Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великого (1689-1725)





 

После смерти Федора царем был объявлен его младший брат Иван V – вместе со сводным младшим братом Петром I. В течение 7 лет Иван и Петр находились под опекой родной сестры Ивана. В 1689 г. Петр I стал единовластным царем после переворота.

Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы (Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П.И. Гордон) – вначале учителя в разных областях, а в дальнейшем – и его сподвижники. Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки.

В молодые годы Петр жил в с. Преображенском, где размещались созданные им «потешные» полки. Там же он познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, ставшим его другом и опорой на всю жизнь, а также другими «молодыми робятами рода простого». Петр научился ценить не знатность и родовитость, но способности человека, его смекалку и преданность делу. У таких людей учился в 1680-х кораблестроительству, в 1684 г. совершал плавания на своем ботике по Яузе, оттуда у него пробудилась любовь к морю, мореплаванию, родилось восхищение голландской культурой.

Делом его жизни стало усиление военной мощи России.

Едва утвердившись на престоле, Петр лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696), завершившихся взятием Азова и выходом на берега Азовского моря. Но это не решило главной внешнеполитической проблемы – установления торговых и иных связей с Европой, что можно было осуществить лишь обретением выхода к Балтике и возвращением русских земель, захваченных Швецией в годы Смуты.

Под видом изучения кораблестроения и морского дела молодой царь ездил одним из 30 волонтеров при Великом посольстве 1697-1698 в Европу. Там Петр Михайлов, как царь себя называл, прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге и Бранденбурге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в этих странах закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Одновременно Великое посольство подготовило создание Северного союза против Швеции, окончательно оформившегося два года спустя (1699 г.).

В феврале 1699 г. царь Петр приказал распустить ненадежные стрелецкие полки и начать формирование регулярных – солдатских и драгунских, ибо «до сей поры никакой пехоты сие государство не имело». Вскоре он подписал указы, под страхом штрафов и порки предписывавшие мужчинам «резать бороды» (ранее считавшиеся символом православной веры), носить одежду европейского образца, а женщинам открывать волосы (ранее скрытые под повоями и киками). Подобные меры готовили общество к коренным переменам, подрывали традиционность устоев образа жизни и привычек. С 1700 г. царь ввел новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от «рождества Христова», что он также рассматривал как шаг в ломке старинных нравов.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям, поэтому Петр распорядился продолжать строительство в Воронеже Азовского флота, начатого во время Азовских походов, лично проверял корабельщиков. И все же Великое посольство заставило его сменить внешнеполитический курс с южного на западный.

Заключив Константинопольский мир 1700 г. с Турцией, Петр переключил все усилия страны на борьбу со Швецией, которой правил Карл XII. Северная война 1700–1721 гг. за выход России к Балтике началась ноябрьским сражением под Нарвой. 40-тысячное необученное и неподготовленное русское войско проиграло его войску Карла XII. Назвав за это шведов «учителями русских», Петр распорядился о проведении решительных реформ, способных сделать русскую армию действительно боеспособной.

Посчитав после Нарвы Россию разгромленной, Карл XII ушел воевать («надолго увяз», по словам Петра) в Польшу, что дало Петру необходимую передышку. Он надеялся изменить облик своей страны, сделав ее похожей на западную, но сохранив самодержавие и крепостничество. Нуждающийся в единомышленниках и сподвижниках, он распорядился отправлять молодых дворян за границу для обучения навигации, механике, артиллерийскому делу, математике и иностранным языкам. В 1701 г. была основана первая в истории страны Навигацкая школа.

В стране развернулся спешный рекрутский набор в армию 100 000 солдат (после 1705 г. появился термин «рекруты»). Их «провожали, как хоронили» (по петровскому указу, срок службы составлял 25 лет), при этом по сложившейся в России практике в солдаты стали отправлять самых строптивых и непокорных молодых людей, нарушавших традиционные нормы крестьянского поведения. В результате этого оказалось, что в новую армию попали в основном люди энергичные, храбрые, незаурядные. Офицерский корпус формировался, по замыслу царя, из дворян, обязанных для получения чина пройти службу в гвардейских полках.

На содержание рекрутов, число которых за годы Северной войны выросло в 4 раза, требовалось вдвое больше средств, чем потреблялось ранее, но Петром легко были найдены казенные средства для содержания и новой кавалерии (набрана в 1701 г.): были назначены новые налоги. Перечеканка серебряной монеты в монету низшего достоинства по прежней номинальной цене (порча монеты) дала свои плоды. Форсированное создание российской промышленной базы заставило царя подписать приказы о строительстве железоделательных заводов и мануфактур, оружейных предприятий в Карелии и на Урале, в Липецке, добыче цветных металлов.

Задуманные царем меры принесли успех. Русская артиллерия после коренного ее преобразования сыграла решающую роль при взятии Дерпта в 1701 г. (ныне Тарту). В 1702 г. удалось отвоевать у шведов Нотебург (Орешек, ныне Шлиссельбург) в устье Невы, после чего на его месте стали расти крепости, а на верфях начали строить корабли. В 1703 г. близ захваченной у шведов крепости Ниеншанц царь распорядился заложить город своего имени, Петербург, и сделать его новой столицей. В гавани близ него появились голландские и английские торговые суда.

Продолжение войны с Карлом XII (антишведский союз после разгрома шведами Саксонии в 1706 г. распался) и углубление реформ в духе европеизации страны выражали петровское понимание патриотизма. Строительство новых мануфактур, обеспечение их, по сути, бесплатной рабочей силой (государственных и ясачных крестьян приписывали к казенным и частным заводам семьями и деревнями) продолжалось. Большинство предприятий создавалось за счет казны. Петр лично вникал в финансовые вопросы, следил за подписанием казенных заказов и массовой мобилизацией крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов.

Сразу после подавления крестьянского булавинского бунта Петр распорядился провести областную реформу 1708-1710 гг.: это сильно раздуло бюрократический аппарат на местах, но в то же время сделало подконтрольными удаленные от центра территории. Тем не менее, нововведения оказались своевременными, поскольку в разгар булавинской войны в западные пределы России вторглись шведские войска. Решающее сражение 27 июня 1709 г. под крепостью Полтава завершилось полным разгромом шведской армии. Присоединяя в 1710 г. к России новые земли в Прибалтике (Ригу, Ревель, Выборг), Петр не уставал доказывать, что концепция выигрыша войны одним генеральным сражением устарела. В то время она господствовала среди военных теоретиков Запада, но оказалась опровергнутой петровской идеей мобилизации всех средств и возможностей для ведения долгосрочной войны на суше и на море. «Тривременная школа» Северной войны (21 год) подтвердили обоснованность петровской новации в военной стратегии, далеко опередившей свое время и перепугавшей западных правителей и дипломатов, недовольных ростом российской мощи и пытавшихся не допустить изменения баланса сил на севере Европы.

Петра занимало юго-восточное направление внешней политики, столь удачно намеченное в средине 1690-х. Но 1711 г. оказался для царя-полководца неудачным. Азов Турции пришлось вернуть, разрушив только что созданную новую базу Азовского флота – Таганрог.

В 1714 г. году русский флот одержал победу у мыса Гангут, и Аландские острова вошли в состав России.

С 1716 г. организацию, вооружение и снаряжение, правила обучения и тактики, права и обязанности всех чинов армии и флота стал определять Воинский устав, в составлении которого Петр принял активное участие.

Неожиданная гибель короля Швеции развязала руки русскому войску, дважды опустошившему берега Швеции у Стокгольма. Высадка десанта в самой Швеции побудили ее пойти на мирное соглашение. К этому времени Петр в чине вице-адмирала командовал уже (с 1719 г.) всем Балтийским флотом, трудясь над составлением Морского устава 1720 г.

За два десятилетия петровская армия окончательно превзошла шведскую и по организации, и по вооружению. Она имела жесткую структуру (бригады и дивизии, сильная полковая и батальонная артиллерия, гренадерские полки, драгунскую кавалерию, лёгкий корпус – корволант – с конной артиллерией), была прекрасно оснащена новейшими ружьями с ударно-кремневыми замками и штыками, полевыми и морскими орудиями, ранжированными по типам и калибрам. Детские увлечения «потешные полками» проявили очевидный полководческий талант, позволивший Петру остаться в истории не только как создатель русской регулярной армии и военно-морского флота, но и как основоположник особой военной школы, породившей позже А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова.

При заключении мира после долголетней Северной войны, подписание которого состоялось в Ништадте в 1721 г., царь проявил себя талантливым дипломатом, глубоко постигшим задачи внешней политики России, проявившим умение пользоваться обстоятельствами и использовать компромиссы. Победа России над Швецией была безусловной и значимой. По договору Россия получила земли по Неве, в Карелии и Прибалтике с городами Нарвой, Ревелем, Ригой, Выборгом и др. При этом Финляндия и 2 млн. рублей серебром передавались Петром проигравшей стороне – Швеции – в качестве компенсации за потерянные территории.

Вслед за подписанием мира была издана «Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов», по которой родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Устанавливая порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам, Петр надеялся консолидировать единомышленников из числа «образованного сословия» и при этом расширить его состав за счет преданных ему и лиц из числа неродовитых и незнатных.

Заставив западный мир признать Россию одной из великих европейских держав, император приступил к решению неотложных задач на Кавказе. Персидский поход Петра 1722–1723 гг. закрепил за Россией западное побережье Каспия с городами Дербент и Баку. Там при Петре впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства, возросло значение внешней торговли.

На протяжении более чем 35 лет правления Петру удалось провести немало реформ и в области культуры и просвещения. Главным результатом их было появление в России светской школы, ликвидация монополия духовенства на образование.

Энергичный, целеустремленный, жадный до новых знаний, Петр не был мелочным и, при всей своей противоречивости, вошел в историю, как «поднявший Россию на дыбы», сумевший кардинально изменить ее облик и ход истории на долгие столетия.

 


Заключение

 

За 17-й век Россия прошла огромный путь – от отсталой, раздробленной и неуправляемой – до сравнимой по силе и культуре с современными (на тот момент) европейскими странами. По силе государства – и его успехи во внешней политике.

Смутное время – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. Причины Смуты коренятся, среди прочего, во вмешательстве сопредельных государств и пресечении династии Рюриковичей. Самостоятельной внешней политики Россия того времени практически не имела.

С появлением на престоле М. Романова кардинально мало что изменилось: был подписан невыгодный мир со Швецией (с передачей ей русских земель и закреплением привилегий предпринимателям и купцам – иностранцам), Польше отдали Черниговскую и Смоленскую земли. Но вместе с тем продолжалось освоение Сибири, Дальнего Востока и южных земель, были открыты посольства России в некоторых европейских странах.

Внешняя политика Алексея Романова запомнилась передачей Швеции недавно у нее же завоеванных земель в Ливонии и возвращением к России отнятых Польшей украинских областей.

Наиболее крупной внешнеполитической акцией Федора Романова стала успешная русско-турецкая война 1676-1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией.

Самым значительным в 17 в. стал, конечно, Петр. Его правление не ограничивается этим столетием, но основные реформы проведены как раз в веке 18 м, поэтому нельзя о них не сказать.

Петр преобразовал армию в победоносную, создал сильный флот, добился успехов в развитии экономики и централизации управления страной, занимался образованием и наукой, изменил мировоззрение русских и мнение о стране на международной арене. Все это помогло добиться успехов во внешней политике: получении выхода к Балтийскому морю, завоевании южных земель, Кавказа и морей. Петр превратил Россию в сильнейшую державу своего времени.

 


Литература

 

1. Мунчев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 1997.

2. Иловайский Д.И. Русская история. М., 1998.

3. Данилов А.А. История России. IX–XIX века. М., 1999.

4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт.: М., 1987–1993.

5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Избранные главы. М., ОЛМА-Пресс Образование, 2004.

Date: 2015-12-13; view: 522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию