer [1922] описанию пропорций шизоидной и циклоидной конституций, пропорции темперамента для глишроидной конституции (см. Глишроидия. Последняя представлена противоположными полюсами: замедление, вязкость – эксплозивные реакции. По представлениям автора, концентрация дефензивной, вязкой аффективности приводит к брадипсихии, не имеющей достаточной разрядки (стазу). Последний провоцирует эксплозивный разряд.

Син.: дефензивно‑эксплозивная пропорция темперамента.

Минора симптом [Минор Л. С., 1929]. Локализация чувства страха у больных эпилепсией – в ноге, в руке, в языке, глазах. Это может быть либо аурой, либо эквивалентом эпилептического припадка.

Минус‑симптомы. Выделены H.J. Jackson в соответствии с концепцией диссолюции. Генез их объяснялся снижением уровня психической функции в связи с выпадением иерархически вышерасположенных отделов. Понятие, аналогичное негативным симптомам.

Миоз (греч. myosis – уменьшение). Сужение зрачков. Может быть медикаментозным (введение пахикарпина), наблюдается при сифилитических заболеваниях головного мозга (входя в состав Аргайлла Робертсона синдрома), при поражении шейного отдела симпатического ствола (паралитический М.) вследствие спазма сфинктера зрачка (спастический М.) при менингите, рассеянном склерозе, некоторых интоксикациях.

Миоклония (греч. mys – мышца, klonos – беспорядочное движение). Кратковременные непроизвольные сокращения одной или нескольких мышц, проявляющиеся в покое и движении, но исчезающие во сне. Гиперкинезы бывают изолированными или протекают группами («залпами»). М. возникают при поражении любого уровня двигательных путей – от моторной коры до спинальных мотонейронов – и поэтому не обязательно должны рассматриваться как признак эпилепсии [H. Gastaut, 1975].

Миоклонус‑эпилепсия [Unfferricht H., 1891; Lundborg H. 1903]. Семейно‑наследственное заболевание, характеризующееся ранним началом, прогрессирующим течением, сочетанием миоклонических симптомов (непроизвольные короткие непрерывные клонические вздрагивания мышц) с эпилептическими припадками, нарастанием слабоумия и экстрапирамидной скованностью в исходном состоянии. Наблюдаются эндокринные расстройства.

На поздних этапах заболевания – мозжечковая атаксия. В терминальной стадии миоклонические судороги и эпилептические припадки становятся более редкими, развивается децеребрационная ригидность. Патологоанатомически – дегенеративные изменения в мозжечке, экстрапирамидной системе, периферических нервах, клетках внутренних органов. Тип передачи аутосомно‑рецессивный.

Син.: фамильная миоклония, прогрессирующий миоклонус, болезнь Унферрихта–Лундборга.

Миоплегия (парадоксальная) (греч. mys – мышца, plegos – несчастье, бедствие). Приступы внезапно наступающей резкой мышечной слабости, с исчезновением рефлексов, отсутствием зрачковых реакций. Мышцы парализуются в следующем порядке – мышцы ног, рук, туловища. Возможно вовлечение мышц глотки, жевательных. Возникают в состоянии покоя, сопровождаются вегетативными нарушениями (чувство холода, жара, гипергидроз, гиперсаливация, брадикардия). Продолжительность – от нескольких минут до нескольких дней. Возможно наступление смерти от паралича мышц сердца и дыхательных. Наблюдается при органических поражениях головного (межуточного) мозга, иногда носит характер наследственного заболевания.

Миопсихия (мио + греч. psyche – душа) [Joffroy A., 1902]. Термин, предложенный для определения особенностей психических расстройств при заболеваниях, протекающих с синдромами мышечной патологии (миоклония, миопатия, различные формы миотрофии и др.). По A. Porot [1975], это искусственно созданная группа психопатологических расстройств, лишенная нозологической специфичности.

Миорелаксанты (греч. mys – мышца, лат. relaxus – ослабление). Препараты, снижающие тонус скелетных мышц, уменьшающие их двигательную активность, вплоть до полной обездвиженности. Применяются при ЭСТ для профилактики осложнений (дитилин, листенон).

Миоритмия (мио + греч. rythmos – ритм). Разновидность миоклонии, при которой сокращения мышц происходят стереотипно, в определенном ритме, с постоянной локализацией. Наблюдается при эпидемическом энцефалите.

Мира‑и‑Лопеца миокинетическая методика. [Myra‑y‑Lopez E., 1939]. Экспериментально‑психологическая методика для исследования личности, относимая к проективным методикам изучения экспрессии [Соколова Е.Т., 1980]. Базируется на принципах так называемой миокинетической диагностики, придающей относительно большое значение тонусу мимической и опорно‑двигательной мускулатуры в выполнении тех или иных действий и соответствию этого тонуса особенностям эмоционально‑волевого и интеллектуального состояния обследуемого. Диагностика особенностей личности связывается с характером психомоторики, с доминированием правшества или левшества. Выделены психомоторные корреляты для различных уровней тревоги и других эмоциональных состояний и личностных характеристик.

Миттенэкера–Томана личностный тест [Mittenecker E., Toman V., 1951]. Близок к MMPI. Содержит 120 вопросов, относящихся к личностной сфере. Из них 94 относятся к интересам. Основные темы: самокритичность, социальные взаимоотношения, экстраверсия и интроверсия, нейротизм, маниакальность, депрессивность, шизоидность, паранойяльность, вегетативная стабильность, любовь к природе, интерес к рукоделию, научные интересы, человек в обществе и экономике, администрирование, прикладное искусство, интерес к музыке и литературе, социальное призвание.

Мифомания (греч. mytkos – миф, вымысел, mania – страсть, безумие). [Dupre E., 1905]. Патологическая лживость, обусловленная, по автору, психопатическими особенностями личности, мифоманической конституцией. Последняя соответствует современным представлениям об истероидной конституции. При этом важную роль играют истерические механизмы – желание выделиться, показать свое значение. Понятие, близкое к псевдологии. Разновидность фантазий истерических (см.).

Михаэлиса синдром [Michaelis, 1969]. Наблюдается при патологии промежуточного мозга и включает в себя явления депрессии, повышенной сонливости и прожорливости либо мании, осложненной дисфориями и параноидными эпизодами.

Мишень‑симптомы [Freyhan F.A., 1957]. Понятие, введенное в связи с психофармакологическими исследованиями. Речь идет о психопатологических симптомах, на которые как бы нацеливается тот или иной препарат. Анализ его эффективности учитывает, таким образом, направленность этого средства не на болезнь или синдром, а на определенный симптом.

Советскими психиатрами указывается на ограниченность положения F.A. Freyhan о мишень‑симптомах, игнорирующего нозологическую принадлежность психоза, и отмечается необходимость рассматривать симптом в единстве с остальной структурой психоза, его патогенеза и патокинеза [Рохлин Л.Л., 1977].

Мнемоника (греч. mnemonika – искусство запоминания). Система приемов для облегчения запоминания с помощью специально образуемых ассоциаций (по сходству, смысловых и т.п.). Приемы М. целесообразно использовать в психотерапевтической работе при нерезко выраженном снижении памяти (начальный церебральный атеросклероз, невротические состояния, протекающие с ухудшением запоминания из‑за ослабленного внимания и т.п.).

Мнительность. Личностное свойство, склонность к тревожным опасениям по различным поводам, значение которых часто переоценивается. Может быть результатом астенизации, невротического состояния, но часто является свойством конституциональным. Так, С.А. Суханов [1905] выделял тревожно‑мнительный характер в рамках психастенической конституции. Способствует проявлениям ипохондричности. Значительно усиливается при депрессиях (см. Ананкастическая депрессия).

Могилалия (греч. mogis – с трудом, lalia – речь). Разновидность заикания, при которой затруднено произношение отдельных слогов.

Мозг большой. Часть головного мозга, состоящая из полушарий, соединенных посредством мозолистого тела, свода и передней спайки.

Мозг головной (анат. cerebrum). Орган ЦНС, расположенный в полости черепа, регулирующий взаимоотношения организма с окружающей средой, управляя поведенческими реакциями, функцию различных органов и систем.

Мозг задний (анат. metencephalon). Отдел головного мозга между продолговатым и средним. Состоит из моста и мозжечка.

Мозг конечный (анат. telencephalon). Наиболее крупный отдел переднего мозга, включающий большой и обонятельный мозг.

Мозг межуточный (анат. diencephalon). Отдел переднего мозга под мозолистым телом, связывает полушария с мозговым стволом.

Син.: мозг промежуточный.

Мозг обонятельный (анат. rhinencephalon). Часть конечного мозга, включает переднюю долю, поясную, парагиппокампальную и зубчатую извилины.

Мозг передний (анат. prosencephalon). Отдел головного мозга, развивающийся из переднего мозгового пузыря. Состоит из конечного и межуточного мозга.

Мозг продолговатый (анат. medulla oblongate). Отдел головного мозга, переходящий в спинной мозг.

Мозг промежуточный. См. Мозг межуточный.

Мозг ромбовидный (анат. rhombencephalon). Отдел головного мозга, развивающийся из заднего мозгового пузыря. Состоит из заднего и продолговатого мозга.

Мозг средний (анат. mesencephalon). Отдел головного мозга, образующийся из среднего мозгового пузыря. Включает в себя пластинку крыши (четверохолмие) и ножки большого мозга.

Мозговые оболочки (анат. meninges). Соединительнотканные оболочки головного и спинного мозга – мягкая, прилегающая непосредственно к мозгу; паутинная, расположенная между мягкой и твердой; твердая, наружная.

Моли феномен [Moelli K.]. Сохранение воспоминаний о наиболее ярких переживаниях, чаще всего – галлюцинаторных, имевших место во время эпизодического состояния нарушенного сознания. Наблюдается после сумеречных расстройств сознания, играющих роль эквивалента эпилептического припадка, особенно при их литическом разрешении, и в этих случаях является одним из факторов, способствующих резидуальному бредообразованию.

Син.: островное припоминание.

Моноидеизм (греч. monos – один, idea – мысль, образ, представление). Доминирование в сознании больного какого‑либо одного представления, идеи. См. Идеи навязчивые, сверхценные, бредовые.

Мономании (греч. monos – один, mania – страсть, безумие) [Esquirol J.E.D., 1838]. Психозы, содержание которых ограничивается в основном какой‑то одной психопатологической категорией. Так, различались М. интеллектуальная, бредовая, аффективная, инстинктивная (бред отсутствует, но влечения носят непреодолимый характер), убийства.

Мононевроз. См. Неврозы моносимптоматические.

Моноплегия (моно + греч. plegos – удар, бедствие). Паралич одной конечности, наблюдается при корковой локализации поражения.

Монополярность (моно + лат. polus – полюс). Характеристика течения психических процессов, обладающих полярно противоположной симптоматикой, но ограничивающегося лишь одним из этих симтомокомплексов. Например, монополярное течение аффективных психозов обозначает их проявление одними лишь депрессивными или маниакальными фазами, в отличие от биполярного, при котором эти фазы чередуются.

Моносексуальный (моно + лат. sexus – пол). Син.: гомосексуальный.

Монофагия (моно + греч. phagein – есть). Употребление какого‑либо одного вида пищи. Наблюдается при шизофрении, особенно протекающей с ипохондрическим синдромом или психической анорексией, а также при других формах психической анорексии.

Монофазный (моно + греч. phasis – проявление). Син.: монополярный.

Монофобия (моно + греч. phobos – страх). 1. Навязчивый страх, боязнь остаться в одиночестве. 2. Единственный вид фобии, несочетающейся с другими.

Монро тест диагностики чтения [Monroe M., 1930]. Психологическая методика для диагностики факторов, играющих роль в индивидуальной способности к чтению (не учитываются расстройства чтения в связи с интеллектуальной недостаточностью). Состоит из 9 субтестов, частично зрительных, частично слуховых. Исследуются сенсорный аспект и механизмы чтения и письма. Применяется в предшкольном возрасте.

Моральное помешательство (англ. moral insanity) [Prichard J.C., 1835]. Одно из первых описаний психопатии.

Син.: моральная имбецильность, моральная идиотия.

Морвана синдром [Morvan A.M., 1890]. Особая форма миоклонии, характеризующаяся фибриллярными мышечными волнообразными судорогами (главным образом мышц голеней и икроножных). В психическом состоянии – явления депрессии (иногда отмечаются суицидальные мысли, чувство страха, бессонница, ипохондрическая симптоматика). Вегетативные расстройства – потливость, эритема кожи, ускоренный пульс. Чаще всего возникает в связи с нейроинфекцией.

Син.: хорея Морвана, фибриллярная хорея.

Морганьи–Стюарта–Мореля синдром [Morgagni G.B., 1719; Stewart R.M., 1928; Morel F., 1930]. Характеризуется внутренним лобным гиперостозом, ожирением, вирилизмом и гирсутизмом, расстройствами сна, нарушением равновесия, головной болью, эпилептифорными припадками, расстройствами углеводного обмена (в ряде случаев – сахарный диабет). Часто у таких больных обнаруживаются трофические язвы голеней. Проявление органической патологии гипофизарно‑диэнцефальной системы.

Син.: метаболическая краниопатия, внутренний лобный гиперостеоз, нейроэндокринная краниопатия.

Мореля болезнь [Morel F., 1939]. Форма алкогольной энцефалопатии, развивается при длительном «винном алкоголизме». Начало с тяжелой картины делирия. С редукцией делириозных расстройств появляются и быстро прогрессируют явления псевдопаралича, мышечная ригидность, апрактические расстройства. Наблюдаются также астазия‑абазия, сухожильная гиперрефлексия, парезы и параличи конечностей, дизартрия, птоз, нистагм, страбизм, ослабление реакции зрачков на свет, недержание мочи и кала. Патологоанатомически – симметричные очаги спонгиоза и глиоза наружной пирамидальной пластинки (III клеточного слоя) коры лобных долей головного мозга.

Син.: алкогольный ламинарный склероз коры головного мозга, Мореля синдром.

Мореля‑Лавайе болезнь [Morel‑Lavallee, 1911]. Патологическое пристрастие больного к инъекциям. При этом больному совершенно безразлично, какой медикамент ему вводится.

Син.: кентомания.

Морено метод психодрамы [Moreno J.L., 1921]. Психотерапевтический метод, основанный на аффективном отреагировании (катарсисе). Больной принимает участие в разыгрывании драматических отрывков или сценической импровизации, сюжетная линия которых созвучна психотравмирующей ситуации. В интерпретации М.м.п. за рубежом значительную роль играют психоаналитические концепции. Вслед за «психодрамой» Морено развил положение о «социодраме», призванной якобы разрешать социальные конфликты.

Морита терапия [Morita S., 1919]. Специфически японский психотерапевтический метод, основанный на принципах дзен‑буддизма. Применяется при лечении неврастении. Обязательно длительное пребывание в больнице, в течение первой недели – в затемненном помещении, в условиях изоляции. Больной должен сам справляться со своими болезненными переживаниями, ощущениями, встающими перед ним проблемами.

Затем в течение 40‑60 дней в больничный режим вводятся элементы легкой занятости, трудовой терапии. По и в это время обязательна изоляция больного от родных и друзей, не допускается обсуждение им своих симптомов с окружающими. Цель – перестройка личности путем самосозерцания, самопогружения. В дальнейшем подключается групповая психотерапия.

Мория (греч. moria – глупость) [Bruns L., Jastrowitz P., 1888]. Патологически повышенное настроение в сочетании с двигательным возбуждением, беспечностью, дурашливостью, склонностью к грубым шуткам, каламбурам. Характерны также расторможенность влечений, эйфория, склонность к аморальным поступкам. По P. Jastrowitz, определялась как «слабоумие со своеобразно веселым возбуждением». Более точное определение было дано H. Oppenheim [1898] – «страсть к остротам». Наблюдается при поражении базально‑лобных отделов головного мозга. Мориоподобная симптоматика описана при патологии субдоминантного полушария большого мозга. М. может сменять обусловленный поражением конвекситатной поверхности лобных долей апатико‑абулический синдром или предшествовать ему.

Понятие, аналогичное синдрому расторможения [Welt L., 1887].

Син.: Брунса–Ястровица синдром.

Морон (греч. moros – глупый, недалекий). Выраженный дебил.

Морфинизм. Разновидность опийной наркомании. Морфий – природный алкалоид, добываемый из мака, является наркотическим аналгетиком. По отношению к нему в организме довольно быстро формируется психическая и физическая зависимость. М. получил распространение в годы I мировой войны из‑за широкого назначения морфия врачами для обезболиввания. Имеются данные о роли в возникновении М. психопатической конституции. Абстинентный синдром формируется относительно быстро и тяжело протекает. В течение М. происходят изменения личности (заострение преморбидных черт и морально‑этическое снижение), типично психопатоподобное асоциальное поведение. На заключительных этапах – выраженная психическая деградация и физический маразм.

Морфинофобия (лат. morphinum – морфий, phobos – страх). Навязчивый страх, боязнь стать морфинистом.

Морфодисплазии (греч. morphe – вид, форма, dys – нарушение функции, plasis – формирование, образование) [Robert J., 1974; Laurent J.L., 1974]. Вариант эмбриопатии, для которого характерны пороки развития органов, в то время как гистодисплазиям присущи пороки развития тканей. М. возникают в результате экзогенных патологических воздействий и в связи с генетическими изменениями плода. Играют важную роль в формировании олигофрений. Соматические проявления олигофрений эмбрионального генеза отражают стадию развития, в которой реализовалась внешнесредовая или генетическая вредность [Блюмина М. Г., 1978].

Мотивация (англ. motive – повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов: 1. Потребности и инстинкты как источники психической активности; 2. Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности; 3. Эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения. В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные – подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними – антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка – объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их. Различают М. низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая – социальными факторами.

Мудрствование навязчивое. Навязчивое рассуждательство по поводу банальных, надуманных, часто неразрешимых вопросов, сопоставление предположительных альтернативных поступков, попытки оценить возможные последствия в действительности не совершенных больным действий. Иногда М.н. носит характер своеобразного наплыва навязчивых мыслей‑вопросов, которые W. Jahrreiss [1928] определял как навязчивую скачку идей в форме вопросов. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний, особенно при его длительном неблагоприятном течении, определяющемся психастенической почвой. Иногда этот термин применяется для определения сходных внешне клинических феноменов в рамках шизофренического резонерства, однако такое его употребление представляется неправомерным из‑за совершенно различной их психопатологической и патопсихологической структуры. Мудрствование больных шизофренией В.С. Гуськов [1965], следуя W. Griesinger, в отличие от навязчивого называет патологическим, болезненным, однако и этот термин представляется не совсем удачным, так как М.н. также является симптомом патологическим.

Музыкальная эпилепсия [Мержеевский И.П., 1884]. Форма рефлекторной эпилепсии, характеризующаяся музыкогенными припадками. Характерна звуковая аура, полиморфный характер припадков. Наблюдается при диффузных органических поражениях головного мозга с преимущественно височной, чаще двусторонней локализацией [Hoff H., 1956; Weber R., 1956; Piotrowski A., 1959; Горник В.М., 1964]. Современное название – музыкогенная эпилепсия [Gastaut H., 1973].

Син.: музыколепсия, синдром Критчли [Kritchley, 1937].

Музыкотерапия. Использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях – улучшается настроение, оказывается тонизирующее влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, мажорной, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больного. Музыка способствует улучшению контакта с больным, если она соответствует его эмоциональному состоянию. Так, например, при депрессии показана только минорная, элегическая музыка и лишь через несколько сеансов, после установления «музыкального контакта», возможен переход к музыке мажорной тональности. Разработаны методики индивидуальной и групповой активной музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой [Брусиловский Л.С., 1979].

Мукополисахаридозы. Группа наследственных заболеваний соединительной ткани, характеризующихся сочетанным поражением опорно‑двигательного аппарата, внутренних органов, глаз и нервной системы. Основа патогенеза – нарушения обмена мукополисахаридов, обнаруживаемые по увеличению их экскреции с мочой и отложению в различных органах и тканях. По клинико‑морфологическим, биохимическим и генетическим особенностям различают 9 типов М. К М. относятся гаргоилизм (Гурлер болезнь), Санфилиппо синдром, Моркио синдром и др.

Мутизм (лат. mutus – немой). Нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

М. наблюдается: при кататонической шизофрении в связи с негативизмом (в зависимости от формы негативизма говорят об активном и пассивном М.); при истерии (проявляется на фоне утрированной живости мимики, аффективно демонстрируемой тенденции желания разговора, но невозможности его осуществить, стремления проводить речевой контакт в письменной форме, театрального подчеркивания психогенных моментов; при органических поражениях головного мозга (см. М. акинетический) при психических нарушениях у детей (см. М. элективный.

М. акинетический (греч. а – не, kinesis – движение) [Cairns H., Oldfield R.C., Pennybacker J.P., Whiteridge D., 1941]. Синдром, в котором на первый план выступает торможение всех двигательных функций, включая речь, жестикуляцию, мимику. Отсутствуют спонтанная речь и движения, приказания выполняются в замедленном темпе. При этом отмечается ясное сознание, нет сонливости, больные фиксируют взглядом показываемые им предметы. Продолжительность – от нескольких дней до нескольких месяцев, по выходе возможна амнезия. Синдром лишен нозологической специфичности и наблюдается как при органических поражениях головного мозга (опухоли в области III желудочка, гемангиомы мезенцефальной локализации, тромбоз базилярной артерии, энцефалиты, огнестрельные раны лобных отделов головного мозга), так и при нарколепсии, шизофрении, маниакально‑депрессивном психозе, истерии.

Син.: акинетические состояния [Grotjahn, 1939], истинная акинезия [Bostroem A., 1936].

М. хореатический. Затруднение речи в связи с нарушениями деятельности речевого аппарата, гиперкинезами мышц гортани. Наблюдается при ревматической хорее.

М. элективный (лат. electivus – избирательный) [Krammer M., 1934]. Невротический симптом, наблюдающийся в детском возрасте, чаще в возрасте 3 лет или с начала учебы в школе, и проявляющийся в избирательности контакта с окружающими. Чаще всего больной ребенок поддерживает контакт со всеми членами семьи, кроме одного. Речь и интеллект не нарушены. Длительность заболевания от нескольких месяцев до двух лет. Тенденция к самопроизвольному излечению. Эффективна психотерапия.

Син.: селективный мутизм [Hasselman, 1973].

Мура синдром [Moore M.T., 1944]. Приступы недостаточно локализуемой боли в животе, которым нередко предшествует аура («своеобразные ощущения»), тошнота, рвота, бледность, потливость. Во время приступов – судороги мышц брюшной стенки, после приступа – астения. Периодически – нарушения поведения. На ЭЭГ – явления дизритмии. Наблюдается при опухолевом и посттравматическом поражении лобно‑височных отделов головного мозга.

Син.: абдоминальная мигрень.

Мускаринизм (лат. muscarinum – мускарии). Токсикомания, пристрастие к приему сушенных мухоморов, содержащих мускарин.

Мучник–Смирнова двойной тест памяти [Мучник Л.С., Смирнов В.М., 1969]. Экспериментально‑психологическая методика, направленная на изучение кратковременной памяти – непосредственной и оперативной – по сравнению результатов заучивания ряда увеличивающихся знаков и другого ряда, в котором обследуемый должен запоминать результаты сложения пар однозначных чисел.

Мысли внушенные. См. Мысли сделанные.

Мысли контрастные. Вид навязчивых мыслей, отличающихся своим несоответствием реальной ситуации, которая исключает их осуществление.

Мысли навязчивые. Разновидность навязчивых состояний (обсессий). Возникают вопреки желанию больного, воспринимаются им как болезненные, ненужные, вызывающие противодействие. В силу невозможности подавить их отражаются на настроении больного, депримируя его.

Мысли отнятые. Переживание отчуждения мыслей больного, исчезающих как бы под воздействием извне из его сознания и заменяемых другими, внушенными. Симптом в структуре Кандинского–Клерамбо синдрома.

Мысли сделанные. Чуждые больному мысли, результат внешнего воздействия, часто появляются, как бы замещая мысли отнятые. Симптом в структуре Кандинского–Клерамбо синдрома.

Син.: галлюцинации психические, Кальбаума абстрактные галлюцинациии, Кальбаума апперцептивные галлюцинации, мысли внушенные.

Мысли суицидальные. Мысли о самоубийстве, входящие в структуру сверхценного или бредового синдрома. М.с. могут быть и у психически здоровых в связи с представляющейся безвыходной ситуацией.

Мысли убегающие. Проявление нарушения целенаправленности мыслительной деятельности, скачки идей. Наблюдается при маниакальных состояниях.

Мысли хульные. Мысли, противоречащие морально‑этическим свойствам личности, представлениям больного об идеалах, мировоззрению, отношению к близким и т.п. В силу этого крайне тягостно переживаются, депримируют больного.

Мышление. Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л., 1940]. М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображение специфично в силу его обобщенности и опосредованности, что позволяет М. выйти за рамки непосредственно данного. М. является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, способность к абстрагированию и выделению конкретных признаков, различение существенного и несущественного. Познавательная деятельность протекает на двух уровнях психического отражения: первый – это те связи и отношения, обобщения, опосредования, которые доступны чувственному познанию; второй связан с проникновением в причинно‑следственные зависимости, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному. Таковы уровни образа и мысли, между которыми есть свои переходные звенья.

Date: 2015-12-13; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию